Аккумуляторные батареи КрАЗ-6510, КрАЗ-65101
Техническая характеристика
Тип | 6СТ-190 |
Номинальное напряжение, В | 12 |
Номинальная емкость, Ач при 20-часовом режиме разряда |
190 |
при 10-часовом режиме разряда | 172 |
Разрядный ток, А при 20-часовом режиме |
9,6 |
при 10-часовом режиме | 18,3 |
Зарядный ток, А | 18 |
Необходимое количество электролита для заполнения одной батареи, л |
11,5 |
Примечание. Разряд батарей при 10- и 20-часовом режимах ведется до конечного напряжения на выводах соответственно 10,2 В и 10,5 В.
Возможные неисправности
Сульфатация пластин. Наличие сульфатации пластин в аккумуляторе определяется по следующим признакам: - быстрое падение напряжения при включении стартера; - при замере напряжения нагрузочной вилкой (рис. 94) стрелка вольтметра не удерживается в течение 5 с в пределах 1,8-1,85 В и отклоняется ниже деления 1,7 В;
Рис. 94. Замер напряжения нагрузочной вилкой в элементах аккумуляторной батареи:
а - замер ЭДС (сопротивление 5 не включено); в - замер напряжения (сопротивление 5 включено); 1,4 - изоляторы; 2 - пружина удлиненного контакта; 3 - удлиненный контакт; 5 - сопротивление; 6 - вольт-метр; 7 - ручка нагрузочной вилки - при зарядке быстро повышается напряжение и начинается интенсивное кипение электролита; - наличие белого налета (сульфата) на отрицательных пластинах. При сильной сульфатации на поверхности положительных пластин также образуется белый налет. В случае сильной сульфатации пластины заменяются новыми.
Короткое замыкание внутри аккумулятора определяется последующим признакам: - быстрое увеличение температуры электролита и слабое газовыделение в процессе зарядки; - значительное снижение напряжения при кратковременных разрядках.
Короткое замыкание устраняется только при полной разборке аккумуляторных батарей. Обрыв выводных штырей. Определение элемента с оборванным штырем производится с помощью вольтметра нагрузочной вилки (при не включенной нагрузке). В элементе с оборванным штырем стрелка вольтметра не отклоняется. Не допускается находить элемент с оборванным штырем проверкой его на "искру".
Ремонтные работы, не требующие разборки аккумуляторной батареи Для устранения наружных повреждений аккумуляторной батареи нужно слить электролит и закрыть отверстия банок пробками. Трещины в кислотостойкой мастике устраняют нагревом мастики до такого состояния, когда она заполнит трещину. Не рекомендуется для нагрева мастики применять паяльную лампу или другие нагревательные средства с открытым пламенем. При течи электролита через стыки крышек, щели разделывают отверткой, заливают мастикой и разглаживают горячей лопаткой. Если электролит подтекает у клеммовых штырей, то необходимо удалить мастику вокруг штыря и опаять его соединение с крышкой. После этого место вокруг штыря вновь заливают мастикой и заглаживают горячей лопаткой. Обломанные или разрезанные при разборке аккумуляторной батареи межэлементные перемычки спаивают с помощью угольного электрода. В месте соединения перемычки трехгранным напильником прорезается канавка на всю толщину; под перемычку подкладывают полоску жести, концы которой подгибают вверх так, чтобы они плотно прилегли к перемычке. Стык перемычки расплавляют с помощью угольного электрода, который через специальный держатель соединен с положительным полюсом источника тока. В качестве источника электроэнергии можно использовать аккумуляторную батарею. Для качественного заполнения разделенного шва в место разделки добавляют свинец. Во время пайки не следует допускать образования электрической дуги между свинцом и угольным стержнем. Сильно поврежденная перемычка должна быть заменена новой, для чего специальным сверлом (рис. 95) высверливают кольцевые отверстия вокруг выводных штырей и снимают перемычку.
