Ремонт масляного насоса КрАЗ-65055, КрАЗ-65053
Насос состоит из алюминиевого корпуса 2 (рис.95) и размещенных в нем двух шестерен: ведущей 5 и ведомой 4, при помощи которых происходит нагнетание рабочей жидкости.
Рис.95. Масляный насос:
1 - пружинное кольцо; 2 - корпус насоса; 3 - вкладыш; 4 - ведомая шестерня; 5 - ведущая шестерня; 6 - крышка насоса; 7, 9, 12, 13, 16 - манжеты; 8 - опорное кольцо; 10 - уплотнительное кольцо; 11 - поджимная обойма; 14 - подшипниковая обойма; 15 - втулка; 17 - платик; 18 - опорная пластина
Шестерни 4 и 5 расположены между подшипниковой 14 и поджимной 11 обоймами и платиками 17. Подшипниковая обойма с установленными на ней антифрикционными вкладышами 3 служит единой опорой для всех цапф шестерен.
Поджимная обойма под действием давления рабочей жидкости в полости манжеты 9 уплотняет по периферии зубья шестерен со стороны зоны высокого давления. Опорная пластина 18 служит для перекрытия зазора между корпусом и поджимной обоймой. Ведущий вал насоса уплотняется манжетами 7, которые фиксируются опорным 8 и пружинным 1 кольцами. Снимать насос с автомобиля для проверки подачи следует только в том случае, если время подъема груженой платформы самосвала при 40 с-1 (2400 об/мин) оборотов вала двигателя ориентировочно, по тахометру превышает 20 с. При этом необходимо убедиться в исправности основных узлов опрокидывающего механизма, от которых зависит время подъема платформы. Неисправности масляного насоса, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации, приведены ниже.
Перечень возможных неисправности масляного насоса
Возможная неисправность | Причина | Метод устранения |
Течь рабочей жидкости в местах соединений рукавов высокого давления с насо- сом |
Ослабление затяжки хому- тов крепления рукавов (или трубок) к фланцам насоса |
Подтянуть крепление |
Повреждение или износ ру- кавов, трубок |
Заменить рукав (или трубку) | |
Течь рабочей жидкости по стыкам деталей насоса |
Ослабление крепления дета- лей насоса |
Подтянуть крепление |
Повреждение или износ уп- лотнительного кольца крышки |
Заменить кольцо | |
Повреждение или износ манжет, уплотняющих ве- дущий вал насоса, манжеты корпуса насоса |
Заменить манжеты | |
Резкое падение подачи на- соса |
Повреждение или износ уп- лотняющих манжет под- жимной обоймы или манжет платиков |
Заменить манжеты |
Вспенивание рабочей жид- кости в бачке и появление пены через отверстие сапуна масляного бачка |
Попадание воздуха в систе- му через всасывающий ру- кав |
Проверить техническое со- стояние рукава и при необ- ходимости заменить его. Подтянуть крепление рукава |
Недостаточный уровень ра- бочей жидкости в масляном бачке |
Проверить уровень жидко- сти и при необходимости долить ее |
Снятие масляного насоса
Производят в сборе с коробкой отбора мощности. Эта операция описана в подразделе «Ремонт коробки отбора мощности». После снятия узла отвернуть болты крепления фланцев коробки и насоса. Отделить насос от коробки. Снять со шлицевого конца ведущей шестерни насоса полумуфту.
Разборка масляного насоса
Разборку масляного насоса производить в следующем порядке:
1. Выпрессовать из корпуса 2 насоса втулку 15.
2. Отвернуть болты крепления крышки 6 к корпусу и снять крышку.
3. Извлечь резиновое уплотнительное кольцо 10.
4. Осторожно, постукивая по шлицевому концу вала насоса, выдвинуть из корпуса подшипниковую 14 и поджимную 11 обоймы.
5. Извлечь из корпуса насоса обоймы в сборе с платиками 17, антифрикционными вкладышами 3 и шестернями 4 и 5.
6. Выпрессовать из отверстия в корпусе насоса манжеты 7, предварительно сняв пружинное 1 и опорное 8 кольца.
7. Извлечь (при необходимости) из корпуса насоса манжету 9, а из отверстий (на торцах) поджимной обоймы-манжеты 16.
После разборки необходимо проверить техническое состояние деталей насоса.
При наличии трещин или обломов корпус насоса необходимо заменить новым.
Изношенную резьбу корпуса восстановить установкой резьбовых вставок.
Торцовые поверхности вкладышей, шестерен и платиков не должны иметь задиров.
При наличии задиров (или при незначительном износе) поверхность детали обработать до выведения дефекта.
Проверить состояние торцовых манжет 12 и 13 (см. рис.95), установленных в платиках, манжеты ведущего валика насоса и поджимной обоймы, а также уплотнительного кольца крышки насоса. Манжеты и уплотнительное кольцо, имеющие повреждения (или износы), необходимо заменить новыми, так как нарушение их уплотняющих свойств приведет к потере производительности насоса.
Сборка масляного насоса
При сборке необходимо сохранить прежнее расположение втулок, шестерен и платиков, так как детали насоса взаимно прирабатываются. Невыполнение этого условия ухудшает работу насоса. Поэтому при разборке насоса необходимо нанести метки на нерабочие поверхности деталей.
Сборку масляного насоса производить в следующем порядке:
1. Установить в корпус 2 манжету 9.
2. Установить в круговые пазы поджимной обоймы 11 платики 17 в сборе с манжетами 12 и 13.
3. Установить на платики ведущую 5 и ведомую 4 шестерни.
4. Надеть на шейки шестерен вкладыши 3, а сверху – подшипниковую обойму 14.
5. Установить подсобранный узел в корпус 2 насоса шлицевым концом валика вперед.
6. Запрессовать в корпус насоса втулку 15.
7. Установить в корпус насоса уплотнительное кольцо 10, затем крышку 6 и закрепить ее болтами.
8. Запрессовать в отверстие корпуса насоса (со стороны шлицевого валика) манжеты 7, установить опорное 8 и пружинное 1 кольца.
После сборки проверить работу насоса на стенде, который обеспечивает левое вращение насоса при 25 с-1 (1500 об/мин) и снабженный сосудом для замера количества подаваемой насосом жидкости или расходомером.
Пригодным для дальнейшей эксплуатации считается насос, номинальная объемная подача которого на указанном стенде равна не менее 91,2 л/мин.