Двигатель КрАЗ-6510, КрАЗ-65101

ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ

Привод управления сцеплением (рис.3) состоит из подвесной педали 15, главного цилиндра 25, пневмогидроусилителя (ПГУ) 51, трубопроводов 27, 41 и шлангов 47 для подачи жидкости и сжатого воздуха к ПГУ.


Привод управления сцеплением КрАЗ-6510, КрАЗ-65101

Рис. 3. Привод управления сцеплением:

1 - пружина; 2 - болт; 3 - шайба; 4 - угольник; 5 - кронштейн; 6 - трубопровод; 7 - гайка; 8 - шайба; 9 - болт; 10 - кляммер; 11 - подушка в сборе; 12 - палец; 13 - шплинт; 14 - втулка; 15 - педаль с площадкой; 16 - педаль в сборе; 17 - болт; 18 - кронштейн; 19 - шайба; 20 - болт; 21 - шайба; 22 - гайка; 23 - уплотнитель педали; 24 - усилитель педали; 25 - главный цилиндр выключения сцепления в сборе; 26 - пружина; 27 - трубопровод; 28 - гайка; 29 - болт; 30 - болт; 31 - палец; 32 - болт; 33 - рычаг; 34 - шайба; 35 - болт; 36 - наконечник; 37 - кольцо 018-022-25-2-2; 38 - рычаг; 39 - болт; 40 - тройник; 41 - трубопровод в сборе; 42 - кронштейн; 43 - шайба; 44 - гайка; 45 - болт; 46 -кронштейн; 47 - шланг; 48 - угольник; 49 - гайка; 50 - шайба; 51 - пневмогидроусилитель; 52 - кронштейн; 53 - болт


Возможные неисправности и методы их устранения

Возможная неисправность
Причина Метод устранения
1 2 3
Сцепление не выключается

Нет тормозной жидкости в
резервуаре главного цилиндра
Заполнить резервуар
тормозной жидкостью
Разорвана уплотнительная
манжета главного цилиндра
Заменить манжету
Большое усилие на педали
при выключении сцепления

Нет сжатого воздуха в
пневмосистеме автомобиля

Заполнить систему
сжатым воздухом

Не поступает сжатый воздух
в пневмогидроусилитель

Прочистить и продуть
воздухопроводы

Заедает пневмо или гидропоршень
ПГУ из за разбухания манжет и
уплотнительных колец вследствие применения
тормозной жидкости, несоответствующей
рекомендациям завода
Разобрать, промыть цилиндры;
заменить уплотнительные кольца,
заполнить рабочей жидкостью в
соответствии с картой смазки,
отрегулировать привод
Неполное выключение
сцепления – сцепление «ведет»

Большой свободный ход нижнего
(острого) конца рычага не соответствует
величине 4 - 5 мм
Отрегулировать
свободный ход

Засорено или перекрыто кромкой
манжеты компенсационное
отверстие главного цилиндра
Прочистить компенсационное
отверстие

Неполное выключение сцепления
– сцепление «буксует»
Мал свободный ход острого
конца рычага (менее 4 мм)
Отрегулировать
свободный ход
Засорено перепускное отверстие
главного цилиндра
Прочистить отверстие
Понижение уровня жидкости
в главном цилиндре
Течь жидкости вследствие износа
или затвердения манжеты поршня
главного цилиндра
Заменить манжету


Снятие привода управления сцеплением


Снятие привода производить в следующем порядке:

1. Слить тормозную жидкость из гидросистемы привода, для чего:

- снять с перепускного клапана 14 (рис.4) колпачок 13 и надеть на клапан шланг для прокачки гидропривода (в ЗИП). Второй конец шланга

опустить в сосуд для слива жидкости;

- взять из ЗИПа шланг для накачивания шин и подсоединить один его конец к наконечнику пробки 9 (рис.5), а второй – к клапану контрольного вывода 8 (рис.70);


- довести давление в пневмосистеме автомобиля до 0,6 МПа(6 кгс/см2);

- отвернуть на 1 - 2 оборота перепускной клапан, слить отработанную тормозную жидкость и продуть гидросистему сжатым воздухом. Во время слива тормозной жидкости следует несколько раз нажать на педаль сцепления для полного удаления жидкости.

