Делитель Автомобили ЗИЛ-133

Делитель

Делитель (рис. 3.35) представляет собой одноступенчатый механический редуктор, расположенный в отдельном от коробки передач картере 23, отлитом вместе с картером сцепления. Делитель передач состоит из ведущего (первичного) 5 и ведомого (вторичного) 22 валов, одной пары косозубых шестерен 15 и 19, синхронизатора 14, подшипников 17 и 24 с крышками 9 и 29, подшипника 21 со стаканом 20 и ме­ханизма переключения передач. В верх­ней части картера делителя имеется смотро­вой люк, закрытый крышкой 12. В нижней части картера расположено сливное отвер­стие, закрытое пробкой с магнитом. Кар­тер делителя при соединении его с карте­ром коробки передач центрируется коль­цевой крышкой подшипника ведущего вала коробки передач.

Ведущий вал делителя. Вращается на двух шариковых подшипниках, причем передний подшипник с постоянным запасом смазки расположен в полости коленчатого вала двигателя. Задний подшипник в сбо­ре с ведущим валом устанавливается в отверстии перегородки картера и закрыва­ется крышкой с удлиненной шейкой, по которой перемещается муфта выключения сцепления. От осевых перемещений под­шипник 17 фиксируется стопорным коль­цом. Ведущий вал в крышке уплотняется двумя резиновыми манжетами 6 с пружи­нами. Между крышкой и подшипником устанавливаются регулировочные проклад­ки 30, а между крышкой и картером — уп­лотнительная прокладка 10.

Для принудительной смазки переднего подшипника ведущего вала коробки пере­дач, а также подшипников шестерен ведо­мого вала на ведущем валу делителя установлено специальное маслонагнетающее кольцо 7, к которому масло поступает са­мотеком по лотку и каналам, выполненным в картере и крышке подшипника ведущего вала делителя. Масло к подшипникам шес­терен поступает по каналам в валах и в ступицах шестерен. Необходимый уровень масла в картере делителя поддерживается за счет циркуляции его через два отвер­стия в стенках картеров делителя и основ­ной коробки передач. Маслонагнетающее кольцо фиксируется от проворачивания штифтом, входящим в прорезь втулки 18 заднего подшипника ведущего вала делите­ля. От проворачивания втулка подшипника предохраняется призматической шпонкой 31, установленной в пазе вала.

На цилиндрической шейке в средней части вала вращается на двух роликовых подшипниках 16 косозубая шестерня 15. Осевое перемещение шестерни с одной сто­роны ограничивается торцем вала, а с дру­гой — буртом втулки 18. Крепление шеестерни осуществляется гайкой 8 через маслонагнетающее кольцо и втулку подшипника.

Шестерня имеет наружный зубчатый венец для соединения с внутренним зубчатым венцом каретки синхронизатора при включении высшей передачи делителя. На цилиндрическую часть ступицы шестерни напрессован конус, предназначенный для работы с синхронизатором. На задний шлицевой конец вала устанавливается каретка синхронизатора. Шлицывала состоят из трех зубчатых венцов, причем крайние венцы имеют меньшую толщину зуба по сравнению со средним венцом и в комплексе с зубчатыми венцами каретки синхронизатора образуют "замок" препятствующий самовыключению передач в делителе. На шлицы передней части ведущего вала делителя устанавливаются ведомые диски сцепления. Во внутренней полости вала при соединении коробки передач с делителем располагается ведущий вал коробки передач в сборе с передним роликовым подшипником.

Ведомый вал делителя. Передний шариковый подшипник устанавливается в сборе с валом в нижнем отверстии перегородки картера делитея. От осевых перемещений подшипник удерживается стопорным кольцом 25. Задний роликовый подшипник расположен в стакане 20, который после установки ведомого вала в картере крепится к заднему торцу картера двумя винтами. На среднюю часть вала напрессовывается косозубая шестерня привода ведомого вала. Перед напрессовкой в паз вала вставляется сегментная шпонка. Крепление шестерни и переднего подшипника осуществляется упорной шайбой 28, прикрепленной к торцу вала двумя болтами. Соосность ведомого вала делителя и промежуточного вала коробки передач достигается за счет установки распорной втулки между подшипниками валов, выполняющей одновременно роль центрирующего кольца. Валы соединяются с помощью шлицев. Подшипник 24 после сборки закрывается крышкой, в канавку которой предварительно устанавливается уплотнительное кольцо 26. Кроме этого, под фланец крышки 29 ставится прокладка 27.

