Ремонт блоков цилиндров КрАЗ-257, КрАЗ-258

Блок цилиндров подлежит замене при наличии следующих дефектов:

пробоин и трещин на перемычках между цилиндрами, на пе­регородках картера, на перемычках опор и гнездах коренных подшипников, на стенках гнезд блока цилиндров под гильзу, на гнездах подшипников привода топливного насоса высокого дав­ления;

трещин, проходящих через отверстия под втулки распредели­тельного вала и осей толкателей;

трещин и пробоин в каналах масляной системы.

В условиях автотранспортных предприятий возможны сле­дующие основные работы по ремонту блока цилиндров двига­теля:

заделка пробоин и трещин на наружных стенках рубашки ох­лаждения;

устранение ослабления посадки шпилек в отверстиях крепле­ния головок цилиндров;

восстановление резьбы в отверстиях под болты крепления ко­ренных подшипников;

замена изношенных втулок распределительного вала и осей толкателей;

замена сальника привода топливного насоса высокого давления.

Пробоины и трещины ремонтируют заваркой, штифтовкой, по­становкой заплат или заделкой эпоксидной пастой. Штифтовкой ремонтируют, как правило, при длине трещин не более 30 мм. Заварку трещин в стенках рубашки охлаждения выполняют без предварительного подогрева электродами Э-50А с качественной обмазкой УОНИ-13/15 или железо-медными, медно-никелевыми или железо-никелевыми электродами.

При ремонте пробоины постановкой заплаты последнюю из­готавливают из мягкой листовой стали или латуни толщиной

1,5—2,0 мм. Размеры заплаты должны быть такими, чтобы про­боина по периметру перекрывалась заплатой на 15—20 мм. На расстоянии 6—8 мм от края заплаты по периметру через 15 — 20 мм просверлить отверстия диаметром 6,5 мм. Наложить за­плату на пробоину и через отверстия в ней разметить и накернить стенку рубашки охлаждения. Просверлить в блоке цилиндров но разметке отверстия 4,9 мм и нарезать в них резьбу Мб. Изготовить картонную прокладку, смазать ее с обеих сторон суриком вместе с заплатой установить на пробоину. Привернуть заплату винтами, смазывая их резьбу суриком. Обрубить картонную про­кладку по контуру и зачеканить кромки заплаты.

В настоящее время при ремонте трещин и пробоин в рубашке охлаждения блока цилиндров успешно применяют эпоксидные па­сты, основным компонентом которых является эпоксидная смола ЭД-6. Для заделки пробоин и трещин в стенках рубашки охлаж­дения блока двигателя ЯМЗ-238 можно рекомендовать пасту сле­дующего состава:

Эпоксидная смола ЭД-6

100

весовых

частей

Днбутилфталат

20

»

»

Чугунный порошок

160

»

»

Полнэтнленпслиамин или гексаметил-

диамин

10

»

»

Порядок приготовления пасты: сосуд с эпоксидной смолой нагревают до 60—80°С в ванне с горячей водой, после этого в смолу при тщательном перемешивании вводят дибутилфталат, а затем добавляют чугунный порошок. Смесь в течение 5 мин тча­тельно перемешивают, после чего охлаждают до комнатной тем­пературы и закупоривают. Полиэтиленполиамин или гексамотилдиамин, выполняющий роль отвердителя, вводят непосредственно перед применением пасты.

Паста без отвердителя может храниться неограниченное время в закупоренном состоянии. После введения отвердителя паста должна быть использована в течение 20 мин при температуре 15— 20°С, а при температуре + 1 или —2°С — в течение 8 ч.

Рекомендуется следующий технологический процесс заделыва­ния трещин эпоксидной пастой.

