Узлы управления коробкой передач КрАЗ-65055

Управление основной коробкой – механическое, осуществляется рычагом 10 (рис.18) из кабины водителя. Управление дополнительной коробкой – пневматическое, с помощью переключателя 1 диапазонов, установленного на корпусе 2 переключателя. Переключатель 1 диапазонов через гибкий трос приводит в действие золотник крана 15 управления механизмом переключения дополнительной коробки. Неисправности управления коробкой передач, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации, приведены ниже.


Вид Ж


Рис.18. Управление коробкой передач и дополнительной коробкой

Рис.18. Управление коробкой передач и дополнительной коробкой

Рис.18. Управление коробкой передач и дополнительной коробкой:

1 - переключатель; 2 - корпус переключателя; 3 - гайка; 4 - крышка верхняя; 5 - гайка ограничительная; 6 - хомут; 7 - стяжка чехла верхняя; 8 - уплотнитель рычага; 9 - чехол уплотнителя рычага; 10 - рычаг переключения; 11 - заклепка; 12 - накладка верхняя; 13 - стяжка чехла; 14 - обойма чехла; 15 - кран управления; 16 - оболочка троса; 17 - крышка переднего люка; 18 - накладка уплотнителя; 19 - болт; 20 - рычаг переходной; 21 - гайка; 22 - пружина; 23 - крышка нижняя; 24 - трос; 25 - шарик; 26 - винт; 27 - винт установочный; 28 - винт; 29 - хомут; 30, 32, 38, 39 - болты; 31 - двигатель с коробкой передач; 33, 36, 37, 40 - трубопроводы; 35 - клапан редукционный; 41 - цилиндр выключения сцепления; I - верхнее фиксированное положение; II - нижнее фиксированное положение; Г - размер; И - поверхность; К, Л, М, Н - полости; R - радиус


Перечень возможных неисправностей управления коробкой передач и дополнительной коробкой

Возможная неисправность Причина Метод устранения
1 2 3
Утечка воздуха через кран
управления механизмом
переключения дополнительной
коробки при включениивысшей
или низшей передачи
Неправильно отогнут трос
на размер Е (рис.19)
Отогнуть трос и проверить
размер Е (26,95 – 29,05 мм)

Затруднение переключения
передач переключателем
диапазонов
Отсутствие смазки на уплотнительных
кольцах золотника и тросе

Разобрать кран и смазать
уплотнительные кольца
смазкой ЦИАТИМ-221, а
трос – смазкой ТСп-10
Переключатель диапазонов
не занимает фиксированное
положение (свободное
перемещение переключателя)
Обрыв троса Заменить трос
Невыключение или замедленное
включение передач в дополнительной
коробке при нейтральном положении
рычага в основной коробке
Износ, разрыв или затвердевание
уплотнительных колец золотника
Заменить уплотнительные
кольца


