Передняя ось КрАЗ-65053, КрАЗ-64431

Передняя ось обеспечивает устойчивость автомобиля при движении по прямой и управляемость на поворотах. Конструкция оси устанавливает поперечный угол наклона шкворней (5°) и угол развала колес (1°), а также позволяет регулировать угол схождения колес в горизонтальной плоскости. Устройство передней оси показано на рис.37.


Передняя ось  КрАЗ-65055, КрАЗ-65053, КрАЗ-64431

Рис.37. Передняя ось:

1 - ступица; 2 - гайка; 3 - винт; 4 - шайба; 5 - крышка; 6 - шайба; 7 - болт; 8 - прокладка; 9 - прокладка; 10 - гайка крепления колеса; 11 - болт крепления колеса; 12 - тормозной барабан; 13 - тормозная колодка правая; 14 - тормозная колодка левая; 15 - подшипник конический; 16 - кольцо упорное; 17 - кольцо уплотнительное; 18 - заглушка; 19 - кольцо уплотнительное; 20 - шайба регулировочная; 21 - шайба регулировочная; 22 - рычаг; 23 - балка передней оси; 24 - тяга поперечная рулевая; 25 - рычаг; 26 - рычаг; 27 - гайка; 28 - кулак поворотный; 29 - стопор; 30 - масленка; 31 - шкворень; 32 - подшипник; 33 - упор; 34 - гайка; 35 - суппорт; 36 - болт; 37 - гайка; 38 - крышка с манжетой в сборе; 39 - болт крепления тормозного барабана


Перечень возможных неисправностей передней оси

Возможная неисправность Причина Метод устранения
Неравномерный и
интенсивный износ шин
Нарушение регулировки
схождения колес
Отрегулировать
схождение колес
Погнутость или скручивание
балки оси

Править балку оси в
холодном состоянии
на специальном стенде
Заедание при
вращении колеса
Нарушение регулировки
подшипников ступицы
Отрегулировать затяжку
подшипников
Наличие зазора при
покачивании колеса

Нарушение регулировки или
износ подшипников ступицы колеса
Отрегулировать затяжку
подшипников или заменить
подшипники
Износ втулок поворотного
кулака
Заменить втулки
Износ шкворня Заменить шкворень
Износ опорного
подшипника
Заменить опорный
подшипник
Замасливание накладок
тормозных колодок
Повреждение или износ
манжеты ступицы
Заменить манжету,
предварительно промыв
тормозной барабан
и колодки

РЕМОНТ ПЕРЕДНЕЙ ОСИ

Снятие передней оси.

1. Подложить под колеса заднего моста противооткатные упоры.

2. Ослабить затяжку гаек 10 (см. рис.37) крепления колес и гаек стремянок рессор.

3. Поднять краном переднюю часть автомобиля и поставить на подставки или козлы.

4. Расшплинтовать и выбить пальцы вилок тормозных камер, после чего отсоединить тормозные камеры от кронштейнов.

Примечание. Рекомендуется, не отсоединяя шланги, снять тормозные камеры и закрепить их проволокой на раме.

5. Расшплинтовать и отвернуть гайку 27 так, чтобы гайка выступала над шаровым пальцем на 1 - 2 нитки резьбы. Выпрессовать палец из отверстия рычага 26, постукивая молотком из мягкого сплава по гайке 27. Навернуть на палец гайку от усилия руки.

6. Расшплинтовать и отвернуть гайки пальцев крепления амортизаторов, снять их с нижних кронштейнов вместе с шайбами.

7. Отвернуть гайки стремянок рессор, снять нижние кронштейны амортизатора. Выбить стремянки из отверстий балки 23 оси и снять их.

8. Выкатить переднюю ось из-под автомобиля, установить на подставки и снять колеса.

9. Разборку передней оси необходимо производить на специальном стенде, позволяющем надежно закрепить балку оси.

10. Отвернуть болты крепления крышки 5 (см. рис.37) и снять крышку. Отогнуть шайбу 4 и отвернуть винт 3. Снять шайбы 4 и винт 3, отвернуть гайку 2, затем снять шайбу 6.

