Сборка и испытания коробки передач КрАЗ-258
Сборка коробки передач. Сначала собирают крупные узлы коробки, а затем из подсобранных узлов — коробку передач.
Сборка ведущего вала. Если по какой-либо причине в коробку передач устанавливают новый ведущий вал или новый синхронизатор четвертой и пятой передач, то перед сборкой конусную поверхность кольца синхронизатора следует притереть к конусной поверхности синхронизатора четвертой и пятой передач. Площадь следов контакта должна составлять не менее 65% поверхности конуса кольца и располагаться равномерно по всей конусной поверхности.
Последовательность сборки следующая:
напрессовать на ведущий вал 1 (см. рис. 85) до упора шариковый подшипник 2 в сборе со стопорным кольцом;
Рис. 85. Коробка передач
зажать ведущий вал в тисках, установить замочную шайбу, навернуть и при помощи ключа затянуть кольцевую гайку, а затем загнуть усик замочной шайбы.
Вращение наружной обоймы подшипника должно быть свободным, без заедания.
Сборка ведомого вала. При сборке ведомого вала, в случае замены синхронизатора или шестерни, кроме шестерни первой передачи и заднего хода, следует притереть конусные поверхности синхронизаторов к конусным поверхностям шестерен, как описано выше.
Если на ведомый вал устанавливают новый игольчатый подшипник для какой-нибудь шестерни, то его комплектуют из игл одной группы (диаметр иглы подшипника первой группы 3,000—2,995 мм; второй группы 2,995—-2,990 мм).
Последовательность сборки ведомого вала следующая:
Установить на ведомый вал 22 (см. рис. 85) упорную шайбу и промежуточное кольцо, собрать игольчатый подшипник. Для облегчения сборки допускается устанавливать иглы подшипников на солидоле. Затем установить шестерню 14 второй передачи и напрессовать до упора распорную втулку синхронизатора второй и третьей передач. Распорная втулка своим кольцевым срезом должна быть обращена в сторону переднего конца ведомого вала.
Установить на распорную втулку синхронизатор 13 второй и третьей передач, при этом короткий конец каретки синхронизатора должен быть обращен в сторону шестерни второй передачи. Каретка синхронизатора должна свободно, без заеданий, перемещаться по шлицам распорной втулки.
Напрессовать до упора втулку шестерни 10 третьей передачи. Собрать игольчатый подшипник, затем установить шестерню 11.
Напрессовать до упора втулку шестерни 10 пятой передачи.
Собрать игольчатый подшипник шестерни 10 пятой передачи, установить шестерню 10 пятой передачи, упорную шайбу 9 и замочное кольцо. Зазор между торцами упорной шайбы и втулкой подшипника устанавливают в пределах 0,10—0,15 мм. Величину зазора регулируют подбором упорной шайбы до установки шестерни пятой передачи. Все шестерни ведомого вала должны вращаться свободно, без заеданий. Обойма конусных колец синхронизатора второй и третьей передач должна иметь продольное перемещение в пределах 3—5 мм. Сцепление зубьев каретки синхронизатора с зубьями шестерен должно быть свободным, без заеданий.
Установить синхронизатор 8 четвертой и пятой передач так. чтобы кольцевая выточка каретки, синхронизатора была обращена в сторону шестерни пятой передачи. Перемещение синхронизатора по шлицам должно быть свободным, без заеданий.
Установить шестерню 16 первой передачи и заднего хода так, чтобы выточка под вилку включения была обращена в сторону шестерни 14. Перемещение шестерни по шлицам должно быть свободным, без заеданий.
Сборку промежуточного вала 50 (см. рис. 85) выполняют в последовательности, обратной разборке (см. «Разборка промежуточного вала»).
Шестерню 33 постоянного зацепления удлиненной стороной ступицы устанавливают в сторону заднего конца промежуточного вала, а остальные шестерни удлиненной стороной ступицы в сторону переднего конца.
Верхнюю крышку коробки передач необходимо собирать в следующем порядке.
Установить в крышку коробки шток 30 (рис. 89) вилки переключения первой передачи и заднего хода. Надеть на шток головку 28 и вилку переключения 23. Продвинуть шток до нейтрального положения, через отверстие под шток второй и третьей передач вложить два шарика-фиксатора 20 замка. Вставить шток 31 вилки переключения второй и третьей передач. Надеть на шток головку 27 и вилку переключения 24. Вставить в отверстие штока штифт 21 замка. Продвинуть шток до нейтрального положения. Шток 32 пилки четвертой и пятой передач устанавливают аналогично. Штоки, установленные в крышку, должны свободно перемещаться от усилия руки.
Рис. 89. Механизм переключения передач
Закрепить головки и вилки переключения винтами 25. Качание вилок и головок на штоках не допускается. Установочные винты зашплинтовать вязальной проволокой. Проверить работу замка штоков. При продольном перемещении одного из штоков два других должны быть заперты замком в нейтральном положении.
