Ремонт электрооборудования КрАЗ-6510, КрАЗ-65101
Все работы по ремонту агрегатов электрооборудования и аккумуляторных батарей производятся только в специализированных мастерских. Схема электрооборудования автомобилей КрАЗ-6510 и КрАЗ-65101 приведена на рис. 93. Необходимые сведения по ремонту генератора 1702.3771 и стартера СТ 25.3708-21 изложены в "Руководстве по ремонту двигателей ЯМЗ-236М2,-238М2". Детали, узлы и агрегаты системы электрооборудования, не упомянутые в настоящем разделе, при нарушении их работоспособности разборке и регулировке не подлежат, а заменяются новыми.
Возможные неисправности и методы их устранения
Неисправность | Метод устранения |
Стартер не работает (при его включении свет ламп не слабеет |
Стартер не работает (при его включении свет ламп не слабеет |
Обрыв цепи питания или неисправности в проводке |
Проверить электрическую цепь стартер - реле включения стартера и устранить неисправность |
Отсутствие контакта щеток с коллектором |
Проверить натяжение и состояние щеточных пружин, нет ли заедания щеток в щеткодержателях. Очистить боковые грани щеток или заменить изношенные щетки. |
* Схема электрооборудования КрАЗ-6510 аналогична схеме КрАЗ-65101, за небольшим исключением. - Устанавливается по заказу
Рис. 93. Схема электрооборудования автомобилей КрАЗ-6510, КрАЗ-65101: 1 - фара ближнего и дальнего света; 2 - передний фонарь; 3 - противотуманная фара; 4 - боковой указатель поворота; 5 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости двигателя; 6 - регулятор напряжения; 7 - электродвигатели отопителя кабины; 8 - звуковые сигналы; 9 - фонарь подкапотной подсветки; 10 - электромагнитный клапан ПЖД; 11* -электроискровая свеча ПЖД; 12* - транзисторный коммутатор (источник высокого напряжения ПЖД); 13* - электродвигатель ПЖД; 14 - электродвигатель вентилятора кабины; 15 - генератор; 16 - фильтр радиопомех; 17 - датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости двигателя; 18 - датчик указателя давления масла в двигателе; 19 - датчик аварийного давления масла в двигателе; 20 - лампа сигнализации падения давления масла в двигателе; 21 - указатель давления масла в смазочной системе двигателя; 22 - лампа сигнализации превышения допустимой температуры воды в двигателе; 23 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 24 - лампы освещения шкал манометра пневмотормозов; 25 - двухстрелочный манометр пневмотормозов; 26 - электроспидометр; 27 - контрольная лампа сигнализации включения дальнего света фар; 28 - указатель уровня топлива; 29 - амперметр; 30* - контактор ПЖД; 31* - дополнительное сопротивление ПЖД; 32 - выключатель электродвигателя вентилятора кабины; 33 - переключатель электродвигателей вентиляторов отопителя кабины; 34 - выключатель фонарей "Знак автопоезда"; 35 - блоки контрольных ламп; 36 -блоки плавких предохранителей; 37 - биметаллические предохранители; 38 - розетка переносной лампы; 39 - фонарь освещения вещевого ящика; 40 - выключатель электромагнитного клапана блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки; 41* - выключатель ПЖД; 42 - выключатель стартера; 43 - выключатель освещения приборов; 44 - выключатель противотуманных фар; 45 - выключатель плафона освещения кабины; 46 - переключатель датчиков указателя уровня топлива; 47 - датчик электроспидометра; 48 - плафон освещения кабины; 49 - комбинированный переключатель света; 50 - фонари "Знак автопоезда"; 51 - выключатель аварийной сигнализации; 52 - громкоговоритель; 53 - антенна; 54 - радиоприемник; 55 - реле сигнала "Стоп"; 56 - реле стартера; 57 - реле звуковых сигналов; 58 - зуммер; 59 - реле указателей поворота и