Разборка и ремонт основных деталей коробки передач КрАЗ-256

Разборка коробки передач. Коробку передач разбирают на стенде, изображенном на рис. 84, а при отсутствии его на вер­стаке высотой 500-600 мм. В большинстве случаев для устра­нения какой-либо неисправности или замены отдельных деталей достаточно разобрать коробку передач на отдельные крупные узлы ( крышку коробки с механизмом переключения, узел ведущего вала, узлы ведомого вала и т.д). Последовательность разборки коробки передач следующая:

Рис. 84. Стенд для разборки и сборки коробки передач

Рис. 84. Стенд для разборки и сборки коробки передач

Снять кронштейн задней опоры коробки передач.

Осторожно снять крышку коробки передач, не повредив при этом прокладку.

Отъединить пружину выключения сцепления от муфты и скобы, отвернуть шланг 3 (рис. 85) для смазки муфты и привязать свободный конец шланга про­волокой к одному из отверстий картера сцепления. Снять муфту 41 выключения сцепления.

Отвернуть гайку стяжного болта вилки выключения сцепления и вынуть стяжной болт. Повернуть вал вилки на 180° И сдвинуть вилку 40 по валу так, чтобы можно было вынуть сегментную шпонку. Выбив сегментную шпонку вы­нуть вал, одновременно снимая с вала вилку выключения сцепления. При помощи универсального съемника снять фланец 21 с ведомого вала.

При помощи болтов-съемников снять крышку 39 с ведущего вала на проклад­ку крышки.

Слегка ударяя молотком по ведущему валу 1 и покачивая его рукой, извлечь ведущий вал в сборе с подшипником из гнезда картера.

Снять крышку 17 заднего подшипника ведомого вала (при этом нужно соб­людать осторожность, чтобы не повредить уплотнительную прокладку). Сиять прокладку и распорную втулку 19.

При помощи съемника (см. рис. 92), используя комплект захватов № 1, выпрессовать задний подшипник (см. рис. 85) ведомого вала, предварительно сняв с него стопорное кольцо.

При помощи проволочных захватов извлечь ведомый вал 22 в сборе с шестер­нями из картера коробки передач.

Осторожно снять крышку 24 заднего подшипника промежуточного вала так, чтобы не повредить прокладку. Снять прокладку.

Снять упорную шайбу 23 промежуточного вала. Затем при помощи съемника (см. рис. 92) с комплектом захватов № 1 снять задний подшипник промежуточно­го вала, предварительно сняв с него стопорное кольцо 26.

При помощи проволочных захватов извлечь промежуточный вал 27 из карте­ра коробки передач.

Сиять масляный насос 38 и прокладку насоса.

При помощи съемника (рис. 86) извлечь из картера ось блока промежуточных шестерен заднего хода, затем вынуть из картера блок шестерен 45, подшипники 47 и промежуточную втулку 46.

Ведущий вал следует разбирать в следующей последовательности:

зажать ведущий вал в тисках и отогнуть усик замочной шайбы;

отвернуть при помощи ключа (рис. 87) кольцевую гайку и снять замочную шайбу;

спрессовать подшипник.

