Аккумуляторные батареи УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31

Аккумуляторные батареи предназначены для пуска двигателя с помощью стартера и совместной работы с генератором при максимальных нагрузках.

На автомобиле установлены аккумуляторные батареи, залитые электролитом. По особому требованию могут быть установлены сухозаряженные батареи, которые способны сохранять первоначально сообщенный им заряд в течение одного года с момента изготовления.

Основные данные аккумуляторных батарей

Номинальное напряжение, В 12
Емкость при 20-часовом режиме разряда и температуре электролита +25 °С, А.ч 190
Разрядный ток при 20-часовом режиме разряда, А 9,5 9.5
Общий объем электролита в батарее, л 12
Сила тока заряда, А 19
Масса батареи с электролитом, кг 71

Крепление аккумуляторных батарей. Аккумуляторные батареи 1 (рис. 92) установлены в контейнере 10 на двух боковых и средней опорах. Батареи после их установки в контейнер крепятся двумя верхними прижимами 13 и передним упором 4. Верхние прижимы 13 фиксируются передними 9 и задними 12 клиновыми упорами. Передние клиновые упоры 9 выполнены регулируемыми и закреплены на крышке 6 контейнера болтами 8. Задний упор 12 приварен в верхней задней части контейнера 10. На верхней панели контейнера 10 приварены направляющие 11 для правильной установки прижима 13 относительно упоров 9 и 12.

Установка аккумуляторных батарей УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31

Рис. 92. Установка аккумуляторных батарей:

1—батарея аккумуляторная; 2 — скоба; 3 — кронштейны аккумуляторных батарей; 4 — упор передний; 5 — усилитель корпуса ящика; 6 — крышка контейнера; 7 — гайка-барашек; 8 — болт; 9,12 — упоры клиновые передний и задний; 10 — контейнер; 11 — направлящие; 13 — прижим верхний; 14 — кольцо замка

Для проведения технического обслуживания аккумуляторных батарей на автомобиле, без снятия их с автомобиля:

— отключите батареи от бортовой электросети с помощью выключателя «массы»;

— снимите пружинное кольцо 14 замков крышки 6 и откройте замки;

— приподнимите крышку 6 вверх и откиньте на кронштейн 3. Убедитесь в надежной фиксации крышки 6 в горизонтальном положении;

— ослабьте крепление проводов и перемычки между АКБ, предварительно сняв защитные кожуха клемм батарей при их наличии;

— выньте передний упор 4 из контейнера 10, подняв один конец упора 4 до выхода его из-за усилителя 5;

— выньте верхние прижимы 13 из контейнера 10. Если прижим зажат между батареей 1 и задним клиновым упором 12, для снятия прижима используйте отвертку или бородок, вставляя их в отверстие на конце прижима;

— выдвиньте батареи на откидную крышку 6 контейнера.

Для снятия батарей с автомобиля выполните вышеуказанные операции в том же порядке за исключением того, что крышку 6 необходимо снять с контейнера, провода не ослаблять, а отсоединить от клемм батарей. Поочередно выдвигая батареи на кронштейн 3 снимите их с автомобиля.

При выдвижении батарей 1 из контейнера 10 на кронштейн 3 и снятии с автомобиля соблюдайте меры предосторожности, исключающие падение незакрепленной батареи.

Устанавливайте батареи на автомобиль и закрепляйте их в обратной последовательности.

Следите, чтобы верхние прижимы были установлены в направляющие 11. В противном случае прижим 13 не будет взаимодействовать с клиновыми упорами 9 и 12 и батарея не будет закреплена, что может вызвать ее разрушение. Не допускайте деформации направляющих 11 при установке и закреплении батареи.

При установке и закреплении батареи не допускайте пережима и резких перегибов проводов к стартеру и выключателю «массы», изгиба наконечников, а также вредных контактов проводов с металлическими деталями контейнера.

После установки батарей на автомобиль отрегулируйте положение передних клиновых упоров 9, для чего ослабьте затяжку болтов 8 крепления упоров 9 к крышке 6, переместите упоры 9 по удлиненным отверстиям крышки 6 от себя до упора и затяните болты 8. Регулируйте положение передних клиновых упоров 9 на закрытой крышке 6 контейнера 10 после установки в контейнер батарей 1 и верхних прижимов 13.

Подготовка сухозаряженных аккумуляторных батарей к работе. Порядок подготовки батарей для приведения в рабочее состояние:

— снимите защитный кожух и крышку, очистите батареи от пыли, а болты выводов от смазки;

— выверните пробки из заливочных отверстий, удалите герметизирующие прокладки и прочистите вентиляционные отверстия в пробках. У полиэтиленовых пробок, имеющих выступ, срежьте его и очистите вентиляционные каналы;

— залейте электролит плотностью, указанной в таблице 6.

Таблица

Плотность электролита

Климатические зоны и районы. Средняя месячная температура воздуха в январе, °С (ГОСТ 16350-70)

Время года

Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3

заливаемого полностью заряженной батареи

Холодная с климатическими районами: очень холодный (от минус 50 до минус 30)

Зима

1,28

1,30

Лето

1,24

1,26

холодный (от минус 30 до минус 15)

Круглый год

1,26

1,28

Умеренная (от минус 15 до минус 8)

1,24

1,26

Жаркая (от минус 15 до плюс 4)

Круглый год

1,22

1,24

Теплая, влажная (от 0 до плюс 4)

1,20

1,22

Электролит готовьте разведением аккумуляторной серной кислоты ГОСТ 667-73 (но не технической) в дистиллированной воде ГОСТ 6709-72. При этом руководствуйтесь таблицей 7.

