Ремонт основных деталей коробки передач КрАЗ-256
Ремонт основных деталей коробки передач. Изношенные детали коробки передач, как правило, не поддаются восстановлению. Поэтому ремонт коробки передач сводится в основном к замене изношенных или поврежденных деталей новыми.
Характерными дефектами картера коробки передач являются трещины, обломы, срывы резьб в резьбовых отверстиях и износ посадочных поверхностей в отверстиях под подшипники. Способы восстановления и технологические приемы ремонта картеров коробок с этими дефектами аналогичны для всех марок автомобилей и достаточно подробно изучены и изложены в других пособиях, поэтому повторять эти способы и приемы нет необходимости.
Иногда после длительной работы коробки передач наблюдаются случаи износа поверхности картера торцом блока шестерен заднего хода. В этом случае на место выработки картера необходимо установить шайбу толщиной, соответствующей величине выработки, и в нескольких местах по периметру приварить ее к картеру.
Номинальные и предельно допустимые размеры основных деталей коробки передач приведены в табл. 14.
Основными дефектами шестерен являются износ зубьев по толщине S (см. рис. 99), длине (для шестерен первой передачи и заднего хода), выкрашивание, изломы и сыпь. Допустимые износы по толщине S зубьев приведены в табл. 15.
Часто встречающимся дефектом коробки передач является разрушение упорной шайбы шестерни пятой передачи. При изготовлении упорной шайбы следует выполнять требования, данные на рис. 88. Материал шайбы — сталь 12ХН2.
Элементы наружных зубьев шайбы следующие:
Число зубьев....................................................................... |
18 |
Модуль, мм......................................................................... |
4 25 |
Угол профиля режущего инструмента |
.20° |
Высота головки зуба, мм |
0 75 |
Полная высота зуба, мм ... |
3.2 |
Толщина зуба по дуге делительной окружности |
|
(теоретическая), мм............................................................ |
6,676 |
Номинальные и допустимые без ремонта размеры деталей в основных сопряжениях коробки передач
Размер, |
мм |
|||
Наименование сопрягаемых |
допустимый |
Примечание |
||
Номер летали |
деталей |
|||
номинальный |
без ремонта |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
200-1701030 |
Ведущий вал—диаметр |
85+р,Ш2 |
||
шейки |
84,99 |
|||
50217 |
Шариковый подшипник |
С,(24 |
— |
|
200-1701030 |
Ведущий вал—отверстие |
с-9+ГГ42 -род 12 |
||
гюд ПОДШИПНИК |
52,140 |
|||
200-1701083 |
Подшипник—диаметр ро |
^-0,012 |
||
лика |
-- |
|||
200-1701105А |
Ведомый вал—диаметр шейки |
31.93- г .017 |
31,90 |
|
200-1701127 |
Шестерня второй передачи |
|||
ведомого вала—отверстие под подшипник |
со 9~4~Р,Г53 00 * z-f.o,o30 |
83,30 |
Подбор с зазором не более 0,140 |
|
200-1701123 |
Игла подшипника |
-0,010 |
— |
|
200-1701105А |
Ведомый вал—диаметр шейки |
^’2—0,018 |
77,14 |
|
200-1701113 |
Втулка распорная второй и третьей передач ведомого |
|||
200-1701105А |
вала—отверстие |
68+г,озт |
68,050 |
Подбор с за |
Ведомый вал—диаметр шейки |
68+г.гзо 00+0,010 |
67,99 |
зазором не более 0,040 |
