Ремонт вспомогательного тормоза и включателя КрАЗ-65055
Снятие производить в следующей последовательности:
1. Расшплинтовать, выбить палец и отсоединить рычаг 5 оси тормозной заслонки от вилки включателя 3 вспомогательного тормоза.
2. Отвернуть гайки болтов крепления фланцев корпуса вспомогательного тормоза 4 к фланцам труб 1 и 6, снять вспомогательный тормоз.
3. Отсоединить трубку подвода воздуха к включателю 3 вспомогательного тормоза от цилиндра включателя.
4. Отсоединить кронштейн 2 включателя вспомогательного тормоза от кронштейнов 14 и кронштейна 13 коробки передач.
5. Снять включатель.
Разборку тормоза производить в следующей последовательности:
1. Отвернуть гайку болта 8 (рис.12), вынуть болт и снять рычаг 9 оси заслонки.
2. Отвернуть болты 1 крепления нижней 2 и верхней 6 крышек, снять крышки.
3. Извлечь из корпуса подшипники 3 с пальцем 10 и осью 7, затем тормозную заслонку 4. Снять подшипники 3 с пальца и оси.
Рис. 11 Система выпуска отработавших газов
Рис.12. Вспомогательный тормоз:
1, 8 - болт; 2 - нижняя крышка; 3 - подшипник; 4 - тормозная заслонка; 5 - корпус; 6 - верхняя крышка; 7 - ось заслонки; 9 - рычаг оси заслонки; 10 - палец; А - нейтральное положение заслонки; Б - риски
Разборку включателя производить в следующей последовательности:
1. Отсоединить кронштейн 13 (см. рис.11) от цилиндра тормозной заслонки, снять прокладку и крышку.
2. Вывернуть гайку 1 (рис.13), снять прокладку 2.
3. Ослабить затяжку гайки 10, свинтить со штока 6 вилку 8 с гайкой 9, свинтить гайку 10.
4. Вывернуть из корпуса цилиндра крышку 7, извлечь шток 6 поршня и пружину 5. Снять с поршня кольцо 4. После разборки детали очистить, промыть и проверить их техническое состояние.
Рис.13. Включатель вспомогательного тормоза:
1 - гайка; 2 - прокладка; 3 - цилиндр тормозной заслонки; 4 - кольцо; 5 - пружина поршня; 6 - шток поршня; 7 - крышка; 8 - вилка; 9, 10 - гайка; А - полость; Б - вывод
Корпус тормоза, имеющий трещины или обломы, подлежит замене новым. Износ отверстий корпуса под подшипники более 27,3 мм ремонтировать установкой втулок. Изношенную резьбу восстанавливать установкой резьбовой вставки. Ось и палец тормозной заслонки. При износе шейки под подшипник до диаметра менее 14,7 мм ось и палец тормозной заслонки заменить новыми, износ паза под заслонку восстановить заваркой. При износе шпоночного паза оси заслонки более 3,01 мм, паз необходимо обработать под категорийный ремонтный размер (см. табл.1).
Таблица 1. Категорийный ремонтный размер оси заслонки
Наименование размера | Ремонтный размер, мм |
Ширина шпоночного паза | 3,5 -0.006 -0.031 |
Ширина шпонки (шпонка изготавливается вновь) | 3,5 |
Подшипник оси заслонки. При износе отверстия под палец заслонки более 15,6 мм или при износе по наружному диаметру менее 26,2 мм подшипники подлежат замене новыми. Цилиндр тормозной заслонки, имеющий трещины или обломы, подлежит замене новым. Задиры на рабочей поверхности цилиндра под поршень необходимо обработать до выведения дефекта, при износе поверхности более 28,08 мм – подлежит замене новым. Шток поршня. При износе штока по диаметру (под крышку) менее 11,70 мм и под цилиндр менее 27,88 мм восстановить хромированием. Крышка цилиндра. При износе отверстия под шток более 12,2 мм крышка подлежит замене новой.