Снятие узлов управления коробкой передач и дополнительной коробкой Снять подушки пассажирского сиденья и сиденья водителя, снять чехол кожуха турбонагнетателя и средний коврик пола, отвернуть верхнюю крышку 4 (см. рис.18) рычага. Отвернуть винты 26 крепления крышки корпуса, придерживая от проворачивания установочные винты 27. Отделить крышку 23 от корпуса 2, при этом осторожно извлечь из полости К шарики 25 и пружину 22. Отвернуть винты 28 крепления верхнего и нижнего хомутов 6, отсоединить трос 24 от переключателя 1, одновременно вывести из гнезда корпуса 2 ограничительную гайку 5. При необходимости сместить вниз по рычагу 10 верхний хомут 6. Отвернуть гайку 3, затем отвернуть корпус 2 рычага. При необходимости отвести в сторону ограничительную гайку 5 с тросом. Снять хомуты 6, перемещая их по рычагу 10 и защитной пружине оболочки троса, раздвинуть уплотнительный чехол 9 в нижней его части и расплести стяжку 13 (или разорвать ее). Снять обойму 14 чехла уплотнения рычага 10 с накладки 18 уплотнителя, сдвинуть нижнюю часть уплотнительного чехла 9 с обоймой 14 вверх по рычагу 10, вывернув чехол наизнанку (как показано на рисунке пунктиром) на величину, достаточную для доступа к стяжке 7. Расплести (или разорвать) стяжку 7, вывернуть чехол 9 в первоначальное – исходное положение, снять чехол 9 и обойму 14 в сборе с накладками с рычага 10. Отделить чехол 9 от обоймы 14. При необходимости разобрать обойму 14 чехла уплотнения рычага, зачистив (срубив) заклепки 11 и отделив обойму от верхней 12 и нижней накладок. Отвернуть болты 19 крепления уплотнителя рычага и снять уплотнитель 8 с рычага 10, отвернуть болты крепления крышки 17 переднего люка пола кабины и снять крышку. Отвернуть винт 28 крепления хомута 29. Снять хомут 29, перемещая его по рычагу 10 и защитной пружине оболочки 16 троса, отвернуть гайку 21 крепления рычага 10. Спрессовать с хвостовика рычаг 10 в сборе с переходным рычагом 20. С целью облегчения доступа к крану управления механизмом переключения дополнительной коробки рекомендуется использовать люк под задней крышкой в полу кабины. Для снятия крана необходимо обесточить электрооборудование автомобиля, выключив массу. Открыть кран включения дополнительного отопителя (размещен на крышке люка) и слить воду из отопителя, открыв сливные краны системы предпускового подогревателя двигателя. Отсоединить шланги отопителя, отвернуть болты скобы крепления кожуха и снять с крышки заднего люка пола кабины кожух с радиатором отопителя. Отвернуть болты крепления панели с вентилятором отопителя и отвести в сторону панель с вентилятором. При необходимости отсоединить электропровода пучка проводов. Отсоединить крышку заднего люка пола кабины от подставки пассажирского сиденья, отвернуть болты крепления крышки заднего люка пола кабины, приподнять и отвести крышку в сторону. При необходимости отсоединить подводящий и отводящий шланги подогревателя (соединение с краном и патрубком отопителя – под крышкой).


Примечание. Более подробно порядок снятия дополнительного отопителя кабины приведен в разделе «Кабина» (подраздел «Дополнительный отопитель кабины») настоящего руководства. Отвернуть болты 30, 32, 34 и 38 крепления трубопроводов и снять трубопроводы 36, 37 и 40, снять (при необходимости) трубопровод 33 подвода воздуха от цилиндра 41 выключения сцепления к редукционному клапану 36,отвернуть болты 39 крепления крана 15 и снять кран в сборе с тросом.


Разборка крана управления механизмом переключения дополнительной коробки

Для разборки крана отвернуть болты крепления крышки 9 (см. рис.19) к корпусу крана, разъединить корпус 4 с крышкой 9 крана, сняв корпус с золотника 8. Снять стопорное кольцо 5 и извлечь из корпуса фильтр 6, снять с золотника 8 уплотнительные кольца 7.

Разборку троса 1 крана с крышкой 9 производить только в случае необходимости, например, при обрыве троса или других неисправностях. Для разборки троса выпрямить отогнутый конец троса 1, отвернуть соединительную гайку 3 и вытащить трос 1 с золотником 8 в сборе из оболочки 2 троса и крышки 9. Отвернуть контргайку 11 и вывернуть наконечник 10 из золотника 8, извлечь из золотника 8 трос 1


Рис.19. Кран управления механизмом переключения дополнительной коробки

Рис.19. Кран управления механизмом переключения дополнительной коробки:

1 - трос; 2 - оболочка троса; 3 - гайка соединительная; 4 - корпус; 5 - кольцо стопорное; 6 - фильтр; 7 - кольцо уплотнительное; 8 - золотник; 9 - крышка; 10 - наконечник; 11 - контргайка; А, Б, Е - размеры; В, Г, Д - полость; Ж - торец троса; R - радиус


Проверка технического состояния деталей крана и ремонт

Корпус и крышку крана, имеющие трещины или обломы, необходимо заменить новыми. Проверить размеры выступающей части троса и конца троса, устанавливаемого в золотник. При наличии отклонений от размеров, указанных на рисунке, отрихтовать трос или заменить новым.


