Аккумуляторные батареи УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31
Аккумуляторные батареи предназначены для пуска двигателя с помощью стартера и совместной работы с генератором при максимальных нагрузках.
На автомобиле установлены аккумуляторные батареи, залитые электролитом. По особому требованию могут быть установлены сухозаряженные батареи, которые способны сохранять первоначально сообщенный им заряд в течение одного года с момента изготовления.
Основные данные аккумуляторных батарей
Номинальное напряжение, В | 12 |
Емкость при 20-часовом режиме разряда и температуре электролита +25 °С, А.ч | 190 |
Разрядный ток при 20-часовом режиме разряда, А 9,5 | 9.5 |
Общий объем электролита в батарее, л | 12 |
Сила тока заряда, А | 19 |
Масса батареи с электролитом, кг | 71 |
Крепление аккумуляторных батарей. Аккумуляторные батареи 1 (рис. 92) установлены в контейнере 10 на двух боковых и средней опорах. Батареи после их установки в контейнер крепятся двумя верхними прижимами 13 и передним упором 4. Верхние прижимы 13 фиксируются передними 9 и задними 12 клиновыми упорами. Передние клиновые упоры 9 выполнены регулируемыми и закреплены на крышке 6 контейнера болтами 8. Задний упор 12 приварен в верхней задней части контейнера 10. На верхней панели контейнера 10 приварены направляющие 11 для правильной установки прижима 13 относительно упоров 9 и 12.
Рис. 92. Установка аккумуляторных батарей:
1—батарея аккумуляторная; 2 — скоба; 3 — кронштейны аккумуляторных батарей; 4 — упор передний; 5 — усилитель корпуса ящика; 6 — крышка контейнера; 7 — гайка-барашек; 8 — болт; 9,12 — упоры клиновые передний и задний; 10 — контейнер; 11 — направлящие; 13 — прижим верхний; 14 — кольцо замка
Для проведения технического обслуживания аккумуляторных батарей на автомобиле, без снятия их с автомобиля:
— отключите батареи от бортовой электросети с помощью выключателя «массы»;
— снимите пружинное кольцо 14 замков крышки 6 и откройте замки;
— приподнимите крышку 6 вверх и откиньте на кронштейн 3. Убедитесь в надежной фиксации крышки 6 в горизонтальном положении;
— ослабьте крепление проводов и перемычки между АКБ, предварительно сняв защитные кожуха клемм батарей при их наличии;
— выньте передний упор 4 из контейнера 10, подняв один конец упора 4 до выхода его из-за усилителя 5;
— выньте верхние прижимы 13 из контейнера 10. Если прижим зажат между батареей 1 и задним клиновым упором 12, для снятия прижима используйте отвертку или бородок, вставляя их в отверстие на конце прижима;
— выдвиньте батареи на откидную крышку 6 контейнера.
Для снятия батарей с автомобиля выполните вышеуказанные операции в том же порядке за исключением того, что крышку 6 необходимо снять с контейнера, провода не ослаблять, а отсоединить от клемм батарей. Поочередно выдвигая батареи на кронштейн 3 снимите их с автомобиля.
При выдвижении батарей 1 из контейнера 10 на кронштейн 3 и снятии с автомобиля соблюдайте меры предосторожности, исключающие падение незакрепленной батареи.
Устанавливайте батареи на автомобиль и закрепляйте их в обратной последовательности.
Следите, чтобы верхние прижимы были установлены в направляющие 11. В противном случае прижим 13 не будет взаимодействовать с клиновыми упорами 9 и 12 и батарея не будет закреплена, что может вызвать ее разрушение. Не допускайте деформации направляющих 11 при установке и закреплении батареи.
При установке и закреплении батареи не допускайте пережима и резких перегибов проводов к стартеру и выключателю «массы», изгиба наконечников, а также вредных контактов проводов с металлическими деталями контейнера.
