Тормозная система КрАЗ-6322, КрАЗ-63221, КрАЗ-6446
Автомобили оборудованы рабочей тормозной системой, действующей на все колеса, стояночной тормозной системой, действующей на трансмиссию и вспомогательным (моторным) тормозом, установленным в системе выпуска отработавших газов.
Рабочие тормоза предназначены для снижения скорости движущегося автомобиля до его полной остановки.
Рабочие тормоза барабанно-колодочные. В отторможенном состоянии колодки стягиваются пружинами, вследствие чего они всегда прижаты к разжимному кулаку через ролики, а при торможении раздвигаются кулаком и прижимаются к внутренней поверхности тормозного барабана.
Стояночная тормозная система предназначена для затормаживания автомобиля на месте при остановках и на стоянке.
Вспомогательный (моторный) тормоз - дроссельного типа, компрессионный, выхлопной с пневматическим приводом. Предназначен для торможения автомобиля неработающим двигателем, когда подача топлива выключена. Действие тормоза основано на создании противодавления в выпускном газопроводе двигателя путем перекрытия его проходного сечения заслонкой.
Привод рабочих тормозов пневматический, раздельного типа. Сжатый воздух подается в тормозные камеры и с помощью штоков, регулировочных рычагов и разжимных кулаков прижимает тормозные колодки к барабанам с усилием, пропорциональным давлению, подводимого к тормозной камере сжатого воздуха. На переднем ведущем мосту и на мостах задней тележки установлены тормозные камеры.
Схема пневматического оборудования тормозов и питания сжатым воздухом других потребителей на автомобиле приведена на рис.83.
Рис.83. Схема пневматического оборудования:
1 - тормозные камеры; 2 - шланг к передней левой тормозной камере; 3 - шланг к передней правой тормозной камере; 4 - клапан контрольного вывода; 5 - шланг; 6 - манометр двухстрелочный; 7 - шланг; 8 - компрессор; 9 - трубка от компрессора к влагомаслоотделителю передняя; 10 - шланг соединительный; 11 - трубка от компрессора задняя; 12 - влаго- маслоотделитель с регулятором давления; 13 - датчик снижения давления; 14 - ресивер; 15 - кран разобщительный; 16 - двухмагистральный перепускной клапан; 17 - трубка к правой тормозной передней камере; 18 - трубка к левой передней тормозной камере; 19 - трубка к нижней секции тормозного крана; 20 - трубка к правой передней тормозной камере; 21 - ресивер; 22 - клапан слива конденсата; 23 - ресивер; 24 - трубка от четырехконтурного защитного клапана к двухмагистральному перепускному клапану; 25 - трубка воздушная от двухмагистрального перепускного клапана к тройнику; 26 - трубка к конденсационному ресиверу; 27 - трубка к регулятору давления; 28 - тройник; 29 - противо- замерзатель; 30 - трубка соединительная; 31 - трубка к крану тормозному обратного действия; 32 - трубка воздушная; 33 - шланг соединительный; 34 - четырехконтурный защитный клапан; 35 - трубка к ресиверу первого контура; 36 - трубка; 37 - трубка к ресиверу второго контура; 38 - трубка к верхней секции тормозного крана; 39 - трубка к тормозному крану прицепа с двухпроводным приводом; 40 - трубка; 41 - кляммер; 42 - трубка; 43 - трубка; 44 - кран тормозной; 45 - трубка от тормозного крана; 46 - трубка; 47 - кран ускорительный; 48 - клапан перепускной двухмагистральный; 49 - трубка; 50 - трубка; 51 - трубка; 52 - кран тормозной обратного действия с ручным управлением; 53 - шланг; 54 - трубка; 55 - трубка; 56 - клапан двухпроводного привода тормозов прицепа; 57, 58, 59 - трубки; 60, 61, 62 - трубки; 63 - шланг; 64 - шланг; 65 - датчик торможения; 66, 67, 68, 69 - трубки; 70 - кран тормозной однопроводного привода тормозов прицепа; 71, 72 - трубки; 73 - шланг; 74, 75 - головки соединительные «Палм» двухпроводного привода тормозов прицепа; 76 - головка соединительная автоматическая однопроводного привода тормозов прицепа
С левой стороны под кабиной на кронштейнах установлены три ресивера 14, 21, 23: верхний - ресивер контура потребителей; средний - ресивер рабочих тормозов заднего моста; нижний - ресивер рабочих тормозов переднего и среднего мостов. Ресиверы контуров рабочих тормозов ведущих мостов имеют выводы на двухстрелочный манометр 6, расположенный в кабине на щитке приборов. Он служит для визуального контроля величины давления сжатого воздуха в ресиверах рабочих тормозов. Все три ресивера оборудованы датчиками аварийного давления воздуха 13, соединенными электропроводами с контрольными лампами сигнализации падения давления. При падении давления в ресиверах ниже 0,45 МПа (4,5 кгс/см2) загораются контрольные лампочки на панели приборов.
