Тормозная система КрАЗ-65055, КрАЗ-65053
Автомобили оборудованы рабочей тормозной системой, действующей на все колеса, стояночной тормозной системой, действующей на трансмиссию и вспомогательным
(моторным) тормозом, установленным в системе выпуска отработавших газов.
Рабочие тормоза предназначены для снижения скорости движущегося автомобиля до его полной остановки. Рабочие тормоза барабанно-колодочные. В отторможенном состоянии колодки стягиваются пружинами, вследствие чего они всегда прижаты к разжимному кулаку через ролики, а при торможении раздвигаются кулаком и прижимаются к внутренней поверхности тормозного барабана.
Стояночная тормозная система предназначена для затормаживания автомобиля на месте при остановках и на стоянке.
Вспомогательный (моторный) тормоз – дроссельного типа, компрессионный, выхлопной с пневматическим приводом. Предназначен для торможения автомобиля неработающим двигателем, когда подача топлива выключена. Действие тормоза основано на создании противодавления в выпускном газопроводе двигателя путем перекрытия его проходного сечения заслонкой. Привод рабочих тормозов пневматический, раздельного типа. Сжатый воздух подается в тормозные камеры и с помощью штоков, регулировочных рычагов и разжимных кулаков прижимает тормозные колодки к барабанам с усилием, пропорциональным давлению, подводимого к тормозной камере сжатого воздуха. На передней оси установлены тормозные камеры, а на среднем и заднем мостах установлены пневмопружинные тормозные камеры.
Схема пневматического оборудования тормозов и питания сжатым воздухом других потребителей на автомобиле приведена на рис.61. При торможении автомобиля сжатый воздух от секции тормозного крана подводится к регулятору тормозных сил 111 и, в зависимости от степени загруженности автомобиля, происходит торможение колес задней тележки с различной степенью интенсивности. Примечание. Пневматическое оборудование автомобиля КрАЗ-65055 отличается от схемы на рис.61 отсутствием соединительных головок «Палм» и клапана управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.
С левой стороны под кабиной на кронштейнах установлены три ресивера 35: верхний – ресивер контура потребителей; средний – ресивер рабочих тормозов заднего моста; нижний – ресивер рабочих тормозов переднего и среднего мостов. Ресиверы контуров рабочих тормозов ведущих мостов имеют выводы на двухстрелочный манометр 9, расположенный в кабине на щитке приборов. Он служит для визуального контроля величины давления сжатого воздуха в ресиверах рабочих тормозов. Все три ресивера оборудованы датчиками аварийного давления воздуха 19, соединенными электропроводами с контрольными лампами сигнализации падения давления. При падении давления в ресиверах ниже 0,45 МПа (4,5 кгс/см2) загораются контрольные лампочки на панели приборов. От компрессора 13, через влагомаслоотделитель с регулятором давления 15 и противозамерзатель 41, сжатый воздух, очищенный от капель влаги и масла, поступает в ресивер контура потребителей. Из ресивера контура потребителей через четырехконтурный защитный клапан 47 воздух подается в ресиверы контуров рабочих тормозов. Четырехконтурный защитный клапан прекращает подачу воздуха и изолирует от других тот из контуров, в котором резко снижается давление воздуха вследствие обрыва трубопровода или другой неисправности. От ресивера контура потребителей сжатый воздух поступает на питание пневмоцилиндра привода выключения сцепления и других потребителей.