Рис. 95. Сверло для высверливания кольцевых отверстий при снятии межэлементных перемычек:
1 - центрирующий наконечник; 2 - пружина; 3 - сверло Новую перемычку надевают на выводные штыри, запиленные на концах, а затем пространство между каждым штырем и перемычкой заливают расплавленным свинцом. Устранение незначительной сульфатации пластин батареи производить в следующем порядке: - разрядить аккумуляторную батарею током 16,5 А при десятичасовом режиме до напряжения в каждом элементе 1,7 В;
- слить электролит и залить дистиллированную воду или слабый раствор серной кислоты (удельный вес 1,04-1,06 г/см³); - зарядить батарею током 3,5-4 А. Если во время зарядки температура электролита повышается до 45°С, зарядку нужно прервать и дать аккумуляторной батарее охладиться до комнатной температуры. Когда плотность электролита достигнет 1,15 г/см³, его следует слить, затем вновь залить дистиллированную воду или слабый раствор серной кислоты и продолжить зарядку. Зарядку и смену электролита производят до тех пор, пока плотность электролита перестает повышаться. Разборка аккумуляторной батареи. Если невозможно устранить неисправность аккумуляторной батареи без ее разборки, то перед разборкой необходимо проделать следующее: - разрядить аккумуляторную батарею, подключив ее для разрядки к реостату (рис. 96) или лампам. Ток нагрузки при этом должен составлять 8-10 А;
Рис. 96. Схема разрядки аккумуляторной батареи на реостат.
- отвернуть пробки заливных отверстий (если они не были сняты ранее); - перевернуть батарею, слить из банок электролит в керамическую или освинцованную посуду; - дважды промыть банки батареи дистиллированной водой, оставляя воду в них каждый раз на 15-20 мин. После этого аккумуляторную батарею необходимо разобрать в следующем порядке: - разрезать межэлементные перемычки с помощью ножовки или высверлить кольцо в месте соединения перемычки с выводным штырем специальным сверлом (см. рис. 95); - снять кислотоупорную мастику электрическим мастикоудалителем. В случае его отсутствия можно удалять мастику специальным скребком, лезвие которого надо предварительно нагреть; - снять крышки банок; - вынуть блоки пластин и прополоскать их в проточной воде; - раздвинуть, пластины, вынуть сепараторы и разъединить блоки пластин; - промыть пластины в дистиллированной воде и просушить при температуре плюс 40-50°С.
Проверка технического состояния деталей батареи На пластинах аккумуляторной батареи не допускается наличие: - трещин на кромках; - толстого слоя белого сульфата свинца (сильной сульфатации пластин); - выпадения активной массы более чем из семи ячеек; - вмятин глубиной свыше 1 мм не более чем в пяти ячейках; - коробления более 1 мм; - заусенцев, выступающих за кромки. Не рекомендуется неисправные пластины заменять новыми, лучше установить на их место пластины, бывшие в работе, или весь комплект заменить новым. Пластины привариваются к бареткам при помощи угольного электрода. В аккумуляторных батареях автомобилей КрАЗ установлены сепараторы из мипора. При ремонте аккумуляторов такие сепараторы необходимо прокипятить в дистиллированной воде для удаления сульфата свинца. При обнаружении трещин на крышках и банках эти детали подлежат замене.
Сборка аккумуляторной батареи
Сборку производят следующим образом: 1. Сварить блоки пластин (если происходит замена пластин). Для этого в предварительно зачищенные вырезы бареток вставляют хвостовики пластин, весь набранный пакет зажимают в приспособлении и пластины приваривают к бареткам. Сварка должна быть прочной, без раковин и трещин, а место сварки должно быть ровным. 2. Собрать блоки пластин, вставив минусовые и плюсовые пластины. Между пластинами проложить сепараторы. Установка сепараторов ведется с середины блока к краям. 3. Собранный блок пластин тщательно проверить и спрессовать на специальном прессе, после чего на верхние кромки пластин положить предохранительный щиток. Размеры щитка должны соответствовать толщине набранных пластин.