От компрессора 8, через влагомаслоотделитель с регулятором давления 12 и проти- возамерзатель 29, сжатый воздух, очищенный от капель влаги и масла, поступает в ресивер контура потребителей. Из ресивера контура потребителей через четырехконтурный защитный клапан 34 воздух подается в ресиверы контуров рабочих тормозов.
Четырехконтурный защитный клапан 34 прекращает подачу воздуха и изолирует от других тот из контуров, в котором резко снижается давление воздуха вследствие обрыва трубопровода или другой неисправности.
От ресивера контура потребителей сжатый воздух поступает на питание пневмоцилиндра привода выключения сцепления и других потребителей.
Рабочая тормозная система. Управление рабочей тормозной системой автомобиля осуществляется двухсекционным тормозным краном. Привод тормозного крана показан на рис.84.
Рис.84. Педаль тормозная и привод управления двухсекционным тормозным краном:
1 - болт; 2 - гайка; 3 - шайба; 4 - болт; 5 - кольцо; 6 - гайка; 7 - шплинт; 8 - основание педали; 9 - болт; 10 - шайба; 11 - гайка; 12 - шайба защитная; 13 - ось защелки; 14 - защелка; 15 - шайба; 16 - гайка; 17 - кронштейн; 18 - кронштейн педали в сборе; 19 - втулка; 20 - педаль; 21 - педаль тормозная в сборе; 22 - подушка; 23 - рычаг; 24 - шпонка; 25 - валик; 26 - пружина; 27 - угольник; 28 - болт; 29 - гайка; 30 - шайба; 31 - болт; 32 - заглушка; 33 - шайба; 34 - кольцо; 35 - кран тормозной в сборе;; 36 - кронштейн; 37 - палец; 38 - шплинт; 39 - вилка; 40 - планка; 41 - тяга в сборе; 42 - тяга; 43 - гайка
Устройство двухсекционного тормозного крана дано на рис.85. Сжатый воздух от ресивера контура рабочих тормозов переднего и среднего мостов подводится к выводу в верхней секции тормозного крана. При нажатии на педаль привода рабочего тормоза, рычаг 1 поворачивается на оси и роликом перемещает тарелку уравновешивающего элемента 3 вниз, сжимая уравновешивающий элемент и перемещая верхний поршень 4 вниз. Перемещаясь, поршень закрывает выпускное отверстие верхнего клапана 6 и соединяет полости А и С. Воздух из полости С поступает к выводу из полости А верхней секции тормозного крана и далее к тормозным камерам переднего моста и через ускорительный клапан 47 (рис.86) и двухмагистральный перепускной клапан 48 (рис.87) к тормозным камерам среднего моста.
Поступивший в полость А сжатый воздух давит снизу на верхний поршень 4, сжимая уравновешивающий элемент 3. Как только давление воздуха на поршень 4 снизу уравновесит усилие, передаваемое на элемент 3 от рычага 1, клапан 6 закрывается, прекратив доступ воздуха из полости С в полость А.
В полости А, магистрали рабочих тормозов и тормозных камерах установится давление воздуха, пропорциональное усилию нажатия на педаль. Таким образом осуществляется следящее действие в верхней секции тормозного крана.
