Генератор УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31
Генератор переменного тока водостойкого исполнения (рис. 87) представляет собой 12-полюсную синхронную электрическую машину со встроенным выпрямительным блоком ВБГ-7Г или БПВ7-100, с приточной вентиляцией.
На генераторе имеются следующие выводы: « + » — для соединения с
аккумуляторными батареями и нагрузкой; два вывода «Ш» — для соединения с выводом «Ш» и « + » регулятора напряжения; выводы «Ш» выполнены в виде двухконтактной штекерной колодки; «-» для соединения с корпусом регулятора напряжения; вывод «-» — для подключения к тахометру.
Рис. 87. Генератор:
1 — вентилятор; 2 —шкив; 3,7 — шарикоподшипники; 4 —ротор; 5 —щетки; 6 —крышка щеткодержателя; 8 — кольца контактные; 9 — блок выпрямительный; 10 — крышка со стороны контактных колец; 11 — статор; 12 — крышка со стороны привода
Техническая характеристика при температуре окружающей среды (15-35)°С
Номинальное напряжение, В | 28 |
Номинальный ток, А | 47 |
Номинальная мощность, Вт | 1000 |
Частота вращения ротора при напряжении 28 В, мин-1: |
|
без нагрузки при токе нагрузки не более 30 А |
1180 1900 |
Максимальная частота вращения, мин-1 | 8000 |
Ток возбуждения, А | 1,5-1,7 |
Во избежание выхода из строя генераторной установки не допускается:
— работа двигателя при отключенном выключателе аккумуляторных батарей;
— отключение проводов от положительного и отрицательного выводов генератора и разъединение штепсельных разъемов генератора и регулятора напряжения при работающем двигателе;
— проверка исправности генераторной установки путем замыкания перемычки проводов выводов штепсельных разъемов « + » и « — » у генератора и
регулятора напряжения;
— проверка исправности генератора с помощью контрольной лампы или мегаомметра;
— включение аккумуляторной батареи с обратной полярностью или соединение положительного вывода генератора с отрицательным выводом аккумуляторной батареи;
— замыкание выводов регулятора напряжения « + » и «Ш» между собой.
Для обеспечения работоспособности генератора содержите его в чистоте.
Проверяйте работу генератора по показанию указателя тока. При средней частоте вращения коленчатого вала двигателя указатель тока должен показывать зарядный ток, величина которого уменьшается по мере восстановления заряда аккумуляторной батареи. При исправной и полностью заряженной аккумуляторной батарее, исправном генераторе и правильно выбранном уровне регулируемого напряжения стрелка указателя тока должна находиться на отметке «0».
Очищайте генератор от пыли продувкой сжатым воздухом. Ремонтировать генератор следует в специализированной мастерской.
Для проверки состояния щеточного узла снимите щеткодержатель. Про¬верьте легкость перемещения щеток в щеткодержателях. Щетки, выступающие из канала щеткодержателя менее чем на 5 мм, замените. Усилие прижатия щеток к коллектору при сжатии пружины до 17,5 мм должно быть 0,19-0,25 Н (19-25 гс). Если износ контактных колец превышает 0,5 мм по диаметру, проточите их. Минимально допустимый диаметр проточки колец 29,3 мм.
Шарикоподшипники герметизированные, в них заложена смазка на весь срок службы. В случае заедания или сильного шума подшипники замените.
Для проверки исправности генератора на автомобиле необходимо иметь вольтметр постоянного тока класса точности не ниже 1,5. Вольтметр подключается между выводами « + » и « — » генератора. Проверка проводится при включенных аккумуляторных батареях на средней частоте вращения коленчатого вала двигателя (около 2000 мин-1). После работы двигателя в течении десяти минут включите дальний свет фар и зафиксируйте показания вольтметра, которое должно быть 26,6-29,2 В.
Контрольную проверку генератора проводите на специальном стенде, обеспечивающем плавное изменение скорости вращения ротора генератора до 5000 мин-1 и имеющем измерительные приборы класса точности не ниже 1,5. Схема для проверки генератора приведена на рис. 88. Если генератор исправен, то его параметры должны соответствовать технической характеристике.
Рис. 88. Схема проверки электрических характеристик генератора на стенде: 1—генератор; 2 —указатель тока; 3 —вольтметр; 4 —нагрузка; 5 — батарея аккумуляторная; 6 — сопротивление добавочное
Отказ в работе генератора может произойти из-за выхода из строя выпрямительного блока. Проверяют блок на разобранном генераторе при отсоединенной обмотке статора (рис. 89). Выпрямительный блок проверяйте от аккумуляторной батареи, подключенной к его выводам через контрольную лампу. При проверке плюсовых диодов к плюсовой шине выпрямительного блока подсоедините провод аккумуляторной батареи, а второй провод через контрольную лампу поочередно подсоединяйте к выводам диодов. При проверке минусовых диодов к минусовой шине подсоединяйте аккумулятор, а контрольную лампу — к выводам диодов.
Исправные диоды выпрямительного блока проводят ток в одном направлении и, следовательно, лампа горит только при включении диодов в проводящем направлении. Если контрольная лампа горит или не горит при включении ее в обоих направлениях, то диод блока неисправен. При обнаружении неисправности диодов выпрямительный блок замените.
Рис. 89. Схема проверки выпрямительного блока: а —проверка плюсовых диодов; Ь —проверка минусовых диодов; I — диоды включены в непроводящем направлении; II —диоды включены в проводящем направлении
Не проверяйте выпрямительный блок:
— от источника напряжения более 24 В;
— от источника переменного тока.
При установке генератора на двигатель учитывайте, что задний болт крепления генератора к кронштейну закреплен в разрезной опоре, а лапа передней крышки генератора прикреплена без зазора. Поэтому при установке генератора перед затяжкой болтов его крепления ослабьте стяжной болт разрезной опоры, затяните болты крепления генератора и лишь затем полностью затяните стяжной болт задней опоры генератора.
Порядок разборки генератора:
— отверните два винта крепления щеткодержателя и снимите щеткодержатель;
— отверните стяжные болты и снимите крышку со стороны контактных колец вместе со статором;
— отверните гайки крепления фазных выводов от выпрямительного блока и отделите статор от крышки;
— отверните гайку крепления шкива и снимите шкив, вентилятор, опорную втулку. Снимите крышку с вала.
Сборка генератора производится в обратной последовательности.
Проверку и регулировку натяжения ремней генератора проводите по инструкции по эксплуатации на двигатели ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2.