Рис.61. Схема пневматического оборудования КрАЗ-65053 и КрАЗ-64431:
1 - камера тормозная передняя; 2 - кольцо уплотнительное; 3 - шайба; 4 - тройник; 5 - кольцо уплотнительное; 6 - шайба; 7 - клапан контрольного вывода; 8 - шланг от ресивера к двухстрелочному манометру; 9 - манометр двухстрелочный; 10 - гайка; 11 - угольник; 12 - штуцер; 13 - компрессор; 14 - угольник; 15 - масловлагоотделитель с регулятором давления; 16 - штуцер; 17 - воздухопровод; 18 - шланг соединительный; 19 - датчик давления; 20 - угольник; 21 - кран разобщительный; 22 - воздухопровод; 23 - клапан двухмагистральный; 24 - шланг от ресивера к двухстрелочному манометру; 25 - тройник; 26 - угольник; 27 - гайка; 28 - угольник; 29 - шланг; 30 - воздухопровод; 31 - воздухопровод; 32 - тройник; 33 - воздухопровод; 34 - клапан слива конденсата; 35 - ресивер; 36 - воздухопровод; 37 - угольник; 38 - воздухопровод; 39 - гайка; 40 - штуцер; 41 - противозамерзатель; 42 - тройник; 43 - муфта; 44 - воздухопровод; 45 - воздухопровод; 46 - воздухопровод; 47 - клапан защитный четырехконтурный; 48 - 52 - воздухопроводы; 53 - кран тормозной; 54 - воздухопровод; 55 - штуцер; 56 - тройник; 57 - тройник; 58 - гайка; 59 - штуцер; 60 - тройник; 61 - тройник; 62 - кран тормозной обратного действия с ручным управлением; 63 - шланг; 64 - воздухопровод; 65 - шланг; 66, 67 - воздухопровод; 68 - тройник; 69 - 73 - воздухопроводы; 74 - клапан ускорительный; 75 - 77 - воздухопроводы; 78 - штуцер; 79 - воздухопровод; 80 - штуцер; 81 - лента стяжная; 82 - камера тормозная пневмопружинная; 83, 84 - воздухопроводы; 85 - шланг тормозной; 86 - тройник; 87 - воздухопровод; 88 - штуцер; 89 - 92 - воздухопроводы; 93 - клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом; 94 - датчик сигнала торможения; 95 - тройник; 96 - воздухопровод; 97 - тройник; 98, 99 - воздухопроводы; 100 - штуцер; 101 - угольник; 102 - головка соединительная «Палм» питающей магистрали; 103 - штуцер; 104 - штуцер; 105 - головка соединительная «Палм» тормозной магистрали; 107 - шланг; 108 - воздухопровод; 109 - угольник; 110 - трубка; 111 - регулятор тормозных сил; 112 - тройник; 113, 114 - воздухопровод.
Рабочая тормозная система. Управление рабочей тормозной системой автомобиля осуществляется двухсекционным тормозным краном. Привод тормозного крана показан на рис.62.
Рис.62. Педаль тормозная и привод управления двухсекционным тормозным краном:
1 - болт; 2 - гайка; 3 - шайба; 4 - болт; 5 - кольцо; 6 - гайка; 7 - шплинт; 8 - основание педали; 9 - болт; 10 - шайба; 11 - гайка; 12 - шайба защитная; 13 - ось защелки; 14 - защелка; 15 - шайба; 16 - гайка; 17 - кронштейн; 18 - кронштейн педали в сборе; 19 - втулка; 20 - педаль; 21 - педаль тормозная в сборе; 22 - подушка; 23 - рычаг; 24 - шпонка; 25 - валик; 26 - пружина; 27 - угольник; 28 - болт; 29 - гайка; 30 - шайба; 31 - болт; 32 - заглушка; 33 - шайба; 34 - кольцо; 35 - кран тормозной в сборе;; 36 - кронштейн; 37 - палец; 38 - шплинт; 39 - вилка; 40 - планка; 41 - тяга в сборе; 42 - тяга; 43 - гайка
Устройство двухсекционного тормозного крана дано на рис.63. Сжатый воздух от ресивера контура рабочих тормозов переднего и среднего мостов подводится к выводу в верхней секции тормозного крана. При нажатии на педаль привода рабочего тормоза, рычаг 1 поворачивается на оси и роликом перемещает тарелку уравновешивающего элемента 3 вниз, сжимая уравновешивающий элемент и перемещая верхний поршень 4 вниз. Перемещаясь, поршень закрывает выпускное отверстие верхнего клапана 6 и соединяет полости А и С. Воздух из полости С поступает к выводу из полости А верхней секции тормозного крана и далее к тормозным камерам переднего моста и через ускорительный клапан 74 (рис.61) и двухмагистральный перепускной клапан 23 к тормозным камерам среднего моста.