2 Отсоединить трубку 27 (рис.3) гидропривода от главного цилиндра, расшплинтовать и вынуть палец вилки толкателя, отвернуть из кабины гайки болтов, снять главный цилиндр 25.

3 Отсоединить гидро и пневмопровод 47 и 41 от рабочего цилиндра, отсоединить возвратную пружину 26, расшплинтовать и вынуть палец 31 крепления вилки штока к рычагу 38, снять его.

4 Расшплинтовать пальцы 31 крепления пневмогидроусилителя 51 иьснять его.


Разборка пневмогидроусилителя


Разборку пневмогидроусилителя производить в следующем порядке:

1. Закрепить пневмогидроусилитель в тисках.

2. Отвернуть гайку стопорную 3 (рис.4) и, придерживая за лыску гидропоршня ключом, вывернуть вилку 2 вместе с гайкой. После чего отвернуть болты крышки 6 снять ее вместе с грязесъемником 7.

3. Снять гидропневмопоршень 9 в сборе. Вынуть кольцо 8 и манжету 10.

4. Снять стопорное кольцо 21, вынуть уплотнительные кольца 32 и 34.

5. Отвернуть болты 17 и снять вилку 12.

6. Отвернуть пробку 22, снять золотник 24, кольца 25.

7. Отвернуть пробку 33, и клапан 29.

8. Отвернуть болты 28, снять корпус 27 и извлечь уплотнительное кольцо 11.

9. Снять колпачок 13, вывернуть перепускной клапан 14, вынуть шарик 15 и вывернуть седло 16.


Внимание! Герметизацию резьбовых соединений присоединительных штуцеров осуществлять путем нанесения герметика типа АМС-3 только на резьбовую часть штуцеров. Нанесение герметика путем окунания не допускается.


Пневмогидроусилитель сцепления КрАЗ-6510, КрАЗ-65101

Рис. 4. Пневмогидроусилитель сцепления:

1 - корпус; 2 - вилка; 3 - гайка; 4 - болт; 5 - шайба; 6 - крышка; 7 - грязесъемник; 8 - кольцо; 9 - гидропневмопоршень в сборе; 10 - манжета 1-100-3; 11 - кольцо; 12 - вилка; 13 - колпачок; 14 - перепускной клапан; 15 - шарик Ø 3.0; 16 - седло; 17 - болт; 18 - шайба; 19 - кольцо 028-033-30-2-2; 20 - окно выпускное; 21 - кольцо; 22 - пробка; 23 - кольцо; 24 - золотник; 25 - кольцо; 26 - пружина; 27 - корпус; 28 - болт; 29 - клапан; 30 - пружина; 31 - кольцо; 32 - кольцо; 33 - пробка; 34 - кольцо; 35 - втулка; 36 - фильтр


Разборка главного цилиндра

Разборку главного цилиндра проводить в следующем порядке:

1. Закрепить главный цилиндр за корпус в тисках, снять большое стяжное кольцо 27 и извлечь толкатель в сборе из корпуса цилиндра.

2. Снять малое стяжное кольцо защитного колпака 24 (рис.5), снять защитный колпак, удерживая толкатель 22 поршня от проворачивания залыски ключом. Отвернуть контргайку 23, вилку 25 толкателя и снять вилку.


Главный цилиндр выключения сцепления КрАЗ-6510, КрАЗ-65101

Рис. 5. Главный цилиндр выключения сцепления:

1 - штуцер; 2 - шайба; 3 - отражатель; 4 - пробка; 5 - шайба; 6 - болт; 7 - прокладка; 8 - сетка; 9 - пробка в сборе; 10 - держатель пружины; 11 - пружина возвратная; 12 - крышка; 13 - прокладка крышки; 14 - картер; 15 - кольцо стопорное; 16 - шайба; 17 - манжета; 18 - поршень; 19 - шайба специальная; 20 - манжета; 21 - толкатель поршня; 22 - толкатель поршня в сборе; 23 - гайка; 24 - колпак защитный; 25 - вилка толкателя; 26 - кольцо стяжное малое; 27 - кольцо стяжное большое


Проверка технического состояния деталей

Перед проверкой деталей главного цилиндра и пневмогидроусилителя промыть и продуть их сжатым воздухом. На зеркале цилиндров не допускаются задиры, риски. При ремонте главного цилиндра и пневмогидроусилителя заменить манжеты, кольца уплотнительные, грязесъёмник. Внутренние полости цилиндров смазать тонким слоем ЦИАТИМ-221.