аварийной сигнализации; 60 - стартер; 61 - датчик падения давления воздуха в баллоне контура прицепа; 62, 63 - датчики падения давления воздуха в баллонах контуров рабочей тормозной системы автомобиля; 64 - датчик указателя уровня топлива; 65 - выключатель "массы"; 66 - датчик включения сигнала "Стоп"; 67 - аккумуляторные батареи; 68 - датчик указателя уровня топлива; 69 - электропневмоклапан включения блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки; 70 - розетка прицепа; 71 - задние фонари Расцветка проводов: К - красный; Ч - черный; ;3 - зеленый; Кч - коричневый; Ж - желтый; Р - розовый; С - серый; Г - голубой; Ф - фиолетовый; О – оранжевый
* Устанавливается по заказу
Неисправность | Метод устранения |
Протереть коллектор чистой тканью, смоченной в бензине, или зачистить мелкой стеклянной шкуркой (выполняется на снятом стартере) |
|
Обрыв соединений внутри стартера | Снять стартер и отправить в электромастерскую |
Неисправность реле стартера | Снять реле стартера и отправить в электромастерскую |
Стартер не проворачивает коленчатый вал двигателя или вращает его очень медленно |
Стартер не проворачивает коленчатый вал двигателя или вращает его очень медленно |
Разряжены или неисправны аккумуляторные батареи Плохой контакт в цепи питания стартера |
Подзарядить аккумуляторные батареи или заменить |
Подгорание контактов реле стартера | Очистить контакты от окислов и затянуть клеммы проводов. Зачистить контакты |
Плохой контакт щеток с коллектором | Проверить натяжение и состояние щеточных пружин, нет ли заедания щеток в щеткодержателях. Очистить боковые грани щеток или заменить изношенные щетки. Протереть коллектор чистой тканью, смоченной в бензине, или зачистить мелкой стеклянной шкуркой (выполняется на снятом стартере) |
Низкая температура двигателя при запуске зимой |
Прогреть двигатель |
Коррозия контактных соединений на батареях |
Зачистить контакты |
Стартер вращается с большой скоростью, но не проворачивает коленчатый вал двигателя |
Стартер вращается с большой скоростью, но не проворачивает коленчатый вал двигателя |
Поломка зубьев венца маховика |
Заменить венец |
Разогнут рычаг или поломан палец рычага |
Исправить рычаг рихтовкой или заменить |
Нарушена регулировка реле стартера | Отрегулировать реле |
Реле стартера работает с перебоями (включает стартер и сейчас же выключает) |
Реле стартера работает с перебоями (включает стартер и сейчас же выключает) |
Обрыв удерживающей обмотки реле |
Заменить реле |
Шестерня привода стартера систематически не входит в зацепление с венцом маховика при исправной работе реле |
Шестерня привода стартера систематически не входит в зацепление с венцом маховика при исправной работе реле |
Забоины на торцах зубьев венца маховика |
Заменить венец |
Нарушена регулировка реле стартера |
Отрегулировать реле |
Заедание шестерни привода на винтовом валу из-за отсутствия или некачественного пластичного смазочного материала |
Очистить шлицы от грязи и смазать пластичным смазочным материалом |
Генератор и регулятор напряжения Амперметр показывает разрядный ток при средних оборотах двигателя |
Генератор и регулятор напряжения Амперметр показывает разрядный ток при средних оборотах двигателя |
Ослаблено натяжение приводного ремня |
Отрегулировать натяжение ремня |
Обрыв или плохой контакт в цепи генератор - аккумуляторные батареи |
Устранить обрыв или восстановить контакт |
Разъединение (обрыв) провода от клемм "Ш" генератора или регулятора напряжения |
Подсоединить (устранить обрыв) провода "Ш" |
Неисправен регулятор напряжения |
Заменить регулятор напряжения |