4. Установить блоки в банки, предварительно проверив их чистоту. Надеть уплотняющие кольца на выводные штыри блоков. Установить крышки. 5. Все зазоры между крышками и стенками бака залить кислотоупорной мастикой, прогретой предварительно до температуры 190-200°С. 6. Надеть межэлементные перемычки и приварить их к штырям. Приварить выводные клеммы. 7. Залить в банки элементов электролит до нижнего торца тубуса горловины.
Плотность электролита устанавливается в зависимости от температурных условий эксплуатации аккумуляторных батарей (см. табл. 22).
Таблица 22. Плотность электролита в зависимости от условий эксплуатации аккумуляторных батарей
Климатическая зона. Среднемесячная температура воздуха в январе |
Время года | Плотность электролита, приведенная к 15°С, г/см³ заливаемого |
Плотность электролита, приведенная к 15°С, г/см³ заряженной батареи |
Холодная, с климатическими районами: очень холодный |
зима | 1,29 | 1,31 |
от минус 50°С | лето | 1,25 | 1,27 |
до минус 30°С холодный от |
круглый год | 1,27 | 1,29 |
минус 30°С | |||
минус 15°С | |||
Умеренная | круглый год | 1,25 | 1,27 |
от минус 15°С | |||
до минус 4°С | |||
Жаркая | круглый год | 1,23 | 1,25 |
от минус 15°С до 4°С | |||
Теплая, влажная | круглый год | 1,21 | 1,23 |
от 4°С до 6°С |
Примечание. Допускаются отклонения плотности электролита от значений, приведенных в таблице, на+0,01 г/см³. Электролит приготавливается из серной кислоты плотностью 1,83 г/см³ и дистиллированной вода. Для приготовления электролита применяется керамическая, эбонитовая или свинцовая посуда, стойкая против действия серной кислоты. Порядок приготовления электролита следующий: - в посуду для приготовления электролита залить дистиллированную воду;
- медленно, тонкой струей, вливать серную кислоту в воду, непрерывно перемешивая электролит стеклянной палочкой. Категорически недопустимо заливать воду в серную кислоту, так как это может привести к бурному вскипанию электролита, его выплескиванию и, как следствие, к ожогам. Электролит необходимой плотности приготавливают, руководствуясь данными табл. 23.
Таблица 23. Приготовление электролита необходимой плотности
Требуемая плотность электролита при 15°С, г/см³ |
Количество воды и серной кислоты плотностью 1,83 г/см³ при температу- ре 15°С для получения электролита, вода, л |
Количество воды и серной кислоты плотностью 1,83 г/см³ при температу- ре 15°С для получения электролита, кислота, л |
1,20 | 0,859 | 0,200 |
1,22 | 0,839 | 0,221 |
1,24 | 0,819 | 0,242 |
1,26 | 0,800 | 0,263 |
1,28 | 0,781 | 0,286 |
1,40 | 0,650 | 0,423 |
Примечание. При замерах плотности электролита следует иметь в виду, что при повышении температуры электролита на 1°С плотность электролита уменьшается на 0,0007 г/см³, а при понижении температуры электролита на 1°С, наоборот, увеличивается на 0,0007 г/см³. Исходной считается температура 25°С. При измерении плотности электролита, ориентируясь по показаниям шкалы 4 (рис. 97), показания ареометра необходимо привести к температуре 15°С.
Рис. 97. Замер плотности электролита ареометром: 1 - корпус ареометра; 2 - трубка; 3 - резиновая груша; 4 - шкала ареометра
В новые батареи и в батареи с новыми пластинами электролит следует заливать за 3 ч до постановки их на зарядку, чтобы электролит проник в поры пластин, а перед зарядкой нужно вновь проверить уровень электролита и при необходимости долить.
Батарею, собранную из пластин, бывших в эксплуатации, можно ставить на зарядку сразу после заливки электролита.
