Тормозные камеры КрАЗ-65055, КрАЗ-64431

Передняя тормозная камера


Тормозные камеры предназначены для передачи усилия на регулировочные рычаги и приведения в действие тормозных механизмов колес передней оси. Устройство тормозной камеры колес передней оси показано на рис.71.


Рис.71. Камера тормозная передняя

Рис.71. Камера тормозная передняя:

1 - палец; 2 - вилка; 3 - гайка; 4 - крышка; 5 - мембрана; 6 - шток; 7 - хомут; 8 - пружина; 9 - стакан; А - вывод


Снятие и разборка. Для снятия камеры отсоединить шланг подвода воздуха, расшплинтовать и вынуть палец 1 (см. рис.71), отвернуть гайки крепления тормозной камеры к кронштейну и снять камеру. Отвернуть на полтора-два оборота гайку 3, затем вывернуть вилку 2 и гайку 3. Отвернуть гайки болтов хомута 7 и снять хомут. Снять крышку 4, извлечь мембрану 5, пружину 8, стакан 9, шток 6 в сборе с диском. Сборку и установку камеры производить в последовательности, обратной разборке. Гайки хомута 7 затянуть моментом силы 0,6 - 1,2 Н·м (0,06 - 0,12 кгс·м). Гайку 3 –моментом силы 65 - 80 Н·м (6,5 - 8 кгс·м). Испытание камеры. Собранную тормозную камеру испытать на герметичность при давлении воздуха 0,735 МПа (7,35 кгс/см2). При указанном давлении утечка воздуха не должна превышать 4 см3/мин. Произвести несколько раз впуск и выпуск сжатым воздухом из камеры. При заполнении воздухом тормозной камеры через вывод А (см. рис.71) шток 6 должен выдвигаться, а при выпуске воздуха - четко возвращаться в исходное положение. Перемещение штока должно быть свободным, без заеданий.


Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором.

Камера служит для преобразования давления сжатого воздуха в усилие рабочего торможения, а также обеспечивает работу стояночного и запасного тормоза за счет аккумулированной энергии предварительно сжатых в них пружин. Устройство тормозной камеры с пружинным энергоаккумулятором показано на рис.72.


Рис.72. Камера тормозная с пружинным энергоаккумулятором

Рис.72. Камера тормозная с пружинным энергоаккумулятором:

1 - вилка; 2 - гайка; 3 - корпус тормозной камеры; 4 - шток в сборе; 5 - мембрана; 6 - хомут тормозной камеры; 7 - корпус пружинного энергоаккумулятора; 8 - диск; 9, 23 - винт; 10, 30 - уплотнительное кольцо; 11 - шток; 12 - хомут; 13 - диафрагма; 14 - крышка; 15 - диск зажимной; 16 - шарик; 17 - разрезное кольцо; 18 - стакан; 19 - трубка; 20 - корпус колпака; 21 - крышка колпака; 22 - ограничительный диск; 24, 26, 33 - пружина; 25 - фиксирующая втулка; 27 - гайка; 28 - упорный диск; 29 - буфер; 31 - толкатель; 32 - направляющая втулка; 34 - защитный чехол; 35 - специальный ключ; А - направление снятия штока; В, Г - отверстие; Д - полость; α и β - положение (угол) хомутов


Снятие тормозной камеры производить в следующем порядке:

1. Растормозить автомобиль с помощью системы быстрого растормаживания. Для этого следует отвернуть крышку 21 колпака, установить ключ 35 в отверстия трубок 19 и, приложив осевую нагрузку ударным способом, произвести растормаживание.

2. Расшплинтовать и вынуть палец вилки 1, разъединить вилку с регулировочным рычагом.

3. Отсоединить шланги подвода воздуха к тормозной камере, отвернуть гайки крепления тормозной камеры к кронштейну и снять камеру. Разборку тормозной камеры производить в следующем порядке:

1. Отпустить на несколько оборотов гайку 2, отвернуть вилку 1 и гайку 2 и снять защитный чехол 34.

