Ремонт ножных тормозов КрАЗ-256, КрАЗ-256Б
Ремонт ножных тормозов
Для разборки ножных тормозов необходимо снять колеса ступицы, после чего выполнить следующее.
Отвернуть болты стопорных пластин осей тормозных колонок и выпрессовать оси. снять пружины тормозных колодок и тормозные колодки.
Расшплинтовать пальцы вилок тормозных цилиндров, отвернуть болты кронштейнов и снять кронштейны с тормозными цилиндрами.
Вывернуть болт крепления упорной шайбы регулировочного рычага тормоза, снять регулировочный рычаг и вынуть разжимный кулак.
Часто встречающимися неисправностями тормозов передних и задних колес являются:
задиры и выработка на рабочей поверхности тормозных барабанов;
износы, трещины и выкрашивания фрикционных накладок; износы втулок осей колодок и разжимных кулаков; износ опорных шеек и профиля кулака; трещины колодок и износ сухарей колодок; поломки регулировочных рычагов;
вмятины на корпусах тормозных цилиндров и износ манжет поршня;
поломки стяжных пружин тормозных колодок.
Задиры и выработку на рабочей поверхности тормозных барабанов устраняют расточкой их до очередного ремонтного размера. Номинальные и ремонтные размеры тормозных барабанов и колодок ножных тормозов приведены в табл. 36.
Наименование размера |
Внутренний диаметр тормозного барабана, мм |
Наружный диаметр колодок по накладкам, мм |
Толщина прокладки под накладку, мм |
Номинальный 1 ремонтный 2» 3» 4» |
440+0,25 441+0,25 442+0,25 443+ о,25 444+0,25 |
440“ 0,19 ^0,57 441 —0,19 —0,57 442“ 0,19 —0,57 443~°>’? — 6,5/ 444“ 0>т 9 —0,57 |
1 1,5 2 |
Изношенные накладки колодок подлежат замене новыми. Колодки, имеющие трещины и сколы на ребрах, заменяют. При установке фрикционных накладок на колодки под барабаны ремонтных размеров между колодкой и накладкой допускается установка стальной прокладки. Толщины прокладок в зависимости от принятого ремонтного размера приведены в табл. 36. Изношенные оси колодок и их втулки подлежат замене.
Номинальные и допустимые без ремонта размеры в сопряжениях деталей ножных тормозов приведены в табл. 37.
Таблица 37
Номинальные и допустимые без ремонта размеры в сопряжениях переднего и заднего тормозов
№ Деталей | Наименование деталей и сопряжений | Размеры, мм номинальный |
Размеры, мм допустимый без ремонта |
1 | 2 | 3 | 4 |
200-3501095 | Тормозная колодка - отверстие под втулку | 35+0,050 | - |
200-351108 | Втулка - наружный диаметр | 35+ 0,165 +0,115 |
- |
200-3501014А | Тормозной диск правый - отверстие под оси колодок | 32+0,050 | 32,15 |
200-351015А | Тормозной диск левый - отверстия под оси колодок | 32+0,050 | 32,15 |
200-3501090 | Колодка верхняя в сборе - внутренний диаметр втулки | 32+0,075 +0,125 |
32,20 |
200-3501091 | Колодка нижняя в сборе - внутренний диаметр втулки | ||
200-3501132 | Тормозной диск правый - отверстие под втулки разжимного кулака | ||
200-3501014А | Тормозной диск - левый - отверстие под втулки разжимного кулака |
Изношенные шейки разжимного кулака восстанавливают электровибрационной наплавкой и последующей механической обработкой шеек под номинальный размер.
Материал и термообработка быстроизнашиваемых деталей тормозов приведены в табл. 38.
Неисправные регулировочные рычаги тормозов подлежат замене.
Тормозные цилиндры должны быть герметичны. Штоки должны свободно перемещаться. При осмотре деталей тормозных цилиндров следует обращать внимание на то, чтобы: корпус не имел вмятин на рабочей поверхности; не было потери эластичности манжеты 3 (рис. 128); защитный кожух 8 не был поврежден.
Износ направляющей 6 и втулки крышки 7 допускается до зазора между ними не более 0,35 мм.
При сборке тормозных цилиндров необходимо соблюдать следующее:
Все трущиеся поверхности смазать смазкой ЦИАТИМ-201 (ГОСТ С267-59). Этой же смазкой наполнить полости А и Б.
Шток 9 должен свободно поворачиваться в сферическом гнезде. Осевой люфт штока допускается не более 0,3 мм. Зазор регулируют направляющей 6 поршня. После регулировки направляющую стопорят контргайкой 13. Для переднего тормозного цилиндра устанавливают шток длиной 250 мм (более длинный).
Направляющая поршня должна свободно, без заеданий, перемещаться во втулке крышки.
Болты крепления крышек передних тормозных цилиндров устанавливают так, чтобы с обеих сторон приливов в крышке под сетчатый фильтр 12 головки болтов были расположены со стороны фланца корпуса, остальные болты устанавливают со стороны крышки.
Болты крепления крышки цилиндров устанавливают со стороны фланца корпуса.
Положение фильтра 12 относительно бобышки под угольник подвода воздуха в тормозной цилиндр показано на рис. 128 сплошными линиями для левых цилиндров и пунктирными — для правых.
Рис.128. Тормозной цилиндр
С обеих сторон сальника 11 устанавливают стальные шайбы— с внутренней стороны сетчатую, с наружной стороны — сплошную. Стопорное кольцо должно надежно удерживать сальниковую набивку в гнезде крышки.
Вилку 10 навертывают на шток 9 так, чтобы расстояние С между торцом крышки и осью вилки было в пределах:
для передних цилиндров 159—161 мм;
для задних цилиндров 134—136 мм.
После сборки тормозной цилиндр испытывают на герметичность под давлением воздуха 6—7 кГ/см2. При выдвинутом положении штока падение давления в тормозном цилиндре допускается не более 0,2 кГ/см2 в течение 5 мин.
При подключении и отключении подачи воздуха шток 9 должен быстро, без заеданий выдвигаться на весь максимальный ход и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины 5.
Следует помнить, что манжеты поршней тормозных цилиндров и усилителя рулевого управления взаимозаменяемы.
Ножные тормоза собирают в последовательности, обратной разборке. При этом следует выполнить следующее.
Колодки тормоза с фрикционными накладками обрабатывают по наружному диаметру накладок в соответствии с рекомендациями, данными в табл. 36.
Пружины колодок устанавливают отогнутыми концами ушков в сторону разжимного кулака.
Кронштейн разжимного кулака заднего тормоза устанавлизаюг на картер моста так, чтобы разжимный кулак свободно, без заеданий проворачивался от руки. Для регулировки необходимо поставить регулировочные шайбы между плоскостями кронштейна и картером моста.
Перед сборкой все трущиеся поверхности деталей тормозов необходимо смазать солидолом. При этом попадание солидола на фрикционные накладки и рабочую поверхность тормозных барабанов не допускается.
Регулировочные рычаги устанавливают фиксаторами вверх, а зазор между торцом рычага и шайбой, который регулируют подбором регулировочных шайб, должен составлять 0,1—0,5 мм.
После установки тормозных колодок, разжимных кулаков и регулировочных рычагов проверить четкость работы тормозов. При повороте разжимного кулака колодки должны раздвигаться без заеданий и под действием пружин возвращаться в первоначальное положение. Пружины, потерявшие упругость, подлежат замене.
После проверки четкости работы тормозов собрать ступицы с тормозными барабанами, соединить регулировочные рычаги с вилками штоков тормозных цилиндров и отрегулировать тормоза.