Ремонт двигателя, привода сцепления и трансмиссии КрАЗ-6510

Рекомендации по разборке, проверке технического состояния деталей, ремонту и сборке двигателя изложены в «Руководстве по ремонту двигателей ЯМЗ-236М2 и ЯМЗ-238М2», поэтому в настоящем разделе отражены вопросы, связанные с работами по снятию и установке двигателя, а также регулировке натяжения ремней приводных механизмов и привода сцепления. Для снятия двигателя в сборе с коробкой передач лучший доступ обеспечивается предварительным снятием с автомобиля кабины в сборе.


Снятие и установка кабины

Последовательность снятия кабины:

1. Подложить под колеса заднего моста противооткатные упоры.

2. Снять коврики пола, крышку переднего люка в кабине. Включить 1-ю передачу в коробке передач.

3. Открыть капот, установить упор капота.

4. Отсоединить тяги ножного и ручного управления подачей топлива от рычага и скобы регулятора.

5. Отсоединить карданный вал от рулевой колонки, вывернув стопорный винт.

6. Отсоединить трос привода шторки радиатора от кронштейна барабана шторки.

7. Не отсоединяя шланги, открепить масляный бачок насоса гидроусилителя от крыла кабины и оставить на двигателе.

8. Отсоединить трубопроводы и шланги пневматической и гидравлической систем (кроме масляного бачка насоса гидроусилителя).

9. Отсоединить все электрические провода.

10.Отсоединить тормозную педаль от основания педали.

11.Снять пружину 22 (см. рис.2) рычага 21 вала вилки выключения сцепления, открепить рабочий цилиндр 20 от картера коробки передач в сборе с рычагом 21, не отсоединяя шланги подвода воздуха и жидкости. Закрепить цилиндр проволокой на кабине.

12.Отсоединить под кабиной вертикальные тяги включения раздаточной коробки и привода стояночного тормоза.

13.Отсоединить от поперечины под кабиной кронштейн стояночного тормоза.

14.Открепить кабину на передней, средних и задней опорах.

15.Застропить и снять кабину с оперением в сборе с помощью крана грузоподъемностью 10 кН (1000 кгс) и грузозахватного приспособления. Установка кабины производится в обратной последовательности.


Привод управления сцеплением (старый) КрАЗ-6510, КрАЗ-65101

Рис. 2. Привод управления сцеплением (старый):

С - сжатый воздух; Е - тормозная жидкость; 1 - главный цилиндр; 2 - оттяжная пружина педали; 3 - регулировочные болты; 4 - ось педали; 5 - пробка наливного отверстия; 6 - крышка картера; 7 - болт крепления крышки; 8 - манжета поршня; 9 - толкатель поршня; 10 - защитный колпак; 11 и 43 - контргайки вилок; 12 - вилка толкателя; 13- гидропоршень главного цилиндра; 14 - уплотнительная манжета главного цилиндра; 15 - возвратная пружина поршня; 16 - картер главного цилиндра; 17, 23 - вверткой штуцер; 18 - гидропровод; 19 - пневмопровод; 20 - рабочий цилиндр; 21 - рычаг вала вилки выключения сцепления; 22 - возвратная пружина пневмопоршня; 24 - крышка рабочего цилиндра; 25 педаль сцепления; 26 - защитный колпачок; 27 - перепускной клапан; 28 - шарик-клапан; 29 - кольцо уплотнительное гидропоршня; 30 - гидропоршень рабочего цилиндра; 31 - направляющая втулка впускного клапана; 32 - пружина впускного клапана; 33 -впускной клапан; 34 - седло впускного клапана; 35 - возвратная пружина поршня; 36 - пневмопоршень рабочего цилиндра; 37 - корпус рабочего цилиндра; 38 - стопорное кольцо; 39 - шток пневмопоршня; 40 - сапун; 41 - защитный колпак; 42 - кольцо ограничительное; 44 - вилка штока; 45 - пресс-масленка; 46 - втулка пневмопоршня; 47 - сухарь штока; 48 - опора штока


Снятие и установка двигателя

Для снятия и установки двигателя необходимо:

1. Слить воду из системы охлаждения и масло из картера двигателя и коробки передач.

