Проверка и регулировка топливного насоса КрАЗ-257
Топливные насосы высокого давления проверяют и регулируют с комплектом проверенных и отрегулированных форсунок, закрепленных за секциями насоса. Форсунки по возможности должны быть одной группы. Номер группы выбит на корпусе форсунки цифрами I, II . Топливопроводы высокого давления должны быть длиной 400±3 мм, а объем каждого топливопровода — 1,3 ±0,1 см 5 и определяется путем заполнения топливом.
Для проверки и регулировки топливных насосов высокого давления рекомендуются стенды МД-12, Супер-8, Е1-Д1 (венгерского производства), NC-101 (чехословацкого производства), А1027 (австрийского производства) и другие.
При проверке и регулировке топливного насоса применяют профильтрованное дизельное топливо марки ДЛ или ДЗ (ЕОСТ 4749 — 49).
Проверке и регулировке подлежат: величина, равномерность и начало подачи топлива секциями насоса.
Начало подачи топлива следует проверять и регулировать без автоматической муфты опережения впрыска топлива в следующей последовательности.
Проверить герметичность нагнетательных клапанов. В положении рейки, соответствующем выключенной подаче, нагнетательные клапаны в течение двух минут не должны пропускать топливо, подведенное через подводящий канал под давлением 1,7— 2,0 кГ/см2. В случае течи топлива нагнетательный клапан заменить.
Установить на штуцер первой секции топливного насоса моментоскоп, как это показано на рис. 20. Начало подачи топлива секциями определяется углом поворота кулачкового вала насоса при вращении его по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода. Первая секция правильно отрегулированного насоса начинает подавать топливо за 38 — 39° до оси симметрии профиля кулачка.
Рис. 20. Моментоскоп
Для определения оси симметрии профиля кулачка секции необходимо:
- медленно вращая кулачковый вал насоса по часовой стрелке, зафиксировать на лимбе градуированного диска стенда момент начала движения уровня топлива в моментоскопе;
- повернуть кулачковый вал насоса по часовой стрелке на 90° и, медленно вращая вал против часовой стрелки, зафиксировать на лимбе момент начала движения топлива в моментоскопе;
- отметить середину между зафиксированными точками на лимбе. Ось симметрии кулачка проходит через отмеченную середину участка лимба и через ось кулачкового вала.
Если угол начала подачи топлива первой секцией условно принять за 0°, то при вращении клачкового вала насоса по часовой стрелке начало подачи топлива остальными секциями должно соответствовать следующим углам поворота кулачкового вала:
Секция насосса 136 2 4 5 7 8
Угол поворота кулачкового вала насоса, соответствующий началу подачи топлива, град О 45 90 135 180 225 270 315
Неточность интервала между началом подачи топлива любой секцией насоса относительно первой — не более 0°20'.Начало подачи топлива каждой секцией регулируют вывертыванием или ввертыванием болта толкателя (рис. 23). При вывертывании болта топливо начинает подаваться раньше, при ввертывании — позже.
Рис. 23. Регулировка начала подачи топлива
После регулировки болты законтрить гайками. Величину и равномерность подачи топлива секциями насоса необходимо проверять и регулировать в следующей последовательности.
Проверить давление топлива в магистрали на входе в насос высокого давления. Давление должно быть в пределах 1,3 — 1,5 кГ/см 2 при 1050 об/мин кулачкового вала насоса. Если давление выходит за указанные пределы, снять перепускной клапан и, ввертывая или вывертывая его седло (рис. 24), отрегулировать давление в указанных выше пределах. После регулировки седло клапана зачеканить.
Рис.24. Регулировка давления открытия перепускного клапана
- Проверить и, если необходимо, отрегулировать обороты полного автоматического выключения подачи топлива регулятором в пределах 225 — 275 о б/мин. Проверку проводить при упоре рычага 2 (рис. 25) управления в болт 3 ограничения минимальных оборотов холостого хода. Обороты полного автоматического выключения подачи топлива регулятором регулируют ввертыванием или вывертыванием корпуса 5 буферной пружины, соответственно ввертывая или вывертывая болт 3 ограничения минимальных оборотов.
Рис. 25. Регулятор числа оборотов
При вывертывании корпуса буферной пружины обороты уменьшаются. При нормальной регулировке торец болта 3 ограничения минимальных оборотов холостого хода должен выступать из бобышки на 5 — 6 мм. Проверить число оборотов кулачкового вала насоса на соответствие начала выброса рейки. При этом рычаг управления 2 должен упираться в болт 1 ограничения максимальных оборотов. Регулятор должен начинать выбрасывать рейку при 1060 — 1070 об/мин кулачкового вала. При необходимости подрегулировать обороты болтом ограничения максимальных оборотов. После регулировки болт законтрить контргайкой. При нормальной регулировке торец болта ограничения максимальных оборотов должен выступать из бобышки на 7 — 8 мм. Проверить число оборотов кулачкового вала насоса на соответствие конца выброса рейки (полному выключению подачи). При этом рычаг управления 2 должен упираться в болт 1 ограничения максимальных оборотов. Выброс рейки должен заканчиваться при 1120—1150 об/мин кулачкового вала.