11. Спрессовать с помощью съемника 1 (рис.38) ступицу в сборе с тормозным барабаном. Отвернуть болты крепления крышки 38 (см. рис.37), снять крышку в сборе с манжетой, вынуть из ступицы внутренние обоймы подшипников 15. Выпрессовать из крышки 38 манжету.


Снятие ступицы с тормозным барабаном  КрАЗ-65055, КрАЗ-65053, КрАЗ-64431

Рис.38. Снятие ступицы с тормозным барабаном:

1 - съемник; 2 - ступица


12. Отвернуть болты 39 крепления тормозного барабана 12 и отделить тормозной барабан от ступицы 1. Выпрессовать из ступицы болты 11 крепления колеса. Примечание. Тормозной барабан и ступицу при разборке не разукомплектовывать.

13. Выпрессовать с помощью съемника из ступицы наружные обоймы подшипников 15 (см. рис.37).

14. Приподнять правую тормозную колодку 13 монтажной лопаткой и вынуть из кронштейна разжимной кулак.

15. Отвернуть болты крепления пластины, снять пластину. Отсоединить пружины тормозных колодок и снять тормозные колодки 13 и 14 в сборе с пружинами. Отсоединить пружины от тормозных колодок 13 и 14, расшплинтовать и извлечь пальцы пружин.

16. Отделить от тормозных колодок 13 и 14 ролики в сборе с осями, снять ролики с осей. Извлечь из тормозных колодок уплотнительные кольца.

17. Отвернуть болты крепления кронштейна разжимного кулака, снять кронштейн. Извлечь из кронштейна втулки и уплотнительные кольца.

18. Отвернуть болты крепления маслоотражателя к суппорту 35 и болты крепления суппорта 35 к поворотному кулаку 28. Снять маслоотражатель, прокладку маслоотражателя и суппорт 35 в сборе со щитом тормоза. Отвернуть болты крепления щита тормоза к суппорту 35 и снять щит. Выпрессовать из суппорта 35 оси колодок.

19. Расшплинтовать и отвернуть гайки так, чтобы гайки выступали под шаровыми пальцами на 1 - 2 нитки резьбы. Выпрессовать пальцы из отверстий рычагов 22 и 26, постукивая молотком из мягкого сплава по гайке 27. Снять поперечную рулевую тягу 24 и навернуть гайки на пальцы тяги.

20. Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления рычага 22 продольной рулевой тяги, а также гайки крепления рычагов 25 и 26 поперечной рулевой тяги. Выпрессовать рычаги 22 и 26.

21. Снять масленки 30 и заглушки 18 шкворня. Снять уплотнительное кольцо 19.

22. Выпрессовать* шкворень 31 и снять поворотный кулак 28. Снять регулировочные шайбы 20, упорный подшипник 32. Вынуть из поворотного кулака 28 втулки.

Примечание. Перечисленные выше операции разборки произвести и для другой стороны оси.

Разборка, проверка технического состояния, сборка продольной и поперечной рулевых тяг приведены в разделе «Рулевое управление» данного руководства.

После разборки передней оси детали ее промыть, протереть и проверить их техническое состояние.

Изгиб или скручивание устраняются правкой балки в холодном состоянии на специальном стенде. После правки угол наклона осей отверстий под шкворни в вертикальной плоскости, должен быть 5°, после чего балку необходимо проверить на дефектоскопе на отсутствие трещин.

При износе отверстий под центровые болты рессор более 22,7 мм их необходимо заварить и просверлить новые отверстия диаметром 22 +0.33 мм Кулак поворотный правый в сборе, кулак поворотный левый в сборе, имеющие трещины, обломы или износ резьбы, заменить новыми.


Сборка шкворневого устройства

Сборка шкворневого устройства производится в следующей последовательности:

1. Подогреть головку балки до 150С с помощью индуктора.

2. Установить в отверстие верхней проушины кулака заглушку с уплотнительным кольцом и застопорить ее пружинным кольцом.