Рис.85. Двухсекционный тормозной кран:
1 - рычаг привода; 2 - верхний корпус; 3 - уравновешивающий элемент; 4 - верхний поршень; 5 - пружина; 6 - верхний клапан; 7 - пружина; 8 - большой поршень; 9 - малый поршень; 10 - пружина; 11 - нижний клапан; 12 - пружина; 13 - нижний корпус; 14 - выпускное отверстие; а - исходное положение; b - положение при рабочем торможении
Одновременно сжатый воздух через отверстие в выводе из полости А проходит в надпоршневое пространство большого поршня 8 нижней секции тормозного крана и перемещает его вниз, воздействуя на малый поршень 9, который своим седлом сначала закрывает выпускное отверстие клапана, разобщая полость В с атмосферой, а затем открывает нижний клапан 11. Сжатый воздух, подводимый к выводу из полости от ресивера контура рабочих тормозов заднего моста, через открытый клапан 11 поступает к выводу из полости В и далее к рабочим тормозным камерам заднего моста. Как только давление сжатого воздуха, поступившего в полость В и в пространство между поршнями 8 и 9, уравновешивает силу, действующую на поршень 8 сверху, клапан 11 закрывается. Размеры поршней 8 и 9 и усилие пружины 10 подобраны таким образом, что давление в выводах из полостей А и В в зависимости от усилия на рычаге 1 привода практически одинаково.
При отказе в работе верхней секции тормозного крана нижняя секция будет управляться механически через шпильку верхнего поршня 4 и толкатель малого поршня 9.
При отпускании педали рабочего тормоза поршни 4, 8 и 9 клапаны 6 и 11 под действием упругих элементов возвращаются в исходное положение. Полости воздушных ресиверов (выводы из полостей С и D) разъединяются от полостей контуров рабочих тормозов (выводы из полостей А и В) и последние сообщаются с атмосферой через выпускное отверстие 14. Происходит растормаживание автомобиля.
Одновременно, при торможении, от обоих контуров рабочего тормоза воздух поступает к выводам клапана 56 (см. рис.83) управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом, осуществляя рабочее торможение прицепа.
Ускорительный клапан (рис.86). Предназначен для подачи сжатого воздуха и затормаживания колес среднего моста при торможении автомобиля рабочей тормозной системой.
Вывод А соединен с выводом В перепускного двухмагистрального клапана;
С - с выводом четырехконтурного защитного клапана;
В - с полостями тормозных камер среднего моста.
Рис.86. Ускорительный клапан:
1 - верхний корпус; 2 - поршень; 3, 4 - кольца уплотнительные; 5 - корпус клапана; 6 пружина; 7 - нижний корпус; 8 - атмосферный вывод; 9 - направляющий колпачок; 10 упорное кольцо; 11 - выпускной клапан
Работа клапана. При отсутствии давления воздуха в выводе А поршень 2 находится в крайнем верхнем положении, впускной клапан 11 закрыт под действием усилия пружины 6, а полости тормозных камер среднего моста сообщены с атмосферой через вывод 8.
При торможении автомобиля рабочей тормозной системой давление сжатого воздуха от верхней и нижней секций тормозного крана подводится через перепускной двухмагистральный клапан 48 к выводу А ускорительного клапана.
Поршень 2 перемещается вниз и перекрывает отверстие, сообщающееся с атмосферой, и открывает клапан 11. Сжатый воздух, проходя от четырехконтурного защитного клапана через вывод С и открытый клапан 11, заполняет полости тормозных камер среднего моста, подсоединенных к выводу В - происходит торможение.
При отсутствии торможения сжатый воздух из полости над поршнем 2 через двухмагистральный перепускной клапан и атмосферный вывод двухсекционного тормозного крана выпускается в атмосферу.
Поршень 2, перемещаясь вверх, открывает сообщение с атмосферой вывода В, а впускной клапан11 под действием усилия пружины 6 закрывается и разобщает выводы С и В - автомобиль растормаживается.
Клапан перепускной двухмагистральный (рис.87) Один клапан 48 (рис.83) предназначен для обеспечения подачи сжатого воздуха к ускорительному клапану от двух независимых магистралей секций двухсекционного тормозного крана одновременно или от каждой в отдельности.
Рис.87. Двухмагистральный перепускной клапан:
1 - корпус; 2 - мембрана; 3 - крышка; А - к ускорительному клапану; В - к полостям тормозных камер; С - к пневматическому крану
Работа клапана. При подводе воздуха к полостям А и С от секций тормозного крана мембрана 2, занимая промежуточное положение, обеспечивает пропуск воздуха в полость В. В случае снижения давления воздуха в одной из подводящих магистралей мембрана перекрывает поврежденную магистраль (А или С) и обеспечивает поступление воздуха в полость В от исправной магистрали.
Второй клапан 16 расположен на выходе из ресивера 14 контура потребителей и имеет аналогичное значение.