Сборка тормоза
1. Установить подшипники 3 (см. рис.12) на шейку пальца 10 и на ось 7 установить в корпус 5 тормозную заслонку 4, затем через отверстия в корпусе установить подшипник 3 с пальцем 10 и ось 7 так, чтобы заслонка вошла в направляющие пазы на пальце и оси.
2. Установить нижнюю 2 и верхнюю 6 крышки и закрепить их болтами 1.
3. Установить рычаг 9 на ось 7 и закрепить его болтом 8 и гайкой. При сборке вспомогательного тормоза необходимо проверить угол поворота заслонки 4 от нейтрального положения А (нейтральным положением заслонки считается такое положение заслонки, когда она размещается по оси отверстия в корпусе 5). Заслонка должна свободно, без заеданий, проворачиваться на угол 75°. При повороте заслонки до упора заслонка должна самоустанавливаться по наружному диаметру за счет перемещения в направляющих пазах пальца 10 и оси 7. После сборки вспомогательного тормоза и установки заслонки в нейтральное положение риски Б на торце оси 7 и верхней крышке 6 должны находиться в одной плоскости. При замене деталей старые риски необходимо зачистить и нанести новые.
Сборка включателя тормоза
1. Смазать поверхности трения рабочего цилиндра 3 (см. рис.13), гайки 1 и прокладки
2 смазкой ЦИАТИМ-201 (допускается применение смазки 158).
2. Установить в полость цилиндра пружину 5 и шток 6 поршня, предварительно надев на поршень кольцо 4.
3. Одеть на шток крышку 7 и ввернуть ее в корпус цилиндра.
4. Навернуть на шток гайку 10, затем вилку 8 с гайкой 9, зафиксировав их гайкой 10.
5. Установить прокладку 2 и завернуть гайку 1 в корпус цилиндра.
После сборки полость А заполнить смазкой ЦИАТИМ-201, при этом буртик штока
6 должен упираться в выступ крышки 7. Проверить плавность перемещения штока 6 в цилиндре 3, заедания и рывки не допускаются. Проверить цилиндр на герметичность, воздухом под давлением 0,6 МПа (6 кгс/см2). При подводе воздуха в вывод Б пропуск воздуха через уплотнительное кольцо 4 и прокладку 2 не допускается. При снятии нагрузки со штока пружина 5 должна четко возвращать шток в исходное положение.
Установка узлов системы выпуска отработавших газов на автомобиль (в случае их полного демонтажа)
1. Подсоединить и закрепить к турбокомпрессору патрубок, к патрубку приемную трубу 1 и к ней – вспомогательный тормоз 4.
2. Установить на кронштейны 2 приемной трубы кронштейн 14, включатель 3 вспомогательного тормоза и наживить гайки крепления. Установить палец в вилку включателя 3 и рычаг вспомогательного тормоза 4 и зашплинтовать.
3. Установить подушку 16 нижнюю, кронштейн 13, гнездо 17, подушку 18 верхнюю и распорную втулку 12. Затянуть болт 15 крепления подушек, предварительно наживив гайки крепления кронштейна 13 к кронштейну коробки передач.
4. Затянуть гайки крепления включателя 3 к кронштейнам 2 и кронштейна 13 к кронштейну коробки передач.
5. Отрегулировать нейтральное положение заслонки вспомогательного тормоза (как показано на рис.12), изменяя положение вилки 8 (см. рис.13) на штоке 6. Законтрить вилку гайкой 9.
6. Подсоединить и закрепить к вспомогательному тормозу 4 (см. рис.11) промежуточную трубу 6.
7. Установить на раму автомобиля кронштейны 10 и наживить гайки крепления.
8. Установить на кронштейны 10 глушитель 11, подсоединить к глушителю приемную трубу 9 в сборе с кронштейном 8, наживить гайки крепления.
9. Установить компенсатор 7 подвижной втулкой в сторону двигателя и наживить гайки крепления.
10. Затянуть гайки крепления глушителя 11 и приемной трубы 9 так, чтобы труба перекрывала прорези патрубка глушителя.
11. Затянуть гайки крепления кронштейна 8 и компенсатора 7.