Лебедка автомобиля ГАЗ-3308 и ГАЗ-33081

(устанавливается на части автомобилей)

Лебедка (рис. 7.11) смонтирована в передней части рамы на двух угольниках. Привод лебедки осуществляется карданным валом.

Лебедка с редуктором ГАЗ-3308 и ГАЗ-33081

Рис. 7.11. Лебедка с редуктором:

1 — барабан лебедки; 2 — тормоз-замедлитель; 3 — муфта; 4 — рукоятка вилки включения барабана; 5 — пробка наливного отверстия; 6 — шестерня; 7 — картер; 8 — вал лебедки; 9 — картер тормоза; 10 — предохранительный палец; 11 — вилка кардана; 12 — автоматический тормоз; 13 — крышка картера тормоза; 14 — червяк; 15 — сливная пробка; 16 — контрольная пробка; 17 — сальник; 18 — трос

На валу 8 свободно установлен барабан лебедки 1. На шлицованной части вала установлена стальная кулачковая муфта 3, имеющая возможность перемещаться вдоль вала и входить в зацепление с кулачками барабана, благодаря чему барабан может быть соединен с валом или отъединен от него. Включается и выключается муфта посредством вилки, которая снабжена тормозом 2, притормаживающим барабан во время разматывания троса от руки. При выключении муфты колодка тормоза (с фрикционной накладкой) прижимается к реборде барабана, притормаживая его. Кулачковая муфта должна постоянно находиться в зацеплении с кулачками барабана, за исключением случаев разматывания троса лебедки вручную.

Лебедка имеет автоматический тормоз 12, предназначенный для дополнительного подтормаживания червяка редуктора лебедки при выключенном сцеплении, а также после того, как срезан предохранительный палец. Устройство тормоза показано на рис. 7.12.

Автоматический тормоз лебедки ГАЗ-3308 и ГАЗ-33081

Рис. 7.12. Автоматический тормоз лебедки:

1 — наконечник тормозной ленты; 2 — гайка и контргайка; 3 — пружина; 4 — тормозной барабан; 5 — червяк; 6 — тормозная лента

При наматывании троса тормозной барабан 4 вращается так, что даже самое незначительное трение тормозной ленты 6 о барабан вызывает сжатие пружины 3 и ослабляет натяжение ленты, создавая условия для свободного вращения барабана.

При срезе предохранительного пальца червяк редуктора стремится вращаться в обратном направлении. Сила трения тормозной ленты будет направлена в сторону действия пружины 3. Лента затягивается, препятствуя вращению барабана 4. При размотке троса под нагрузкой (спуск с крутого склона с помощью лебедки) червяк вращается таким же образом, что создает момент трения на его барабане, но он в этом случае преодолевается подводимым моментом двигателя.

Нельзя разматывать трос полностью с барабана, чтобы не перегружать заделку троса. Необходимо оставлять 3—4 витка троса на барабане. Заделка конца троса осуществляется стремянкой, устанавливаемой в литейном приливе барабана. Выступание стремянки во внутреннюю ПОЛОСТЬ барабана не допускается.

Разматывать трос следует вручную, выключив кулачковую муфту лебедки. Допускается пользование передачей для разматывания троса, трос при ЭТОМ надо подтягивать вручную.

Для предохранения лебедки от перегрузок вал червяка редуктора соединен с вилкой карданного шарнира с помощью предохранительного пальца 10 (см. рис. 7.11). При перегрузке лебедки палец срезается, а барабан останавливается автоматическим тормозом, установленным на валу червяка.

После среза предохранительного пальца необходимо немедленно выжать сцепление и выключить коробку отбора мощности, так как иначе может произойти заедание вилки на валу. Срезанный палец надо заменить новым (пальцы придаются к автомобилю). Использовать болты и другие предметы вместо предохранительного пальца категорически запрещается.

Следует иметь в виду, что если при подтягивании лебедкой на большом радиусе намотки троса на барабане ("полный" барабан) ее тягового усилия не хватает (происходит срез предохранительных пальцев), то, размотав трос, можно увеличить силу тяги. При этом во время самовытаскивания автомобиля надо выбрать более отдаленную опору для крюка троса, а при вытаскивании другой машины отвести автомобиль с лебедкой назад.

