Ремонт основных деталей коробки передач КрАЗ-256

Ремонт основных деталей коробки передач. Изношенные де­тали коробки передач, как правило, не поддаются восстановле­нию. Поэтому ремонт коробки передач сводится в основном к замене изношенных или поврежденных деталей новыми.

Характерными дефектами картера коробки передач являются трещины, обломы, срывы резьб в резьбовых отверстиях и износ посадочных поверхностей в отверстиях под подшипники. Спо­собы восстановления и технологические приемы ремонта карте­ров коробок с этими дефектами аналогичны для всех марок ав­томобилей и достаточно подробно изучены и изложены в других пособиях, поэтому повторять эти способы и приемы нет необхо­димости.

Иногда после длительной работы коробки передач наблю­даются случаи износа поверхности картера торцом блока шесте­рен заднего хода. В этом случае на место выработки картера необходимо установить шайбу толщиной, соответствующей вели­чине выработки, и в нескольких местах по периметру приварить ее к картеру.

Номинальные и предельно допустимые размеры основных деталей коробки передач приведены в табл. 14.

Основными дефектами шестерен являются износ зубьев по толщине S (см. рис. 99), длине (для шестерен первой передачи и заднего хода), выкрашивание, изломы и сыпь. Допустимые износы по толщине S зубьев приведены в табл. 15.

Часто встречающимся дефектом коробки передач является разрушение упорной шайбы шестерни пятой передачи. При из­готовлении упорной шайбы следует выполнять требования, дан­ные на рис. 88. Материал шайбы — сталь 12ХН2.

Элементы наружных зубьев шайбы следующие:

Число зубьев.......................................................................

18

Модуль, мм.........................................................................

4 25

Угол профиля режущего инструмента

.20°

Высота головки зуба, мм

0 75

Полная высота зуба, мм ...

3.2

Толщина зуба по дуге делительной окружности

(теоретическая), мм............................................................

6,676

Номинальные и допустимые без ремонта размеры деталей в основных сопряжениях коробки передач

Размер,

мм

Наименование сопрягаемых

допустимый

Примечание

Номер летали

деталей

номинальный

без ремон­та

1

2

3

4

5

200-1701030

Ведущий вал—диаметр

85+р,Ш2

шейки

84,99

50217

Шариковый подшипник

С,(24

200-1701030

Ведущий вал—отверстие

с-9+ГГ42 -род 12

гюд ПОДШИПНИК

52,140

200-1701083

Подшипник—диаметр ро­

^-0,012

лика

--

200-1701105А

Ведомый вал—диаметр шейки

31.93- г .017

31,90

200-1701127

Шестерня второй передачи

ведомого вала—отверстие под подшипник

со 9~4~Р,Г53

00 * z-f.o,o30

83,30

Подбор с за­зором не бо­лее 0,140

200-1701123

Игла подшипника

-0,010

200-1701105А

Ведомый вал—диаметр шейки

^’2—0,018

77,14

200-1701113

Втулка распорная второй и третьей передач ведомого

200-1701105А

вала—отверстие

68+г,озт

68,050

Подбор с за­

Ведомый вал—диаметр шейки

68+г.гзо 00+0,010

67,99

зазором не бо­лее 0,040

200-1701135

Втулка подшипника шес­

терни третьей передачи ве­

67+е,гзо

67,050

домого вала—отгерстие

Подбор с

200-1701105А

Ведомый вал—диаметр

Ji0,010

за­зором не бо­лее

шейки

66,970

0,060

200-1701131

Шестерня третьей переда­

Подбор с за­зором не бо­лее 0,140

чи ведомого вала—отверстие

под ПОДШИПНИК

оо o-f~0,P53 OOZ_|_0,r30

83,30

200-1701123

Игла подшипника

3-p,oio

1

200-1701135

Втулка подшипника—на­

77,16

200-1701139

ружной диаметр

77-2-0,0.8

Втулка подшипника пятой

передачи ведомого гала—от­

Подбор с за­

верстие

56+о.сзо

56,050

200-1701105А

Ведомый вал—диаметр шейки

56 Ю.0Ш

55,97

зором не бо­лее 0,060

200-1701132

Шестерня пятой передачи

ведомого вала—отверстие

71 я-К'."»

