Коробка отбора мощности УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31

Коробка отбора мощности (КОМ) — одноступенчатая, крепится к картеру коробки передач с правой стороны и предназначена для привода вспомогательных агрегатов. Коробка изготавливается в двух вариантах: с насосом (рис. 107) и фланцем (рис. 108).

Коробка отбора мощности с насосом УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31

Рис. 107. Коробка отбора мощности с насосом:

1 —ось ведущей шестерни; 2 —картер; 3 —шестерня ведущая; 4 —крышка картера; 5 — шестерня ведомого вала; 6 —диафрагма камеры включения; 7 —крышка камеры включения; 8 — крышка; 9 — вилка; 10 — шток вилки включения; 11 — пружина; 12 — насос; 13 — шарикоподшипники; 14 —вал ведомый; 15 —кольцо распорное подшипников; 16 — роликоподшипники

Включайте коробку отбора мощности при давлении воздуха в пневмосистеме автомобиля не менее 500 кПа (5 кгс/см2) и выключенном сцеплении. Между фланцами картеров коробки передач и отбора мощности установлены регулировочные прокладки, с помощью которых отрегулирован боковой зазор в зацеплении шестерен (по шуму). При необходимости замены прокладок на новые их толщина должна быть сохранена.

Управление коробкой отбора мощности дистанционное, пневматическое, состоит из крана управления, механизма включения и воздухопроводов.

Для обеспечения дистанционного включения коробки отбора мощности в кабине справа от водителя, на нижней кромке панели приборов, на кронштейне установлен кран управления.

При выключенной коробке отбора мощности рычаг 8 (рис. 109) находится в верхнем положении, шток 7 в правом положении. Клапан 3 под действием пружины 2 поджат к седлу 4 и воздух через кран не поступает. При включении коробки отбора мощности рычаг крана 8 переводится в нижнее положение. Шток 7 перемещается в крайнее левое положение, давит на клапан 3 и отодвигает его от седла 4. Сжатый воздух по воздухопроводам поступает в диафрагменную камеру механизма включения. Диафрагма 6 (см.рис. 107) через шток 10 с вилкой 9 вводит шестерню 5 ведомого вала в зацепление с ведущей шестерней 3. При выключении коробки отбора мощности рычаг крана 8 (см.рис. 109) переводится в верхнее положение. Шток 7 под действием пружины 5 перемещается в крайнее правое положение, отрываясь при этом от клапана 3. Через отверстие в штоке 10 (см.рис. 107) камера механизма включения коробки сообщается с атмосферой, воздух из камеры выпускается и под действием пружины шток с вилкой 9 выводит шестерню ведомого вала 14 из зацепления с ведущей шестерней 3. Одновременно с выпуском воздуха в атмосферу клапан 3 (см.рис. 109) под действием пружины 2 прижимается к седлу 4 и разобщает входное и выходное отверстия крана.

Коробка отбора мощности с фланцем УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31

Рис. 108. Коробка отбора мощности с фланцем:

1 — ось ведущей шестерни; 2 — картер; 3 — шестерня ведущая; 4 — крышка картера; 5 — шестерня ведомого вала; 6 —диафрагма камеры включения; 7 —крышка камеры включения; 8 — крышка; 9 — вилка; 10 — шток вилки включения; 11 — пружина; 12 —вал ведомый; 13 — крышка; 14 — фланец; 15 — гайка; 16 — манжета; 17 — шарикоподшипники; 18 — кольцо распорное подшипников; 19 — роликоподшипники

Кран пневматический УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31

Рис. 109. Кран пневматический: 1 — крышка; 2 — пружина клапана; 3 — клапан; 4 — седло клапана; 5 — пружина штока; 6 — корпус; 7 — шток крана; 8 — рычаг; а —выключено; b —включено; с —подвод воздуха.