Регулировка главных передач ведущих мостов КрАЗ-256Б
Длительная и бесшумная работа конической пары шестерен главной передачи достигается только при определенном взаимном их положении. Контакт зубьев ведущей и ведомой шестерен, когда начальные конусы шестерен соприкасаются, а вершины конусов находятся в одной точке, получается наивыгоднейшим, шестерни работают бесшумно, износ их наименьший. О правильности контакта зубьев шестерен судят по получаемому на них отпечатку (табл. 6). Значительную роль в длительной безотказной работе главной передачи играет регулировка подшипников валов шестерен. Способность подшипников противостоять действующим на них осевым нагрузкам без значительных деформаций (так называемая осевая жесткость подшипников) имеет очень большое значение. Повышение осевой жесткости конических подшипников главной передачи достигается регулировкой их с предварительным натягом. Подшипники при сборке затягивают так, что на них еще до работы главной передачи действует определенная осевая нагрузка, которая не только ликвидирует осевой люфт подшипника, но вызывает некоторую деформацию подшипника (0,03 — 0,05 мм вдоль оси) и увеличивает осевую его жесткость.
Величину предварительного натяга подшипников контролируют величиной крутящего момента, необходимого для проворачивания вала при снятых сальниках и выведенных из зацепления шестерен. Величина этого момента должна быть 0,06 — 0,2 кГм.
Следует помнить, что слишком большой натяг в конических подшипниках приводит к их быстрому нагреву и износу. Поэтому, если нет возможности проверить величину момента, подшипники нужно отрегулировать так, чтобы вал вращался свободно, но без ощущения осевого зазора.
Необходимость регулировки конических подшипников вала ведущей конической шестерни лучше всего определять индикатором, предварительно отъединив карданный вал. Индикатор устанавливают так, чтобы его головка касалась торца вала ведущей шестерни, а затем рукой покачивают вал вдоль его оси, одновременно наблюдая за показаниями стрелки индикатора. При осевом люфте, превышающем 0,1 мм, требуется регулировка подшипников.
При отсутствии индикатора осевой зазор в подшипниках вала ведущей конической шестерни устанавливают по ощутимому люфту в них при покачивании вала руками вдоль его оси и в плоскости, перпендикулярной ей. Если ощущается перемещение, подшипники вала подлежат регулировке. На нарушение регулировок главной передачи указывает повышенный шум шестерен при движении автомобиля.
Главную передачу регулировать в следующем порядке:
Отрегулировать подшипники вала ведущей конической шестерни.
Отрегулировать подшипники вала ведущей цилиндрической шестерни.
Отрегулировать зацепление конических шестерен по пятну контакта.
Для регулировки подшипников главной передачи и зацепления конических шестерен отъединить и снять редуктор главной передачи.
Подшипники вала ведущей конической тестерн и регулировать в следующей последовательности.
Отвернуть гайки крепления корпуса 15 (рис. 32) подшипников и вынуть корпус в сборе с валом ведущей шестерни 18.
Рис. 32. Главная передача
Закрепить корпус в тисках, определить индикатором осевой люфт подшипников.
Расшплинтовать и отвернуть гайку фланца 13, отвернуть болты крышки 21 корпуса подшипников, снять фланец вместе с крышкой корпуса подшипников, внутреннее кольцо переднего подшипника и регулировочную шайбу 20.
Замерить толщину регулировочной шайбы и рассчитать, до какой величины необходимо уменьшить ее толщину для устранения осевого люфта и получения предварительного натяга. Уменьшение толщины шайбы должно быть равно сумме замеренного индикатором осевого люфта и величины 0,03 — 0,05 мм предварительного натяга.
Прошлифовать регулировочную шайбу до требуемой толщины, установить ее и остальные снятые детали на место, не закрепляя крышку 21 с сальником 14, так как трение сальника о шейку фланца не позволит точно измерить момент сопротивления проворачиванию вала в подшипниках. При затягивании гайки фланца проворачивать вал, чтобы ролики правильно разместились в обоймах подшипников.
Проверить степень предварительного натяга подшипников по величине момента, необходимого для проворачивания вала ведущей шестерни в подшипниках. Для этого захватить крючком пружинного динамометра за отверстие во фланце и, плавно поворачивая вал, засечь на шкале динамометра момент начала поворота вала.
В правильно отрегулированных подшипниках показания динамометра должны быть 0,65—2,15 кГ, что соответствует моменту 0,06—0,2 кГм.
По достижении нормальной степени предварительного натяга подшипников закрепить болтами крышку с сальником и зашплинтовать гайку фланца.
Подшипники вала ведущей цилиндрической шестерни регулируют при снятом дифференциале и выдвинутом корпусе подшипников вала ведущей конической шестерни так, чтобы зубья конических шестерен не находились в зацеплении.
Необходимый натяг подшипников достигается за счет изменения числа регулировочных прокладок 11 к 8 под крышками подшипников.
Для устранения возникшего при эксплуатации осевого люфта вала требуется удалить часть прокладок. Общая толщина удаляемых из-под обеих крышек прокладок должна быть равна сумме замеренного индикатором осевого люфта вала и величины 0,03 — 0,05 мм предварительного натяга.
После регулировки подшипников вал ведущей цилиндрической шестерни должен вращаться с усилием, соответствующим моменту 0,06 — 0,2 к! м.
Порядок проверки и регулировки зацепления конических шестерен следующий.
Перед установкой корпуса 15 подшипников вала ведущей конической шестерни в картер 19 главной передачи насухо протереть зубья конических шестерен и смазать 3 — 4 зуба ведущей конической шестерни тонким слоем масляной краски по всей их поверхности.
Повернуть ведущую шестерню в одну и другую сторону, притормаживая рукой ведомую шестерню. По пятнам контакта, полученным на зубьях ведомой шестерни, установить, руководствуясь указаниями табл. 6, правильность зацепления шестерен, необходимость и характер регулировки зацепления.
Зацепление шестерен регулируют изменением количества прокладок 16 под фланцем корпуса подшипников вала ведущей конической шестерни и перестановкой регулировочных прокладок И и 8, находящихся под крышками 12 и 7, из-под правой крышки под левую или наоборот. Общее число прокладок под крышками должно оставаться постоянным, так как в противном случае изменится затяжка подшипников.
При регулировке зацепления по пятну контакта на зубьях шестерен нужно обязательно сохранить боковой зазор между зубьями, величина которого, замеренная щупом со стороны большего диаметра у новой пары шестерен, должна быть 0,24 — 0,52 мм. Уменьшение бокового зазора между зубьями шестерен за счет смещения пятна контакта от рекомендуемого положения не допускается, так как это приводит к нарушению правильности зацепления шестерен и быстрому их износу, тогда как некоторое увеличение зазора при правильно отрегулированном по пятну контакта зацепления не вызывает увеличения шума шестерен и повышения их износа.
Качество регулировки конических подшипников главной передачи и зацепления шестерен контролируют во время движения автомобиля по нагреву картера главной передачи и шуму шестерен.