Кран тормозной обратного действия с ручным управлением. Предназначен для управления тормозной системой прицепа. Кран (рис.88) установлен на каркасе сиденья водителя с левой стороны.
К выводу А постоянно подводится сжатый воздух от ресивера контура потребителей через разобщительный кран. В исходном положении сжатый воздух из вывода А через накладное отверстие в корпусе и сверление в поршне 12 проходит в вывод С и далее к клапану управления тормозной системой прицепа с двухпроводным приводом. При этом сжатый воздух к головке типа «Палм» управляющей магистрали не поступает.
При перемещении рукоятки 21 в верхнее положение полости А и С разобщаются.
В этом положении рукоятки 21 сжатый воздух от клапана управления тормозной системой прицепа с двухпроводным приводом поступает к соединительной головке типа «Палм» управляющей магистрали и к клапану управления тормозной системой прицепа с однопроводным приводом - происходит торможение прицепа как с двух, так и с однопроводным приводом.
Для растормаживания прицепа рукоятку 21 крана установить в исходное нижнее положение.
.88. Кран тормозной обратного действия с ручным управлением:
1, 16, 39 - кольцо упорное; 2, 3, 13, 20, 29 - пружина; 4, - шайба опорная; 5, 14, 28 - кольцо О-образное;6 - корпус клапана; 7, 8, 10, 19, 24, 25, 26, 34, 36, 41, 42 - шайба; 9 - тарелка пружины; 11 - кольцо клапана; 12 - поршень; 15, 33 - направляющая; 17 - шток; 18 - колпачок направляющий; 21 - рукоятка; 22 - крышка; 23, 30, 40 - штифт; 27 - винт; 31 - кольцо; 32 - ролик; 35 - корпус крана в сборе; 37 - втулка; 38 - стопор; 43 - корпус
Управление тормозами прицепа осуществляется с помощью клапана 56 управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом или с помощью клапана 70 управления тормозами прицепа с однопроводным приводом (рис.83).
Клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом имеет 5 выводов. Вывод А (рис.89) соединен с нижней секцией тормозного крана, вывод С - с воздушным ресивером прицепа, вывод D - с краном управления стояночной тормозной системы прицепа, вывод В - с соединительной головкой управляющей магистрали двухпроводного привода тормозов прицепа и выводом А клапана управления тормозами прицепа с однопроводным приводом, вывод Е - с верхней секцией тормозного крана рабочих тормозов.
При рабочем торможении сжатый воздух от соответствующей секции тормозного крана подводится к выводам А и Е клапана. Сжатый воздух, подведенный к выводу А, перемещает поршни 15 и 16 вниз, сжимая при этом пружину 10, упирается седлом поршня 15 в клапан 18, разобщая полость «Ь» с атмосферой, и открывает его, сообщая полость «с» с полостью «Ь». При этом сжатый воздух проходит в управляющую магистраль прицепа и затормаживает его с интенсивностью, пропорциональной давлению воздуха, подведенному к полости А клапана.
В случае выхода из строя контура рабочих тормозов переднего и среднего мостов, управление тормозами прицепа будет осуществляться от контура тормозов заднего моста через вывод Е. При отпущенной педали тормоза давление в полостях «d» и «с» одинаковое, клапан 18 сообщает полость «с» с полостью «Ь», происходит торможение прицепа.
При стояночном или запасном торможении сжатый воздух из вывода D выходит в атмосферу через кран управления стояночной тормозной системой. Поршень 6 вследствие разности давлений в полостях «с» и «d» перемещается вверх вместе с клапаном 18. Клапан упирается в седло малого поршня 15 и сообщает полость «с» с полостью «Ь». Сжатый воздух поступает в управляющую магистраль прицепа и затормаживает его.
Рис.89. Клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом:
1 - нижний поршень; 2 - выпускное отверстие; 3 - гайка; 4 - нижний корпус; 5 - средний корпус; 6 - средний поршень; 7 - уплотнительное кольцо; 8 - пружина клапана; 9 - тарелка пружины; 10 - пружина верхнего большого поршня; 11 - верхний корпус; 12 - тарелка пружины; 13 - регулировочный винт; 14 - пружина верхнего малого поршня; 15 - верхний малый поршень; 16 - верхний большой поршень; 17 - упорное кольцо; 18 - клапан; 19 - упорное кольцо; 20 - диафрагма; 21 - шайба диафрагмы I - исходное положение; II - положение при рабочем торможении
*Клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом имеет три вывода. Вывод А (рис.90) соединен с полостью В (см. рис.89) клапана управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом, вывод С (см. рис.90) - с соединительной головкой однопроводной тормозной магистрали прицепа, а вывод В - с воздушным ресивером тормозов прицепа.
