Микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-5231
Электрическая схема соединений системы управления показана на рис. 7.4.
Функционирование системы управления должно осуществляться в координата х сигналов, поступающих от датчиков частоты вращения коленчатого вала (датчика распределителя 24.3706-10) и абсолютного давления. Управление регулятором дополнительного воздуха РХХ-60 должно осуществляться по базовой поверхности подачи воздуха (без обратной связи от датчика кислорода) и по поверхности работы лямбда-регулятора по обратной связи от датчика кислорода).
По сигналу датчика синхронизации блок управления определяет частоту вращения коленчатого вала, а также осуществляет общую синхронизацию системы.
Датчик абсолютного давления осуществляет измерение абсолютного давления в приемной трубе двигателя, используемого системой управления в качестве параметра нагрузки.
Датчик температуры охлаждающей жидкости — терморезистивного типа, с отрицательным коэффициентом зависимости выходного напряжения от температуры, применяемой на двигателе в качестве указателя температуры воды. Информация, поступающая от датчика температуры, и время работы двигателя после пуска определяют время включения датчика кислорода для исключения возможности его повреждения из-за выпадения конденсата.
На режиме пуска двигателя регулятор дополнительного воздуха установлен в положение "полностью закрыт".
Блок управления обеспечивает работу двигателя на режиме лямбда-регулирования.
Блок обеспечивает работу лямбда-зонда, управляя током подогрева, контролирует состояние подогревателя и по изменению напряжения на выходе датчика контролирует обрыв или короткое замыкание его измерительной части.
Момент включения лямбда-регулятора в работу определяется температурным состоянием двигателя (по датчику указателя температуры ОЖ) и времени работы двигателя после пуска.
В качестве диагностического оборудования для станций технического обслуживания предусмотрен диагностический сканер "АСКАН-8".
Бортовая диагностика контролирует правильность функционирования системы управления с целью исключения нарушений и своевременного обнаружения дефектов в ее работе.
Система управления предусматривает возможность функционирования при неисправных компонентах:
— датчике кислорода. Работа по базовой поверхности регулирования подачи воздуха с отключением работы лямбда-регулятора;
— датчике температуры охлаждающей жидкости. Показания датчика температуры ОЖ при его отказе рассчитываются по времени работы двигателя от момента пуска и принимают фиксированное значение.
При серьезных нарушениях в работе системы, а также при наличии условий, оговоренных ниже, функционирование системы управления невозможно:
Рис. 7.4. Электрическая схема системы управления двигателем.
— отказ регулятора дополнительного воздуха;
— отсутствие сигнала датчика частоты вращения коленчатого вала;
— отказ датчика абсолютного давления;
— нахождение напряжения бортовой сети вне области рабочего диапазона;
— нарушение работоспособности блока управления.
Свечение сигнализатора "Диагностика" указывает на характер неисправности и мотивирует водителя на выполнение определенных действий. Индикация активизируется перед запуском двигателя (при включении зажигания) и гаснет после запуска двигателя, если не было нарушений в работе системы управления.