Делитель Автомобили ЗИЛ-133
Делитель
Делитель (рис. 3.35) представляет собой одноступенчатый механический редуктор, расположенный в отдельном от коробки передач картере 23, отлитом вместе с картером сцепления. Делитель передач состоит из ведущего (первичного) 5 и ведомого (вторичного) 22 валов, одной пары косозубых шестерен 15 и 19, синхронизатора 14, подшипников 17 и 24 с крышками 9 и 29, подшипника 21 со стаканом 20 и механизма переключения передач. В верхней части картера делителя имеется смотровой люк, закрытый крышкой 12. В нижней части картера расположено сливное отверстие, закрытое пробкой с магнитом. Картер делителя при соединении его с картером коробки передач центрируется кольцевой крышкой подшипника ведущего вала коробки передач.
Ведущий вал делителя. Вращается на двух шариковых подшипниках, причем передний подшипник с постоянным запасом смазки расположен в полости коленчатого вала двигателя. Задний подшипник в сборе с ведущим валом устанавливается в отверстии перегородки картера и закрывается крышкой с удлиненной шейкой, по которой перемещается муфта выключения сцепления. От осевых перемещений подшипник 17 фиксируется стопорным кольцом. Ведущий вал в крышке уплотняется двумя резиновыми манжетами 6 с пружинами. Между крышкой и подшипником устанавливаются регулировочные прокладки 30, а между крышкой и картером — уплотнительная прокладка 10.
Для принудительной смазки переднего подшипника ведущего вала коробки передач, а также подшипников шестерен ведомого вала на ведущем валу делителя установлено специальное маслонагнетающее кольцо 7, к которому масло поступает самотеком по лотку и каналам, выполненным в картере и крышке подшипника ведущего вала делителя. Масло к подшипникам шестерен поступает по каналам в валах и в ступицах шестерен. Необходимый уровень масла в картере делителя поддерживается за счет циркуляции его через два отверстия в стенках картеров делителя и основной коробки передач. Маслонагнетающее кольцо фиксируется от проворачивания штифтом, входящим в прорезь втулки 18 заднего подшипника ведущего вала делителя. От проворачивания втулка подшипника предохраняется призматической шпонкой 31, установленной в пазе вала.
На цилиндрической шейке в средней части вала вращается на двух роликовых подшипниках 16 косозубая шестерня 15. Осевое перемещение шестерни с одной стороны ограничивается торцем вала, а с другой — буртом втулки 18. Крепление шеестерни осуществляется гайкой 8 через маслонагнетающее кольцо и втулку подшипника.
Шестерня имеет наружный зубчатый венец для соединения с внутренним зубчатым венцом каретки синхронизатора при включении высшей передачи делителя. На цилиндрическую часть ступицы шестерни напрессован конус, предназначенный для работы с синхронизатором. На задний шлицевой конец вала устанавливается каретка синхронизатора. Шлицывала состоят из трех зубчатых венцов, причем крайние венцы имеют меньшую толщину зуба по сравнению со средним венцом и в комплексе с зубчатыми венцами каретки синхронизатора образуют "замок" препятствующий самовыключению передач в делителе. На шлицы передней части ведущего вала делителя устанавливаются ведомые диски сцепления. Во внутренней полости вала при соединении коробки передач с делителем располагается ведущий вал коробки передач в сборе с передним роликовым подшипником.
Ведомый вал делителя. Передний шариковый подшипник устанавливается в сборе с валом в нижнем отверстии перегородки картера делитея. От осевых перемещений подшипник удерживается стопорным кольцом 25. Задний роликовый подшипник расположен в стакане 20, который после установки ведомого вала в картере крепится к заднему торцу картера двумя винтами. На среднюю часть вала напрессовывается косозубая шестерня привода ведомого вала. Перед напрессовкой в паз вала вставляется сегментная шпонка. Крепление шестерни и переднего подшипника осуществляется упорной шайбой 28, прикрепленной к торцу вала двумя болтами. Соосность ведомого вала делителя и промежуточного вала коробки передач достигается за счет установки распорной втулки между подшипниками валов, выполняющей одновременно роль центрирующего кольца. Валы соединяются с помощью шлицев. Подшипник 24 после сборки закрывается крышкой, в канавку которой предварительно устанавливается уплотнительное кольцо 26. Кроме этого, под фланец крышки 29 ставится прокладка 27.
