Насос гидроусилителя КрАЗ-65055, КрАЗ-65053
Насос гидроусилителя (рис.51) лопастного типа, двойного действия (за один оборот вала насоса совершается два полных цикла всасывания и два нагнетания).
Рис.51. Насос гидроусилителя
Рис.51. Насос гидроусилителя:
1 - шкив; 2 - манжета; 3 - корпус насоса; 4 - ротор; 5 - лопасти; 6 - ось кронштейна; 7 - неподвижный кронштейн; 8 - коллектор насоса; 9 - крышка насоса; 10 - пружина перепускного клапана; 11 - регулировочный винт; 12 - подвижный кронштейн; 13 - предохранительный клапан; 14 - перепускной клапан; 15 - распределительный диск; 16 - статор; 17 - игольчатый подшипник; 18 - валик насоса; 19 - шариковый подшипник
Насос гидроусилителя крепится к крышке распределительных шестерен с левой стороны двигателя, а масляный бачок – на левом крыле. Насос и бачок соединены между собой питающим шлангом.
Снятие насоса гидроусилителя
Снятие насоса проводить следующим образом:
1. Установить противооткатные упоры под колеса автомобиля.
2. Полностью ослабить натяжение ремня насоса, вращая регулировочный винт против часовой стрелки и снять ремень со шкива насоса.
3. Вынуть шплинт, снять пружину и шайбы с регулировочного винта, повернуть подвижный кронштейн с насосом вверх до упора шкива насоса в лонжерон рамы.
4. Разорвать шплинт-проволоку, вывернуть и вынуть болты крепления насоса к подвижному кронштейну.
5. Возвратить подвижный кронштейн в исходное положение, опустить насос.
6. Отсоединить шланги от насоса, слить масло со шлангов и насоса, закрыть отверстия шлангов и насоса технологическими пробками.
Разборка насоса гидроусилителя
Разборку насоса проводить следующим образом:
Вывернуть болты крепления коллектора 8 (см. рис.51) насоса, снять коллектор и прокладки.
1. Установить насос вертикально в тисках шкивом вниз. Вставить в отверстие крышки 9 насоса технологическую чеку фиксации перепускного клапана 14 и отвернуть
болты крепления крышки 9, снять ее в сборе с перепускным клапаном 14 и пружиной 10.
2. Вынуть из крышки 9 технологическую чеку, перепускной клапан 14 в сборе с предохранительным клапаном 13, пружину 10 и уплотнительное кольцо.
3. Нанести метки взаимного расположения распределительного диска 15 относительно статора 16 и снять диск.
4. Нанести метки взаимного расположения статора 16 относительно корпуса 3 насоса и снять статор со штифтов. Вынуть из корпуса уплотнительное кольцо.
5. Снять ротор 4 со шлицев валика 18 насоса, придерживая лопасти ротора от их выпадения из пазов и надеть резиновое кольцо на ротор.
Примечание. Статор, ротор, лопасти, корпус и перепускной клапан подобраны селективно, поэтому разукомплектовывание их не допускается.
6. Установить насос вертикально в тисках шкивом вверх. Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления шкива 1, снять шайбу.
Спрессовать шкив 1 с валика 18, снять конусную втулку и выбить шпонку из паза валика 18.
7. Выпрессовать из корпуса 3 насоса валик 18 в сборе, предварительно вынув из кольцевой канавки корпуса стопорное кольцо.
8. Извлечь из корпуса 3 насоса проставку и выпрессовать манжету 2, игольчатый подшипник 17.
9. Установить валик 18 шлицевым концом на подставку с упором на шайбу шарикового подшипника 19 и спрессовать шариковый подшипник 19 и упорную шайбу.
10. Извлечь перепускной клапан 14, закрепить его в тисках, вывернуть седло предохранительного клапана 13 с регулировочными шайбами, вынуть предохранительный клапан и направляющий штифт с пружиной 10.
Проверка технического состояния деталей и ремонт
Перед проверкой детали насоса промыть в дизельном топливе, обезжирить и протереть чистой ветошью. Корпус насоса. Не допускаются трещины или обломы, захватывающие посадочные поверхности под подшипники и манжету, не допускается износ отверстия под игольчатый подшипник до диаметра более 22,04 мм, износ отверстия под шариковый подшипник до диаметра более 62,02 мм. Трещины или обломы, не захватывающие посадочные поверхности подшипников и манжеты, заварить. При срыве резьбы в резьбовых отверстиях более двух ниток заварить их и нарезать резьбу номинального размера. Валик насоса. Не допускаются трещины или обломы, не допускается износ шейки под игольчатый подшипник менее 11,97 мм, износ шейки под шариковый подшипник менее 19,99 мм, износ шейки под втулку шкива насоса менее 19,92 мм, износ шейки под манжету менее 23,8 мм, износ шпоночного паза по ширине более 5,013 мм. При срыве или износе резьбы более двух ниток наплавить металл на резьбовой конец вала и нарезать на нем резьбу номинального размера. Погнутость валика устранять правкой. Ротор с лопастями в сборе. Не допускаются трещины или обломы ротора и лопастей, не допускается износ шлицев по боковому зазору в сопряжении с новым валиком более 0,15 мм, износ лопастей по высоте менее 8,5 мм. Износ или надиры на торцовых поверхностях ротора устранять притиркой этих поверхностей до выведения износов и надиров. Надиры на рабочих поверхностях лопастей обработать до их выведения с подгонкой по пазам ротора. Статор. Не допускаются трещины или обломы, не допускается износ поверхности А (рис.52) более 42,5 мм, поверхности В – более 49,5 мм.
