Ремонт рамы КрАЗ-63221, КрАЗ-6446

При необходимости ремонта рамы клепкой и сваркой клепку производите после сварки и обязательно после остывания сварных швов. В противном случае клепка не даст должного эффекта, т.к. при сварке прочность заклепочного соединения снижается из-за дополнительных напряжений, возникающих при нагреве.

Трещинообразование в процессе сварки, часто наблюдаемое в холодное время года, может быть предотвращено предварительным нагревом свариваемых деталей до темпера­туры 100 - 150°С.

Так как конечная точка наплавки нередко служит пунктом развития новой трещи­ны, выключайте дугу осторожно и обращайте внимание на то, чтобы при окончании на­плавки наплавленный металл как можно меньше выступал над поверхностью рамы.

Трещины. Кронштейны передних рессор, кронштейны съемной балки и крон­штейны крепления раздаточной коробки, имеющие трещины, обломы и срывы резьбы, за­меняйте новыми. Кронштейны крепления раздаточной коробки меняйте только в сборе с крышками.

Наличие трещин на лонжеронах и поперечинах проверяйте внешним осмотром. Неясные трещины выявляются после очистки поверхности рамы с последующим нанесе­нием на нее водной суспензии мела. После высыхания нанесенной суспензии и ее осыпа­нии при нанесении легких ударов по раме оставшийся мел в трещинах показывает пути развития трещины. Однако имейте в виду, что обнаружить трещину нередко легче перед очисткой поверхности, чем после очистки.

Обнаружить трещину и особенно ее конец можно другим способом: для этого по­верхность, где не ясно видна трещина, закоптите, а затем протрите ее масляной тряпкой.

Для предотвращения концентрации напряжений и дальнейшего распространения трещины в конце трещины засверливается отверстие диаметром 5 - 6 мм.

Трещины в лонжеронах и поперечинах заваривайте электродуговой сваркой. Кром­ки трещин подготавливайте под сварку при помощи шлифовальной машинки (рис.57). Поверхность вокруг трещин зачистите на ширину 15 - 20 мм от кромок.


Рис.57. Разделка трещин под сварку

Рис.57. Разделка трещин под сварку


Зазор и канавка должны быть, симметричными и равномерными по всей длине сва­риваемого участка.

Заварку трещины производите от ее начала в направлении к отверстию (рис.58,а). Для получения шва достаточной прочности сварной шов должен быть многослойным (рис.58,в). Каждый новый слой наносите только после тщательной очистки предыдущего слоя от шлака. Применение газовой сварки не рекомендуется, так как этому способу свар­ки присуща расширенная зона термического влияния, что отрицательно сказывается на прочности шва.


Рис.58. Заварка трещин

Рис.58. Заварка трещин: a - направление сварки; b - трехслойный сварной шов


Швы очищайте от сварочных шлаков. Резкое охлаждение шва не допускается. На­плавленный металл на раме не должен выступать выше ее поверхности. Выступающие части удалите шлифованием так, чтобы поверхность рамы оказалась ровной. Околошов- ную зону рекомендуется упрочнить наклепом. Упрочение производите пневматическим молотком с бойком, имеющим радиус сферы 4 - 5 мм. Диаметр отпечатка бойка должен быть 2 - 3 мм, последующий отпечаток должен перекрывать предыдущий. Ширина зоны упрочения 5 - 10 мм. Если трещина проходит через отверстие, то его сначала заварите, за­тем пробейте или просверлите в этом месте новое отверстие диаметром меньше номи­нального на 0,5 мм и раздайте его специальной оправкой до номинального диаметра.

Ослабление заклепочных швов, надежность клепки проверяйте внешним осмот­ром с одновременным постукиванием по заклепкам проверочным молотком. Ослабленные заклепки, дающие дребезжащий звук, срубайте и на их место устанавливайте новые. Дли­на заклепки L (рис.59) определяется по формуле

L = Т+ (1,5+1,7) D ,

где Т - суммарная толщина соединяемых деталей, мм;

D - диаметр заклепки, мм.


Рис.59. Определение длины заклепки

Рис.59. Определение длины заклепки


Диаметр отверстия под заклепку должен быть больше диаметра заклепки на 1 мм.

В случае несовпадения двух отверстий под заклепку расширьте их до совмещения друг с другом. Заклепки ставьте в нагретом состоянии с помощью гидравлического или пневматического приспособления. Не рекомендуется применение в одном соединении од­новременно сварки и клепки. На каждом заклепочном соединении (поперечины, крон­штейны) допускается холодная подтяжка не более двух заклепок.

После ремонта рама должна соответствовать следующим техническим требо­ваниям:

1. После клепки и затяжки болтов допускаются местные зазоры в промежутках между заклепками и болтами до 0,5 мм, а по узким полкам лонжеронов - до 1 мм.

2. В зоне головок 2/3 заклепок и болтов щуп толщиной 0,1 мм не должен проходить до стержня заклепок и болтов хотя бы с одной стороны. Для l/З заклепок и болтов в каждом соединении щуп 0,3 мм не должен проходить до стержня заклепок и бол­тов хотя бы с одной стороны.

3. Нижние полки лонжеронов после сборки должны лежать в одной плоскости. От­клонение от плоскостности не более 2 мм на 1 м длины лонжеронов, но не более 16 мм на всю длину. Выпуклая сторона должна быть на верхней полке. Допускается прогиб лонжеронов вниз до 3 мм на всей длине.

4.Неплоскостность боковых стенок лонжеронов должна быть на всей длине не более 7 мм. Ширина рамы в сборе в зонах установки поперечин, узлов и агрегатов долж­ны быть в пределах 0 - 3 мм от номинального размера.