Привод управления сцеплением КрАЗ-65053

Привод управления сцеплением (рис.15) состоит из подвесной педали 15, главного цилиндра 25, пневмогидроусилителя (ПГУ) 51, трубопроводов 27, 41 и шлангов 47 для подачи жидкости и сжатого воздуха к ПГУ.


* В связи с установкой сцепления ЯМЗ-183-10, в Приложении 12 приведен привод управления однодисковым сцеплением.


Рис.15. Привод управления сцеплением

Рис.15. Привод управления сцеплением:

1 - пружина; 2 - болт; 3 - шайба; 4 - угольник; 5 - кронштейн; 6 - трубопровод; 7 - гайка; 8 - шайба; 9 - болт; 10 - кляммер; 11 - подушка в сборе; 12 - палец; 13 - шплинт; 14 - втулка; 15 - педаль с площадкой; 16 - педаль в сборе; 17 - болт; 18 - кронштейн; 19 - шайба; 20 - болт; 21 - шайба; 22 - гайка; 23 - уплотнитель педали; 24 - усилитель педали; 25 - главный цилиндр выключения сцепления в сборе; 26 - пружина; 27 - трубопровод; 28 - гайка; 29 - болт; 30 - болт; 31 - палец; 32 - болт; 33 - рычаг; 34 - шайба; 35 - болт; 36 - наконечник; 37 - кольцо 018-022-25-2-2; 38 - рычаг; 39 - болт; 40 - тройник; 41 - трубопровод в сборе; 42 - кронштейн; 43 - шайба; 44 - гайка; 45 - болт; 46 - кронштейн; 47 - шланг; 48 - угольник; 49 - гайка; 50 - шайба; 51 - пневмогидроусилитель; 52 - кронштейн; 53 - болт


Возможные неисправности и методы их устранения

Возможная неисправность Причина Метод устранения
1 2 3
Сцепление не выключается Нет тормозной жидкости в
резервуаре главного цилиндра

Заполнить резервуар
тормозной жидкостью

Разорвана уплотнительная
манжета главного цилиндра
Заменить манжету
Большое усилие на педали
при выключении сцепления
Нет сжатого воздуха в
пневмосистеме автомобиля
Заполнить систему сжатым
воздухом
Не поступает сжатый воздух
в пневмогидроусилитель
Прочистить и продуть
воздухопроводы
Заедает пневмо или гидропоршень ПГУ из-за
разбухания манжет и уплотнительных
колец вследствие применения тормозной
жидкости, несоответствующей
рекомендациям завода
Разобрать, промыть цилиндры;
заменить уплотнительные кольца,
заполнить рабочей жидкостью в
соответствии с картой смазки,
отрегулировать привод
Неполное выключение сцепления
– сцепление «ведет»

Большой свободный ход нижнего
(острого) конца рычага не соответствует
величине 4 - 5 мм
Отрегулировать свободный ход

Засорено или перекрыто
кромкой манжеты компенсационное
отверстие главного цилиндра
Прочистить компенсационное
отверстие

Неполное выключение сцепления
– сцепление «буксует»
Мал свободный ход острого
конца рычага (менее 4 мм)
Отрегулировать свободный ход

Засорено перепускное отверстие
главного цилиндра
Прочистить отверстие
Понижение уровня жидкости
в главном цилиндре
Течь жидкости вследствие износа
или затвердения манжеты поршня
главного цилиндра
Заменить манжету


Снятие привода управления сцеплением

Снятие привода производить в следующем порядке: 1. Слить тормозную жидкость из гидросистемы привода, для чего: - снять с перепускного клапана 14 (рис.16) колпачок 13 и надеть на клапан шланг для прокачки гидропривода (в ЗИП). Второй конец шланга опустить в сосуд для слива жидкости; - взять из ЗИПа шланг для накачивания шин и подсоединить один его конец к наконечнику пробки 9 (рис.17), а второй – к клапану контрольного вывода 7 (рис.61); - довести давление в пневмосистеме автомобиля до 0,6 МПа(6 кгс/см2); - отвернуть на 1 - 2 оборота перепускной клапан, слить отработанную тормозную жидкость и продуть гидросистему сжатым воздухом. Во время слива тормозной жидкости следует несколько раз нажать на педаль сцепления для полного удаления жидкости. 2 Отсоединить трубку 27 (рис.15) гидропривода от главного цилиндра, расшплинтовать и вынуть палец вилки толкателя, отвернуть из кабины гайки болтов, снять главный цилиндр 25. 3 Отсоединить гидро- и пневмопровод 47 и 41 от рабочего цилиндра, отсоединить возвратную пружину 26, расшплинтовать и вынуть палец 31 крепления вилки штока к рычагу 38, снять его. 4 Расшплинтовать пальцы 31 крепления пневмогидроусилителя 51 и снять его.