Рис. 3.35. Делитель передач.
Синхронизатор. Для обеспечения плавного выравнивания окружных скоростей и безударного включения высшей и низшей передач делителя на ведущем валу установлен синхронизатор инерционного типа с конусными фрикционными кольцами. Синхронизатор делителя по принципу действия не отличается от синхронизаторов основной коробки. Он состоит из каретки с внутренним шлицевым отверстием, состоящем из трех зубчатых венцов, двух фрикционных конусных колец, шести блокирующих пальцев и шести пальцев фиксаторов.
Механизм переключения передач делителя. Состоит из вилки 3 (см. рис. 3.35) с сухарями 2, валика 4, вилки и рычага 1 привода. Валик вилки установлен в отверстиях картера. В средней части валика на сегментной шпонке 13 установлена вилка с сухарями. Вилка закреплена двумя стяжными болтами Для обеспечения монтажа и доступа к механизму переключения на картере делителя имеется люк, закрытый крышкой 12 с прокладкой 11. На наружном конце валика закреплен рычаг, соединяющийся с поршнем силового цилиндра. Сухари вилки входят в кольцевую канавку каретки синхронизатора 14.
Включение низшей передачи делителя осуществляется перемещением каретки синхронизатора делителя по шлицам ведущего вала назад до полного соединения ее с зубчатым венцом муфты ведущего вала коробки передач. При этом крутящий момент от ведущего вала делителя передается на ведущий вал коробки передач, а далее, как в традиционной пятиступенчатой коробке передач.
Включение высшей передачи осуществляется перемещением каретки синхронизатора делителя по шлицам ведущего вала вперед до полного соединения ее с зубчатым венцом шестерни ведущего вала делителя. При этом крутящий момент от ведущего вала делителя через шестерню, сблокированную с ним, передается на шестерню привода ведомого вала делителя и далее через шлицевое соединение на промежуточный вал коробки передач.
Управление механизмом переключения передач. Осуществляется пневмомеханической системой с предварительным (преселекторным) выбором передачи. Система (рис. 3.36) состоит из редукционного клапана 3, кланана 2 включения крана 7 управления, переключателя 6 крана н силового цилиндра 4, поршень которого через шток воздействует на рычаг механизма переключения передач.
Сжатый воздух из пневмосистемы автомобиля подводится к редукционному клапану 3. отрегулированному на давление 4,2 кгс/сма. что исключает перегрузку деталей при переключении передач. От редукционного клапана сжатый воздух поступает к клапану 2 включения делителя, который приводится в действие упором 1 толкателя пневмоусилителя при выключении сцепления. В этом случае сжатый воздух через клапан включения направляется к золотниковому крану 7 управления и далее в силовой цилиндр. Золотник соединен тросиком с переключателем 6, установленным в рукоятке 5 рычага коробки передач. При передвижении переключателя в верхнее или нижнее положение трос перемещает золотник крана управления и устанавливает его в одном из двух положений. Сжатый воздух подается в силовой цилиндр только при полностью выключенном сцеплении, что позволяет предварительно выбрать ту или иную передачу в делителе.
Редукционный клапан 3 представляет собой автоматический регулятор давления диафрагменного типа. Его назначением является снижение давления сжатого воздуха, поступающего из пневмосистемы автомобиля. Сжатый воздух из пневмосистемы автомобиля поступает в полость А (рис. 3.37) клапана, откуда по каналам в штоке 4 и корпусе 5 клапана направляется в полость Б и далее через штуцер к клапану включения делителя. Одновременно сжатый воздух по каналу подводится в полость диафрагмы 7. Впускной клапан 3 под действием уравновешивающей пружины 10 и штока диафрагмы открыт. При увеличении давления в полости диафрагмы выше (4,2±0,2), кгс/см диафрагма прогибается. Впускной клапан под действием свой пружины 2 перемещается и закрывает отверстие в седле клапана. При уменьшении давления в полости диафрагмы шток под действием уравновешивающей пружины отрывает впускной клапан от седла и воздух снова начинает поступать в систему управления.