Делитель передач ЗИЛ-133

Рис. 3.35. Делитель передач.

Синхронизатор. Для обеспечения плав­ного выравнивания окружных скоростей и безударного включения высшей и низшей передач делителя на ведущем валу уста­новлен синхронизатор инерционного типа с конусными фрикционными кольцами. Синхронизатор делителя по принципу действия не отличается от синхронизаторов основной коробки. Он состоит из каретки с внутренним шлицевым отверстием, состоя­щем из трех зубчатых венцов, двух фрик­ционных конусных колец, шести блокирую­щих пальцев и шести пальцев фиксаторов.

Механизм переключения передач дели­теля. Состоит из вилки 3 (см. рис. 3.35) с сухарями 2, валика 4, вилки и рычага 1 привода. Валик вилки установлен в от­верстиях картера. В средней части валика на сегментной шпонке 13 установлена вил­ка с сухарями. Вилка закреплена двумя стяжными болтами Для обеспечения мон­тажа и доступа к механизму переключения на картере делителя имеется люк, закры­тый крышкой 12 с прокладкой 11. На на­ружном конце валика закреплен ры­чаг, соединяющийся с поршнем силово­го цилиндра. Сухари вилки входят в кольцевую канавку каретки синхрони­затора 14.

Включение низшей передачи делителя осуществляется перемещением каретки син­хронизатора делителя по шлицам ведущего вала назад до полного соединения ее с зуб­чатым венцом муфты ведущего вала ко­робки передач. При этом крутящий момент от ведущего вала делителя передается на ведущий вал коробки передач, а далее, как в традиционной пятиступенчатой коробке передач.

Включение высшей передачи осущест­вляется перемещением каретки синхрони­затора делителя по шлицам ведущего вала вперед до полного соединения ее с зубча­тым венцом шестерни ведущего вала дели­теля. При этом крутящий момент от веду­щего вала делителя через шестерню, сбло­кированную с ним, передается на шестерню привода ведомого вала делителя и далее через шлицевое соединение на промежуточ­ный вал коробки передач.

Управление механизмом переключения передач. Осуществляется пневмомехани­ческой системой с предварительным (преселекторным) выбором передачи. Система (рис. 3.36) состоит из редукционного кла­пана 3, кланана 2 включения крана 7 управления, переключателя 6 крана н силового цилиндра 4, поршень которого через шток воздействует на рычаг меха­низма переключения передач.

Сжатый воздух из пневмосистемы ав­томобиля подводится к редукционному кла­пану 3. отрегулированному на давление 4,2 кгс/сма. что исключает перегрузку дета­лей при переключении передач. От ре­дукционного клапана сжатый воздух по­ступает к клапану 2 включения делителя, который приводится в действие упором 1 толкателя пневмоусилителя при выключе­нии сцепления. В этом случае сжатый воздух через клапан включения направля­ется к золотниковому крану 7 управле­ния и далее в силовой цилиндр. Золотник соединен тросиком с переключателем 6, установленным в рукоятке 5 рычага короб­ки передач. При передвижении переклю­чателя в верхнее или нижнее положение трос перемещает золотник крана управле­ния и устанавливает его в одном из двух положений. Сжатый воздух подается в си­ловой цилиндр только при полностью вы­ключенном сцеплении, что позволяет пред­варительно выбрать ту или иную передачу в делителе.

Редукционный клапан 3 представляет собой автоматический регулятор давле­ния диафрагменного типа. Его назначением является снижение давления сжатого воз­духа, поступающего из пневмосистемы ав­томобиля. Сжатый воздух из пневмосисте­мы автомобиля поступает в полость А (рис. 3.37) клапана, откуда по каналам в штоке 4 и корпусе 5 клапана направля­ется в полость Б и далее через штуцер к клапану включения делителя. Одновре­менно сжатый воздух по каналу подводит­ся в полость диафрагмы 7. Впускной кла­пан 3 под действием уравновешивающей пружины 10 и штока диафрагмы открыт. При увеличении давления в полости диаф­рагмы выше (4,2±0,2), кгс/см диафрагма прогибается. Впускной клапан под дейст­вием свой пружины 2 перемещается и за­крывает отверстие в седле клапана. При уменьшении давления в полости диафрагмы шток под действием уравновешивающей пружины отрывает впускной клапан от седла и воздух снова начинает поступать в систему управления.

