Сборка и испытания коробки передач КрАЗ-258

Сборка коробки передач. Сначала собирают крупные узлы коробки, а затем из подсобранных узлов — коробку передач.

Сборка ведущего вала. Если по какой-либо причине в коробку передач устанавливают новый ведущий вал или новый синхронизатор четвертой и пятой передач, то перед сборкой конусную поверхность кольца синхронизатора следует притереть к конусной поверхности синхронизатора четвертой и пятой пере­дач. Площадь следов контакта должна составлять не менее 65% поверхности конуса кольца и располагаться равномерно по всей конусной поверхности.

Последовательность сборки следующая:

напрессовать на ведущий вал 1 (см. рис. 85) до упора шариковый подшип­ник 2 в сборе со стопорным кольцом;

Рис. 85. Коробка передач

Рис. 85. Коробка передач

зажать ведущий вал в тисках, установить замочную шайбу, навернуть и при помощи ключа затянуть кольцевую гайку, а затем загнуть усик замочной шайбы.

Вращение наружной обоймы подшипника должно быть свободным, без зае­дания.

Сборка ведомого вала. При сборке ведомого вала, в случае замены синхронизатора или шестерни, кроме шестерни первой передачи и заднего хода, следует притереть конусные поверхности синхронизаторов к конусным поверхностям шесте­рен, как описано выше.

Если на ведомый вал устанавливают новый игольчатый под­шипник для какой-нибудь шестерни, то его комплектуют из игл одной группы (диаметр иглы подшипника первой группы 3,000—2,995 мм; второй группы 2,995—-2,990 мм).

Последовательность сборки ведомого вала следующая:

Установить на ведомый вал 22 (см. рис. 85) упорную шайбу и промежуточ­ное кольцо, собрать игольчатый подшипник. Для облегчения сборки допускается устанавливать иглы подшипников на солидоле. Затем установить шестерню 14 второй передачи и напрессовать до упора распорную втулку синхронизатора вто­рой и третьей передач. Распорная втулка своим кольцевым срезом должна быть обращена в сторону переднего конца ведомого вала.

Установить на распорную втулку синхронизатор 13 второй и третьей передач, при этом короткий конец каретки синхронизатора должен быть обращен в сторо­ну шестерни второй передачи. Каретка синхронизатора должна свободно, без за­еданий, перемещаться по шлицам распорной втулки.

Напрессовать до упора втулку шестерни 10 третьей передачи. Собрать иголь­чатый подшипник, затем установить шестерню 11.

Напрессовать до упора втулку шестерни 10 пятой передачи.

Собрать игольчатый подшипник шестерни 10 пятой передачи, установить ше­стерню 10 пятой передачи, упорную шайбу 9 и замочное кольцо. Зазор между торцами упорной шайбы и втулкой подшипника устанавливают в пределах 0,10—0,15 мм. Величину зазора регулируют подбором упорной шайбы до уста­новки шестерни пятой передачи. Все шестерни ведомого вала должны вращаться свободно, без заеданий. Обойма конусных колец синхронизатора второй и третьей передач должна иметь продольное перемещение в пределах 3—5 мм. Сцепление зубьев каретки синхро­низатора с зубьями шестерен должно быть свободным, без заеданий.

Установить синхронизатор 8 четвертой и пятой передач так. чтобы коль­цевая выточка каретки, синхронизатора была обращена в сторону шестерни пя­той передачи. Перемещение синхронизатора по шлицам должно быть свободным, без заеданий.

Установить шестерню 16 первой передачи и заднего хода так, чтобы выточка под вилку включения была обращена в сторону шестерни 14. Перемещение ше­стерни по шлицам должно быть свободным, без заеданий.

Сборку промежуточного вала 50 (см. рис. 85) вы­полняют в последовательности, обратной разборке (см. «Разбор­ка промежуточного вала»).

Шестерню 33 постоянного зацепления удлиненной стороной ступицы устанавливают в сторону заднего конца промежуточного вала, а остальные шестерни удлиненной стороной ступицы в сто­рону переднего конца.

Верхнюю крышку коробки передач необходимо собирать в следующем порядке.

Установить в крышку коробки шток 30 (рис. 89) вилки переключения первой передачи и заднего хода. Надеть на шток головку 28 и вилку переключения 23. Продвинуть шток до нейтрального положения, через отверстие под шток второй и третьей передач вложить два шарика-фиксатора 20 замка. Вставить шток 31 вил­ки переключения второй и третьей передач. Надеть на шток головку 27 и вилку переключения 24. Вставить в отверстие штока штифт 21 замка. Продвинуть шток до нейтрального положения. Шток 32 пилки четвертой и пятой передач устанав­ливают аналогично. Штоки, установленные в крышку, должны свободно переме­щаться от усилия руки.

Рис. 89. Механизм переключения передач

Рис. 89. Механизм переключения передач

Закрепить головки и вилки переключения винтами 25. Качание вилок и го­ловок на штоках не допускается. Установочные винты зашплинтовать вязальной проволокой. Проверить работу замка штоков. При продольном перемещении одно­го из штоков два других должны быть заперты замком в нейтральном положении.

