Обкатка и вождения автомобиля УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31

Обкатка и вождения автомобиля

Срок службы автомобиля, а также надежность и экономичность его работы зависят от приработки деталей в начальный период эксплуатации. Обкатка может выполняться перед вводом в эксплуатацию нового автомобиля, а также в процессе его эксплуатации. На протяжении этого периода требуется тщательный уход за новым автомобилем и строгое соблюдение правил эксплуатации, изложенных ниже.

В процессе эксплуатации следите за тепловым режимом агрегатов автомобиля. На протяжении первых 1000 км пробега (50 часов работы двигателя):

— прогревайте двигатель при частоте вращения коленчатого вала 1300¬1600 мин-1;

— не превышайте скорость движения на первой передаче более 5 км/ч, на второй — 10 км/ч, на третьей — 20 км/ч, на четвертой — 40 км/ч, на пятой — 50 км/ч;

— не эксплуатируйте автомобиль в тяжелых дорожных условиях и с прицепом;

— дважды, через 100-150 км и 200-300 км и при каждом снятии и установке колес на ступицу автомобиля подтяните гайки крепления колес;

— не снижайте давление воздуха в шинах.

Эксплуатацию седельных тягачей Урал-4420-10, Урал-4420-31 и Урал-442020311-31 на протяжении первых 1000 км пробега проведите по дорогам с твердым покрытием с полуприцепом общей массой не более 12 т. После 1000 км пробега (50 часов работы двигателя) выполните работы, указанные в разделе «Техническое обслуживание. Техническое обслуживание в начальный период эксплуатации».

Вождение авомобиля

Правильное вождение автомобиля является одним из важнейших условий увеличения сроков его службы и безаварийной работы, а также позволяет добиться высоких средних скоростей движения при минимальном расходе топлива.

Успешное преодоление труднопроходимых участков пути возможно только при умелом управлении всеми механизмами автомобиля. При работе с прицепом и в тяжелых дорожных условиях (снег, грязь, мягкий грунт, песок и т.д.) начинайте движение только с первой передачи. На мягких грунтах, сырой луговине, снежной целине и песчаных участках двигайтесь плавно, без рывков, пробуксовки и остановок. Небольшие сугробы и короткие подъемы преодолевайте с разгона.

На особо тяжелых участках (снег, грязь, мягкий грунт, песок и т.д.) при необходимости снижайте давление воздуха в шинах до определенной величины, соответствующей наилучшей проходимости на данном участке (для автомобилей, имеющих централизованную систему подкачки шин) и блокируйте дифференциал раздаточной коробки, так как буксование ведущих колес при потере автомобилем подвижности или движение с пробуксовкой колес при разблокированном дифференциале приводит к интенсивному износу дифференциала раздаточной коробки и шин.

Во всех других случаях движения при отсутствии пробуксовки колес дифференциал раздаточной коробки разблокируйте во избежание дополнительных нагрузок в трансмиссии. Низшую передачу в раздаточной коробке включайте при движении по труднопроходимым участкам пути, а также на крутых подъемах.

Переключайте передачи в раздаточной коробке только после полной остановки автомобиля, не устанавливайте рычаг управления раздаточной коробки в нейтральное положение при включенной передаче в коробке передач и выключенной коробке дополнительного отбора мощности.

Коробку дополнительного отбора мощности и коробку отбора мощности включайте на остановленном автомобиле при выключенном сцеплении и при давлении воздуха в пневмосистеме не менее 500 кПа (5 кгс/см2). После перевода рычажка крана в положение «включено», педаль сцепления отпускайте плавно.

Тормозите автомобиль плавно, постепенно увеличивая нажатие на педаль. На длинных спусках применяйте торможение двигателем с использованием вспомогательного тормоза. При этом частота вращения коленчатого вала двигателя может быть близкой к номинальной, но не превышать 2100 мин-1. Если двигатель будет развивать частоту вращения выше 2100 мин -1, периодически интенсивно притормаживайте автомобиль рабочими тормозами.

Внимание! Не выключайте двигатель на длинных спусках.

Останавливать автомобиль на уклоне не рекомендуется. При вынужденной остановке необходимо принять меры, исключающие возможность скатывания автомобиля: отключить подачу топлива, вытянув ручку тяги останова двигателя на себя до упора, включить стояночный тормоз, первую передачу в коробке передач и подложить упоры под колеса.

Во избежание бокового скольжения соблюдайте осторожность при движении по скользким и обледенелым дорогам.

На автомобилях, имеющих централизованную систему регулирования давления воздуха в шинах, при движении по дорогам с усовершенствованным покрытием с номинальной нагрузкой давление воздуха в шинах должно быть номинальным.