3. Установить поворотный кулак вместе с упорным подшипником, заполненным смазкой ЛИТОЛ-24 , на головку балки без ощутимого осевого зазора (допускается зазор 0,05 - 0,3 мм), который устраняется с помощью регулировочных шайб требуемой толщины. При помощи центровочной оправки совместить ось подсобранного пакета с осью балки.

4. Вынуть центровочную оправку и вставить шкворень, обеспечив зазор между верхней заглушкой и шкворнем 1,7 - 2,6мм.

5. Установить в отверстие нижней проушины поворотного кулака вторую заглушку и застопорить ее пружинным кольцом.

6. Прошприцевать подшипники до появления смазки через предохранительные клапаны.

7. Проверить момент проворота поворотного кулака относительно балки. Он должен быть не менее 14,71 Н·м (1,5 кгс·м).


* Для выпрессовки шкворней следует применять пресс усилием 100 тс


Втулки шкворня заменяются новыми, когда зазор втулка – шкворень превышает 0,1 мм. После запрессовки втулок в кулаки развернуть их до диаметра 50 +0.089 +0.050 мм. Диаметр шкворня должен быть 50 +0.018 +0.002 мм. Развертывание втулок необходимо производить «в линию» специальной разверткой в следующей последовательности:

- запрессовать в поворотный кулак бронзовую втулку 1 (рис.39) и установить специальную направляющую втулку 2 во второе отверстие кулака;

- развернуть верхнюю бронзовую втулку;

- извлечь направляющую втулку 2 и на ее место запрессовать нижнюю бронзовую втулку 1;

- развернуть нижнюю бронзовую втулку шкворня, предварительно продвинув режущую часть развертки через ранее развернутую верхнюю втулку, которая служит

направляющей для развертывания нижней втулки.


Развертывание втулок поворотного кулака КрАЗ-65055, КрАЗ-65053, КрАЗ-64431

Рис.39. Развертывание втулок поворотного кулака:

а - верхней втулки; б - нижней втулки 1 - бронзовая втулка; 2 - направляющая втулка; 3 - развертка


Шкворень, имеющий трещины, обломы или износ резьбы, заменить новым. Рычаг продольной рулевой тяги, рычаги поперечной рулевой тяги, имеющие трещины или обломы, заменить новыми. Износ конусных поверхностей рычагов проверяется конусными калибрами: отверстий – с большим диаметром конуса 30 0.052 мм и конусностью 1:10; шеек – с большим диаметром конуса 45±0,05 мм и конусностью 1:8. Допускается смещение торца калибра до 1,5 мм. Ступица с тормозным барабаном в сборе. Ступица или барабан, имеющие трещины или обломы, подлежат замене новыми. Задиры или износ на рабочей поверхности барабана под тормозные колодки более 421,5 мм устраняются обработкой под категорийный ремонтный размер. Изношенные резьбы восстанавливать установкой резьбовых вставок. Суппорт с осями колодок в сборе. Суппорт, имеющий трещины или обломы, подлежит замене новым. При износе отверстий под болты крепления суппорта более 17,5 мм их необходимо заварить и просверлить новые. Изношенные резьбы восстановить установкой резьбовых вставок. Колодка переднего тормоза в сборе. Колодки, имеющие трещины или обломы, подлежат замене новыми. При износе накладок до диаметра менее 418 мм их необходимо заменить новыми и обработать под номинальный или категорийный ремонтный размер. Разжимной кулак правый (левый), имеющий трещины, обломы или погнутость, подлежит замене новым. Регулировочный рычаг тормоза в сборе. См. раздел «Ведущие мосты» данного руководства. Кронштейн левый (правый) в сборе, имеющий трещины или обломы, подлежит замене новым. Износ цилиндрической резьбы восстановить установкой резьбовых вставок, а конической резьбы – подрезкой торца на 1 - 2 мм и обработкой до номинального размера. Номинальные и предельно допустимые без ремонта размеры основных деталей передней оси приведены в табл. 11, категорийные ремонтные размеры – в табл.12.


Таблица 11. Номинальные и предельно допустимые без ремонта размеры основных деталей передней оси.

