Сборка двигателя КрАЗ-256, КрАЗ-256Б

При сборке двигателя рекомендуется соблюдать следующее.

Все детали перед сборкой очистить от грязи, обезжирить, про­мыть и высушить. Следы коррозии, окалины, лаковых отложений, нагара и накипи не допускаются.

Не допускается промывка деталей из алюминиевых и цинко­вых сплавов в щелочных растворах.

Сопрягаемые поверхности деталей очистить от забоин и зау­сенцев.

При сборке обеспечить предохранение деталей и узлов от повреждений. Пользоваться стальными выколотками запре­щается.

Все трущиеся поверхности при сборке смазывать тонким слоем дизельного масла.

Пробки и заглушки с конической резьбой устанавливать с применением нитрошпаклевки НЦ-00-8 или АШ-30 (ГОСТ 10277—62), разведенной растворителем Н-646 до сметанообразно­го состояния. Допускается установка пробок и заглушек на сурике или свинцовых белилах.

При сборке применять новые прокладки всех видов. Для удоб­ства сборки все картонные и паронитовые прокладки допускается ставить с применением консталина УТ-2 (ГОСТ 1957—52). Кон- сталин наносить на одну из деталей, соединяемых прокладкой. При установке прокладок не допускается наличие морщин, над­рывов и перекрытия прокладками соединительных каналов. Про­кладки не должны выступать за края сопрягаемых поверхностей.

Все болтовые соединения надежно затянуть.

Собирать двигатель (при подсобранных узлах) рекомендуется в следующем порядке.

Установить ц закрепить блок цилиндров на стенде.

Установить толкатели, втулки и оси толкателей. Пробки крайних осей толка­телей не должны выступать над торцовыми поверхностями. Проверить совпадение отверстия в передней втулке оси толкателей с масляным каналом в блоке. Толка­тели устанавливать так, чтобы толкателя была обращена к верху двигателя, в сторону окон штанги. Первый толкатель (от передней стенки блока) устанав­ливать в сторону правого ряда цилиндров, второй — в сторону левого. Между вторым и третьим толкателями устанавливать распорную втулку. Третий толка­тель устанавливать как первый, а четвертый как второй и т. д. Толкатели после установки должны легко, без заеданий проворачиваться на осях.

Установить привод топливного насоса высокого давления. Обратить внимание па упорный фланец, который плоской стороной должен быть обращен к шарико­вому подшипнику. Ведомую шестерню вместе с валом устанавливать в блок при помощи оправки, исключающей повреждение кромок сальника Оправку при этом смазать дизельным маслом. Болты крепления упорного фланца затянуть до от­каза. После сборки привод топливного насоса высокого давления должен легко вращаться. Установить на вал полумуфту привода вместе с фланцем. Затянуть и зашплинтовать гайку стяжного болта фланца полумуфты.

Установить распределительный вал, обратив внимание на упорный фланец, который расположить гак, чтобы длинный его конец предохранял ось тол­кателя от перемещения. Болты крепления фланца затянуть до отказа и застопо­рить замковыми шайбами. Осевой люфт между упорным фланцем и шейкой вала должен быть в пределах 0,08—0,21 мм. При установке распределительного вала необходимо совместить метки на ведущей и ведомой шестернях привода топ­ливного насоса высокого давления (рис. 79).

Установить коленчатый вал. Размеры вкладышей подшипников должны со­ответствовать размерам шеек вала. Верхние половины вкладышей коренных под­шипников, имеющие отверстия и канавку, устанавливать в постели блока, а ниж­ние половины в крышки подшипников вложить упорные полукольца коленчатого вала в выточку задней коренной опоры и крышки. Обратить внимание, чтобы сто­роны полуколец с канавками прилегали к упорным горнам вала, а штифты крышки входили в прорези полуколец.

Крышки коренных подшипников не взаимозаменяемые, поэтому при их уста­новке нужно сверить порядковый номер крышки с номером опоры. Крышку устанавливать клеймом к левому ряду цилиндров. Болты крепления крышек коренных подшипников затягивать в два приема (предварительно и окончательно), начиная со средних болтов и заканчивая крайними. Момент окончательной затяжки — 30—32 кГм. Перед затяжкой заднего упорного коренного подшипника выровнять осевой зазор, для чего, слегка притянув болтами крышку подшипника и переме­щая коленчатый вал взад — вперед в осевом направлении, выровнять положение крышки. Проверить щупом осевой зазор, максимальная величина которого допу­стима до 0,30 мм. Зазор должен быть с обеих сторон крышки одинаковым. Колен­чатый вал должен легко проворачиваться при вращении его рукой.