2. Отвернуть гайку крепления хомута 6, снять хомут, отсоединить корпус 3 тормозной камеры в сборе.

3. Извлечь из корпуса возвратную пружину 33, шток 4 в сборе, мембрану 5.


Разборка пружинного энергоаккумулятора камеры

Разборку пружинного энергоаккумулятора камеры производить в следующем порядке:

1. Снять корпус колпака 20, отвернув болты крепления, вынуть трубки 19, отвернув винты 23, снять ограничительный диск 22.

2. Установить приспособление, как указано на рис. 73, без перекосов и смещений.


Рис.73. Приспособление для разборки пружинного энергоаккумулятора

Рис.73. Приспособление для разборки пружинного энергоаккумулятора:

1 - винт; 2 - упор; 3 - корпус энергоаккумулятора; 4 - хомут; 5 - пружина


Внимание! Разборку и сборку энергоаккумулятора производить только в специальном приспособлении, обеспечивающем безопасность сборщика. Категорически запрещается отворачивать гайки (болты), стягивающие хомуты пружинной части тормозной камеры без специальных приспособлений, т.к. аккумулированная энергия в сжатой пружине составляет 5900 - 11800 Н (600 - 1200 кгс).


3. Поджать упором 2 приспособления корпус 3 пружинного энергоаккумулятора до упора. Убедиться в надежности установки приспособления.

4. Соблюдая правила техники безопасности, осторожно отвернуть гайки крепления болтов стягивающего хомута 4.

5. Вращая винт 1, разжать пружину 5.

6. Снять приспособление.

7. Снять крышку 14 (см. рис.72), стакан 18 и пружину 24. Отвернув винт 9, снять диск 8 и вынуть из корпуса 7 и толкателя 31 шток 11 в направлении А.

Внимание! При снятии штока 11 из толкателя 31 – ограничить ход пружины 26, во избежание резкого выскакивания втулки 25 и шариков 16 (усилие сжатия пружины 157 Н

(16 кгс).

8. Извлечь шарики 16 из толкателя 31, снять фиксирующую втулку 25 и пружину 26.

9. Отвернуть гайку 27, снять зажимной диск 15, диафрагму 13, упорный диск 28 и буфер 29, вынуть сальник 30. Из корпуса 7 вынуть сальники 10 и втулку 32.


Сборка пружинного энергоаккумулятора

Сборку пружинного энергоаккумулятора камеры производить в следующем порядке:

1. Установить на толкателе 31 пакет деталей 29, 28, 13, 15.

2. На резьбовую часть толкателя нанести герметик УГ-9, завернуть гайку 27 моментом силы 68,66 - 83,35 Н·м (7 - 8,5 кгс·м).

3. Во внутреннюю часть толкателя установить уплотнительное кольцо 30, в отверстия под шарики толкателя 31 нанести смазку ЦИАТИМ-221.

4. Установить пружину 26 и фиксирующую втулку 25 на толкатель 31, сдвинуть до упора втулку 25.

5. Удерживая втулку в этом положении, утопить шарики 16 в отверстиях толкателя и вставить шток 11.

Собранный узел проверить на герметичность давлением воздуха 0,8 МПа (8,0 кгс/см2). Утечка воздуха через уплотнительные кольца 30 и пакет деталей 29, 28, 13, 15 не

допускается.

Дальнейшую сборку энергоаккумулятора производить в последовательности, обратной разборке, учитывая некоторые особенности. При сборке на резьбовую часть винтов 9, 23 крепления дисков 8, 22 нанести герметик УГ-9, нанесение герметика на другие поверхности не допускается. Отверстие В в крышке 14 и отверстия стакана 18 расположить в одной плоскости, а отверстие Г в корпусе 7 и отверстие В в крышке – как указано на рис.72. Обжатие пружины 24 съемником проводить осторожно, не допуская бокового смещения деталей корпуса и крышки энергоаккумулятора, диафрагмы и пружины. При обжатии контролировать отсутствие перекоса между отверстием кольца 17 и штоком 11. Ориентация хомута 12 относительна корпуса 7 по рис.72. Момент затяжки болтов хомута 12 пружинного энергоаккумулятора 7,84 - 11,76 Н·м (0,8 - 1,2 кгс·м). Сборка камеры. Производить в последовательности, обратной разборке с учетом некоторых особенностей. Убедиться в наличии дисков 8 и 22 на штоке 11. Сборка камеры без дисков запрещена. Болты хомута 6 затягивать равномерно моментом силы 7,84 - 11,76 Н·м (0,8 - 1,2 кгс·м), гайку 2 вилки 1 – моментом силы 63,74 - 78,45 Н·м (6,5 - 8,0 кгс·м).