Обозначение и на-именование детали
или сборочной единицы

Возможный дефект Диаметр, мм Номинальный Диаметр, мм Предельно
допустимый без ремонта
5133В2-3001013
-кулак поворотный
в сборе
Износ шеек под подшипник:
наружный
50
-0.025
-0.041
49,94
внутренний 70
-0.030
-0.049
69,93
5133В2-3001019
-шкворень
Износ шеек под втулку
поворотного кулака
50±0,018 50,02
5133В2-3001016
-втулка
Износ отверстия втулки 50
+0,089
+0.050
50,13
5133В2-3103006
-ступица с тормозным
барабаном в сборе
Износ отверстий под подшипник:
наружный

110
-0.010
-0.045
109,95
внутренний 150
-0.012
-0.0052
149,94
5133В2-3501015-000
-суппорт в сборе
Износ оси по диаметру 54±0,074 54,74
5133В2-3501110
-кулак разжимной
Износ шеек под
втулки кронштейнов

40
-0,025
-0.097
39,75
5133В2-3519068
-кронштейн правый
в сборе
Износ отверстий втулок 40±0,062 40,15
5133В2-3519069
-кронштейн левый
в сборе
Износ отверстий втулок 40±0,062 40,15


Таблица 12. Категорийные размеры колодок в сборе и тормозного барабана

Наименование размера Ремонтный размер, мм 1 Ремонтный размер, мм 2
Наружный диаметр колодок
по накладкам в сборе
421
-0.23
-0.63
422
-0.23
-0.63
Диаметр отверстия барабана
под тормозные колодки
421
+0,23
+0.63
422
+0.23
+0.63


Сборка и регулировка передней оси. Сборку передней оси необходимо производить после подсборки ее узлов.


Сборка ступицы с барабаном

Сборка ступицы с барабаном должна производиться в следующей последовательности:

1. Запрессовать в ступицу 1 (см. рис.37) наружные обоймы роликовых подшипников 15 до упора. Установить внутренние обоймы подшипников 15 до упора в ранее запрессованные обоймы, предварительно заполнив их смазкой ЛИТОЛ-24.

2. Запрессовать в крышку 38 манжету до упора, установить крышку в сборе на ступицу 1 и закрепить болтами моментом силы 107,9 - 156,9 Н·м (11 - 16 кгс·м).

3. Запрессовать в отверстия ступицы болты 11 крепления колеса. Надеть на посадочный поясок ступицы тормозной барабан 12 и закрепить болтами 39 моментом силы 107,9 - 156,9 Н·м (11 - 16 кгс·м).


Сборка тормозного механизма

Сборка тормозного механизма должна производиться в следующей последовательности:

1. Запрессовать в суппорт 35 оси колодок, обеспечив размер между торцами оси и суппорта, равный 64,0 - 64,2 мм.

2. Установить в отверстия тормозных колодок 13 и14 пальцы пружин и зашплинтовать их. Установить на тормозные колодки ролики в сборе с осями. Надеть тормозные колодки в сборе на оси суппорта, предварительно установив в колодки уплотнительные кольца. Установить пластину и закрепить болтами.

3. Соединить пружины звеном и установить их на пальцы тормозных колодок 13 и 14. Разжать монтировкой тормозные колодки 13 и14 и установить в кронштейн разжимной кулак до упора. Установить на кулак прокладку и стопор.

4. Установить на шлицевой конец разжимного кулака регулировочный рычаг в сборе, упорную шайбу и закрепить болтами. Примечание. Перед сборкой втулки кронштейна разжимного кулака и тормозных колодок 13 и 14 и шейки разжимного кулака смазать смазкой ЛИТОЛ-24.

5. Запрессовать в отверстия поворотных кулаков 28 рычаги 25 и 26 поперечной рулевой тяги и рычаг 22 продольной рулевой тяги. Навернуть и затянуть гайки моментом силы 215,7 - 242,5 Н·м (22 - 25 кгс·м) и зашплинтовать.

6. Установить на поворотные кулаки 28 тормозные механизмы в сборе, вставить болты и затянуть гайки моментом силы 176,5 - 225,0 Н·м (18 - 23 кгс·м).

7. Установить ступицу 1 в сборе с тормозным барабаном 12 на поворотный кулак 28 и переместить ее до упора подшипника 15 в торец кольца поворотного кулака.