Рис. 79. Положение меток на шестернях коленчатого и распределительного вала

Рис. 79. Положение меток на шестернях коленчатого и распределительного вала

1— ведомая шестерня привода топливного насоса: 2 — шестерня привода вешилятора; 3ведущая шестерня распределительного вала; 4—ведомая шестерня распределительного вала; 5— шестерня коленчатого вала; 6 — промежуточная шестерня привода масляного насоса; 7 — шестерня масляного насоса

При установке вала обеспечить совпадение меток О на шестерне коленчатого вала и шестерне распределительного вала (см. рис. 79). Боковой зазор в зацепле­нии шестерен не должен превышать 0,40 мм.

Установить шатунно-поршневую группу. Поршни с клеймом ЛР1 на лишне установить в правый ряд цилиндров, поршни с клеймом ЛВ — в левый ряд, при атом камера сгорания должна быть смещена в сторону развала блока цилиндров.

[1] С 1965 г. поршни изготавливают без клейм ПР, J1B и стрелок на днище.

а стрелка на днище поршня направлена к передней части двигателя. Проверить совмещение клейм и рисунок спаренности на шатуне и крышке.

Поршни с шатунами в сборе установить в соответствии с порядковыми номе­рами цилиндров, выбитыми на каждом шатуне. При установке поршня в цилиндр пользоваться оправкой с конической внутренней поверхностью, которая позволяет предварительно сжать кольца до входа их в цилиндр.

При каждой сборке следует устанавливать новые замковые шайбы шатунных болтов. Момент затяжки болтов крышек шатунов — 16—18 кГм, суммарный за­зор (осевой люфт) между торцами нижних головок обоих шатунов и щеками шеек должен быть не более 0,9 мм. Для новых шатунов — 0,15—0,37 мм. После установки шатунно-поршневой группы коленчатый вал должен плавно вращаться при прокручивании рычагом длиной 550 мм с усилием 25—30 кГ.

Установить крышку шестерен распределения, предохранив кромки сальника от повреждения.

Установить привод вентилятора.

Установить натяжное устройство ремня компрессора.

Установить верхнюю крышку блока цилиндров.

Установить кронштейн передней опоры двигателя, затянув болты. Момент затяжки — 9—11 кГм.

Установить шкив коленчатого вала.

Установить картер маховика, предохранив кромки сальника от поврежде­ния Момент затяжки болтов крепления картера — 8—10 кГм.

Установить маховик. Болты крепления маховика равномерно затянуть (мо­мент затяжки — 20—25 кГм) и застопорить замковыми пластинами.

Запрессовать до упора в гнездо маховика шариковый подшипник ведущего вала коробки передач (если он был выпрессован).

Заполнить подшипник смазкой ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267—53).

Установить масляный насос. При этом зазор в зацеплении шестерни колен­чатого вала и промежуточной шестерни масляного насоса должен быть не бо­лее 0,5 мм. Зазор регулируют установкой регулировочных прокладок между корпусом насоса и крышкой коренного подшипника коленчатого вала. При присоединении маслопроводов масляного насоса к блоку цилиндров пред­варительно ослабить их крепление на корпусе насоса, закрепить маслопроводы к блоку и после этого равномерно затянуть все болты крепления. Для обеспече­ния надежной работы системы смазки между фланцами маслопроводов и блоком цилиндров установить новые прокладки.

Ввернуть и застопорить сливной клапан масляной магистрали блока цилинд­ров.

Установить поддон на пробковой прокладке. Болты крепления поддона затя­гивать равномерно.

Установить головки цилиндров. Обратить внимание на правильность установ­ки прокладок головок цилиндров на штифты и окантовок прокладок на бурты гильз цилиндров.

Установить штанги толкателей. Наконечники штанг совместить со сферой пя­ты толкателя.