Рис.63. Двухсекционный тормозной кран:
1 - рычаг привода; 2 - верхний корпус; 3 - уравновешивающий элемент; 4 - верхний поршень; 5 - пружина; 6 - верхний клапан; 7 - пружина; 8 - большой поршень; 9 - малый поршень; 10 - пружина; 11 - нижний клапан; 12 - пружина; 13 - нижний корпус; 14 - выпускное отверстие; а - исходное положение; b - положение при рабочем торможении
Поступивший в полость А сжатый воздух давит снизу на верхний поршень 4, сжимая уравновешивающий элемент 3. Как только давление воздуха на поршень 4 снизу уравновесит усилие, передаваемое на элемент 3 от рычага 1, клапан 6 закрывается, прекратив доступ воздуха из полости С в полость А. В полости А, магистрали рабочих тормозов и тормозных камерах установится давление воздуха, пропорциональное усилию нажатия на педаль. Таким образом осуществляется следящее действие в верхней секции тормозного крана. Одновременно сжатый воздух через отверстие в выводе из полости А проходит в надпоршневое пространство большого поршня 8 нижней секции тормозного крана и перемещает его вниз, воздействуя на малый поршень 9, который своим седлом сначала закрывает выпускное отверстие клапана, разобщая полость В с атмосферой, а затем открывает нижний клапан 11. Сжатый воздух, подводимый к выводу из полости от ресивера контура рабочих тормозов заднего моста, через открытый клапан 11 поступает к выводу из полости В и далее к рабочим тормозным камерам заднего моста. Как только давление сжатого воздуха, поступившего в полость В и в пространство между поршнями 8 и 9, уравновешивает силу, действующую на поршень 8 сверху, клапан 11 закрывается. Размеры поршней 8 и 9 и усилие пружины 10 подобраны таким образом, что давление в выводах из полостей А и В в зависимости от усилия на рычаге 1 привода практически одинаково.
При отказе в работе верхней секции тормозного крана нижняя секция будет управляться механически через шпильку верхнего поршня 4 и толкатель малого поршня 9. При отпускании педали рабочего тормоза поршни 4, 8 и 9 клапаны 6 и 11 под действием упругих элементов возвращаются в исходное положение. Полости воздушных ресиверов (выводы из полостей С и D) разъединяются от полостей контуров рабочих тормозов (выводы из полостей А и В) и последние сообщаются с атмосферой через выпускное отверстие 14. Происходит растормаживание автомобиля. Одновременно, при торможении, от обоих контуров рабочего тормоза воздух поступает к выводам клапана 93 (см. рис.61) управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом, осуществляя рабочее торможение прицепа (полуприцепа). Ускорительный клапан (рис.64). Предназначен для подачи сжатого воздуха и затормаживания колес среднего моста при торможении автомобиля рабочей тормозной системой.
Рис.64. Ускорительный клапан:
1 - верхний корпус; 2 - поршень; 3, 4 - кольца уплотнительные; 5 - корпус клапана; 6 - пружина; 7 - нижний корпус; 8 - атмосферный вывод; 9 - направляющий колпачок; 10 -упорное кольцо; 11 - выпускной клапан
Вывод А соединен с выводом В перепускного двухмагистрального клапана;
С – с выводом четырехконтурного защитного клапана;
В – с полостями тормозных камер среднего моста.
Работа клапана. При отсутствии давления воздуха в выводе А поршень 2 находится в крайнем верхнем положении, впускной клапан 11 закрыт под действием усилия пружины 6, а полости тормозных камер среднего моста сообщены с атмосферой через вывод 8. При торможении автомобиля рабочей тормозной системой давление сжатого воздуха от верхней и нижней секций тормозного крана подводится через перепускной двухмагистральный клапан 23 к выводу А ускорительного клапана. Поршень 2 перемещается вниз и перекрывает отверстие, сообщающееся с атмосферой, и открывает клапан 11. Сжатый воздух, проходя от четырехконтурного защитного клапана через вывод С и открытый клапан 11, заполняет полости тормозных камер среднего моста, подсоединенных к выводу В – происходит торможение. При отсутствии торможения сжатый воздух из полости над поршнем 2 через двухмагистральный перепускной клапан и атмосферный вывод двухсекционного тормозного крана выпускается в атмосферу. Поршень 2, перемещаясь вверх, открывает сообщение с атмосферой вывода В, а впускной клапан11 под действием усилия пружины 6 закрывается и разобщает выводы С и В – автомобиль растормаживается. Клапан перепускной двухмагистральный (рис.65) Один клапан 23 (рис.61) предназначен для обеспечения подачи сжатого воздуха к ускорительному клапану от двух независимых магистралей секций двухсекционного тормозного крана одновременно или от каждой в отдельности.