2. Отсоединить от двигателя шланги радиаторов (водяного и масляного).

3. Снять водяной радиатор в сборе с масляным радиатором и кожухом вентилятора.

4. Снять ремень со шкива насоса гидроусилителя рулевого управления (не отсоединяя шланги), открепить от двигателя масляный насос гидроусилителя. Закрепить на раме проволокой масляный насос и бачок гидроусилителя.

5. Отсоединить от двигателя электрические провода.

6. Отсоединить трубопроводы и шланги.

7. Отсоединить от двигателя приемные трубы глушителя и кронштейн

крепления выхлопных труб к коробке передач.

8. Отсоединить фланец скользящей вилки основного карданного вала.

9. Отсоединить от рамы болты крепления опор двигателя и коробки передач.

10.Снять двигатель с коробкой передач с помощью крана грузоподъемностью 20 кН (2000 кгс) и грузозахватного приспособления, зацепив захватами за четыре рым-болта двигателя.

Устанавливают двигатель на автомобиль в обратной последовательности.

При замене деталей подвески двигателя необходимо учитывать, что передняя и средние опоры – несущие, а задняя опора – поддерживающая коробку передач. Задняя опора устанавливается в ненагруженном состоянии с помощью регулировочных шайб. Подушка задней опоры имеет меньшую жесткость, поэтому ее нельзя использовать для передней и средних опор. Подушки со следами разрушений необходимо заменить. При необходимости после установки выполняются регулировочные работы, порядок выполнения которых изложен ниже.


Замена и регулировка натяжения ремней

Ремни двигателя подлежат замене в случае их разрыва, расслоения или предельного вытягивания, при котором невозможно отрегулировать их натяжение. Регулировка натяжения ремня привода водяного насоса Натяжение ремня регулируется с помощью прокладок, установленных между съемной боковиной и ступицей шкива водяного насоса. Для натяжения ремня следует отвернуть гайки крепления боковины шкива и снять несколько регулировочных прокладок. Снятые прокладки установить с наружной стороны боковины и завернуть гайки, проворачивая шкив. Прогиб ремня после регулировки должен быть 7-12 мм при нажатии на середину ветви с усилием 40 Н (4 кгс). При замене ремня новым все ранее снятые регулировочные прокладки следует снова установить между ступицей и съемной боковиной шкива. Регулировка натяжения ремней привода генератора Для регулировки натяжения ремней необходимо ослабить болты крепления генератора к кронштейну и натяжной планке. Перемещая генератор относительно оси крепления с помощью монтажной лопатки, используя ее в качестве рычага, натянуть ремни и надежно затянуть болты и гайки крепления генератора и планки. Проверить натяжение ремней. Величина прогиба в средней части ветви при нажатии на нее с усилием 40 Н (4 кгс) должна быть 10-15 мм.


Регулировка натяжения ремня привода компрессора

Натяжение ремня привода компрессора регулируется с помощью натяжного устройства. Порядок регулировки следующий:

- ослабить гайки крепления оси шкива и контргайку натяжного винта;

- вращением натяжного винта отрегулировать натяжение ремня. Прогиб ветви ремня между шкивом компрессора и роликом натяжного устройства должен быть 4-8 мм при нажатии на середину ветви с усилием 40 Н (4 кгс);

- затянуть гайки крепления оси и контргайку натяжного винта.


Регулировка натяжения ремня привода насоса гидроусилителя

Натяжение ремня производится регулировочным винтом, имеющим четырехгранник под ключ. При вращении регулировочного винта по часовой стрелке увеличивается расстояние между шкивами и тем самым достигается требуемое натяжение ремня. Правильно натянутый ремень при нажатии на середину ветви с усилием 40 Н (4 кгс) должен иметь прогиб 10-15 мм.