После установки батарей на автомобиль отрегулируйте положение передних клиновых упоров 9, для чего ослабьте затяжку болтов 8 крепления упоров 9 к крышке 6, переместите упоры 9 по удлиненным отверстиям крышки 6 от себя до упора и затяните болты 8. Регулируйте положение передних клиновых упоров 9 на закрытой крышке 6 контейнера 10 после установки в контейнер батарей 1 и верхних прижимов 13.
Подготовка сухозаряженных аккумуляторных батарей к работе. Порядок подготовки батарей для приведения в рабочее состояние:
— снимите защитный кожух и крышку, очистите батареи от пыли, а болты выводов от смазки;
— выверните пробки из заливочных отверстий, удалите герметизирующие прокладки и прочистите вентиляционные отверстия в пробках. У полиэтиленовых пробок, имеющих выступ, срежьте его и очистите вентиляционные каналы;
— залейте электролит плотностью, указанной в таблице 6.
Таблица
Плотность электролита
Климатические зоны и районы. Средняя месячная температура воздуха в январе, °С (ГОСТ 16350-70) |
Время года |
Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3 |
|
заливаемого полностью заряженной батареи |
|||
Холодная с климатическими районами: очень холодный (от минус 50 до минус 30) |
Зима |
1,28 |
1,30 |
Лето |
1,24 |
1,26 |
|
холодный (от минус 30 до минус 15) |
Круглый год |
1,26 |
1,28 |
Умеренная (от минус 15 до минус 8) |
1,24 |
1,26 |
|
Жаркая (от минус 15 до плюс 4) |
Круглый год |
1,22 |
1,24 |
Теплая, влажная (от 0 до плюс 4) |
1,20 |
1,22 |
Электролит готовьте разведением аккумуляторной серной кислоты ГОСТ 667-73 (но не технической) в дистиллированной воде ГОСТ 6709-72. При этом руководствуйтесь таблицей 7.
Таблица
Приготовление 1 л электролита необходимой плотности
Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3 | Количество воды, л | Количество кислоты, плотностью 1,83 г/см3 при температуре 25 °С | |
л кг | |||
1,20 | 0,859 | 0,200 | 0,360 |
1,22 | 0,839 | 0,221 | 0,404 |
1,24 | 0,819 | 0,242 | 0,444 |
1,26 | 0,800 | 0,263 | 0,484 |
1,28 | 0,781 | 0,285 | 0,523 |
1,40 | 0,650 | 0,423 | 0,776 |
Приготовляя электролит, заливайте кислоту в воду, но не наоборот.
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть 15-30 °С. После пропитки в течение 2 ч доведите уровень электролита до 10-15 мм над предохранительным щитком. Температура электролита перед включением батареи на заряд не должна превышать 30 °С.
Заряжайте батарею током 19 А до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторных батареях, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 2 ч.
В процессе заряда температура электролита не должна превышать 45 °С. При достижении температуры электролита 45 °С зарядный ток следует уменьшить наполовину и соответственно увеличить время заряда или же прекратить заряд на время остывания электролита до температуры 30-35 °С. В процессе заряда плотность электролита повышается и к концу заряда достигает значения, указанного в таблице 6, с учетом температурной поправки согласно таблице 8.
В конце заряда, если плотность электролита, измеренная с учетом температурной поправки (см.табл. 8), будет отличаться от нормы, проведите корректировку плотности электролита: выше нормы — долейте дистиллированной воды, ниже нормы — долейте электролит плотностью 1,40 г/см3, . После корректировки (для перемешивания электролита) продолжите заряд в течение 30-40 мин.