|
200-1701135 |
Втулка подшипника шес |
|||
терни третьей передачи ве |
67+е,гзо |
67,050 |
||
домого вала—отгерстие |
Подбор с |
|||
200-1701105А |
Ведомый вал—диаметр |
Ji0,010 |
зазором не более |
|
шейки |
66,970 |
0,060 |
||
200-1701131 |
Шестерня третьей переда |
Подбор с зазором не более 0,140 |
||
чи ведомого вала—отверстие под ПОДШИПНИК |
оо o-f~0,P53 OO’Z_|_0,r30 |
83,30 |
||
200-1701123 |
Игла подшипника |
3-p,oio |
1 |
|
200-1701135 |
Втулка подшипника—на |
77,16 |
||
200-1701139 |
ружной диаметр |
77-2-0,0.8 |
||
Втулка подшипника пятой |
||||
передачи ведомого гала—от |
Подбор с за |
|||
верстие |
56+о.сзо |
56,050 |
||
200-1701105А |
Ведомый вал—диаметр шейки |
56 Ю.0Ш |
55,97 |
зором не более 0,060 |
200-1701132 |
Шестерня пятой передачи |
|||
ведомого вала—отверстие |
71 я-К'."» ’ +0,030 |
|||
ПОД ПОДШИПНИК |
71,90 |
Подбор с за |
||
200-1701142 200-1701139 |
Игла Втулка подшипника—на |
—0,010 |
— |
зором не более 0,14 |
200-1701015ИЗ |
ружный диаметр |
65’8-0,018 |
65,76 |
|
Картер коробки передач— |
||||
отверстие |
140+р'с'50 |
140,070 |
||
50411 |
Шариковый подшипник |
0,018 |
||
задний ведомого вала |
— |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5G411 | Шариковый подшипник задний | 56-0,0,5 | ||
ведомого Еала | — | |||
200-1701105А | Ведомый вал—диаметр | 55+o,dO | ||
шейки | 54,98 | |||
200-170101543 | Картер коробки передач — отверстие | qn+0,c23 +0,012 | 90,040 | |
292308 | Роликовый подшипник— | 0,015 | ||
наружный диаметр | ||||
200-1701048 | Вал промежуточный—передняя шейка | 53.5+0’С118 | 53,47 | |
292308 | Роликовый подшипник— | со г+0,050 ’ +0,030 | ||
отверстие | — | |||
200-170101543 | Картер коробки передач — отверстие | 120'*'0,035 | 120,060 | |
50409 | Шариковый подшипник задний | |||
промежуточного вала— наружный диаметр | — | |||
50409 | Шариковый подшипник | |||
задний промежуточного вала | 45_о,012 | |||
—внутренний диаметр | — | |||
200-1701042 | Промежуточный вал—задняя | 45 ±о,ссв | 44,98 | |
шейка | ||||
200-1701082 | Блок шестерен заднего | |||
хода—отверстие под подшипник | 49+0,042 +0,012 | 52,12 | ||
64907 | Подшипник блока шестерен | 10-0,012 | ||
—диаметр ролика | ||||
200-1701092 | Ось блока шестерен зад | |||
него хода—наружный диаметр | 32-0,017 | 31,97 | ||
200-170101543 | Картер коробки передач— отверстие | 26+0.023 | 26,050 | |
200-1701092 | Ось блока паразитных ше | |||
стерен заднего хода—передняя шейка | or?—0,СГВ —0,022 | 25,96 | ||
200-1701015ИЗ | Картер коробки передач— отверстие | 32+0»*)27 | 32,050 | |
200-1701092 | Ось блока паразитных ше | |||
стерен заднего хода—задняя | *9+0,020 +0.0С9 | 32.000 | ||
шейка | ||||
238К-1702015ВЗ | Крышка коробки передач —отверстие | 19+0,Ч 1у+0,0б | 19.23 | |
— | Штоки вилок | 0,045 | 18,91 | |
214-1702121 | Опора рычага—отверстие под штифт | Ю-о.озо | 10,020 | Подбор без |
200-1702128 | Штифт опоры рычага | 1 р+0,025 1и+0,010 | 10,000 | зазора |
200-1601021 | Втулка масляного насоса— | |||
отверстие | 14+о,(;4о +0,016 14-О.С12 | 14.070 | ||
200-1704042 | Вал масляного насоса | 13,960 |
Номинальные и допустимые износы зубьев шестерен.