Зарядка аккумуляторной батареи
Зарядка аккумуляторной батареи производится постоянным током (с использованием выпрямителей или генераторов постоянного тока). Положительную клемму (+) аккумуляторной батареи присоединяют к положительному полюсу источника тока, отрицательную (-) – к отрицательному. На каждый элемент аккумуляторной батареи требуется напряжение 2,7 В. Подключение нескольких аккумуляторных батарей к зарядному устройству может быть произведено: - последовательно для зарядки при постоянной величине тока; - параллельно для зарядки при постоянном напряжении. Зарядка при постоянной величине тока производится в тех случаях, когда используется сеть постоянного или выпрямленного тока, напряжение которого значительно превышает напряжение аккумуляторной батареи. В последовательных группах батареи должны быть одинаковой емкости. Количество батарей в каждой группе зависит от напряжения зарядной сети. Если требуемое суммарное напряжение заряжаемых аккумуляторов меньше напряжения сети, то к составленной группе последовательно присоединяется реостат. При наличии большого количества аккумуляторов, требующих зарядки, составляется несколько групп последовательно соединенных аккумуляторов, которые подключаются параллельно сети. Зарядка при постоянном напряжении обычно применяется в низковольтной сети. Величина зарядного тока устанавливается в зависимости от режима зарядки.
Применяются следующие режимы зарядки аккумуляторных батарей: - зарядка новых или отремонтированных аккумуляторных батарей (первая зарядка). Для сухозаряженных батарей ток зарядки – 18 А; - очередная зарядка батарей в процессе эксплуатации (подзарядка). Ток зарядки – 18 А; - контрольно-тренировочный цикл для предупреждения сульфатации пластин (перезарядка). Ток зарядки - 18 А. Зарядку ведут до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение - "кипение" во всех элементах аккумулятора, а напряжение и плотность электролита будут оставаться постоянными в течение трех часов подряд, что служит признаком конца зарядки. Во время зарядки периодически проверяют температуру электролита, следят, чтобы она не поднялась выше 45°С. В случае, если температура достигает 45°С, уменьшают зарядный ток наполовину или прерывают зарядку на время, необходимое для снижения температуры до 30°С. Продолжительность первой зарядки отремонтированных или новых батарей колеблется от 5 до 8 ч. В процессе зарядки плотность электролита постепенно повышается, и только к концу зарядки перестает расти и принимает постоянное значение. Если конечная плотность электролита отличается от указанной в табл. 19, то производят доводку плотности электролита путем доливки дистиллированной воды, когда плотность выше, или доливкой электролита плотностью 1,4 г/см³, когда она ниже нормы. Перед доводкой плотности часть электролита из аккумулятора отбирают с помощью резиновой груши. Доводка плотности электролита производится обязательно в конце зарядки, когда, благодаря "кипению" электролита, обеспечивается быстрое его перемешивание. Если за один прием не удается довести плотность электролита до нормы, доводку продолжают с интервалами между добавками воды или электролита 30-40 мин. Разница плотности электролита в отдельных элементах не должна превышать 0,02 г/см³. Батарея, собранная из пластин, бывших в эксплуатации, должна отдавать не менее 75% гарантированной емкости. Батарея, собранная из новых пластин, должна отдавать не менее 95% гарантированной емкости. Контрольно-тренировочный цикл проводится следующим образом: - батареи заряжают током 18 А; - к концу зарядки производят доводку плотности электролита путем доливки дистиллированной воды в случаях, когда плотность выше, и доливкой электролита плотностью 1,4 г/см³, когда она ниже нормы; - по окончании зарядки батарею подвергают разряду током 16,5 А. Температура электролита в начале разрядки должна быть (25+5)°С. Замеры напряжения аккумуляторов и температуры электролита производятся через каждые два часа. После того, как напряжение аккумуляторов снизится до 1,85 В, замеры напряжения производятся через. каждые 15 мин. После снижения напряжения до 1,75 В замеры производятся непрерывно до тех пор, пока на одном из аккумуляторов напряжение не снизится до 1,7 В. После разрядки батарею вновь приводят в полностью заряженное состояние. Продолжительность разрядки должна соответствовать данным табл. 24.
Таблица 24. Продолжительность разрядки батареи
Плотность электролита заряженной батареи, приведенная к 15°С, г/см³ |
Продолжительность разряда с десятичасовым режимом должна быть, ч, не менее |
1,290 | 7,5 |
1,270 | 6,5 |
1,250 | 5,5 |