Ремонт коробки отбора мощности КрАЗ-65055

Коробка отбора мощности (рис.94) установлена на коробке передач с правой стороны автомобиля. К торцу картера коробки отбора мощности прикреплен масляный насос НШ50А-ЗЛ. Соединение вала насоса с ведомой шестерней осуществляется с помощью полумуфты и призмы. Ведущая шестерня 21 находится в постоянном зацеплении с шестерней отбора мощности коробки передач.


Рис.93. Схема опрокидывающего механизма


Рис. 93 . Схема опрокидывающего механизма

Рис.94. Коробка отбора мощности

Рис.94. Коробка отбора мощности:

1 - картер коробки; 2, 16 - стопорные кольца; 3, 13, 22 - подшипники; 4 - вал; 5 - шток; 6 - вилка; 7 - уплотнительное кольцо; 8 - пружина; 9 - корпус пневмокамеры; 10 - диафрагма; 11 - крышка пневмокамеры; 12 - крышка подшипника; 14 - прокладка; 15 - ведомая шестерня; 17 - шарик; 18 - регулировочная шайба; 19 - включатель сигнализации; 20 - прокладка; 21 - ведущая шестерня; 23 - ось


Включение коробки отбора мощности производится перемещением ведомой шестерни 15 по шлицам вала при помощи сжатого воздуха, подаваемого в пневмокамеру. Неисправности коробки отбора мощности, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации, приведены ниже.


Перечень возможных неисправностей коробки отбора мощности

Возможная неисправность Причина Метод устранения
1 2 3
Не загорается контрольная

лампа сигнализации выклю-

чения коробки отбора мощ-

ности

Перегорел предохранитель Заменить предохранитель
Перегорела контрольная

лампа

Заменить контрольную лам-

пу

Повреждение диафрагмы

пневмокамеры

Заменить диафрагму
Ослабление крепления диа-

фрагмы на штоке

Подтянуть гайку крепления
Неисправность включателя

сигнализации

Отрегулировать положение

включателя с помощью про-

кладок

Удалить продукты окисле-

ния на контактах

Заменить включатель сигна-

лизации

Неисправность электромаг-

нитного клапана

Заменить

Найти повреждение в цепи

или контактах и устранить

их

Удалить продукты окисле-

ния с деталей электромаг-

нитного клапана

Повышенный шум шестерен

коробки

Обломы зубьев шестерен

или износ зубьев шестерен

по толщине

Заменить шестерни
Поломка или износ под-

шипников

Заменить подшипники
Попадание инородных

предметов в зацепление

зубьев

Заменить масло в коробке с

обязательной промывкой

картера коробки

Пониженный уровень масла

в картере коробки

Долить масло в картер до

положенного уровня

Нарушение регулировки за-

цепления ведущей шестерни

коробки отбора мощности и

шестерни коробки передач

Отрегулировать зацепление

шестерен, проверив количе-

ство прокладок между флан-

цами коробок

Течь масла через уплотне-

ние крышки подшипника, в

местах головок болтов кре-

пления картера коробки от-

бора мощности к коробке

передач, через прокладку

между картерами коробок

Ослабление затяжки болтов

крышки подшипника

Подтянуть болты
Повреждение или износ

прокладки крышки

Заменить прокладку
Повреждение или износ

медной шайбы, установлен-

ной под головкой болта кре-

пления картера коробки от-

бора мощности к коробке

передач

Заменить медную шайбу
Повреждение прокладки

между картерами коробок

Заменить прокладку
При выключении переклю-

чателя коробки отбора мощ-

ности контрольная лампа

продолжает гореть

Поломка пружины пневмо-

камеры

Заменить пружину
Забоины на зубьях муфты,

валу или шестерне

Заменить муфту, вал или

шестерню

При незначительных забои нах зачистить их


Снятие коробки отбора мощности

Снятие коробки отбора мощности производить в следующем порядке:

1. Слить масло из масляного бака и картера коробки передач.

2. Отсоединить электропровод от включателя сигнализации коробки отбора мощности, а шланг подачи сжатого воздуха в пневмокамеру – от трубопровода.

3. Снять с фланцев масляного насоса трубку всасывающую 18 (см. рис.93) и трубку 17 высокого давления.

4. Отвернуть болты крепления коробки 20 отбора мощности к картеру коробки передач и снять ее с автомобиля.

5. Снимать коробку следует осторожно, чтобы не повредить прокладку, установленную между фланцами.

6. Слить масло, скопившееся в картере коробки отбора мощности.


Разборка коробки отбора мощности

Разборку коробки отбора мощности производить в следующем порядке:

1. Отвернуть болт, стопорящий ось 23 (см. рис.94) ведущей шестерни, предварительно отогнув замковую шайбу. Выпрессовать из картера 1 коробки ось 23, извлечь ведущую шестерню 21 и прокладку 20. При необходимости вынуть из шестерни подшипник 22.

2. Вывернуть из картера включатель 19 сигнализации и снять регулировочные шайбы 18. Отвернуть болты крепления крышки 11 пневмокамеры и снять крышку. Отвернуть гайку крепления диафрагмы 10 на штоке пневмокамеры и снять последовательно тарельчатую шайбу, диафрагму 10, вторую шайбу и пружину 8.

3. Отвернуть болты крепления корпуса 9 пневмокамеры к картеру коробки, и снять корпус. Отвернуть болты крепления крышки 12 подшипника, снять крышку и прокладку 14. Извлечь с помощью специальных щипцов из проточки картера 1 коробки стопорное кольцо 2. Выпрессовать вал из картера коробки (выпрессовку производить со стороны крышки подшипника), спрессовать с вала подшипник 3, предварительно сняв стопорное кольцо 16. Извлечь из картера коробки ведомую шестерню 15 и подшипник 13.