Рис. 26. Регулировка оборотов по концу выброса рейки
Рис. 27. Ослабление стяжного винта зубчатого венца
Рис. 28. Регулировка величины подачи топлива
Рис 29. Регулировка величины подачи топлива
В случае несоответствия конца выброса рейки указанным пределам оборотов кулачкового вала снять крышку 7 смотрового люка регулятора и, сохраняя неизменным положение регулировочного винта, отрегулировать обороты по концу выброса рейки (рис. 26) в следующем порядке:
изменить положение винта 3, предварительно ослабив его контргайку 2, и установить болтом 1 ограничения максимальных оборотов начало выброса рейки при 1060— 1070 об/мин кулачкового вала насоса;
проверить число оборотов кулачкового вала насоса, соответствующее концу выброса репки и, ввертывая или вывертывая винт 3, установить обороты по концу выброса рейки 1120—1150 об/мин. При ввертывании винта обороты уменьшаются, при вывертывании — увеличиваются.
После регулировки болт 1 и винт 3 законтрить контргайками.
Проверить производительность секций насоса при 1030 — 1040 об/мин кулачкового вала. Рычаг управления при этом должен упираться в болт ограничения максимальных оборотов. Подача топлива каждой секцией за один ход плунжера должна быть в пределах 98—100 мм3 для топливного насоса двигателя ЯМЗ-238А и 105—107 мм3 для топливного насоса двигателя ЯМЗ-238.
Подачу топлива каждой секцией насоса регулируют смещением поворотной втулки плунжера относительно зубчатого венца. Для этого ослабить стяжной винт соответствующего зубчатого венца (рис. 27) и поворотом втулки плунжера отрегулировать подачу топлива (рис. 28). При повороте втулки относительно венца влево подача уменьшается, вправо — увеличивается. После регулировки проверить надежность затяжки стяжных винтов.
Проверить величину подачи топлива при пуске двигателя (при 70—90 об/мин кулачкового вала насоса), которая должна быть в пределах 220 — 248 мм3/цикл. При необходимости подачу топлива отрегулировать (рис. 29). Причем регулировать разрешается только в сторону увеличения подачи топлива, после чего винт зачеканивают. При ввертывании винта величина пусковой подачи уменьшается, при вывертывании — увеличивается. Проверить выключение подачи топлива скобой регулятора. Подача топлива всеми секциями насоса должна полностью прекратиться, когда скоба повернута в нижнее положение на 45°. Если подача не выключается, проверить легкость хода рейки и устранить, в случае обнаружения, ее заедание.
Проверить угол относительного разворота полумуфт автоматической муфты опережения впрыска топлива. При 1050 об/мин кулачкового вала угол разворота должен быть 5 — 7°, при 640 — 660 об/мин — 2 — 4°. Угол относительного разворота полумуфг регулируют прокладками равной суммарной толщины, которые установлены под опорными витками пружин со стороны осей грузов. С увеличением числа прокладок угол разворота полумуфт уменьшается.
Установить автоматическую муфту на кулачковый вал топливного насоса и затянуть гайку ее крепления (момент 10—12 к Гм).
Для затяжки гайки использовать динамометрический ключ с головкой, показанный на рис. 30. Перед установкой муфты проверить наличие смазки в ней.
Рис. 30. Головка ключа для затяжки гайки крепления автоматической муфты
Гайку крепления муфты опережения впрыска топлива подтягивают во всех случаях, когда топливный насос снимают с двигателя.
Проверенный и отрегулированный топливный насос запломбировать и установить на двигатель. Проверить уровень масла в насосе и регуляторе. По моментоскопу установить Угол опережения впрыска топлива, пустить двигатель и отрегулировать минимальные холостые обороты коленчатого вала в пределах 450 — 550 об/мин, следующим образом;
пустить двигатель и установить рычаг управления подачей топлива в положение, когда он упирается в болт ограничения минимальных оборотов; отвернуть предохранительный колпачок 6 и ослабить контргайку 4 корпуса 5 буферной пружины (см. рис. 25); вывернуть корпус буферной пружины на 2 — 3 мм; болтом 3 ограничения минимальных оборотов отрегулировать минимальные обороты холостого хода до появления улавливаемых на слух перебоев в работе двигателя;
ввернуть корпус буферной пружины до исчезновения неустойчивости оборотов. Категорически запрещается ввертывать корпус буферной пружины до совмещения его с торцом контргайки:
проверить устойчивость минимальных холостых оборотов, для чего увеличить обороты коленчатого вала двигателя до средних и резко сбросить до упора рычага управления подачей топлива в болт ограничения минимальных оборотов, при этом двигатель не должен останавливаться.
После регулировки законтрить болт минимальных оборотов холостого хода и корпус буферной пружины контргайки и навернуть предохранительный колпачок корпуса буферной пружины.