8. Установить на поворотный кулак 28 внутреннюю обойму подшипника 15 до упора в наружную обойму подшипника и замковую шайбу 6.

9. Навернуть на поворотный кулак 28 гайку 2 и затянуть моментом силы 117,7 - 156,9 Н·м (12 - 16 кгс·м), проворачивая при этом ступицу для правильного размещения роликов в обоймах подшипников 15. Отвернуть гайку на 90° и проверить вращение ступицы, она должна вращаться свободно и без заеданий.

10. Проверить вращение ступицы, которая должна свободно, без заеданий вращаться и не иметь осевого перемещения.

11. Установить крышку 5 с прокладкой и закрепить болтами моментом силы 107,9 - 156,0 Н·м (11 - 16 кгс·м), предварительно заполнив крышку смазкой ЛИТОЛ-24.

12. Установить и закрепить поперечную рулевую тягу 24. Окончательную затяжку гаек 27 производить после регулировки схождения передних колес.


Регулировка угла поворота передних колес


Повернуть левую ступицу влево на угол, равный 42 ± 1° и вывернуть болт 1 (рис.40) до упора в балку 2 оси. Законтрить болт 1 гайкой.


Установочные параметры передних колес КрАЗ-65055, КрАЗ-65053, КрАЗ-64431

Рис.40. Установочные параметры передних колес:

1, 3 - болты упорные ограничения поворота колес; 2 - балка оси; 4 - поперечная рулевая тяга; А - расстояние между торцами тормозных барабанов спереди; В - расстояние между торцами тормозных барабанов сзади


Повернуть правую ступицу вправо на угол, равный 42 ± 1° и вывернуть болт 3 до упора в балку 2 оси. Законтрить болт 3 гайкой. Регулировка схождения передних колес. Отрегулировать схождение колес так, чтобы размер В (сзади) был больше размера А (спереди) на 3 - 4 мм. Замеры необходимо производить по торцам тормозных барабанов в горизонтальной плоскости на уровне оси центра колеса.


Ослабить затяжку болтов обоих наконечников и, вворачивая тягу в наконечники (или выворачивая из них), отрегулировать схождение колес. Затянуть болты наконечников тяги моментом силы 54,0 - 68,6 Н·м (5,5 - 7,0 кгс·м). Окончательно затянуть гайки 27 (см. рис.37) крепления поперечной рулевой тяги моментом силы 215,7 - 245,2 Н·м (22 - 25 кгс·м) и зашплинтовать.


Установка передней оси

Установку передней оси производить в следующей последовательности:

1. Установить ось на подставку, установить на ось колеса и затянуть гайки крепления колеса моментом силы 245,2 -294,2 Н·м (25 - 30 кгс·м). Гайки необходимо затягивать равномерно, в два приема, крест-накрест, начиная с верхней гайки и не допуская перекоса колеса относительно ступицы. Снять ось с подставки.

2. Поднять краном переднюю часть автомобиля на высоту, достаточную для закатывания оси, убрать козлы и закатить ось под автомобиль. Медленно опустить переднюю часть автомобиля, совмещая головки центровых болтов рессор с отверстиями на площадках оси.

3. Смазать любой смазкой резьбовую часть стремянок, установить стремянки, нижние кронштейны амортизатора, навернуть и затянуть гайки моментом силы 392,3 - 431,5 Н·м (40 - 44 кгс·м).

4. Вставить в нижние головки амортизаторов резиновые втулки. Установить головки на пальцы кронштейнов, надеть на пальцы шайбы, навернуть, затянуть и зашплинтовать гайки.

5. Подсоединить продольную рулевую тягу к рычагу передней оси, навернуть и затянуть гайку моментом силы 215,7 - 245,2 Н·м (22 -25 кгс·м) и зашплинтовать.

6. Установить на кронштейны оси тормозные камеры и закрепить их. Соединить вилки штока камер с регулировочными рычагами, вставить пальцы и зашплинтовать. Отрегулировать зазор между тормозным барабаном и накладками колодок, равный 0,2 - 0,6 мм в средней части колодок.