Надеть на предохранитель 8 первой передачи и заднего хода пружину 7. Вставить предохранитель с пружиной в ось 6 поводка, навернуть на предохра­нитель гайку 13. Надеть на ось поводок 5 первой передачи и заднего хода, вставить поводок с осью в опору 10. Поводок переключения первой передачи и заднего хода должен свободно, без заедания, вращаться на оси.

Зажать опору в тисках, установить в нее рычаг 4 н легкими ударами молотка забить штифт 11 крепления рычага. Установить на опору через рычаг уплотни­тельное кольцо 9 и крышку 1. Затем надеть на рычаг пружину 2 и шайбу 3. На­жимая на шайбу, сжать пружину и вставить в отверстие рычага штифт 17 шайбы пружины. Навернуть на рычаг рукоятку.

Отрегулировать зазор (в пределах 1,5—2,0 мм) между включающей головкой рычага и выступами поводка гайкой 13 предохранителя. После регулировки за­шплинтовать гайку, надеть на конец оси замочную шайбу 12, навернуть колпач­ковую гайку 14 и загнуть усики замочной шайбы (один — на опору, другой — на грань колпачковой гайки).

Вставить в отверстия крышки шарики 1C и пружины 15, установить на крыш­ку прокладку и опору рычага переключения. Завернуть гайки шпилек 18 крепле­ния опоры, подложив под гайки пружинные шайбы.

Сборку масляного насоса выполняют в последователь­ности, обратной разборке. После сборки проверяют расстояние от торца ведущей шестерни до уступа вала, которое должно быть в пределах [3,5—14,5 мм. Кроме того, проверяют радиальный за­зор (на одну сторону) между стенкой гнезда корпуса и шестер­ней. Зазор допускается в пределах 0,11—0,20 мм.

Окончательно коробку передач собирают в следующей после­довательности.

Собранный промежуточный вал установить в картер коробки. На задний ко­нец промежуточного вала напрессовать шариковый подшипник 25 (см. рис. 85) со стопорным кольцом 26 и закрепить упорную шайбу 23. Болты зашплинтовать между собой вязальной проволокой.

Установить в картер блок промежуточных шестерен 45 заднего хода в сбо­ре с роликовыми подшипниками 47 и промежуточной втулкой 46, затем вставить ось блока 44. Вращение блока шестерен на оси должно быть свободным, без за­еданий. Продольное перемещение блока на оси должно быть в пределах 0,15—0,71 мм. Допускается установка шайб для компенсации износа бобышек картера коробки.

Установить масляный насос 38. Болты крепления зашплинтовать вязальной проволокой. Между корпусом насоса на плоскостью картера установить картонную прокладку толщиной 0,25—0,35 мм.

Установить в картер ведомый вал, напрессовать до упора на задний конец вала шариковый подшипник 18 со стопорным кольцом и установить распорную втулку 19, а на передний конец вала установить роликовый подшипник.

Установить в картер ведущий вал. Установить крышку 39 подшипника, исс­пользуя лагунную оправку (рис. 90) с полированной поверхностью 1.

Установить крышки подшипников ведомого 17 (см. рис. 85) и промежуточно­го 27 валов, подложив под крышки прокладки. Установить на задний конец вве­домого зала фланец 21 крепления карданного вала н плоскую шайбу. Закрепить фланец гайкой и зашплинтовать.

Болты крепления крышки подшипника ведущего вала, картера сцепления и масляного насоса зашплинтовать вязальной проволокой попарно.

Все валы коробки передач должны легко вращаться.

Если была необходимость замены сальника ведущего или ведомого вала, то сальник в крышку запрессовывают при помощи специальной оправки.

Вставить в отверстия картера вал вилки выключения сцепления, одновре­менно надев на вал вилку. Установить в пазу вала сегментную шпонку и задви­нуть на шпонку вилку выключения. Затем закрепить вилку на валу при помощи стяжного болта с пружинной шайбой.

Установить на крышку подшипника муфту выключения сцепления. Присоеди­нить пружину выключения к муфте и скобе и привернуть к муфте шланг для смазки.

Установить в нейтральное положение синхронизаторы, шестерни первой пере­дачи и заднего хода и вилки штоков крышки коробки передач. Установить на картер крышку, подложить под нее прокладку и закрепить. Проверить переключе­ние передач, оно должно быть свободным, без заеданий.

Прикрепить к картеру болтами с пружинными шайбами кронштейн задней опоры силового агрегата.Установить коробку передач на автомобиль в последователь­ности, обратной ее снятию.

Рис. 90. Оправка для установки крышки подшипника ведущего моста

Рис. 90. Оправка для установки крышки подшипника ведущего моста

Испытание коробки передач. Коробку передач после сборки испытывают. Режимы испытания приведены в табл. 16. Перед испытанием в коробку заливают масло МТ-16п.

Передача

Число оборотов

Тормозной момент

Продолжительность

ведущего вала,

на ведомом валу,

испытания, мин

сб\мин

кГм

Без нагрузки на всех

)

передачах

5—7

Под нагрузкой

на 1 передаче

■ 1400—1500

92

» 2 »

51

» 3 »

26

2—3

» 4 »

15

» 5 »

11

на заднем ходу

100

Во время испытания коробки передач не допускаются: заедания при переключении передач (переключение выполняют при выключенном сцеплении);

самовыключения передач;

течи масла через соединения и сальники.

После испытания масло из картера коробки сливают.