Таблица

Приготовление 1 л электролита необходимой плотности

Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3

Количество воды, л

Количество кислоты, плотностью 1,83 г/см3 при температуре 25 °С

л кг

1,20

0,859

0,200

0,360

1,22

0,839

0,221

0,404

1,24

0,819

0,242

0,444

1,26

0,800

0,263

0,484

1,28

0,781

0,285

0,523

1,40

0,650

0,423

0,776

Приготовляя электролит, заливайте кислоту в воду, но не наоборот.

Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть 15-30 °С. После пропитки в течение 2 ч доведите уровень электролита до 10-15 мм над предохранительным щитком. Температура электролита перед включением батареи на заряд не должна превышать 30 °С.

Заряжайте батарею током 19 А до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторных батареях, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 2 ч.

В процессе заряда температура электролита не должна превышать 45 °С. При достижении температуры электролита 45 °С зарядный ток следует уменьшить наполовину и соответственно увеличить время заряда или же прекратить заряд на время остывания электролита до температуры 30-35 °С. В процессе заряда плотность электролита повышается и к концу заряда достигает значения, указанного в таблице 6, с учетом температурной поправки согласно таблице 8.

В конце заряда, если плотность электролита, измеренная с учетом температурной поправки (см.табл. 8), будет отличаться от нормы, проведите корректировку плотности электролита: выше нормы — долейте дистиллированной воды, ниже нормы — долейте электролит плотностью 1,40 г/см3, . После корректировки (для перемешивания электролита) продолжите заряд в течение 30-40 мин.

Таблица 8

Зависимость плотности электролита от температурной поправки

Температура электролита, °С

Поправки к показаниям денсиметра,г/см3

46 — 60

плюс 0,02

45 — 31

плюс 0,01

30 — 20

0,01

19 — 5

0,00

от плюс 4 до минус 10

минус 0,02

от минус 11 до минус 25

минус 0,03

от минус 26 до минус 40

минус 0,04

от минус 41 до минус 55

минус 0,05

Через 0,5 ч после окончания заряда установите уровень электролита 10-15 мм над предохранительным щитком, вверните пробки, поверхность батареи тщательно протрите ветошью, смоченной 10 % раствором аммиака или кальцинированной соды, затем протрите ветошью, смоченной водой, и вытрите насухо. Установите крышку и защитный кожух.

В особых случаях, при необходимости очень быстрого ввода сухозаряженных батарей в эксплуатацию, допускается устанавливать их на автомобили без проверки плотности электролита после 20 мин пропитки при условии, что срок хранения батарей не превышает одного года и приведение в рабочее состояние производится при температуре батарей и заливаемого электролита не ниже плюс 15 °С. При необходимости срочного ввода в эксплуатацию сухозаряженных батарей, хранящихся при отрицательных температурах до минус 30 °С, заливайте электролит плотностью 1,26-1,28 г/см3 с температурой 38-42 °С.

При этом электролит приготавливайте в два этапа согласно табл. 9. Залитые электролитом батареи после одного часа выдержки устанавливайте на автомобиль.

Таблица 9

Приготовление электролита

Наименование этапа

Плотность

получаемого

электролита

г/см3

Количество доба­вляемой серной кислоты плотнос­тью 1,83 г/см3

Предварительное разведение производится заранее, с учетом времени, необходимого для остывания электролита до плюс 15 °С, и хранящегося далее в отапливаемом помещении

1,20-1,21 при плюс 15 °С

0,24 на литр воды

Окончательное приготовление производится непосредственно перед заливкой

1,26-1,28 при плюс 40 °С

0,13 на литр полученного электролита

Уровень электролита должен быть 10-15 мм над предохранительным щитком. При первой возможности батарею полностью зарядите и доведите плотность до нормальной.

Порядок эксплуатации батарей. Во время эксплуатации не соединяйте между собой зажимы батарей для испытания на «искру».

По плотности электролита с учетом температурной поправки определите заряженность батареи (табл. 10). Батарею, разряженную более чем на 25 % зимой и более чем на 50 % летом, снимите с эксплуатации и поставьте на зарядку.

Зимой воду доливайте непосредственно перед запуском двигателя. При понижении уровня электролита, в случае его выплескивания, долейте его. При этом плотность доливаемого электролита должна соответствовать плотности его в аккумуляторе. Если электролит попал на поверхность аккумуляторной батареи, удалите его чистой ветошью, смоченной в 10 % растворе аммиака или кальцинированной соды. Затем протрите поверхность ветошью, смоченной в воде, насухо вытрите.

Таблица

Определение допустимого разряда батарей

Климатические зоны и рай­оны. Средняя месячная темпе­ратура воздуха в январе, °С

Времена

года

Плотность

электролита

батареи,

заряженной

Допустимое снижение плотности электролита при разрядке батарей

на 100 %, г/см3

на 50 % летом, г/см3

на 25 % зимой, г/см3

Холодная, с климатичес­кими районами:

очень холодный от минус 50 до минус 30;

Круглый

год

1,30

1,22

1,26

холодный от минус 30 до минус 15

1,28

1,20

1,24

Умеренная: от минус 15 до минус 8

1,26

1,18

1,22

Жаркая: от минус 15 до плюс 4

1,24

1,16

1,20

Теплая, влажная: от 0 до плюс 4

1,22

1,14

1,18

Батареи в сухозаряженном состоянии храните при температуре воздуха в помещении от минус 40 до плюс 60 °С. Пробки с герметизирующими дисками должны быть плотно ввернуты в аккумуляторы, болты и гайки к выводам смазаны тонким слоем смазки.

Основные неисправности аккумуляторных батарей и методы их устранения приведены в разделе «Возможные неисправности и методы их устранения».