*Клапан может не устанавливаться
В исходном положении сжатый воздух от ресивера подводится к выводу В. В от- торможенном состоянии пружина 2, воздействуя на шайбу 5, удерживает диафрагму 6 с толкателем 10 в нижнем положении. При этом выпускной клапан 21 закрыт, а впускной клапан 19 открыт и сжатый воздух проходит к выводу С и далее в магистраль управления тормозами прицепа однопроводного привода. При достижении в магистрали прицепа (вывод С) давления 0,5 - 0,52 МПа (5,0 - 5,2 кгс/см2) поршень 11, преодолевая усилие пружины 12, опускается, и отверстие в нем закрывается впускным клапаном 19, который прижимается к седлу, Подача сжатого воздуха в тормозную магистраль прицепа прекращается. При снижении давления в тормозной магистрали прицепа ниже указанной величины поршень 11 под действием усилия пружины 12 перемещается вверх и вновь открывает впускной клапан 19.
Рис.90. Клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом:
1 - верхняя крышка; 2 - пружина; 3 - защитный колпак; 4 - малая шайба диафрагмы; 5 - большая шайба диафрагмы; 6 - диафрагма; 7 - болт; 8 - корпус клапана; 9 - поршень; 10 - толкатель клапана; 11 - поршень; 12 - пружина поршня; 13 - нижняя крышка; 14 - регулировочный винт; 15 - гайка; 16 - тарелка пружины; 17 - крышка клапана; 18 - упорное кольцо; 19 - впускной клапан; 20 - пружина клапана; 21 - выпускной клапан; 22 - опора верхнего поршня; а - исходное положение; b - положение при торможении
При торможении автомобиля сжатый воздух от тормозного крана подается к тормозным камерам и к клапану управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом, от которого воздух подводится к выводу А клапана управления тормозами прицепа с однопроводным приводом. Далее сжатый воздух через отверстие в корпусе 8 заполняет полость «а» и, преодолевая усилие пружины 2, поднимает диафрагму 6 с толкателем 10. При перемещении толкателя 10 вверх стержень выпускного клапана 21 под усилием пружины 20 прижимается к седлу толкателя до тех пор, пока впускной клапан 19 закроет седло в поршне 11 и разобщит вывод В от вывода С. При дальнейшем перемещении толкателя 10 его седло отрывается от выпускного клапана 21 и сообщает при этом вывод С с атмосферой. Сжатый воздух через пустотелый толкатель и отверстие в верхней крышке выходит в атмосферу до тех пор, пока давление под диафрагмой 6 (полость «а») и под ступенчатым поршнем 9 не уравновесится с давлением над ступенчатым поршнем 9. При снижении давления в выводе С поршень 9 опускается и перемещает толкатель 10 вниз, закрывая своим седлом выпускной клапан 21. Выпуск воздуха из вывода С прекращается. Таким образом осуществляется следящее действие и происходит торможение прицепа с эффективностью, пропорциональной величине подводимого к выводу А давления.
При оттормаживании автомобиля вывод А сообщается с атмосферой через атмосферное отверстие клапана управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом. Давление в полости «а» падает. Толкатель 10 с диафрагмой 6 под действием пружины 2 возвращается в исходное положение.
Вспомогательная тормозная система. Управление вспомогательной тормозной системой осуществляется с помощью пневмоклапана, установленного в кабине. При нажатии на педаль клапана сжатый воздух из ресивера потребителей через пневмоклапан поступает в цилиндр включения заслонки, поворачивает ее, создавая дополнительное сопротивление выхлопу. Одновременно воздух попадает в силовой пневмоцилиндр, поворачивает скобу механизма останова двигателя, расположенную на регуляторе частоты вращения и прекращает подачу топлива к форсункам. При отпущенной педали сжатый воздух через клапан выходит в атмосферу, под действием возвратных пружин скоба механизма останова двигателя и заслонка в выхлопной трубе возвращается в исходное положение.