Толщина зуба (S)на высоте (/г), мм |
||
Наименование шестерен |
номинальная |
предельно допустимая |
Шестерня постоянного зацепления ведущего вала |
£=6.67 Л=4,35 |
6.3 |
Шестерня первой передачи промежуточного вала |
.9=6,661^ /г=3,41 |
6,24 |
Шестерня второй передачи промежуточного вала |
Л'=6.67=^;|' /2=4,38 |
6,3 |
Шестерня третьей передачи промежуточного вала |
*=6,671°;» /г=4,33 |
6,3 |
Шестерня пятой передачи промежуточного вала |
■*=6.67Т{$ *1=4,31 |
6,3 |
Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала |
5=6.67Г£}® /г =4,32 |
6,3 |
Ведущая шестерня привода отбора мощности |
5=6.67=5“ /2=3,33 |
6,25 |
Блок шестерни заднего хода |
5=6,6721ft}* /2=3,35 |
6,25 |
Шестерня первой передачи и заднего хода ведомого вала |
■*=6,671}$ /(=3,29 |
6,3 |
Шестерня второй передачи ведомого вала—наружные зубья |
■*=6,671°;» /2=4,31 |
6,3 |
Шестерня пятой передачи ведомого вала—наружные зубья |
д f; СП С,13 h=4,37 |
6.3 |
Шестерня третьей передачи ведомого вала—наружные зубья |
*=6.67Г<$ /2=4,32 |
6.3 |
Поверхности 1 (см. рис. 88) должны быть плоскими. Отклонение не более 0,04 мм.
Рис. 88. Шайба упорная шестерни пятой передачи ведомого вала
Рис. 99. Сечение зуба цилиндрических шестерен
После окончательного изготовления шайбы ее подвергают цианированию на глубину слоя 0,3—0,4 мм. Твердость после цианирования должна быть HRC 56—63. Устанавливать нетермообработанные шайбы запрещается.
Шестерни второй, третьей и пятой передач ведомого вала в результате разрушения игольчатых подшипников могут иметь вмятины и неравномерный износ рабочей поверхности зубьев. В этих случаях шестерни заменяют новыми. Допускается установка шестерен для дальнейшей эксплуатации, если раковистая сыпь охватывает не более 20% рабочей поверхности зубьев. Шестерни ведущего и ведомого валов могут иметь износ внутренних зубьев (по толщине зуба и по длине с торца включения). Износ по длине допускается до размера зуба 7,5 мм. Шестерни коробки передач допускаются к сборке, если их зубья имеют износы не более, указанных в табл. 15.
Износ шлицев ведущего вала допускается до 5,7 мм (номинальный размер 5,9+0-№ мм). Смятие или скручивание шлицев не допускается. Износ шлицев ведомого вала допускается в пределах 0,12—0,16 мм.
Износ щек вилок переключения передач по толщине допускается до размера 10 мм. Щеки должны лежать в одной плоскости и быть перпендикулярны к оси отверстия с точностью до 0,2 мм.
Износ зубьев каретки синхронизатора (по длине) со стороны включения допускается до размера зуба 8 мм. Износ шлицев синхронизатора второй и третьей передач (по толщине) допускается до размера 6,25 мм при замере на расстоянии 2,35 мм от вершины. Износ шлицевого отверстия синхронизатора четвертой и пятой передач (по внутреннему диаметру) допускается до 50,127 мм, разработка впадины по ширине — до размера 14,2 мм. При определении степени износа бронзовых конусных колецобойм синхронизаторов пользуются сопрягаемыми с ними конусными поверхностями соответствующих валов и шестерен. При насаживании кольца или шестерни на вал замеряют зазор между торцом зуба и обоймой синхронизатора. Износ конусного кольца считается в пределах допустимого, если зазор между торцом зуба и обоймой не менее 1,5 мм. Износ выточки муфты синхронизатора под вилку допускается до размера 11,76 мм. При ослаблении муфты на каретке синхронизатора негодные штифты высверливают, ставят новые и запаивают их латунью. Место пайки зачищают.
Износ шлицев фланца крепления карданного вала (по ширине) допускается до размера 9,2 мм, износ шейки под сальник — до диаметра 69,6 мм.
Допускается: износ нижнего шарового конца рычага переключения передач до размера 18,65 мм; износ сферической поверхности верхнего шарового упора до размера 35,2 мм: износ отверстия в верхнем шаровом упоре под штифт (по ширине) до размера 10,6 мм.