Зависание щеток в генераторе | Снять щеткодержатель и прочистить его каналы |
Загрязнены или замаслены контактные кольца генератора |
Протереть контактные кольца салфеткой, смоченной в бензине. Если загрязнения не удаляются, контактные кольца следует зачистить шлифовальной шкуркой и продуть сжатым воздухом |
Обрыв в обмотке возбуждения | Проверить надежность соединения обмотки возбуждения с контактными кольцами (их пайку) и при обнаруже- нии обрыва его устранить |
Амперметр показывает разряд при средних оборотах двигателя и при нормальной нагрузке |
Амперметр показывает разряд при средних оборотах двигателя и при нормальной нагрузке |
Неисправен выпрямительный блок | Заменить выпрямительный блок |
Неисправен статор (обрыв в цепи фаз, межвитковое замыкание обмотки статора на "массу") |
Заменить статор |
Неисправен регулятор напряжения |
Заменить регулятор напряжения |
Чрезмерно большой зарядный ток (стрелка амперметра выходит за пределы шкалы даже через 15-20 минут работы двигателя) |
Чрезмерно большой зарядный ток (стрелка амперметра выходит за пределы шкалы даже через 15-20 минут работы двигателя) |
Неисправен регулятор напряжения Замыкание клеммы "Ш" (шунтового провода регулятора напряжения) на "массу" |
Заменить регулятор напряжения Устранить замыкание |
Повышенный механический шум при работе генератора |
Повышенный механический шум при работе генератора |
Износ деталей подшипника или его разрушение |
Заменить дефектный подшипник |
Наличие в генераторе постороннего предмета |
Удалить посторонний предмет |
Погнут вентилятор | Выправить вентилятор |
Звуковые сигналы Сигналы не звучат или звучат прерывисто |
Звуковые сигналы Сигналы не звучат или звучат прерывисто |
Перегорела плавкая вставка блока предохранителей |
Заправить калиброванную проволоку в держатель плавкой вставки |
Подгорели контакты реле сигналов |
Осторожно отогнуть лапки кожуха реле и зачистить контакты |
Разряжены аккумуляторные батареи | Зарядить или заменить батареи |
При неработающем двигателе сигналы звучат слабо и хрипло или совсем не звучат, а во время работы двигателя на средних и больших оборотах звучат нормально |
При неработающем двигателе сигналы звучат слабо и хрипло или совсем не звучат, а во время работы двигателя на средних и больших оборотах звучат нормально |
Разряжены аккумуляторные батареи | Зарядить или заменить батареи |
Сигналы звучат хрипло или прерывисто во время работы двигателя на средних и больших оборотах |
Сигналы звучат хрипло или прерывисто во время работы двигателя на средних и больших оборотах |
Подгорели вольфрамовые контакты прерывателя сигналов |
Прослушать звук каждого сигнала отдельно: у сигнала с хриплым звуком зачистить контакты прерывателя бархатным напильником |
Поломана пластинка верхнего контакта прерывателя |
Отремонтировать сигнал в мастерской или заменить его |
Один из сигналов не звучит и не потребляет ток |
Один из сигналов не звучит и не потребляет ток |
Обрыв провода сигнала | Подсоединить провод |
Нарушена регулировка контактов прерывателя (контакты разомкнуты) |
Отрегулировать контакты |
Один из сигналов не звучит и потребляет ток большей величины |
Один из сигналов не звучит и потребляет ток большей величины |
Спекание контактов прерывателя | Зачистить контакты или заменить детали прерывателя |
Поломка пластины верхнего контакта прерывателя |
Заменить пластину |
Замыкание витков в катушке | Заменить катушку, отрегулировать сигнал |
Сигнал издает дребезжащий звук | Сигнал издает дребезжащий звук |
Ослабло крепление сигнала | Подтянуть крепление |
Корпус сигнала касается других металлических деталей |
Устранить касание |
Трещина в мембране | Заменить сигнал |