Установить коромысла с осями. Момент затяжки болтов крепления осей — 12—15 кГм. Перед установкой регулировочный винт коромысла ввернуть до упо­ра Несоблюдение указанного условия может привести к порче деталей механиз­ма привода клапанов. После установки и закрепления коромысла должны свобод­но поворачиваться на своих осях.

Отрегулировать тепловой зазор клапанов.

Установить форсунки и скобы их крепления. Момент затяжки гаек скобы крепления форсунок — 5—6 кГм. Перед установкой проверить наличие и состоя­ние уплотнительных шайб в стаканах форсунок.

Установить дренажные трубки форсунок закрыть головки цилиндров крыш­ками.

Установить топливный насос высокого давления. При этом предварительно по моментоскопу установить кулачковый вал насоса в положение начала подачи топлива первой насосной секцией и установить поршень первого цилиндра в верхней мертвой точке на начало рабочего хода. Начало рабочего хода поршня пер­вого цилиндра проверяют по рискам (рис. 80) на крышке шестерен распределения и на шкиве коленчатого вала (риски должны совпадать) и по положению клапа­нов первого цилиндра (оба клапана должны быть закрыты).

При установке насоса нулевые метки на муфте опережения впрыска топлива и на ведущей полумуфте валика привода топливного насоса совмещают. После чего насос закрепляют на двигателе. Насос располагают строго вертикально. Осе­вой зазор между одним кулачком полумуфты привода и торцом муфты опереже­ния впрыска топлива должен быть в пределах 0,5—0.6 мм. а зазор между вторым кулачком и торцом муфты — не менее 0,5 мм. При установке насоса обеспечить точную иенграцию его с приводной муфтой.

Рис. 81 . Совмещение рисок на шкиве коленчатого вала и крышке шестерен распредилителя

Рис. 80. Совмещение рисок на шкиве коленчатого вала и крышке шестерен распредилителя

Установить угол опережения впрыска топливного насоса высокого давления, согласно рекомендациям, данным выше (см. «Регулировочные работы»).

Установить топливопроводы высокого и низкого давления системы питания. Топливопроводы секций насоса устанавливают согласно схеме, показанной на рис. 81.

Рис. 81. Схема подсоединения топливопривода высокого давления

Рис. 81. Схема подсоединения топливоприводов высокого давления

Установить перепускную и соединительные трубки водяных термостатов.

Установить фильтры грубой очистки масла, центробежной очистки масла и тонкой очистки топлива.

Установить соединительный патрубок впускных трубопроводов. Отверстие под воздушный фильтр закрыть крышкой.

Установить патрубки подвода и отвода масляного радиатора.

Снять двигатель со стенда.

Установить заглушки каналов системы охлаждеиия.

Установить водяной насос и водораспределительный патрубок. Ручьи шкивов водяного насоса и коленчатого вала должны лежать в одной плоскости. Допуска­ется отклонение не более 2,0 мм. Надеть соединительный шланг перепускной трубки водяных термостатов на ниппель водяного насоса и затянуть винты стяж­ных хомутиков.

Установить ремень привода водяного насоса и отрегулировать его натяжение.

Установить компрессор и подсоединить трубопроводы подвода воздуха, масла и воды. Установить приводной ремень и отрегулировать его натяжение. Совмеще­ние плоскостей шкивов компрессора и вентилятора регулируют прокладками, установленными между шкивом компрессора и ступицей шкива. Отклонение плос­костей не должно превышать 1,0—1,5 мм.

Установить кронштейн крепления генератора. Установить генератор и переме­щением кронштейна добиться совпадения плоскостей ручьев шкива генератора и
шкива вентилятора. Допустимое отклонение не более 0,5
мм. Установить ремень привода генератора и отрегулировать его натяжение.

Установить стартер.

Вставить маслоизмерительный стержень.

Установить трубку маслозаливной горловины.

Установить кронштейны средней опоры двигателя.

Установить сцепление. Для центровки ведомых дисков сцепления относитель­но оси коленчатого вала в отверстие ведомых дисков вставить оправку или ве­дущий вал коробки передач. При установке ведомых дисков проследить, чтобы укороченные стороны ступиц дисков были направлены друг к другу (обращены в сторону среднего ведущего диска).