Рис.65. Двухмагистральный перепускной клапан:
1 - корпус; 2 - мембрана; 3 - крышка; А - к ускорительному клапану; В - к полостям тормозных камер; С - к пневматическому крану
Работа клапана. При подводе воздуха к полостям А и С от секций тормозного крана мембрана 2, занимая промежуточное положение, обеспечивает пропуск воздуха в полость
В. В случае снижения давления воздуха в одной из подводящих магистралей мембрана перекрывает поврежденную магистраль (А или С) и обеспечивает поступление воздуха в полость В от исправной магистрали. Второй клапан 23 расположен на выходе из ресивера контура потребителей и имеет аналогичное значение.
Кран тормозной обратного действия с ручным управлением. Предназначен для управления тормозной системой прицепа. Кран (рис.66) установлен на каркасе сиденья водителя с левой стороны. К выводу А постоянно подводится сжатый воздух от ресивера контура потребителей через разобщительный кран. В исходном положении сжатый воздух из вывода А через накладное отверстие в корпусе и сверление в поршне 12 проходит в вывод С и далее к клапану управления тормозной системой прицепа с двухпроводным приводом. При этом сжатый воздух к головке типа «Палм» управляющей магистрали не поступает. При перемещении рукоятки 21 в верхнее положение полости А и С разобщаются. В этом положении рукоятки 21 сжатый воздух от клапана управления тормозной системой прицепа с двухпроводным приводом поступает к соединительной головке типа «Палм» управляющей магистрали – происходит торможение прицепа (полуприцепа). Для растормаживания прицепа рукоятку 21 крана установить в исходное нижнее положение.
Рис.66. Кран тормозной обратного действия с ручным управлением:
1, 16, 39 - кольцо упорное; 2, 3, 13, 20, 29 - пружина; 4, - шайба опорная; 5, 14, 28 - кольцо О-образное; 6 - корпус клапана; 7, 8, 10, 19, 24, 25, 26, 34, 36, 41, 42 - шайба; 9 - тарелка пружины; 11 - кольцо клапана; 12 - поршень; 15, 33 - направляющая; 17 - шток; 18 - колпачок направляющий; 21 - рукоятка; 22 - крышка; 23, 30, 40 - штифт; 27 - винт; 31 - кольцо; 32 - ролик; 35 - корпус крана в сборе; 37 - втулка; 38 - стопор; 43 - корпус
Управление тормозами прицепа (полуприцепа) осуществляется с помощью клапана управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом. Клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом имеет 5 выводов. Вывод А (рис.67) соединен с нижней секцией тормозного крана, вывод С – с воздушным ресивером прицепа, вывод D – с краном управления стояночной тормозной системы прицепа, вывод В – с соединительной головкой управляющей магистрали двухпроводного привода тормозов прицепа и выводом А клапана управления тормозами прицепа с однопроводным приводом, вывод Е – с верхней секцией тормозного крана рабочих тормозов. При рабочем торможении сжатый воздух от соответствующей секции тормозного крана подводится к выводам А и Е клапана. Сжатый воздух, подведенный к выводу А, перемещает поршни 15 и 16 вниз, сжимая при этом пружину 10, упирается седлом поршня 15 в клапан 18, разобщая полость «b» с атмосферой, и открывает его, сообщая полость «с» с полостью «b». При этом сжатый воздух проходит в управляющую магистраль прицепа и затормаживает его с интенсивностью, пропорциональной давлению воздуха, подведенному к полости А клапана. В случае выхода из строя контура рабочих тормозов переднего и среднего мостов, управление тормозами прицепа будет осуществляться от контура тормозов заднего моста через вывод Е. При отпущенной педали тормоза давление в полостях «d» и «с» одинаковое, клапан 18 сообщает полость «с» с полостью «b», происходит торможение прицепа. При стояночном или запасном торможении сжатый воздух из вывода D выходит в атмосферу через кран управления стояночной тормозной системой. Поршень 6 вследствие разности давлений в полостях «с» и «d» перемещается вверх вместе с клапаном 18. Клапан упирается в седло малого поршня 15 и сообщает полость «с» с полостью «b». Сжатый воздух поступает в управляющую магистраль прицепа (полуприцепа)и затормаживает его.