4. Вывернуть шток 5 пневмокамеры из вилки 6 и извлечь вилку из картера коробки. Извлечь из проточки картера уплотнительное кольцо 7.


После разборки детали коробки отбора мощности необходимо очистить, промыть, затем проверить их техническое состояние. Картер коробки отбора мощности, имеющий трещины или обломы, захватывающие отверстия под подшипники или пробоины стенок картера, подлежит замене новым. Трещины или обломы в картере, кроме указанных выше, необходимо заварить. Резьбовые отверстия восстановить установкой резьбовых вставок. Вал (и ось), имеющие трещины или обломы, подлежат замене новыми.


Шестерни, имеющие трещины, обломы или выкрашивание на рабочих поверхностях зубьев, следует заменить новыми. При ступенчатой выработке рабочих поверхностей зубьев шестерен ступеньки зачистить до уровня изношенной части зубьев. Муфту, имеющую трещины или обломы, необходимо заменить новой. Номинальные и предельно допустимые без ремонта размеры основных деталей коробки отбора мощности приведены в табл.20.


Таблица 20. Номинальные и предельно допустимые без ремонта размеры основных деталей коробки отбора мощности

Обозначение и наименование детали

или сборочной еди-

ницы

Возможный дефект Размер, мм Номинальный Размер, мм Предельно

допусти-

мый без

ремонта

6505-4202015

-картер коробки

отбора мощности

Износ отверстий под подшипники:

меньший

62 +0.03 62,25
больший 72 +0.03 72,05
Износ отверстия под шток пневмо-

камеры

18 +0.43
18,09
6505-4202020

-шестерня проме-

жуточная

Износ зубьев по толщине S=6,67
-0.075
-0.165

h=3.25
6.20
Износ отверстия под подшипник 33,325 +0.025 33,37
6505-4202030

-ось промежуточ-

ной шестерни

Износ шейки под подшипник 20,612 -0.013 20,59
6505-4202064

-шестерня ведомая

Износ зубьев по толщине S=6,67
-0.075
-0.165

h=3.25
6,20
Износ паза под вилку включения по

ширине

10 +0.22. 10,5
Износ зубьев (шлицев) по ширине 9 +0.045 9,08
6505-4202070

-вал ведомой шес-

терни

Износ шеек под подшипники:

меньший

30 -0.013 29,97
больший 35
+0.018
+0.002

34,99
Износ зубьев (шлицев) 9
-0.035
-0.100

9,86
6505-4202126

-вилка

Износ концов вилки по толщине 10
-0.15
-0.30

9,5
6505-4202206 - шток пневмокамеры

Износ штока по диаметру 18
-0.032
-0.075

17,88


Сборка коробки отбора мощности


Сборку коробки отбора мощности производить в следующем порядке:

1. Перед сборкой смазать маслом И-20А посадочные поверхности деталей коробки.

2. Установить в полость картера коробки вилку 6, а в отверстие картера – шток 5 пневмокамеры и ввернуть его в резьбовое отверстие вилки. Вставить в проточку картера коробки уплотнительное кольцо 7. установить на шток 5 корпус 9 пневмокамеры, а затем в полость корпуса последовательно пружину 8, тарельчатую шайбу, диафрагму 10, вторую шайбу и закрепить гайкой.

3. Установить на корпусе крышку 11 пневмокамеры и закрепить ее болтами.

4. Вставить в проточку вала 4 ведомой шестерни стопорное кольцо 16 и напрессовать подшипник 3. Установить вал 4 в сборе в картер коробки и одновременно вложить в полость картера (на шлицевой конец вала) ведомую шестерню 15, при этом вставить в кольцевой паз шестерни вилку 6.

5. Напрессовать на вал 4, со стороны пневмокамеры, подшипник 13. Установить на картер прокладку 14, крышку 12 и закрепить крышку болтами. Вставить в проточку картера коробки стопорное кольцо 2. Установить в картер коробки ведущую шестерню 21, прокладку 20 и запрессовать ось 23. Застопорить ось 23 ведомой шестерни, ввернув болт, предварительно подложив под головку болта замковую шайбу. Проверить вращение шестерен, оно должно быть плавным без заеданий.

6. Вращая корпус пневмокамеры (тем самым перемещая шток пневмокамеры), произвести регулировку зацепления ведомой и ведущей шестерен коробки. Ведомую шестерню установить так, чтобы выдержать зазор между шестернями 15 и 21 в пределах 2 - 3,5 мм.

7. Закрепить корпус пневмокамеры болтами. При этом обратить внимание на расположение отверстий в корпусе пневмокамеры, одно из отверстий должно быть обращено вниз. Отверстие В в крышке пневмокамеры должно быть обращено вверх.

8. Ввернуть в картер коробки выключатель 19 сигнализации, предварительно подложив под него регулировочные шайбы 18.

9. После сборки коробки подвести воздух под давлением 0,394 МПа (0,4 кгс/см2) к отверстию В, при этом ведомая шестерня должна свободно перемещаться в крайнее левое положение. Пропуск воздуха через соединения не допускается.

10. При отключении воздуха шестерня должна возвращаться в первоначальное положение.


Установка коробки на автомобиль. Установку коробки необходимо производить в последовательности, обратной снятию. После установки проверить соединение воздухопроводов на герметичность под давлением воздуха 0,5 - 0,7 МПа (5 - 7 кгс/см2), при этом пропуск воздуха не допускается.

Работоспособность электропневмосистемы управления отбором мощности допускается проверять на автомобиле по сигнальной лампе на панели приборов. При надобности отрегулировать ход шарика 17, необходимый для замыкания контактов выключателя 19 сигнализации. Регулировку следует производить путем изменения количества регулировочных шайб 18.