Рис. 85. Коробка передач

Рис. 85. Коробка передач

1— ведущий вал; 2, 18, 25, 85 - подшипники; 3—шланг подачи смазки; 4 — рычаг переключения передач; 5 — головка штока вилки; 6—пружина стопорного шарика; 7 — вилка четвертой н пятой передач; 8 — синхронизатор четвертой и пятой передач; 9— упорная шайба;10—шестерня пятой пере­дачи ведомого вала; 11 — шестерня третьей передачи ведомого вала; 12— вил­ка переключения второй и третьей передач; 13 — синхронизатор второй и третьей передач: 14 - - шестерня второй передачи ведомого вала; 15 — вилка первой передачи и заднего хода; 16 —- шестерни первой передачи н заднего хода ведомого вала; 17 — крышка; 19 — распорная втулка; 20 — сальник; 21 — фланец; 22 ведомый вал; 23 — упорная шайба; 24 — крышка; 26 — стопорное кольцо; 27 — промежуточный вал; 28 — шестерня то­рой передачи промежуточного вала; 29 — распорная втулка; 30 — шес­терня третьей передачи промежуточного вала; 31 - шестерня пятой передачи промежуточного вала; 32—шестерня отбора мощности; 33—шестерня по­стоянного зацепления промежуточного вала; 34 — замочное кольцо; 36 — веду­щая шестерня масляного насоса: 37 — ведомая шестерня масляного насос-i: 38 — масляный насос; 39 — крышка подшипника ведущего вала; 40 - вилка выключения сцепления; 41- муфта выключения сцепления; 42 — колпачковая гайка; 43 — пружина предохранителя; 44 — ось блока промежуточных шесте­рен заднего хода; 45—блок шестерен; 46 — промежуточная и втулка; 47 — игольчатый подшипник.

Ведомый вал следует разбирать в следующей последова­тельности:

снять со шлицев шестерню 16 (см. рис. 85) первой передачи и заднего хода, синхронизатор 8 четвертой и пятой передач;

при помощи отвертки на специальных крючков снять замочное кольцо и упор­ную шайбу 9 шестерни пятой передачи;

установить ведомый вал на пресс, подложить под шестерню 14 второй переда­чи деревянные подкладки и, нажимая прессом через деревянную прокладку или специальную оправку, спрессовать втулки шестерен на шлицевую втулку синхро­низатора второй и третьей передач. Снять с вала шестерню 10 пятой передачи, 142 иглы подшипника шестерни пятой передачи, промежуточное кольцо подшипника, втулку подшипника шестерни пятой передачи, шестерню 11 третьей пере­дачи, 166 игл подшипника 18 шестерни третьей передачи, промежуточное коль­цо подшипника, втулку подшипника шестерни третьей передачи, синхронизатор 13 второй и третьей передачи, шлицевую втулку синхронизатора, шестерню 14 второй передачи, 166 игл подшипника 35 шестерни второй передачи, промежу­точное кольцо подшипника и упорную шайбу шестерни второй передачи.

Разборку механизма переключения передач выполнить в следующей последовательности:

отвернуть гайки шпилек крепления опоры рычага переключения, снять опору и ее прокладку, затем извлечь из крышки пружины 6 и стопорные шарики меха­низма переключения; зажать опору с рычагом переключения в тисках, отвернуть рукоятку рычага переключения и. нажимая на шайбу сжать пружину рычага переключения пере­дач так, чтобы освободился штифт шайбы. Вытащить плоскогубцами штифт шайбы, снять шайбу, пру­жину рычага, крышку опоры и уплотнительное кольцо крышки. При помощи выколотки выбить из опоры крепления рычага переключения и снять рычаг;

отогнуть усики замочной шай­бы, отвернуть колпачковую гайку 42, отвернуть гайку предохраните­ля включения первой передачи и заднего хода, вынуть предохранитель, пружину 43 предохранителя, поводок переключения первой передачи на заднего хода и его ось;

вывернуть установочные винты головок штоков на вилок переключения, вы­нуть заглушки отверстий штоков, при помощи выколотки выбить штоки из крыш­ки, снять вилки 7, 12 и 15 к головки 5, вынуть шарики и штифт замка штока.

Разборку промежуточного вала выполнить в следующей последовательности:

снять шайбу маслоотражатель при помощи двух отверток спять замочное кольцо 34;

при помощи плоскогубцев вынуть ведущую шестерню 36 из корпуса масля­ного насоса в сборе с осью; спрессовать шестерню с оси и вынуть сегментную шпонку;

вынуть ведомую шестерню 37 и ее ось из корпуса насоса;

вывернуть пробку пружины клапана, извлечь из корпуса насоса пружину установить промежуточный вал 27 на прессе, спрессовать шестерню 33 по­стоянного зацепления и извлечь шпонку шестерни. После этого поочередно спрес­совать шестерни 32, 31, 30 и 28, предварительно извлекая сегментные шпонки уже снятых шестерен.