Испытание камеры с пружинным энергоаккумулятором. После сборки камеру необходимо проверить на стенде, схема которого показана на рис.74.


Рис.74. Схема стенда для испытания тормозной камеры с пружинным энергоаккумулятором

Рис.74. Схема стенда для испытания тормозной камеры с пружинным энергоаккумулятором:

1,2 - кран точного регулирования; 3, 4 - манометр; 5 - тормозная камера; 6 - шток камеры; А - подвод воздуха в тормозную камеру; Б - подвод воздуха в пружинный энергоаккумулятор; В, B1 - размер


Открыть кран 1 и заполнить воздухом под давлением 0,65 - 0,80 МПа (6,5 - 8,0 кгс/см2) пружинный энергоаккумулятор (подвод Б); толкатель 31 (см. рис.72) должен зафиксироваться на штоке 11. С помощью крана 1 (см. рис.74) выпустить воздух через подвод Б; шток камеры должен выдвинуться на длину хода. Проверить камеру на герметичность: - открыть краны 1 и 2 и последовательно заполнить воздухом пружинный энергоаккумулятор (через подвод Б) и силовую камеру (через подвод А); манометры 3 и 4 должны показывать давление воздуха 0,8 МПа (8 кгс/см2). Утечка воздуха из каждой части камеры не должна превышать 5 см3/мин. Проверить ход штока силовой камеры и пружинного энергоаккумулятора: - открыть краны 1 и 2 и последовательно заполнить воздухом под давлением 0,65 - 0,80 МПа (6,5 - 8,0 кгс/см2) обе части камеры (давление воздуха контролируется по манометрам 3 и 4). Измерить размер В; - с помощью крана 2 выпустить воздух из силовой камеры (подвод А) и измерить размер В1. Ход штока камеры (разность размеров В и B1) должен быть не менее 57 мм; - измерить размер В1. С помощью крана 1 выпустить воздух из пружинного энергоаккумулятора (подвод Б) и измерить размер В. Ход штока камеры должен быть не менее 57 мм.


Проверить работоспособность быстрорастормаживающего устройства (БРУ): - установить упор штока 6 на расстоянии 2/3 хода штока камеры (38 - 42 мм); - открыть кран 1 и заполнить воздухом под давлением 0,65 - 0,80 МПа (6,5 - 8,0 кгс/см2) пружинный энергоаккумулятор (подвод Б). С помощью крана 1 выпустить воздух из пружинного энергоаккумулятора; шток камеры должен переместиться до упора; - отвернуть крышку 21 (см. рис.72), установить специальный ключ 35 в отверстия трубок 19 и, приложив осевую нагрузку ударным способом, произвести растормаживание. Проверить давление блокировки БРУ: открыть кран 1 (см. рис.74) и заполнить воздухом под давлением 0,65 МПа (6,5 кгс/см2) пружинный энергоаккумулятор (подвод Б). С помощью крана 1 выпустить воздух; шток камеры должен выдвинуться до упора. Проверить давление выключения пружинного энергоаккумулятора: открыть кран 1 и подать воздух через подвод Б до перемещения штока камеры на расстояние (B1+10) мм; манометр 3 должен показывать давление (0,5±0,03) МПа [(5±0,3 кгс/см2)]. Выпустить воздух через подвод Б. После испытания тормозной камеры, необходимо произвести растормаживание пружинного энергоаккумулятора с помощью БРУ и завернуть крышку колпака.