Уплотнительные кольца золотника при сильном износе или повреждении (по причине отсутствия смазки) подлежат замене новыми. Сборка и испытание крана управления механизмом переключения дополнительной коробки Сборку крана выполнять в последовательности, обратной разборке, с учетом следующих технических требований: - после сборки троса 1 с золотником 8 осевое перемещение троса в золотнике не допускается; - уплотнительные кольца 7 перед установкой в кольцевые канавки золотника 8 смазать смазкой ЦИАТИМ-221; - трос 1 перед установкой в направляющую оболочку 2 смазать смазкой ТСп-10. После установки конец троса отогнуть, как показано на рисунке; при этом размеры должны соответствовать: А - (8,5±0,7) мм; Б - (41±0,5) мм; Е - (28±1,05) мм; R - 1,6 0.25 мм. Торец Ж троса должен иметь шероховатость поверхности не более Rа - 12,5 мкм; при необходимости торец троса механически обработать; - поверхности трения золотника 8, уплотнительных колец 7 и корпуса 4 крана смазать смазкой ЦИАТИМ-221. После сборки проверить работоспособность крана: - трос 1 должен перемещаться из одного крайнего положения в другое под действием силы не более 20 Н (2 кгс); - при подводе воздуха к полости В под давлением 0,45 МПа (4,5 кгс/см2) в крайнем левом (вытянутом) положении троса в полости Д должно быть давление, равное подведенному. При этом пропуск воздуха через полость Г не допускается; - при перемещении троса в крайнее правое положение в полости Г должно быть давление, равное подведенному, и пропуск воздуха через полость Д не допускается. Сборка и установка деталей рычага переключения передач и крана управления механизмом переключения дополнительной коробки Сборку рычага переключения передач необходимо производить в последовательности, обратной разборке, и с учетом следующих технических требований: - поверхности трения деталей рычага 10 (см. рис.18) смазать, а полость К переключателя 1 заполнить смазкой ЦИАТИМ-221; - крепление троса крана на рычаге 10 коробки передач обеспечить, как показано на рисунке, при этом радиусы R в плоскости изгибов троса должны быть не менее 100 мм, размер Г установки хомута 6 - 45 мм, а угол α установки хомута 29 - 30 °; - установку уплотнителя 8 и чехла 9 производить после установки хомута 29, но до установки хомутов 6; - перед установкой чехла 9 произвести его подсборку с обоймой 14, для чего ввести стяжку 13 в гнездо под стяжку в чехле, надеть чехол со стяжкой на верхнюю накладку 12 и натянуть стяжку, обеспечив надежное крепление чехла на накладке. Концы стяжки заплести, обрезать и подогнуть во внутреннюю часть гнезда под стяжку; - затяжку стяжки 7 производить после установки чехла 9 с обоймой 14 на рычаг 10. При этом вывернуть чехол, как показано на рисунке, на величину, достаточную для доступа к стяжке 7; - стяжку 7 натянуть, обеспечив надежное крепление чехла 9 на рычаге 10, концы стяжки заплести, обрезать и подогнуть вниз; - после затяжки стяжки 7 установить чехол в исходное положение и натянуть обойму 14 на накладку 18 уплотнителя; - проверить отсутствие натяжения чехла 9 при различных возможных положениях рычага 10 при переключении передач. При этом на поверхности И чехла 9 допускаются гофры; - переключатель 1 крана должен перемещаться без заеданий и в крайних положениях четко фиксироваться. После установки пневматическую систему привода управления понижающей передачей проверить на герметичность воздухом под давлением 0,8 МПа (8 кгс/см2). При подводе воздуха через редукционный клапан 35 к полости М и нахождении переключателя 1 крана в верхнем фиксированном положении I в полости Н должно быть установлено давление воздуха, равное подведенному. При этом пропуск воздуха через полость Л не допускается. При нижнем фиксированном положении II переключателя 1 крана подведенное давление воздуха должно обеспечиваться в полости Л. При этом пропуск воздуха через полость Н не допускается. Верхнее положение I переключателя 1 должно соответствовать включению высшей передачи в дополнительной коробке, а нижнее II - низшей передаче в дополнительной коробке.