Для направления троса в вырезе переднего бампера автомобиля размещено направляющее устройство, служащее для обеспечения ровной укладки троса и состоящее из одного горизонтального нижнего и двух вертикальных боковых роликов.

Для вытаскивания посторонней застрявшей машины к автомобилю придается блок лебедки, предназначенный для придания тросу перпендикулярного направления в горизонтальной плоскости по отношению к оси барабана.

Для того, чтобы завести трос в ручей блока, необходимо расшплинтовать со стороны съемной серьги ось блока и траверсу крюка и снять серьгу. После того, как трос будет заведен в ручей, поставить серьгу на место, ось блока и траверсу зашплинтовать.

Вытаскивание автомобиля с помощью лебедки и блока показано на рис. 7.13. Крепление блока осуществляется буксирным тросом автомобиля.

Вытаскивание автомобиля с помощью лебедки и блока ГАЗ-3308 и ГАЗ-33081

Рис. 7.13. Вытаскивание автомобиля с помощью лебедки и блока

Для вытаскивания застрявших автомобилей включать только коробку отбора мощности. Кроме этого, необходимо рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, включить сцепление и несколько увеличить частоту вращения двигателя.

Для самовытаскивания автомобиля включить передний мост, понижающую передачу в раздаточной коробке, коробку отбора мощности и первую передачу в коробке передач. Включить сцепление и дать среднюю частоту вращения двигателю, нажав на педаль дроссельных заслонок.

Самовытаскивание автомобиля с помощью лебедки показано на рис. 7.14. Для самовытаскивания из глубоких ям под трос подкладывать в месте перегиба бревно или какой-либо другой подручный материал.

Самовытаскивание автомобиля с помощью лебедки ГАЗ-3308 и ГАЗ-33081

Рис. 7.14. Самовытаскивание автомобиля с помощью лебедки

Примечание. При пользовании лебедкой нельзя давать двигателю большую частоту вращения коленчатого вала.

Для выдачи и ослабления натянутого троса необходимо:

а) включить в коробке отбора мощности "размотку";

б) рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение;

в) плавно включить сцепление (при выдаче троса увеличивать частоту вращения двигателя не нужно).

Для остановки лебедки нужно выключить сцепление и поставить рычаг коробки отбора мощности в нейтральное положение.

После окончания работы с лебедкой рычаг коробки отбора мощности следует закрепить в нейтральном положении откидной петлей упора.

Во избежание перегрева масла в редукторе (свыше 130°) в тех случаях, когда требуется длительная работа лебедки, необходимо делать перерывы для снижения температуры масла после непрерывного подтягивания на суммарную длину троса 70 м.

Уход за лебедкой

1. При пользовании лебедкой проводить периодическую чистку и смазку. Трос по мере надобности следует протирать и смазывать жидким маслом. Перед пользованием блоком лебедки необходимо смазать его через пресс-масленку смазкой ЛИТОЛ-24 или солидолом.

2. Регулировка тормоза-замедлителя производится по мере необходимости. Тормоз-замедлитель должен быть отрегулирован так, чтобы при разматывании троса вручную (кулачковая муфта выключена) барабан не мог вращаться со скоростью большей, чем скорость сматывания троса, то есть, чтобы трос на барабане не ослабевал. Для обеспечения надежной работоспособности тормоза нельзя допускать замасливания трущихся поверхностей колодки барабана.

3. Регулировка автоматического тормоза производится по мере надобности. Его следует регулировать так, чтобы при работе лебедки на намотку в течение 3—5 минут крышка картера тормоза не нагревалась выше температуры, которую может выдержать рука.

4. Периодически проверять крепление лебедки.

Буксирные приспособления

Переднее буксирное устройство (типа шкворень-вилка) состоит из двух шкворней, вставленных в отверстия буксирных вилок. Шкворень стопорится с помощью пружинного фиксатора.

В тяжелых дорожных условиях, и особенно в условиях низких температур, буксировку или вытаскивание застрявшего автомобиля производить только за оба шкворня.

На задней поперечине рамы установлена буксирная вилка, в которую вставлен шкворень, зафиксированный в вилке шпилькой, установленной в отверстие шкворня.