+0,030

ПОД ПОДШИПНИК

71,90

Подбор с за­

200-1701142

200-1701139

Игла

Втулка подшипника—на­

—0,010

зором не бо­лее 0,14

200-1701015ИЗ

ружный диаметр

658-0,018

65,76

Картер коробки передач—

отверстие

140+р'с'50

140,070

50411

Шариковый подшипник

0,018

задний ведомого вала

1

2

3

4

5

5G411

Шариковый подшипник зад­ний

56-0,0,5

ведомого Еала

200-1701105А

Ведомый вал—диаметр

55+o,dO

шейки

54,98

200-170101543

Картер коробки передач — отверстие

qn+0,c23

+0,012

90,040

292308

Роликовый подшипник—

0,015

наружный диаметр

200-1701048

Вал промежуточный—пе­редняя шейка

53.5+0С118

53,47

292308

Роликовый подшипник—

со г+0,050 ’ +0,030

отверстие

200-170101543

Картер коробки передач — отверстие

120'*'0,035

120,060

50409

Шариковый подшипник зад­ний

промежуточного вала— наружный диаметр

50409

Шариковый подшипник

задний промежуточного вала

45_о,012

—внутренний диаметр

200-1701042

Промежуточный вал—зад­няя

45 ±о,ссв

44,98

шейка

200-1701082

Блок шестерен заднего

хода—отверстие под под­шипник

49+0,042

+0,012

52,12

64907

Подшипник блока шестерен

10-0,012

—диаметр ролика

200-1701092

Ось блока шестерен зад­

него хода—наружный диа­метр

32-0,017

31,97

200-170101543

Картер коробки передач— отверстие

26+0.023

26,050

200-1701092

Ось блока паразитных ше­

стерен заднего хода—перед­няя шейка

or?—0,СГВ —0,022

25,96

200-1701015ИЗ

Картер коробки передач— отверстие

32+0»*)27

32,050

200-1701092

Ось блока паразитных ше­

стерен заднего хода—задняя

*9+0,020

+0.0С9

32.000

шейка

238К-1702015ВЗ

Крышка коробки передач —отверстие

19+0,Ч

1у+0,0б

19.23

Штоки вилок

0,045

18,91

214-1702121

Опора рычага—отверстие под штифт

Ю-о.озо

10,020

Подбор без

200-1702128

Штифт опоры рычага

1 р+0,025 +0,010

10,000

зазора

200-1601021

Втулка масляного насоса—

отверстие

14+о,(;4о +0,016

14-О.С12

14.070

200-1704042

Вал масляного насоса

13,960

Номинальные и допустимые износы зубьев шестерен.

Толщина зуба (S)на высоте (/г), мм

Наименование шестерен

номинальная

предельно

допустимая

Шестерня постоянного зацепления ве­дущего вала

£=6.67

Л=4,35

6.3

Шестерня первой передачи промежу­точного вала

.9=6,661^

/г=3,41

6,24

Шестерня второй передачи промежу­точного вала

Л'=6.67=^;|'

/2=4,38

6,3

Шестерня третьей передачи промежу­точного вала

*=6,671°;» /г=4,33

6,3

Шестерня пятой передачи промежуточ­ного вала

■*=6.67Т{$

*1=4,31

6,3

Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала

5=6.67Г£}® /г =4,32

6,3

Ведущая шестерня привода отбора мощности

5=6.67=5“

/2=3,33

6,25

Блок шестерни заднего хода

5=6,6721ft}* /2=3,35

6,25

Шестерня первой передачи и заднего хода ведомого вала

■*=6,671}$

/(=3,29

6,3

Шестерня второй передачи ведомого вала—наружные зубья

■*=6,671°;»

/2=4,31

6,3

Шестерня пятой передачи ведомого вала—наружные зубья

д f; СП С,13

h=4,37

6.3

Шестерня третьей передачи ведомого вала—наружные зубья

*=6.67Г<$

/2=4,32

6.3

Поверхности 1 (см. рис. 88) должны быть плоскими. Откло­нение не более 0,04 мм.

Рис. 88. Шайба упорная шестерни пятой передачи ведомого вала

Рис. 88. Шайба упорная шестерни пятой передачи ведомого вала

Рис. 99. Сечение зуба цилиндрических шестерен

Рис. 99. Сечение зуба цилиндрических шестерен

После окончательного изготовления шайбы ее подвергают цианированию на глубину слоя 0,3—0,4 мм. Твердость после цианирования должна быть HRC 56—63. Устанавливать нетермообработанные шайбы запрещается.

Шестерни второй, третьей и пятой передач ведомого вала в результате разрушения игольчатых подшипников могут иметь вмятины и неравномерный износ рабочей поверхности зубьев. В этих случаях шестерни заменяют новыми. Допускается уста­новка шестерен для дальнейшей эксплуатации, если раковистая сыпь охватывает не более 20% рабочей поверхности зубьев. Ше­стерни ведущего и ведомого валов могут иметь износ внутренних зубьев (по толщине зуба и по длине с торца включения). Износ по длине допускается до размера зуба 7,5 мм. Шестерни коробки передач допускаются к сборке, если их зубья имеют износы не более, указанных в табл. 15.

Износ шлицев ведущего вала допускается до 5,7 мм (номи­нальный размер 5,9+0- мм). Смятие или скручивание шлицев не допускается. Износ шлицев ведомого вала допускается в пределах 0,12—0,16 мм.

Износ щек вилок переключения передач по толщине допу­скается до размера 10 мм. Щеки должны лежать в одной плос­кости и быть перпендикулярны к оси отверстия с точностью до 0,2 мм.

Износ зубьев каретки синхронизатора (по длине) со стороны включения допускается до размера зуба 8 мм. Износ шлицев синхронизатора второй и третьей передач (по толщине) допу­скается до размера 6,25 мм при замере на расстоянии 2,35 мм от вершины. Износ шлицевого отверстия синхронизатора четвер­той и пятой передач (по внутреннему диаметру) допускается до 50,127 мм, разработка впадины по ширине — до размера 14,2 мм. При определении степени износа бронзовых конусных колецобойм синхронизаторов пользуются сопрягаемыми с ними конус­ными поверхностями соответствующих валов и шестерен. При на­саживании кольца или шестерни на вал замеряют зазор между торцом зуба и обоймой синхронизатора. Износ конусного кольца считается в пределах допустимого, если зазор между торцом зуба и обоймой не менее 1,5 мм. Износ выточки муфты синхро­низатора под вилку допускается до размера 11,76 мм. При ослаблении муфты на каретке синхронизатора негодные штифты высверливают, ставят новые и запаивают их латунью. Место пайки зачищают.

Износ шлицев фланца крепления карданного вала (по шири­не) допускается до размера 9,2 мм, износ шейки под сальник — до диаметра 69,6 мм.

Допускается: износ нижнего шарового конца рычага пере­ключения передач до размера 18,65 мм; износ сферической по­верхности верхнего шарового упора до размера 35,2 мм: износ отверстия в верхнем шаровом упоре под штифт (по ширине) до размера 10,6 мм.