Снятие и установка кабины

На автомобиле устанавливается цельнометаллическая кабина одного из двух вариантов: со спальным местом в кабине или без спального места. Кабина вместе с оперением крепится к раме в четырех точках. Передняя опора кабины установлена на резиновой подушке, исключающей передачу деформаций и вибрации от рамы на кабину. В средней части кабина закреплена на лонжеронах рамы также через резиновые подушки. Задняя опора кабины оборудована буферами сжатия и через серьгу крепится к специальной балке, установленной на раме. Задняя опора кабины со спальным местом имеет дополнительную опору крепления кабины. Кабина (без спального места) трехместная, оборудована одноместным регулируемым сиденьем для водителя и двухместным сиденьем для пассажиров. В кабине предусмотрена возможность установки двух мест для отдыха в ночное время на стоянке. Кабина (со спальным местом) двухместная, оборудована двумя одноместными регулируемыми сиденьями для водителя и пассажира, а также спальным отсеком для отдыха. Кабина имеет систему отопления и обдува теплым воздухом ветровых стекол, стеклоочистители, омыватель ветровых стекол, зеркала заднего вида и систему вентиляции.

Двери кабины оборудованы опускными стеклами и поворотными форточками; правая дверь запирается ключом снаружи, а левая – изнутри, посредством нажатия на кнопку выключателя замка. Кожух турбокомпрессора и крышка люка в полу кабины обеспечивают доступ к коробке передач и другим системам двигателя. Стекла двери кабины поднимаются и опускаются с помощью стеклоподъемника тросового типа. Большую часть неисправностей кабины и узлов, установленных на ней, следует устранять непосредственно на автомобиле, не снимая кабины. При необходимости снятия кабины с шасси автомобиля, это следует производить на смотровой яме (или эстакаде) в помещении, оборудованном грузоподъемным устройством с чалочным приспособлением.


Снятие и установка кабины

Снятие кабины проводить в следующем порядке:

1. Установить под колеса автомобиля противооткатные упоры.

2. Отключить «массу» аккумуляторных батарей.

3. Слить охлаждающую жидкость из системы двигателя, основного и дополнительного отопителей кабины, выпустить воздух из пневмосистемы автомобиля.

4. Снять чехол кожуха турбокомпрессора и кожух.

5. Отвернуть болты крепления и снять крышку переднего люка пола в сборе с защитным чехлом рычага коробки передач и накладкой, для чего предварительно вывер-

нуть наизнанку защитный чехол и размотать проволоку крепления защитного чехла к рычагу.

6. Отсоединить тягу подачи топлива и тягу ручного останова двигателя от тяги-рейки топливного насоса высокого давления.

7. Открыть замок капота, поднять капот вверх и зафиксировать его упором.

8. Поднять шторку радиатора вверх и отсоединить трос от шторки и привода шторки, от балки барабана, а оболочку троса – от верхней поперечины шторки.

9. Отсоединить провод «массы» от выключателя «массы», отсоединить провод «массы» (плетенка) от лонжерона рамы.

10. Отсоединить воздухопроводы тормозного крана управления стояночной (запасной) тормозной системой от переходных штуцеров под кабиной, предварительно штуцеры и воздухопроводы, пометив краской. Разъединить колодки четырехклеммового штекера жгута электроспидометра, открепить жгут от трубопроводов, концы жгута временно закрепить на кабине.

11. Отсоединить нагнетательный шланг от цилиндра выключения сцепления, подставить посуду и слить жидкость, штуцеры и шланги заглушить.

12. Отсоединить воздухопровод от включателя вспомогательного тормоза и воздухопровод от пневмоклапана вспомогательной тормозной системы.

13. Отсоединить шланги от радиатора дополнительного отопителя кабины.

14. Отвернуть гайку и выбить болт крепления рычага педали рабочего тормоза к тяге, снять защитную шайбу и рычаг.

15. Отвернуть болт и отсоединить карданный вал рулевого управления от рулевого механизма.

16. Ослабить затяжку хомутов шлангов и отсоединить шланги от масляного бачка насоса рулевого усилителя, слить масло.

17. Отсоединить шланги от масляных радиаторов.

18. Отсоединить топливопроводы от фильтра грубой очистки топлива (установленного на щите передка кабины).

19. Отсоединить шланги воздушных манометров от ресиверов.

20. Отсоединить резиновый угольник воздушного фильтра от патрубка турбокомпрессора системы питания двигателя воздухом.

21. Отсоединить электропровода фар по штекерному разъему.

22. Отсоединить топливопровод от топливного насоса предпускового подогревателя, топливопровод и штуцер насоса заглушить.

23. Отсоединить электропровода генератора, разъединить колодки двухклеммового штекера, открепить жгут проводов от трубопроводов топливного насоса высокого давления.