Рис.67. Клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом:
1 - нижний поршень; 2 - выпускное отверстие; 3 - гайка; 4 - нижний корпус; 5 - средний корпус; 6 - средний поршень; 7 - уплотнительное кольцо; 8 - пружина клапана; 9 - тарелка пружины; 10 - пружина верхнего большого поршня; 11 - верхний корпус; 12 - тарелка пружины; 13 - регулировочный винт; 14 - пружина верхнего малого поршня; 15 - верхний малый поршень; 16 - верхний большой поршень; 17 - упорное кольцо; 18 - клапан; 19 - упорное кольцо; 20 - диафрагма; 21 - шайба диафрагмы I - исходное положение; II - положение при рабочем торможении
Вспомогательная тормозная система. Управление вспомогательной тормозной
системой осуществляется с помощью пневмоклапана, установленного в кабине. При нажатии на педаль клапана сжатый воздух из ресивера потребителей через пневмоклапан поступает в цилиндр включения заслонки, поворачивает ее, создавая дополнительное сопротивление выхлопу. Одновременно воздух попадает в силовой пневмоцилиндр, поворачивает скобу механизма останова двигателя, расположенную на регуляторе частоты вращения и прекращает подачу топлива к форсункам. При отпущенной педали сжатый воздух через клапан выходит в атмосферу, под действием возвратных пружин скоба механизма останова двигателя и заслонка в выхлопной трубе возвращается в исходное положение.
При определении возможных неисправностей в пневмосистеме автомобиля прежде всего необходимо найти неисправный контур и установить в нем причину, вызвавшую отклонения от нормальной работы пневмопривода. На аварийное падение давления воздуха в ресиверах контуров тормозов указывают контрольные лампочки на панели приборов. Утечка воздуха в трубопроводах и соединениях проверяется на слух или с помощью мыльной пены, наносимой кистью на проверяемое соединение. Падение давления сжатого воздуха в ресиверах тормозов при неработающем компрессоре не должно быть более 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) от значения нижнего предела, определяемого регулятором давления, в течение: 30 минут при свободном положении органа управления; 15 минут после полного приведения в действие органов управления тормозного привода. Для устранения утечек воздуха в соединениях допускается применение герметиков. Регулятор давления воздуха должен обеспечить выключение компрессора при достижении давления, равного 0,8 МПа (8 кгс/см2), и включение компрессора при давлении 0,65 МПа (6,5 кгс/см2). Тормозная система должна обеспечивать давление воздуха 0,65 - 0,8 МПа (6,5 - 8,0 кгс/см2) в управляющей магистрали двухпроводного привода прицепа. При плавном приложении усилия к тормозной педали должно обеспечиваться плавное нарастание давления в каждом из контуров рабочих тормозов.