На труднопроходимых участках пути на автомобилях допускается кратковременное снижение внутреннего давления воздуха в шинах. При этом максимальный пробег и максимальная скорость не должны превышать значений, указанных в табл. 12.

Не снижайте давление в шинах больше, чем это необходимо по условиям дороги. Помните, что пробег при сниженном давлении ограничен, снижайте давление только при крайней необходимости.

При движении с пониженным давлением следите за показаниями манометра давления в шинах.

Запрещается движение с пониженным давлением для увеличения плавности хода. При длительном движении давление в шинах может повышаться за счет разогрева шин. Для снижения сопротивления качению и для экономии топлива давление в разогретых шинах не уменьшайте.

Таблица 12

Шины 14.00-20 мод. ОИ-25

Вид дорог

Допускаемое сниженное давление, МПа (кгс/см2)

максимальная

скорость,

км/ч

Максимальный пробег в течение гарантийного срока службы шин, км

Тяжелые участки

0,07 (0,7)

15

600

заболоченной местности,

0,10 (1,0)

25

800

снежной целины и сыпучих песков

0,15 (1,5)

30

1400

Дороги всех типов на период подкачки шин после тяжелых участков пути

0,15...ном.

(1,5...ном.)

40

1400

Шины 390Ы20 мод. 0-65

Вид дорог

Допускаемое сниженное давление, МПа (кгс/см)

Максимальная

скорость,

км/ч

Максимальный пробег в течение гарантийного срока службы шин, км

Тяжелые участки

0,10 (1,0)

15

600

заболоченной местности,

0,15 (1,5)

20

800

снежной целины и сыпучих песков

0,20 (2,0)

30

1400

Дороги всех типов на период подкачки шин после тяжелых участков пути

0,2...ном.

(2,0...ном.)

40

1400

Шины 390/95Ы20 КАМА-УРАЛ

Вид дорог

Допускаемое сниженное давление, МПа (кгс/см)

Максимальная

скорость,

км/ч

Максимальный пробег в течение гарантийного срока службы шин, км

Тяжелые участки

0,10 (1,0)

20

600

заболоченной местности,

0,15 (1,5)

25

800

снежной целины и сыпучих песков

0,20 (2,0)

35

1400

Дороги всех типов на период подкачки шин после тяжелых участков пути

0,2...ном.

(2,0...ном.)

45

1400

Шины 1200x500-508, 500/70-508 (1200x500-508), 500/70-20 (1200x500-508) мод. ИД-П284

Вид дорог

Допускаемое сниженное давление, МПа (кгс/см2)

Максимальная

скорость,

км/ч

Максимальный пробег в течение гарантийного срока службы шин, км

Тяжелые участки

0,10 (1,0)

20

400

заболоченной местности, снежной целины и сыпучих песков

0,15 (1,5)

20

1000

Дороги всех типов на период подкачки шин после тяжелых участков пути

0,15...ном.

(1,5...ном.)

30

1000

При движении с номинальным давлением в шинах:

— на автомобилях Урал-4320-31, Урал-4320-0611-31, седельных тягачах Урал- 4420-31 колесные краны переднего моста должны быть закрыты, а задней тележки открыты;

— на автомобилях Урал-4320-0911-30, седельных тягачах Урал-44202-0612¬30 колесные краны переднего моста должны быть открыты, а задней тележки закрыты.

Преодоление брода. Автомобиль преодолевает брод глубиной 0,7 м. Автомобиль, оборудованный системой герметизации, может преодолевать после специальной подготовки брод глубиной до 1,2 м или 1,7 м (с учетом волны). Преодоление глубокого брода требует большой осторожности. Перед преодолением брода необходимо тщательно измерить глубину брода, проверить состояние дна, убедиться в отсутствии ям, крупных камней, топких мест, выбрать и проверить места входа в воду и выхода автомобиля из воды, а также отметить вехами глубокие места.

Для преодоления брода глубиной до 1 м:

— закройте радиатор шторой;

— установите номинальное давление воздуха в шинах.

При большей глубине брода дополнительно:

— на автомобилях, имеющих муфту вентилятора, включатель фрикционного привода вентилятора установите в положении принудительного отключения, установив ручку крана управления муфтой вентилятора в положение, обозначенное буквой «О»;

— герметизируйте аккумуляторные батареи установкой резиновых прокладок под пробки аккумуляторов и плотной затяжкой пробок;

— очистите привалочную поверхность фланца выпускной трубы от грязи, установите бродовый клапан шарниром заслонки вверх;

— проверьте крепление соединений системы выпуска газов.

