Сиденье водителя КрАЗ-65055, КрАЗ-65053

Сиденье водителя имеет рычажно-пружинную подвеску, гидравлический амортизатор для гашения колебаний, возникающих при движении автомобиля. Конструкцией сиденья предусмотрены следующие регулировки его положения: установка по высоте и регулировка жесткости в зависимости от роста и массы водителя, продольное перемещение (вперед-назад) относительно рулевого колеса, регулировка наклона спинки и подушки.


Регулировки производятся следующим образом:

1. По высоте сиденье регулируется (в зависимости от роста водителя) с помощью регулировочного винта 11 (рис.106) и контрится специальной гайкой.

2. По жесткости сиденье регулируется (в зависимости от массы водителя) путем вращения маховика 12 с установкой стрелки 14 на шкале 13 в положение, соответствующее массе водителя.

3. Продольное перемещение сиденья фиксируется рукояткой 10. Для установки сиденья в требуемое положение нажмите на рукоятку 10 вперед, передвиньте сиденье

по салазкам и зафиксируйте его.

4. Угол наклона спинки регулируется при одновременном нажатии на рукоятки 6.

5. Угол наклона подушки сиденья регулируется перестановкой рукоятки в соответствующие отверстия на стойках.


Рис.106. Сиденье водителя

Рис.106. Сиденье водителя:

1 - пружина подвески; 2 - амортизатор; 3 - остов; 4 - подушка; 5 - спинка; 6 - рукоятка механизма регулировки; 7 - ось вращения спинки; 8 - рукоятка механизма регулировки наклона подушки; 9 - ось вращения подушки; 10 - рукоятка механизма регулировки продольного перемещения сиденья; 11 - винт механизма регулировки по высоте; 12 - маховик механизма регулировки жесткости; 13 - шкала; 14 - стрелка указателя


Возможные неисправности и методы их устранения

Возможная неисправность Причина Метод устранения
1 2 3
Увеличенная вибрация си-

денья или в сиденье про-

слушиваются шумы и стуки

при движении автомобиля.

Неисправен амортизатор Проверьте наличие масла в

амортизаторе. При необхо-

димости залейте масло

Проверьте цело ли поршне-

вое кольцо. При необходи-

мости кольцо замените

Проверьте работу клапанов

амортизатора. Клапаны про-

мойте и продуйте сжатым

воздухом

Износ втулок рычагов под-

вески сиденья

Замените втулки
Износ или поломка шаровой

опоры винта регулировки по

высоте

Замените шаровую опору
Течь амортизатора Повреждена манжета штока

Поломка пружины манжеты

Замените манжету

Замените пружину

Сиденье не фиксируется в

продольном направлении

Поломка пружин фиксатора

Поломка гребенки меха-

низма продольной регули-

ровки

Замените пружины

Замените детали механизма

Спинка сиденья не фикси-

руется по наклону

Поломка пружин фиксатора

наклона

Замените пружины


Снятие, разборка, сборка и установка сиденья

Снятие и разборку проводите в следующем порядке:

1. Отверните болты крепления крана управления стояночной тормозной системой прицепа и снимите кран.

2. Отверните болты крепления сиденья к полу кабины и выньте его из кабины.

3. Установите сиденье на стенд или верстак.

4. Снимите пружины регулировки наклона спинки сиденья, выверните один из шариков рукоятки 8 и выньте держатель.

5. Отверните болты крепления спинки 7, снимите спинку.

6. Отверните болты крепления подушки 4 сиденья и снимите подушку. Снимите каркас подушки и спинки.

7. Снимите пружины задней опоры, предварительно вывернув маховик 12 регулировки жесткости в крайнее верхнее положение.

8. Снимите пружину регулировки продольного перемещения сиденья.

9. Отверните гайки крепления сухаря шаровой опоры регулировки высоты сиденья и снимите пружины регулировки жесткости вместе с цепями, предварительно расстопорив и сняв палец крепления цепей.

10. Снимите стопорные шайбы крепления пальцев амортизатора сиденья водителя, выньте пальцы и снимите амортизатор.

11. Отверните болты крепления верхнего и нижнего рычагов и снимите рычаги. Выпрессуйте из рычагов втулки. Снимите средний рычаг.

12. Отверните болты крепления механизма регулировки высоты сиденья водителя и снимите механизм регулировки.


Сборку и установку сиденья водителя производите в последовательности, обратной снятие и разборке.


Амортизатор сиденья водителя

Устройство амортизатора сиденья водителя показано на рис.107. Амортизатор двустороннего действия, с переменным потоком жидкости.


