Ремонт ножных тормозов КрАЗ-256, КрАЗ-256Б

Ремонт ножных тормозов

Для разборки ножных тормозов необходимо снять колеса ступицы, после чего выполнить следующее.

Отвернуть болты стопорных пластин осей тормозных колонок и выпрессовать оси. снять пружины тормозных колодок и тормозные колодки.

Расшплинтовать пальцы вилок тормозных цилиндров, отвернуть болты крон­штейнов и снять кронштейны с тормозными цилиндрами.

Вывернуть болт крепления упорной шайбы регулировочного рычага тормоза, снять регулировочный рычаг и вынуть разжимный кулак.

Часто встречающимися неисправностями тормозов передних и задних колес являются:

задиры и выработка на рабочей поверхности тормозных бара­банов;

износы, трещины и выкрашивания фрикционных накладок; износы втулок осей колодок и разжимных кулаков; износ опорных шеек и профиля кулака; трещины колодок и износ сухарей колодок; поломки регулировочных рычагов;

вмятины на корпусах тормозных цилиндров и износ манжет поршня;

поломки стяжных пружин тормозных колодок.

Задиры и выработку на рабочей поверхности тормозных ба­рабанов устраняют расточкой их до очередного ремонтного раз­мера. Номинальные и ремонтные размеры тормозных барабанов и колодок ножных тормозов приведены в табл. 36.

Наименование размера

Внутренний диаметр тормозного барабана, мм

Наружный диаметр колодок по наклад­кам, мм

Толщина проклад­ки под накладку,

мм

Номинальный

1 ремонтный

2»

3»

4»

440+0,25

441+0,25

442+0,25

443+ о,25 444+0,25

440“ 0,19

^0,57

441 —0,19 —0,57

442“ 0,19

0,57 443~°>’?

6,5/

444“ 0>т 9 —0,57

1

1,5

2

Изношенные накладки колодок подлежат замене новыми. Ко­лодки, имеющие трещины и сколы на ребрах, заменяют. При установке фрикционных накладок на колодки под барабаны ре­монтных размеров между колодкой и накладкой допускается установка стальной прокладки. Толщины прокладок в зависимо­сти от принятого ремонтного размера приведены в табл. 36. Из­ношенные оси колодок и их втулки подлежат замене.

Номинальные и допустимые без ремонта размеры в сопря­жениях деталей ножных тормозов приведены в табл. 37.


Таблица 37

Номинальные и допустимые без ремонта размеры в сопряжениях переднего и заднего тормозов


№ Деталей Наименование деталей и сопряжений Размеры, мм
номинальный
Размеры, мм
допустимый без ремонта
1 2 3 4
200-3501095 Тормозная колодка - отверстие под втулку 35+0,050 -
200-351108 Втулка - наружный диаметр 35+ 0,165
+0,115
-
200-3501014А Тормозной диск правый - отверстие под оси колодок 32+0,050 32,15
200-351015А Тормозной диск левый - отверстия под оси колодок 32+0,050 32,15
200-3501090 Колодка верхняя в сборе - внутренний диаметр втулки 32+0,075
+0,125
32,20
200-3501091 Колодка нижняя в сборе - внутренний диаметр втулки
200-3501132 Тормозной диск правый - отверстие под втулки разжимного кулака
200-3501014А Тормозной диск - левый - отверстие под втулки разжимного кулака


Изношенные в тормозном диске отверстия под разжимный кулак допускается ремонтировать постановкой ремонтных втулок с последующей обработкой под размер шеек разжимного кулака. Изношенные отверстия в тормозных колодках под втул­ки развертывают под ремонтный размер и запрессовывают втул­ки ремонтного размера. Износ сухарей колодок по толщине до­пускается до размера 6,5 мм. Износ профиля разжимного кулака допускается на 0,5 мм.

Изношенные шейки разжимного кулака восстанавливают электровибрационной наплавкой и последующей механической обра­боткой шеек под номинальный размер.

Материал и термообработка быстроизнашиваемых деталей тормозов приведены в табл. 38.

Неисправные регулировочные рычаги тормозов подлежат за­мене.