Таблица 8
Зависимость плотности электролита от температурной поправки
Температура электролита, °С |
Поправки к показаниям денсиметра,г/см3 |
46 — 60 |
плюс 0,02 |
45 — 31 |
плюс 0,01 |
30 — 20 |
0,01 |
19 — 5 |
0,00 |
от плюс 4 до минус 10 |
минус 0,02 |
от минус 11 до минус 25 |
минус 0,03 |
от минус 26 до минус 40 |
минус 0,04 |
от минус 41 до минус 55 |
минус 0,05 |
Через 0,5 ч после окончания заряда установите уровень электролита 10-15 мм над предохранительным щитком, вверните пробки, поверхность батареи тщательно протрите ветошью, смоченной 10 % раствором аммиака или кальцинированной соды, затем протрите ветошью, смоченной водой, и вытрите насухо. Установите крышку и защитный кожух.
В особых случаях, при необходимости очень быстрого ввода сухозаряженных батарей в эксплуатацию, допускается устанавливать их на автомобили без проверки плотности электролита после 20 мин пропитки при условии, что срок хранения батарей не превышает одного года и приведение в рабочее состояние производится при температуре батарей и заливаемого электролита не ниже плюс 15 °С. При необходимости срочного ввода в эксплуатацию сухозаряженных батарей, хранящихся при отрицательных температурах до минус 30 °С, заливайте электролит плотностью 1,26-1,28 г/см3 с температурой 38-42 °С.
При этом электролит приготавливайте в два этапа согласно табл. 9. Залитые электролитом батареи после одного часа выдержки устанавливайте на автомобиль.
Таблица 9
Приготовление электролита
Наименование этапа |
Плотность получаемого электролита г/см3 |
Количество добавляемой серной кислоты плотностью 1,83 г/см3 |
Предварительное разведение производится заранее, с учетом времени, необходимого для остывания электролита до плюс 15 °С, и хранящегося далее в отапливаемом помещении |
1,20-1,21 при плюс 15 °С |
0,24 на литр воды |
Окончательное приготовление производится непосредственно перед заливкой |
1,26-1,28 при плюс 40 °С |
0,13 на литр полученного электролита |
Уровень электролита должен быть 10-15 мм над предохранительным щитком. При первой возможности батарею полностью зарядите и доведите плотность до нормальной.
Порядок эксплуатации батарей. Во время эксплуатации не соединяйте между собой зажимы батарей для испытания на «искру».
По плотности электролита с учетом температурной поправки определите заряженность батареи (табл. 10). Батарею, разряженную более чем на 25 % зимой и более чем на 50 % летом, снимите с эксплуатации и поставьте на зарядку.
Зимой воду доливайте непосредственно перед запуском двигателя. При понижении уровня электролита, в случае его выплескивания, долейте его. При этом плотность доливаемого электролита должна соответствовать плотности его в аккумуляторе. Если электролит попал на поверхность аккумуляторной батареи, удалите его чистой ветошью, смоченной в 10 % растворе аммиака или кальцинированной соды. Затем протрите поверхность ветошью, смоченной в воде, насухо вытрите.
Таблица
Определение допустимого разряда батарей
Климатические зоны и районы. Средняя месячная температура воздуха в январе, °С | Времена года | Плотность электролита батареи, заряженной | Допустимое снижение плотности электролита при разрядке батарей | |
на 100 %, г/см3 | на 50 % летом, г/см3 | на 25 % зимой, г/см3 | ||
Холодная, с климатическими районами: очень холодный от минус 50 до минус 30; | Круглый год | 1,30 | 1,22 | 1,26 |
холодный от минус 30 до минус 15 | 1,28 | 1,20 | 1,24 | |
Умеренная: от минус 15 до минус 8 | 1,26 | 1,18 | 1,22 | |
Жаркая: от минус 15 до плюс 4 | 1,24 | 1,16 | 1,20 | |
Теплая, влажная: от 0 до плюс 4 | 1,22 | 1,14 | 1,18 |
Батареи в сухозаряженном состоянии храните при температуре воздуха в помещении от минус 40 до плюс 60 °С. Пробки с герметизирующими дисками должны быть плотно ввернуты в аккумуляторы, болты и гайки к выводам смазаны тонким слоем смазки.
Основные неисправности аккумуляторных батарей и методы их устранения приведены в разделе «Возможные неисправности и методы их устранения».