Подготовка дефектной поверхности блока, для чего: поверхность вокруг трещины на расстоянии 10—15 мм по пе­риметру зачистить до металлического блеска;

концы трещины засверлить сверлом диаметром 2—3 мм, раз­делать трещину по всей длине под углом 90° на глубину 4/s тол­щины стенки блока цилиндров и по всей длине поверхности паза сделать насечку;

подготовленную поверхность обезжирить ацетоном, или бензином Б-70 и дать ей просохнуть 3—5 мин до полного испарения обезжиривающего состава.

Заделка трещины эпоксидной пастой, для чего: нанести на поврежденное место предварительно приготовлен­ную пасту и тщательно втереть ее шпателем. Для лучшего сцеп­ления пасты с металлом рекомендуется предварительно подогреть дефектное место блока цилиндров до температуры 60—80°С при помощи отражательной печи или нагревателя инфракрасного из­лучения;

нанести второй слой пасты с перекрытием основного металла на 10 мм вокруг трещины и толщиной 2—3 мм над поверхностью блока цилиндров;

после нанесения пасты выдержать в течение 48 ч при темпера­туре 15—20°С для полного затвердевания пасты. Время выдерж­ки может быть сокращено до 3 ч при нагреве блока цилиндров до 70—80°С и до U при нагреве до 100°С.

После затвердевания пасты зачистить поверхность от наплы­вов и подтеков заподлицо с поверхностью блока цилиндров. Для этого можно рекомендовать шабер, напильник или абразивный круг.

Пробоины в стенке рубашки охлаждения заделывают также путем наложения заплат из стеклоткани на предварительно зачи­щенные и обезжиренные края пробоины, покрытые пастой. Общее число слоев стеклоткани в заплате может быть от одного до 5—8 в зависимости от толщины стеклоткани и размеров пробоины. Ре­комендуется стеклоткань толщиной 0,3—0,5 мм. Первый слой стеклоткани должен перекрывать пробоину на 15—20 мм по пери­метру, а последующие слои перекрывать предыдущий на 10— 15 мм. Место наложения каждого слоя заплаты покрывать па­стой. Все слои заплаты прикатать роликом. Последний слой зап­латы после прикатки роликом покрыть пастой для защиты от повреждения. Наложенную на пробоину заплату выдержать до затвердевания, как описано выше.

Работать с эпоксидной пастой необходимо в резиновых перчат­ках, защитных очках и быть предельно осторожным, не допуская попадания ее компонентов на тело. Категорически запре­щается наносить пасту незащищенной рукой. Па­сту составлять в вытяжном шкафу.

После ремонта блок цилиндров вместе с гильзами подвергнуть гидравлическому испытанию под давлением 4 кГ/см2 в течение 2 мин для проверки герметичности рубашки охлаждения.

Ослабление посадки шпилек головок цилиндров в отверстиях блока устраняют заменой шпилек или нарезанием резьбы ремонт­ного размера М18Х2 тугой посадки. Износ резьбы в отверстиях под болты крепления крышек коренных подшипников ремонтируют нарезанием резьбы ремонтного размера М20Х2,5 кл. 2 с рассвер­ливанием отверстий в крышках.

Втулки осей толкателей заменяют в том случае, если величина диаметрального зазора между осью и втулкой превышает 0,14 мм. При этом должны соблюдаться следующие условия: отверстие в передней втулке после запрессовки должно совпадать с масля­ным каналом в блоке цилиндров, торец втулки утоплен на 7,5 мм от наружного торца блока, а передняя втулка запрессована с на­тягом не менее 0,007 мм.

При износе сальника вала привода топливного насоса высоко­го давления, новый сальник запрессовывают при помощи оправки

на глубину 69 мм от торца гнезда блока цилиндров под передний подшипник привода.

Перед сборкой блока цилиндров проверить все обработанные поверхности на отсутствие забоини царапин и при их обнаружении зачистить шабером заподлицо с плоскостью. Проверить неплоскостность поверхности блока под головки цилиндров, которая до¬пускается не более 0,08 мм на длине поверхности.