Тормозные цилиндры должны быть герметичны. Штоки долж­ны свободно перемещаться. При осмотре деталей тормозных ци­линдров следует обращать внимание на то, чтобы: корпус не имел вмятин на рабочей поверхности; не было потери эластичности манжеты 3 (рис. 128); защитный кожух 8 не был поврежден.

Износ направляющей 6 и втулки крышки 7 допускается до зазора между ними не более 0,35 мм.

При сборке тормозных цилиндров необходимо соблюдать сле­дующее:

Все трущиеся поверхности смазать смазкой ЦИАТИМ-201 (ГОСТ С267-59). Этой же смазкой наполнить полости А и Б.

Шток 9 должен свободно поворачиваться в сферическом гнезде. Осевой люфт штока допускается не более 0,3 мм. Зазор регулируют направляющей 6 поршня. После регулировки направляющую стопорят контргайкой 13. Для перед­него тормозного цилиндра устанавливают шток длиной 250 мм (более длинный).

Направляющая поршня должна свободно, без заеданий, перемещаться во втул­ке крышки.

Болты крепления крышек передних тормозных цилиндров устанавливают так, чтобы с обеих сторон приливов в крышке под сетчатый фильтр 12 головки болтов были расположены со стороны фланца корпуса, остальные болты устанавливают со стороны крышки.

Болты крепления крышки цилиндров устанавливают со стороны фланца кор­пуса.

Положение фильтра 12 относительно бобышки под угольник подвода возду­ха в тормозной цилиндр показано на рис. 128 сплошными линиями для левых ци­линдров и пунктирными — для правых.

Рис. 128. Тормозной цилиндр

Рис.128. Тормозной цилиндр

С обеих сторон сальника 11 устанавливают стальные шайбы— с внутренней стороны сетчатую, с наружной стороны — сплошную. Стопорное кольцо должно надежно удерживать сальниковую набивку в гнезде крышки.

Вилку 10 навертывают на шток 9 так, чтобы расстояние С между торцом крышки и осью вилки было в пределах:

для передних цилиндров 159—161 мм;

для задних цилиндров 134—136 мм.

После сборки тормозной цилиндр испытывают на герметич­ность под давлением воздуха 6—7 кГ/см2. При выдвинутом по­ложении штока падение давления в тормозном цилиндре допу­скается не более 0,2 кГ/см2 в течение 5 мин.

При подключении и отключении подачи воздуха шток 9 дол­жен быстро, без заеданий выдвигаться на весь максимальный ход и возвращаться в исходное положение под действием воз­вратной пружины 5.

Следует помнить, что манжеты поршней тормозных цилинд­ров и усилителя рулевого управления взаимозаменяемы.

Ножные тормоза собирают в последовательности, обратной разборке. При этом следует выполнить следующее.

Колодки тормоза с фрикционными накладками обрабатывают по наружному диаметру накладок в соответствии с рекомендациями, данными в табл. 36.

Пружины колодок устанавливают отогнутыми концами ушков в сторону раз­жимного кулака.

Кронштейн разжимного кулака заднего тормоза устанавлизаюг на картер мо­ста так, чтобы разжимный кулак свободно, без заеданий проворачивался от руки. Для регулировки необходимо поставить регулировочные шайбы между плоскостя­ми кронштейна и картером моста.

Перед сборкой все трущиеся поверхности деталей тормозов необходимо сма­зать солидолом. При этом попадание солидола на фрикционные накладки и рабо­чую поверхность тормозных барабанов не допускается.

Регулировочные рычаги устанавливают фиксаторами вверх, а зазор между торцом рычага и шайбой, который регулируют подбором регулировочных шайб, должен составлять 0,1—0,5 мм.

После установки тормозных колодок, разжимных кулаков и регулировочных рычагов проверить четкость работы тормозов. При повороте разжимного кулака колодки должны раздвигаться без заеданий и под действием пружин возвращать­ся в первоначальное положение. Пружины, потерявшие упругость, подлежат за­мене.

После проверки четкости работы тормозов собрать ступицы с тормозными барабанами, соединить регулировочные рычаги с вилками штоков тормозных ци­линдров и отрегулировать тормоза.