Сборка и испытание генератора КрАЗ-258
Генератор собирают в последовательности, обратной разборке.
Установить и закрепить в корпусе обмотку возбуждения и ее выводные клеммы.
Собрать крышки 1 к 15 (см. рис. 139), при этом подшипники 6 к 13 заполнить смазкой ЛЗ-158 или ЦИАТИМ-201, а сальники пропитать в дизельном масле и отжать. При установке крышек сальников гайки 8 стяжных винтов должны быть расположены со стороны шкива.
Собрать якорь, для чего: напрессовать на вал со стороны шпоночного паза упорное кольцо 16, обжать его на канавке и напрессовать на вал чашку 17.
Рис. 139. Генератор
Напрессовать на якорь крышку 15 до упора внутреннего кольца подшипника в чашку 17, забить шпонку 10 в шпоночный паз вала якоря, напрессовать на вал шкив 14 и закрепить его. Радиальное биение шкива допускается не более 0,5 мм. Вставить якорь в корпус генератора так, чтобы центровочный штифт в крышке 15 совпал с отверстием в торце корпуса.
Установить крышку 1 так. чтобы центровочный штифт совпал с отверстием в торце корпуса и стянуть крышки стяжными шпильками.
Напрессовать подшипник 6 на вал якоря, поставить шайбу, закрепить гайкой 4 и зашплинтовать. Закрыть подшипник крышкой 5, предварительно подложив под нее прокладку и завернуть винты 3. Головки винтов зашплинтовать проволокой.Проверить легкость вращения якоря. Якорь должен легко вращаться от руки и не иметь продольного люфта свыше 0,2 мм. Если устанавливают новые щетки, притереть их каждую в своем щеткодержателе. Щетки к коллектору притирают при помощи стеклянной шкурки № 0 или № 1. Для этого полоску стеклянной шкурки, шириной, равной длине коллектора, огибают по коллектору (примерно на 180° его окружности) шероховатой стороной к щетке. Поочередно опуская щетки на поверхность шкурки, притереть их, перемещая шкурку по окружности коллектора. При движении шкурки в направлении, обратном вращению якоря, щетку надо приподнимать. В процессе притирки нужно снимать слой не более 0,3—0,5 мм по высоте щетки После притирки щеток генератор следует продуть воздухом.Установить щетки в щеткодержатели, для чего специальным крючком повернуть рижимные рычаги так, чтобы щетка могла занять свое место. После этого рычаг плавно опустить на щетку. Закрепить клеммы отводов щеток и обмотки возбуждения винтами.
После сборки генератор приработать на стенде в течение 5 — 10 мин без нагрузки при оборотах, соответствующих напряжению 25 в. После приработки на холостом ходу генератор должен про-работать под нагрузкой в течение 5 мин. Нагружать генератор следует постепенно, начиная от нуля до номинального значения силы тока.
Приборы (амперметр, вольтметр и реостат) подключать в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации стенда, а в случае проверки на автомобиле ■— по схеме рис. 141 и 142, а. При приработке и проверке работы генератора необходимо проследить, чтобы не было сильного искрения щеток и работа генератора была устойчивой. После приработки и испытания генератора надеть и закрепить защитную ленту.
Рис. 141. Схема подключения генератора при проверке его технической характеристики работы в режиме электродвигателя
Рис.142. Схемы подключения генераторов при проверке их технической характеристики
После сборки генератора переменного тока следует проверить начальное число оборотов ротора для возбуждения генератора. Проверку следует выполнять на стенде, позволяющем изменять число оборотов ротора генератора от 0 до 3000 в минуту. Схема подключения генератора и приборов дана на рис. 142, б. Начальные обороты возбуждения генератора при силе тока нагрузки, равной нулю, и подведенном напряжении 25 в должны быть 1000 об/мин, при силе тока нагрузки 20 а — 2100 об!мин. Повышение числа оборотов в процессе проверки должно осуществляться плавно. Максимальная сила тока отдачи должна быть 30±2 а
Исправный генератор установить на автомобиль в последовательности, обратной снятию, и отрегулировать натяжение приводного ремня. Генератор переменного тока присоединить по схеме (рис. 143, б). Неправильное присоединение клемм аккумуляторной батареи или выпрямителя и клемм генератора приводит к короткому замыканию в цепи.
Рис. 143,б. Электрическая схема реле-регулятора