Преодолевайте брод на первой или второй передачах коробки передач,

пониженной передаче в раздаточной коробке и с заблокированным межосевым дифференциалом. Въезжайте на малой скорости, не создавая волны, избегайте маневрирования, не останавливайтесь. Время пребывания автомобиля в воде — не более 15 мин.

Во избежание попадания воды и грязи в инструментальный ящик плотно прижмите центральным винтом крышку инструментального ящика. После преодоления брода откройте инструментальный ящик, удалите воду и просушите инструмент.

После преодоления брода проверьте уровень масла в двигателе и агрегатах автомобиля. Повышенный уровень масла, наличие капель воды на указателе уровня масла или изменение цвета масла являются признаком проникновения воды. Если вода попала в масляный картер двигателя, масло замените.

Проверьте наличие воды в системе питания топливом, отвернув сливные пробки топливного бака и фильтра грубой очистки топлива до начала истечения топлива.

В случае попадания воды слейте отстой из бака и замените фильтрующие элементы тонкой очистки топлива.

Удалите воду из воздушной магистрали насосного агрегата и котла предпускового подогревателя включением насосного агрегата на 2-3 мин.

Проверьте полости картеров маховика двигателя и картера сцепления на отсутствие воды путем снятия крышки люка проворота маховика и вывертывания конической пробки из нижнего люка картера сцепления. После проверки установите снятые детали. Проверку производите в возможно короткий срок после преодоления брода, не допуская длительной стоянки автомобиля без указанной проверки.

Подшипники скольжения и шарнирные соединения прошприцуйте при первой возможности.

При движении после преодоления брода соблюдайте особую осторожность в связи со снижением эффективности тормозов из-за намокания накладок. Просушите тормозные механизмы 3-5 раз притормозив автомобиль в движении.

Если при преодолении брода двигатель остановился, сделайте две-три попытки пуска двигателя стартером с перерывами между пусками 1 мин. Если двигатель не запускается, автомобиль должен быть извлечен из воды.

После пребывания в воде застрявшего автомобиля более 20 мин отбуксируйте его до ближайшего пункта, где проведите техническое обслуживание. При движении своим ходом проверьте все основные сборочные единицы, а также полости ступиц колес и поворотных кулаков переднего моста (не попала ли в них вода). При повышенном уровне масел в агрегатах снизьте его до требуемого и при первой возможности замените масло.

После преодоления брода все сборочные единицы автомобиля подготовьте для работы в нормальных дорожных условиях и устраните причины проникновения воды в агрегаты. Для поддержания готовности автомобиля к преодолению брода систематически следите за состоянием шлангов, трубок, их соединений, уплотнений агрегатов и своевременно устраняйте неисправности.

Преодоление канав, кюветов и рвов. Двигайтесь на малой скорости, в особо сложных условиях блокируйте дифференциал раздаточной коробки. Канавы преодолевайте под прямым углом, иначе при наклоне автомобиля перераспределение нагрузки вызовет буксование разгруженных колес.

Движение с прицепом и полуприцепом. Для обеспечения работоспособности тягово-сцепного устройства применяйте сцепную петлю прицепного состава с внутренним диаметром 90 мм и размером сечения 42 мм, крюк буксирного прибора с диаметром зева 48 мм и шириной в районе зева 69 мм. Допустимые предельные размеры: сечения петли 38 мм, зева крюка 52 мм, ширины крюка 66 мм.

Буксирные крюки и сцепные петли, размеры которых отличаются от указанных выше, должны быть заменены новыми.

При маневрировании избегайте складывания прицепа до упора дышла прицепа в торец лонжерона рамы или другие элементы автомобиля.

Несоблюдение этих требований может привести к заклиниванию петли прицепа в зеве буксирного крюка и поломке буксирного крюка.

При преодолении особо труднопроходимых участков отцепите прицеп и после преодоления участка подтяните его к автомобилю лебедкой. При этом помните, что на барабане должно оставаться три-четыре витка. Подтягивайте прицеп при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя. Не буксируйте прицеп тросом лебедки.

Центр тяжести седельных тягачей расположен выше центра тяжести бортовых автомобилей, поэтому при движении соблюдайте особую осторожность. Тормозите автопоезд плавно.

Помните, что хорошо в трудных дорожных условиях автопоезд движется тогда, когда тягач и полуприцеп не имеют угла складывания в горизонтальной плоскости или этот угол весьма мал. При возрастании угла складывания начинает действовать боковая сила, которая стремится опрокинуть тягач или вызвать его боковое скольжение.

Внимание! При движении с включенным вспомогательным тормозом на скользкой дороге с низким коэффициентом сцепления и отсутствии на прицепах электромагнитного клапана тормозной системы возможно складывание и занос прицепа.