Редукционный клапан ЗИЛ-133

Рис. 3.37. Редукционный клапан:

1 и 11 - регулировочные гайки; 2 - пружина впускного клапана; 3 - впускной клапан; 4 - шток диафрагмы; 5 - корпус клапана; 6 - накидка гайки; 7 - диафрагма; 8 - тарелка пружины; 9 - крышка; 10 - уравновешивающая пружина; А - полость подвода воздуха; Б - полость отвода воздуха.

Клапан включения двигателя ЗИЛ-133

Рис. 3.38. Клапан включения двигателя:

1 - регулировочная гайка; 2 - пружина клапана; 3 - корпус; 4 - атмосферный клапан; 5 - крышка; 6 - шток; 7 - чехол; 8 - наконечник штока; 9 - упорная шайба; 10 - пружина штока; 11 - впускной клапан; А - полость подвода воздуха; Б - полость подвода воздуха к силовому цилиндру.

Клапан 2 (см. рис. 3.36) включения дели­теля представляет собой кран с механи­ческим приводом, предназначенный для подачи воздуха в силовой цилиндр при нажатии на педаль сцепления. Сжатый воздух подается в полость А (рис. 3.38) от редукционного клапана. При нажатии на педаль сцепления шток 6 под действием упора, установленного на толкателе пиевмоусилителя, перемещается и отрывает впускной клапан 11 от седла. Канал в што­ке, предназначенный для выпуска воздуха в атмосферу, при этом закрывается впуск­ным клапаном. Сжатый воздух из полости А поступает в полость Б и далее направля­ется в силовой цилиндр.

При отпускании педали сцепления шток под действием пружины 10 отходит в первоначальное положение до упора в шайбу 9. Впускной клапан под действием своей пружины 2 садится на седло и раз­общает полости А к Б. Воздух из сило­вого цилиндра выходит в атмосферу через клапан 4.

Силовой цилиндр 4 (см. рис. 3.36) от­лит из чугуна и состоит из корпуса 2 (рис. 3.39), цилиндра и направляющей штока 9. Цилиндр после установки поршня закры­вается крышкой 6. В корпусе просверлены каналы для подвода воздуха в полости цилиндра и сообщения внутренних по­лостей корпуса с атмосферой. С двух сто­рон в бобышки корпуса ввернуты регули­ровочные болты 5, с помощью которых ограничивается перемещение рычага ме­ханизма переключения передач делителя. Рычаг своим нижним концом входит в паз штока.

Сжатый воздух поступает в полости А и Б цилиндра через кран управления, при­крепляемый к нижнему торцу’ корпуса.

Кран 7 (см. рис. 3.36) состоит из кор­пуса, крышки, золотника и направляющей золотника с тремя кольцевыми каналами, соединяющимися с воздушными выводами крана управления. Уплотнение золотни­ка в направляющей осуществляется рези­новыми кольцами. Движение золотника происходит под действием переключателя, связанного с золотником тросиком. Сред­ний кольцевой канал направляющей зо­лотника сообщается с выводом крана, которому подводится сжатый воздух от клапана 2 включения делителя; крайние кольцевые каналы сообщаются через вы­воды крана с полостями Л и £ (см. рис. 3.39) силового цилиндра. При переводе переключателя 6 (см. рис. 3.36) в верхнее или нижнее положение золотник перемещается. Проточка на золотнике при этом устанав­ливается против среднего и одного из крайних кольцевых каналов и в случае выключения сцепления сжатый воздух из клапана включения делителя поступает в соответствующую полость силового цилиндра. Поршень через шток воздейст­вует на рычаг механизма переключения передачи делителя.

Силовой цилиндр включения делителя ЗИЛ-133

Рис. 3.39. Силовой цилиндр включения делителя:

1 - сапун; 2 - корпус; 3 - люк; 4 - контргайка; 5 - регулировочный болт; 6 - крышка; 7 - поршень; 8 - жиклер; 9 - шток; А и Б - полости подвода воздуха.

Пневмомеханическая система в целом работает следующим образом: при нажа­тии на педаль сцепления упор 1 толкате­ля открывает клапан 2 включения делителя и через него сжатый воздух поступает в ту или иную полость силового цилиндра в зависимости от положения золотника кра­на 7. Поршень силового цилиндра 4 по­ворачивает рычаг механизма переключе­ния делителя в соответствующую сторону.