Рис.107. Амортизатор сиденья водителя

Рис.107. Амортизатор сиденья водителя:

1 - гайка поршня; 2 - диск перепускного клапана; 3 - предохранительный клапан; 4 - шарик клапана; 5 - резиновая манжета; 6 - опорное кольцо; 7 - корпус манжеты; 8 - верхняя проушина; 9 - втулка; 10 - распорная втулка; 11 - штифт; 12 - гайка манжеты; 13 - войлочная манжета; 14, 29 - стяжные хомуты; 15 - тарелка манжеты; 16, 21, 28 - пружины; 17 - компенсационный цилиндр; 18 - рабочий цилиндр; 19 - шток; 20 - упорное кольцо перепускного клапана; 22 - поршневое кольцо; 23 - поршень; 24 - впускной клапан в сборе; 25 - нижняя проушина; 26 - ось клапана; 27 - диск впускного клапана


Разборка амортизатора

Разборку амортизатора производите в тисках в следующем порядке:

1. Отпустите и снимите стяжные хомуты 14, 29, снимите компенсационный цилиндр 17 и шарик 4 предохранительного клапана.

2. Выпрессуйте штифт 11 верхней проушины 8 штока и снимите проушину 8.

3. Отверните гайку 12 манжеты и в следующей последовательности снимите: манжету 13, опорное кольцо 6, резиновую манжету 5, тарелку 15 манжеты, пружину 16 и выверните корпус 7 манжеты.

4. Выньте из рабочего цилиндра 18 шток 19 с поршнем 23 в сборе, снимите поршневое кольцо 22.

5. Отверните гайку 1 поршня, снимите поршень 23, диск 2 перепускного клапана, пружину 21 и упорное кольцо 20 перепускного клапана.

6. Выверните из нижней проушины 25 цилиндра рабочий цилиндр 18. Выпрессуйте из рабочего цилиндра 18 впускной клапан 24 в сборе.

Если повреждены детали впускного клапана, то разбирайте его выпрессовав ось 26 из корпуса клапана и отделив диск 27 и пружину 28.


Проверка технического состояния деталей и ремонт

Разобранные детали амортизатора и впускной клапан промойте в дизельном топливе или бензине и протрите чистой ветошью. Промывая впускной клапан, проверните впускной диск относительно корпуса с целью удаления возможно попавших включений между ними. На рабочей поверхности цилиндра не должно быть задиров, рисок, вмятин. Износ направляющей втулки штока допускается до диаметра 8,09 мм. Изношенные или поврежденные манжеты замените. Погнутость штока устраните правкой.


Сборка и испытание амортизатора

Сборку производите в условиях, обеспечивающих чистоту деталей, в следующем порядке:

1. Запрессуйте в нижнее отверстие рабочего цилиндра 18 впускной клапан 24 и вверните рабочий цилиндр 18 в нижнюю проушину 25 цилиндра.

2. Наденьте: на шток 19 в следующей последовательности детали: упорное кольцо 20, пружину 21, диск 2 перепускного клапана, поршень 23. Наверните и затяните гайку 1, наденьте на поршень 23 поршневое кольцо 22.

3. Наденьте на шток 19 в следующей последовательности детали: корпус 7 манжеты, пружину 16, тарелку 15 манжеты, резиновая манжета 5, опорное кольцо 6, войлочная манжета 13; наверните и затяните гайку 12.

4. Смажьте внутреннюю полость компенсационного цилиндра 17 с нижней стороны тонким слоем смазки ЛИТОЛ-24 на глубину 20 мм.

5. Установите шарик 4 предохранительного клапана 3 в канавку на рабочем цилиндре, наденьте компенсационный цилиндр 17 на рабочий цилиндр 18 и на нижнюю проушину 25. Прикрепите компенсационный цилиндр 17 к проушине 25 стяжным хомутом 29. Примечание. Попадание смазки под стяжные хомуты 14, 29 не допускается.

6. Залейте во внутренние полости амортизатора масло марки «Р» на 7 - 10 мм ниже верхней кромки компенсационного цилиндра 17.

7. Установите шток 19 в сборе с поршнем 23 в рабочий цилиндр 18, вверните корпус 7 манжеты в рабочий цилиндр.

Примечание. Устанавливайте шток с поршнем в рабочий цилиндр так, чтобы поршень находился в среднем положении относительно корпуса манжеты, что исключит попадание воздуха во внутренние полости амортизатора.

8. Закрепите компенсационный цилиндр 17 стяжным хомутом 14, установите проушину 8 на шток 19, вставьте штифт 11, предварительно совместив отверстия проушины и штока. Раскерните штифт 11 с обеих сторон. Испытание амортизатора проводите на стенде, обеспечивающем ход штока 40 мм, после обкатки амортизатора в течение 3 мин с частотой 100 двойных ходов в минуту. При этом усилие сжатия после обкатки должно быть 49 - 98 Н (4,9 - 9,8 кгс), а усилие отбоя - 215,6 - 588 Н (22 - 60 кгс). Стук и течь жидкости при испытаниях не допускаются.