Надеть на предохранитель 8 первой передачи и заднего хода пружину 7. Вставить предохранитель с пружиной в ось 6 поводка, навернуть на предохранитель гайку 13. Надеть на ось поводок 5 первой передачи и заднего хода, вставить поводок с осью в опору 10. Поводок переключения первой передачи и заднего хода должен свободно, без заедания, вращаться на оси.Зажать опору в тисках, установить в нее рычаг 4 н легкими ударами молотка забить штифт 11 крепления рычага. Установить на опору через рычаг уплотнительное кольцо 9 и крышку 1. Затем надеть на рычаг пружину 2 и шайбу 3. Нажимая на шайбу, сжать пружину и вставить в отверстие рычага штифт 17 шайбы пружины. Навернуть на рычаг рукоятку.
Отрегулировать зазор (в пределах 1,5—2,0 мм) между включающей головкой рычага и выступами поводка гайкой 13 предохранителя. После регулировки зашплинтовать гайку, надеть на конец оси замочную шайбу 12, навернуть колпачковую гайку 14 и загнуть усики замочной шайбы (один — на опору, другой — на грань колпачковой гайки).
Вставить в отверстия крышки шарики 1C и пружины 15, установить на крышку прокладку и опору рычага переключения. Завернуть гайки шпилек 18 крепления опоры, подложив под гайки пружинные шайбы.
Сборку масляного насоса выполняют в последовательности, обратной разборке. После сборки проверяют расстояние от торца ведущей шестерни до уступа вала, которое должно быть в пределах [3,5—14,5 мм. Кроме того, проверяют радиальный зазор (на одну сторону) между стенкой гнезда корпуса и шестерней. Зазор допускается в пределах 0,11—0,20 мм.
Окончательно коробку передач собирают в следующей последовательности.
Собранный промежуточный вал установить в картер коробки. На задний конец промежуточного вала напрессовать шариковый подшипник 25 (см. рис. 85) со стопорным кольцом 26 и закрепить упорную шайбу 23. Болты зашплинтовать между собой вязальной проволокой.
Установить в картер блок промежуточных шестерен 45 заднего хода в сборе с роликовыми подшипниками 47 и промежуточной втулкой 46, затем вставить ось блока 44. Вращение блока шестерен на оси должно быть свободным, без заеданий. Продольное перемещение блока на оси должно быть в пределах 0,15—0,71 мм. Допускается установка шайб для компенсации износа бобышек картера коробки.
Установить масляный насос 38. Болты крепления зашплинтовать вязальной проволокой. Между корпусом насоса на плоскостью картера установить картонную прокладку толщиной 0,25—0,35 мм.
Установить в картер ведомый вал, напрессовать до упора на задний конец вала шариковый подшипник 18 со стопорным кольцом и установить распорную втулку 19, а на передний конец вала установить роликовый подшипник.
Установить в картер ведущий вал. Установить крышку 39 подшипника, исспользуя лагунную оправку (рис. 90) с полированной поверхностью 1.
Установить крышки подшипников ведомого 17 (см. рис. 85) и промежуточного 27 валов, подложив под крышки прокладки. Установить на задний конец введомого зала фланец 21 крепления карданного вала н плоскую шайбу. Закрепить фланец гайкой и зашплинтовать.
Болты крепления крышки подшипника ведущего вала, картера сцепления и масляного насоса зашплинтовать вязальной проволокой попарно.
Все валы коробки передач должны легко вращаться.
Если была необходимость замены сальника ведущего или ведомого вала, то сальник в крышку запрессовывают при помощи специальной оправки.
Вставить в отверстия картера вал вилки выключения сцепления, одновременно надев на вал вилку. Установить в пазу вала сегментную шпонку и задвинуть на шпонку вилку выключения. Затем закрепить вилку на валу при помощи стяжного болта с пружинной шайбой.
Установить на крышку подшипника муфту выключения сцепления. Присоединить пружину выключения к муфте и скобе и привернуть к муфте шланг для смазки.
Установить в нейтральное положение синхронизаторы, шестерни первой передачи и заднего хода и вилки штоков крышки коробки передач. Установить на картер крышку, подложить под нее прокладку и закрепить. Проверить переключение передач, оно должно быть свободным, без заеданий.
Прикрепить к картеру болтами с пружинными шайбами кронштейн задней опоры силового агрегата.Установить коробку передач на автомобиль в последовательности, обратной ее снятию.
Рис. 90. Оправка для установки крышки подшипника ведущего моста
Испытание коробки передач. Коробку передач после сборки испытывают. Режимы испытания приведены в табл. 16. Перед испытанием в коробку заливают масло МТ-16п.
Передача |
Число оборотов |
Тормозной момент |
Продолжительность |
|
ведущего вала, |
на ведомом валу, |
испытания, мин |
||
сб\мин |
кГм |
|||
Без нагрузки на всех |
) |
|||
передачах |
— |
5—7 |
||
Под нагрузкой |
||||
на 1 передаче |
■ 1400—1500 |
92 |
||
» 2 » |
51 |
|||
» 3 » |
26 |
2—3 |
||
» 4 » |
15 |
|||
» 5 » |
11 |
|||
на заднем ходу |
100 |
Во время испытания коробки передач не допускаются: заедания при переключении передач (переключение выполняют при выключенном сцеплении);
самовыключения передач;
течи масла через соединения и сальники.
После испытания масло из картера коробки сливают.