Разборка пневмогидроусилителя

Разборку пневмогидроусилителя производить в следующем порядке: 1. Закрепить пневмогидроусилитель в тисках. 2. Отвернуть гайку стопорную 3 (рис.16) и, придерживая за лыску гидропоршня ключом, вывернуть вилку 2 вместе с гайкой. После чего отвернуть болты крышки 6 снять ее вместе с грязесъемником 7. 3. Снять гидропневмопоршень 9 в сборе. Вынуть кольцо 8 и манжету 10. 4. Снять стопорное кольцо 21, вынуть уплотнительные кольца 32 и 34. 5. Отвернуть болты 17 и снять вилку 12. 6. Отвернуть пробку 22, снять золотник 24, кольца 25. 7. Отвернуть пробку 33, и клапан 29. 8. Отвернуть болты 28, снять корпус 27 и извлечь уплотнительное кольцо 11. 9. Снять колпачок 13, вывернуть перепускной клапан 14, вынуть шарик 15 и вывернуть седло 16. Внимание! Герметизацию резьбовых соединений присоединительных штуцеров осуществлять путем нанесения герметика типа АМС-3 только на резьбовую часть штуцеров. Нанесение герметика путем окунания не допускается.



Рис.16. Пневмогидроусилитель сцепления

Рис.16. Пневмогидроусилитель сцепления:

1 - корпус; 2 - вилка; 3 - гайка; 4 - болт; 5 - шайба; 6 - крышка; 7 - грязесъемник; 8 - кольцо; 9 - гидропневмопоршень в сборе; 10 - манжета 1-100-3; 11 - кольцо; 12 - вилка; 3 - колпачок; 14 - перепускной клапан; 15 - шарик Ø 3.0; 16 - седло; 17 - болт; 18 - шайба; 19 - кольцо 028-033-30-2-2; 20 - окно выпускное; 21 - кольцо; 22 - пробка; 23 - кольцо; 24 - золотник; 25 - кольцо; 26 - пружина; 27 - корпус; 28 - болт; 29 - клапан; 30 - пружина; 31 - кольцо; 32 - кольцо; 33 - пробка; 34 - кольцо; 35 - втулка; 36 - фильтр


Разборка главного цилиндра

Разборку главного цилиндра проводить в следующем порядке:

1. Закрепить главный цилиндр за корпус в тисках, снять большое стяжное кольцо 27 и извлечь толкатель в сборе из корпуса цилиндра.

2. Снять малое стяжное кольцо защитного колпака 24 (рис.17), снять защитный колпак, удерживая толкатель 22 поршня от проворачивания за лыски ключом. Отвернуть контргайку 23, вилку 25 толкателя и снять вилку.


Рис.17. Главный цилиндр выключения сцепления

Рис.17. Главный цилиндр выключения сцепления:

1 - штуцер; 2 - шайба; 3 - отражатель; 4 - пробка; 5 - шайба; 6 - болт; 7 - прокладка; 8 - сетка; 9 - пробка в сборе; 10 - держатель пружины; 11 - пружина возвратная; 12 - крышка; 13 - прокладка крышки; 14 - картер; 15 - кольцо стопорное; 16 - шайба; 17 - манжета; 18 - поршень; 19 - шайба специальная; 20 - манжета; 21 - толкатель поршня; 22 - толкатель поршня в сборе; 23 - гайка; 24 - колпак защитный; 25 - вилка толкателя; 26 - кольцо стяжное малое; 27 - кольцо стяжное большое


Проверка технического состояния деталей

Перед проверкой деталей главного цилиндра и пневмогидроусилителя промыть и продуть их сжатым воздухом. На зеркале цилиндров не допускаются задиры, риски. При ремонте главного цилиндра и пневмогидроусилителя заменить манжеты, кольца уплотнительные, грязесъемник. Внутренние полости цилиндров смазать тонким слоем ЦИАТИМ-221.


Установка и регулировка привода управления сцеплением

Порядок установки привода следующий: 1. Установить главный цилиндр 25 (рис.15) на щитке передка кабины, закрепить болтами с гайками и пружинными шайбами. 2. Установить педаль сцепления на пальцах 12, подсоединив пружину 26. 3. Установить пневмогидроуситель на кронштейне 52, соединив вилку пальцем 31 и зашплинтовать шплинтом 13. 4. Соединить рычаг 33 с пружиной 1. 5. Подсоединить воздухопроводы, шланг 47. 6. Отвернуть пробку наливного отверстия главного цилиндра и заполнить картер свежей тормозной жидкостью, после чего пробку завернуть. 7. Прокачать систему гидропривода с целью удаления воздуха, для чего: - отвернуть пробку 9 (рис.17) и заполнить картер свежей тормозной жидкостью, в соответствии с химмотологической картой, после чего пробку 9 завернуть; - снять колпачок 13 и надеть на перепускной клапан 14 (рис.16) шланг для прокачки привода сцепления; - подсоединить шланг для накачивания шин, одним концом на резьбовой конец пробки 9 (рис.17), а вторым – к клапану контрольного вывода; - отвернуть клапан 14 (рис.16) на 0,5 - 1 оборот; - создать в полости цилиндра 14 (рис.17) давление сжатого воздуха в пределах 0,3 - 0,6 МПа (3 - 6 кгс/см2); - слить100 - 150 г жидкости в прозрачный сосуд, не допуская полного израсходования жидкости в картере главного цилиндра; - доливая жидкость и создавая давление, добиться прекращения выделения пузырьков воздуха из шланга, опущенного в стеклянный сосуд с тормозной жидкостью. После прокачки завернуть перепускной клапан14, снять шланг и навернуть защитный колпачок 13. Долить жидкость в главный цилиндр до уровня на 15 - 20 мм ниже кромки заливного отверстия и плотно завернуть пробку 9 (рис.17). Проверить и отрегулировать свободный ход педали сцепления в соответствии с требованием Руководства по эксплуатации.