Рис. 3.37. Редукционный клапан:
1 и 11 - регулировочные гайки; 2 - пружина впускного клапана; 3 - впускной клапан; 4 - шток диафрагмы; 5 - корпус клапана; 6 - накидка гайки; 7 - диафрагма; 8 - тарелка пружины; 9 - крышка; 10 - уравновешивающая пружина; А - полость подвода воздуха; Б - полость отвода воздуха.
Рис. 3.38. Клапан включения двигателя:
1 - регулировочная гайка; 2 - пружина клапана; 3 - корпус; 4 - атмосферный клапан; 5 - крышка; 6 - шток; 7 - чехол; 8 - наконечник штока; 9 - упорная шайба; 10 - пружина штока; 11 - впускной клапан; А - полость подвода воздуха; Б - полость подвода воздуха к силовому цилиндру.
Клапан 2 (см. рис. 3.36) включения делителя представляет собой кран с механическим приводом, предназначенный для подачи воздуха в силовой цилиндр при нажатии на педаль сцепления. Сжатый воздух подается в полость А (рис. 3.38) от редукционного клапана. При нажатии на педаль сцепления шток 6 под действием упора, установленного на толкателе пиевмоусилителя, перемещается и отрывает впускной клапан 11 от седла. Канал в штоке, предназначенный для выпуска воздуха в атмосферу, при этом закрывается впускным клапаном. Сжатый воздух из полости А поступает в полость Б и далее направляется в силовой цилиндр.
При отпускании педали сцепления шток под действием пружины 10 отходит в первоначальное положение до упора в шайбу 9. Впускной клапан под действием своей пружины 2 садится на седло и разобщает полости А к Б. Воздух из силового цилиндра выходит в атмосферу через клапан 4.
Силовой цилиндр 4 (см. рис. 3.36) отлит из чугуна и состоит из корпуса 2 (рис. 3.39), цилиндра и направляющей штока 9. Цилиндр после установки поршня закрывается крышкой 6. В корпусе просверлены каналы для подвода воздуха в полости цилиндра и сообщения внутренних полостей корпуса с атмосферой. С двух сторон в бобышки корпуса ввернуты регулировочные болты 5, с помощью которых ограничивается перемещение рычага механизма переключения передач делителя. Рычаг своим нижним концом входит в паз штока.
Сжатый воздух поступает в полости А и Б цилиндра через кран управления, прикрепляемый к нижнему торцу’ корпуса.
Кран 7 (см. рис. 3.36) состоит из корпуса, крышки, золотника и направляющей золотника с тремя кольцевыми каналами, соединяющимися с воздушными выводами крана управления. Уплотнение золотника в направляющей осуществляется резиновыми кольцами. Движение золотника происходит под действием переключателя, связанного с золотником тросиком. Средний кольцевой канал направляющей золотника сообщается с выводом крана, которому подводится сжатый воздух от клапана 2 включения делителя; крайние кольцевые каналы сообщаются через выводы крана с полостями Л и £ (см. рис. 3.39) силового цилиндра. При переводе переключателя 6 (см. рис. 3.36) в верхнее или нижнее положение золотник перемещается. Проточка на золотнике при этом устанавливается против среднего и одного из крайних кольцевых каналов и в случае выключения сцепления сжатый воздух из клапана включения делителя поступает в соответствующую полость силового цилиндра. Поршень через шток воздействует на рычаг механизма переключения передачи делителя.
Рис. 3.39. Силовой цилиндр включения делителя:
1 - сапун; 2 - корпус; 3 - люк; 4 - контргайка; 5 - регулировочный болт; 6 - крышка; 7 - поршень; 8 - жиклер; 9 - шток; А и Б - полости подвода воздуха.
Пневмомеханическая система в целом работает следующим образом: при нажатии на педаль сцепления упор 1 толкателя открывает клапан 2 включения делителя и через него сжатый воздух поступает в ту или иную полость силового цилиндра в зависимости от положения золотника крана 7. Поршень силового цилиндра 4 поворачивает рычаг механизма переключения делителя в соответствующую сторону.