Установка и регулировка привода управления сцеплением

Порядок установки привода следующий:

1. Установить главный цилиндр 25 (рис.3) на щитке передка кабины, закрепить болтами с гайками и пружинными шайбами.

2. Установить педаль сцепления на пальцах 12, подсоединив пружину 26.

3. Установить пневмогидроуситель на кронштейне 52, соединив вилку пальцем 31 и зашплинтовать шплинтом 13.

4. Соединить рычаг 33 с пружиной 1.

5. Подсоединить воздухопроводы, шланг 47.

6. Отвернуть пробку наливного отверстия главного цилиндра и заполнить картер свежей тормозной жидкостью, после чего пробку завернуть.

7. Прокачать систему гидропривода с целью удаления воздуха, для чего:

- отвернуть пробку 9 (рис.5) и заполнить картер свежей тормозной жидкостью, в соответствии с химмотологической картой, после чего пробку 9 завернуть;

- снять колпачок 13 и надеть на перепускной клапан 14 (рис.4) шланг для прокачки привода сцепления;

- подсоединить шланг для накачивания шин, одним концом на резьбовой конец пробки 9 (рис.5), а вторым – к клапану контрольного вывода;

- отвернуть клапан 14 (рис.4) на 0,5 - 1 оборот;

- создать в полости цилиндра 14 (рис.5) давление сжатого воздуха в пределах 0,3 - 0,6 МПа (3 - 6 кгс/см2);

- слить100 - 150 г жидкости в прозрачный сосуд, не допуская полного израсходования жидкости в картере главного цилиндра;

- доливая жидкость и создавая давление, добиться прекращения выделения пузырьков воздуха из шланга, опущенного в стеклянный сосуд с тормозной жидкостью.

8. После прокачки завернуть перепускной клапан 14, снять шланг и навернуть защитный колпачок 13.

9. Долить жидкость в главный цилиндр до уровня на 15 - 20 мм ниже кромки заливного отверстия и плотно завернуть пробку 9 (рис.5).

10.Проверить и отрегулировать свободный ход педали сцепления в соответствии с требованием Руководства по эксплуатации.

11.После прокачки завернуть перепускной клапан, снять шланг и надеть на наконечник клапана защитный колпачок. Долить тормозную жидкость в главный цилиндр (уровень жидкости должен быть на 15-20 мм ниже верхней кромки наливного отверстия) и плотно завернуть пробку.

12.Произвести регулировку свободного хода педали сцепления, который должен быть равен 36-66 мм и определяется регулируемыми зазорами (1-0,5) мм между толкателем 9 и поршнем 13 главного цилиндра и (3,6±0,4) мм между упорным кольцом оттяжных рычагов и выжимным подшипником сцепления (этот зазор соответствует свободному ходу штока 39, равному (4,2+0,4) мм). Регулировка производится путем из менения длины штока 39 при отсутствии давления воздуха в пневмосистеме привода следующим образом:

- отвернуть контргайку 43, снять стяжную ленту колпака 41;

- на рычаг 21 надеть специальный ключ (рис. 6) так, чтобы винт 2 уперся головкой в вал выключения сцепления (как показано на рисунке), устранить зазор воротком 3;

- поворачивая ключ против часовой стрелки до резкого возрастания усилия на ключе, замерить перемещение риски “0” на рычаге с помощью линейки, которое должно быть равным 14,5-16,5 т, что соответствует свободному ходу штока поршня (4,2+0,4) мм;

- ввертывая или вывертывая шток поршня, добиться величины указанного перемещения;

- застопорить шток контргайкой, надеть стяжную ленту колпака.

13.Подсоединить пневмопровод подачи сжатого воздуха от ресивера к рабочему цилиндру.

14.Проверить величину свободного хода педали сцепления


Ключ специальный для регулировки свободного хода педали сцепления КрАЗ-6510, КрАЗ-65101

Рис. 6. Ключ специальный для регулировки свободного хода педали сцепления:

1 - ключ; 2 - винт; 3 - вороток; 82*, 44* - размеры для построения; "0" - риска на радиусе R343 мм


Рис. 70. Схема пневматического оборудования КрАЗ - 6510

Рис. 70. Схема пневматического оборудования КрАЗ - 6510