Возможные неисправности и методы их устранения
Возможная неисправность | Причина | Метод устранения |
1 | 2 | 3 |
Тормозные механизмы колес | Тормозные механизмы колес | Тормозные механизмы колес |
Тормозные механизмы плохо удерживают автомобиль |
Износ накладок тормозных колодок |
Проверьте и отрегулируйте зазоры, при необходимости замените накладки |
Тормозные механизмы пло- хо удерживают автомобиль. После регулировки зазоров большой тормозной путь |
Замасливание накладок тор- мозных колодок |
Проверьте и промойте на- кладки |
Притормаживание одного из колес автомобиля. При про- вертывании вывешенных колес в одном из них слы- шен шум |
Поломка или ослабление возвратной пружины |
Снимите барабан и замените возвратную пружину |
Притормаживание всех или нескольких колес при вы- ключенной тормозной сис- теме |
Малая величина или отсут- ствие зазора между наклад- ками колодок и тормозными барабанами |
Проверьте нагрев тормоз- ных барабанов. При силь- ном нагреве отрегулируйте зазоры между накладками и барабанами |
Компрессор | Компрессор | Компрессор |
Стук в компрессоре | Увеличение зазоров между подшипниками шатунов и шейками коленчатого вала |
Замените вкладыши под- шипников |
Компрессор не обеспечивает необходимого давления воз- духа в пневмосистеме |
Ослабление натяжения при- водного ремня Утечка воздуха через соеди- нения трубопроводов или негерметичность нагнета- тельных или впускных кла- панов |
Отрегулируйте натяжение ремня Проверьте состояние трубо- проводов и их соединений, а также герметичность клапа- нов. Клапаны, не обеспечи- вающие герметичности, притрите к седлам, а сильно изношенные или повреж- денные замените новыми. Новые клапаны притрите к седлам до получения непре- рывного кольцевого кон- такта |
Тормозной кран | Тормозной кран | Тормозной кран |
Неполное растормаживание автомобиля из-за избыточ- ного давления в тормозных кранах |
Вывернут винт регулировки свободного хода рычага кра- на Ослабление затяжки гайки уравновешивающего рези- нового элемента |
Отрегулируйте свободный ход рычага до величины не менее 5 мм Затяните гайку |
Утечка воздуха через выпу- скное отверстие |
Негерметичность клапанов и колец из-за повреждения (износа) и загрязнения |
Очистите или замените уп- лотнительный элемент |
Утечка воздуха через выпу- скное отверстие при нажа- тии на рычаг крана |
Негерметичность подвиж- ных уплотнений большого и малого поршней нижней секции, уплотнений корпу- сов клапанов, а также не- герметичность клапанов из- за износа и загрязнения |
Очистите сопряжения или замените уплотнительный элемент |
Утечка воздуха через корпус рычага крана |
Негерметичность уплотне- ния верхнего поршня |
Очистите сопряжение или замените кольцо |
Утечка воздуха по непод- вижным соединениям |
Ослабление затяжки соеди- нения |
Подтяните ослабленное со- единение или замените со- ответствующее кольцо |
Кран управления стояночной тормозной системой | Кран управления стояночной тормозной системой | Кран управления стояночной тормозной системой |
Утечка воздуха из атмо- сферного отверстия в одном из фиксированных положе- ний рукоятки крана |
Негерметичность клапана или подвижного уплотнения корпуса клапана или порш- ня (износ, загрязнение, раз- рушение) |
Очистите или замените уп- лотнительный элемент. За- мените поврежденное уп- лотнительное кольцо |
Утечка воздуха из-под крышки крана |
Негерметичность подвиж- ных уплотнений штока или направляющей (износ, раз- рушение, загрязнение) |
Очистите или замените уп- лотнительные кольца |
Рукоятка крана не фиксиру- ется в крайних положениях |
Разрушена пружина рукоят- ки |
Замените пружину |
Клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом | Клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом | Клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом |
Утечка воздуха | Негерметичность по уплот- нению среднего поршня Негерметичность клапана |
Очистите или замените уп- лотнение То же |
Утечка воздуха при тормо- жении краном ручного управления |
Негерметичность нижнего уплотнения верхнего порш- ня Негерметичность клапана |
Очистите или замените уп- лотнение То же |
Утечка воздуха при тормо- жении педалью |
Негерметичность по верх- нему уплотнению верхнего поршня Негерметичность уплотни- тельного кольца регулиро- вочного винта Негерметичность уплотне- ния нижнего поршня |
Очистите или замените уп- лотнение То же То же |
Самопроизвольное тормо- жение прицепа из-за утечки воздуха через выпускное отверстие тормозного крана |
Разрушение диафрагмы | Замените диафрагму |