24. Отвернуть гайку крепления и снять прижимной кронштейн жгута, разъединить колодки защитных штекеров, предварительно пометив последовательность их подсоединения. Отсоединить силовой (зеленый) электропровод блока предохранителей.

25. Разъединить колодки шестиклеммового штекера жгута по двигателю, открепить жгут от трубопроводов. Вывести жгут из щита передка кабины, разогнуть скобы крепления жгута под кабиной, временно закрепить жгут на лонжероне. Отсоединить электропровод от клеммы (+) аккумуляторных батарей.

26. Отвернуть гайки болтов крепления кабины к балке задней опоры.

27. Разогнуть стопорные пластины и отвернуть болты крепления кабины к левому и правому кронштейнам средних опор.

28. Застропить кабину в сборе с оперением, используя специальное грузоподъемное устройство и снять с шасси автомобиля. После снятия кабину вымыть, протереть и проверить техническое состояние ее деталей.

Боковины, панели, крышу кабины, имеющие трещины, в том числе и по сварным швам, следует заварить. Пробоины или разрывы необходимо заварить, предварительно вырезав дефектные места и поставив заплаты. Вмятины допускаются глубиной до 4 мм без резких переходов; при этом общая площадь вмятин, не поддающихся правке, не должна превышать 200 см2. При необходимости править; если вмятины правке не поддаются, вырезать дефектные места и поставить заплаты. Погнутость деталей кабины допускается до 5 мм. Погнутость устранять правкой, затем проверить с помощью щупа 5 мм и шаблона. Проемы под стекла после сварки или правки следует контролировать объемными шаблонами. Общая площадь заплат не должна превышать 600 см2. Вмятины, оставшиеся после правки и сварки, необходимо заполнять эпоксидной композицией или порошковыми полимерными материалами. При износе резьбы следует заменить бобышки. Кронштейны средней опоры кабины, имеющие трещины или обломы, заварить или заменить новыми. После заварки трещин в местах, сопрягающихся с кронштейном и лонжероном, сварочные швы зачистить заподлицо с основным металлом. Погнутость кронштейнов устраняется правкой; при этом допускается погнутость до 3 мм. Износ отверстия кронштейна под болт крепления кабины допускается до 18 мм при номинальном размере 17 +0.24 -0.12 мм. Поперечина и балка задней опоры, имеющие трещины или обломы, подлежат заварке или замене новыми. Погнутость поперечины устраняется правкой; при этом допускается погнутость до 3 мм. Износ отверстий под ось допускается: левого до 18 мм, правого до 32 мм при номинальных размерах соответственно 17 +0.24 -0.12 и 31 +0.34 -0.17 мм.


Установка кабины.

При установке кабины совместить (поочередно) отверстия опор и кронштейнов крепления кабины, установить болты с шайбами и предварительно наживить гайки на всех опорах, после чего окончательно затянуть гайки болтов.


Примечание. Для облегчения совмещения отверстий в опорах рекомендуется применять бородки. Все последующие операции по установке кабины выполнять в последовательности, обратной снятию. Установка трубопроводов и жгутов должна обеспечить сохранность их от механических повреждений. Особое внимание обратить на прокладку жгута над двигателем, исключив его касание о выхлопной коллектор. После установки и подключения всех систем автомобиля (ранее снятых) произвести регулировочные работы и проверку систем в соответствии с требованиями, изложенными в разделах настоящего Руководства.


Ремонт поврежденных деталей кабины и оперения без снятия их с автомобиля Ремонт поврежденных панелей, деталей кабины и оперения производится общепринятыми приемами и методами. Вмятины, трещины, разрывы, глубокие царапины панелей кабины и оперения устранять путем правки, выколачивания и рихтовки с заваркой газовой горелкой или электродуговой сваркой поврежденных мест встык или с наложением вставок-заплат с последующей зачисткой сварочных швов и других неровностей. Если трещины, разрывы панелей оперения выходят на край, целесообразно после заварки приварить с внутренней стороны панели усилитель из листовой стали. Мелкие неровности правкой и рихтовкой не всегда удается устранить. В таком случае при подготовке к покраске наплавить на поверхность тонкий слой оловянистосвинцового припоя или зачистить, обезжирить ее и нанести высыхающую мастику или шпаклевку, затем снова зачистить, отшлифовать наждачной бумагой и закрасить. Для такого ремонта необходим соответствующий специальный инструмент: различного вида молотки, деревянные киянки, оправки и поддержки. Для устранения перекосов дверных и оконных проемов рекомендуется применять растяжки, домкраты, специальные струбцины и т. п. Опорные концы этих инструментов должны иметь достаточную опорную поверхность, а форма их должна соответствовать форме поверхности мест кабины, в которые они упираются. В противном случае при исправлении перекосов на деталях проемов будут новые вмятины.