Рис.52. Статор
Незначительные надиры или шероховатости внутренней поверхности устраняются зачисткой, а торцовых поверхностей – притиркой. Распределительный диск. Не допускаются трещины или обломы, не допускается уменьшение размера А (рис.53) менее 13,8 мм. Незначительные надиры или выработку на поверхности В под ротор устранять притиркой.
Рис.53. Распределительный диск
Сборка и испытание насоса гидроусилителя. Сборку насоса проводить следующим образом: 1. Запрессовать в гнездо корпуса 3 (см. рис.51) насоса игольчатый подшипник 17 до упора и манжету 2. 2. Установить на валик 18 насоса упорную шайбу и напрессовать подшипник 19. 3. Установить в корпус 3 насоса проставку и запрессовать валик 18 в сборе, установить в кольцевой паз корпуса стопорное кольцо. 4. Запрессовать сегментную шпонку валика 18, установить на валик конусную втулку, шкив 1 и шайбу шкива, навернуть, затянуть гайку крепления шкива крутящим моментом 60 - 80 Н·м (6 - 8 кгс·м) и зашплинтовать ее. 5. Установить корпус 3 насоса в сборе в тиски. 6. Установить ротор 4 на шлицы валика 18, уплотнительное кольцо и статор 16 на корпус по меткам, нанесенным при разборке. 7. Вставить в пазы ротора 4 лопасти 5. Лопасти должны свободно перемещаться в пазах ротора. 8. Установить на статор 16 распределительный диск 15 отверстиями на концы выступающих штифтов. 9. Установить во внутреннюю полость клапана 14 направляющий штифт с пружиной, предохранительный клапан 13 и ввернуть его седло с комплектом регулировочных шайб, затянув седло крутящим моментом 15 - 20 Н·м (1,5 - 2 кгс·м). 10. Установить на перепускной клапан 14 пружину 10 и вставить его в сборе в гнездо крышки 9 насоса так, чтобы шестигранник седла клапана был обращен внутрь крышки.
При нажатии на корпус перепускного клапана он должен свободно, без заеданий перемещаться в гнезде крышки насоса до полного сжатия пружины и возвращаться в исходное положение при снятии нагрузки. 11. Установить в крышку 9 насоса уплотнительное кольцо и установить ее в сборе с клапаном 14 на статор 16, придерживая клапан от выпадания. 12. Ввернуть и затянуть болты крутящим моментом 30 - 35 Н·м (3 - 3,5 кгс·м) крепления крышки 9 с пружинными шайбами. 13. Установить на корпус 3 насоса и крышку 9 прокладки и коллектор 8, ввернуть и затянуть болты крутящим моментом 8 - 10 Н·м (0,8 - 1 кгс·м) крепления коллектора с пружинными шайбами. После сборки испытать насос на стенде. При нижеуказанной частоте вращения валика, мин-1, давление, МПа (кгс/см2), должно соответствовать следующим значениям:
600 | 0,5 | (5)* |
1200 | 1 | (10)* |
2000 | 2 | (20)** |
2666 | 3 | (30)** |
Подача насоса должна быть при частоте вращения 600 мин-1 и давлении 5,5 МПа (55 кгс/см2) не менее 9 л/мин, при частоте вращения 2000 мин-1 и давлении 5,5 МПа (55 кгс/см2) не более 16,5 л/мин. Максимальное давление на выходе насоса должно быть не менее 6,5 - 7 МПа (65 -70 кгс/см2) при частотах вращения 600 и 1200 мин-1 соответственно.
Установка насоса гидроусилителя
1. Подсоединить шланги к насосу и установить насос на подвижный кронштейн, затянуть болты крепления насоса и совместно застопорить их шплинт-проволокой. Проволоку вводить в отверстия головок болтов крест-накрест так, чтобы ее натяжение при закручивании концов проволоки действовало в направлении завинчивания болтов.
2. Закрепить регулировочный винт на неподвижном кронштейне, установить шайбы, пружину, шплинт.
3. Надеть ремень на шкив насоса и отрегулировать его натяжение, вращая регулировочный винт.
Проверить натяжение ремня. Правильно натянутый ремень при нажатии на середину ветви с усилием 40H (4 кгс) должен иметь прогиб 10 - 15 мм.