Диагностирование силового агрегата ЗИЛ-133
Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы двигателя
В процессе эксплуатации автомобиля нормальная работа механизмов двигателя может быть нарушена в результате появления неисправностей из-за несвоевременного технического обслуживания или интенсивного износа деталей. Основными показателями неисправностей могут служить стуки при работе двигателя и уменьшение компрессии в цилиндрах двигателя.
Стуки в двигателе возможны в результате износа деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов или неправильных регулировок. При обнаружении стуков нужно проверить давление в системе смазки, температурный режим двигателя и внимательно прослушать его на разных частотах вращения. Лучше всего прослушивать двигатель при помощи стетоскопа, который состоит из мембраны и двух трубок со слуховыми наконечниками. Прикасаясь стетоскопом к различным точкам двигателя, можно определить неисправность по характеру стука или шума. Для того чтобы облегчить прослушивание двигателя и правильно определить по характеру и силе стуков причину их возникновения, необходимо знать некоторые звуковые оттенки стуков и соответствующие участки их прослушивания.
Сильные металлические стуки, усиливающиеся при увеличении частоты вращения коленчатого вала, свидетельствуют о поломке пружин клапанов или заедании стержней клапанов. Стуки в верхней части блока цилиндров, усиливающиеся при малой частоте вращения коленчатого вала, и слабые стуки при большой частоте вращения могут быть вызваны задирами на поверхностях гильз и поршней. Стуки, вызываемые увеличенными зазорами между поршневыми пальцами и отверстиями в бобышках поршней и втулках верхних головок шатунов и износом шатунных и коренных подшипников, слышны при увеличении нагрузки на двигатель и при резком изменении количества подаваемого топлива. Чистый металлический стук с высоким тоном, прослушиваемый в зоне расположения клапанов газораспределительного механизма и не исчезающий при любой частоте вращения коленчатого вала, свидетельствует об увеличении зазоров между коромыслами и клапанами от износа этих деталей или неправильной регулировки. Иногда во время пуска двигателя, особенно в первый момент после пуска холодного двигателя, слышен звук, напоминающий стук глиняной посуды. С прогревом двигателя звук ослабевает или исчезает совсем. Как правило, это свидетельствует о том, что изношены поршни и зазор между поршнями и цилиндрами увеличен.
Компрессия (величина давления сжатия в цилиндрах двигателя) служит показателем герметичности цилиндров двигателя и характеризует состояние поршней, гильз цилиндров и клапанов. Компрессия определяется с помощью специального прибора — компрессометра, состоящего из манометра, корпуса, соединительного шланга с переходниками и клапанов: впускного и выпускного. Компрессия проверяется после прогрева двигателя, работающего с минимальной частотой вращения. Температура жидкости в системе охлаждения должна быть не менее 80° С.
Для определения давления сжатия компрессометр нужно установить в головку цилиндра вместо форсунки и зажать скобой крепления. На штуцер секции насоса высокого давления надеть шланг из бензостойкой резины и опустить его конец в сосуд для сбора топлива, которое будет поступать из секции насоса при работе двигателя. Затем пустить двигатель и записать давление, показываемое манометром прибора при минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Аналогично замерить компрессию и в остальных цилиндрах. При 500 об/мин у исправного двигателя компрессия должна быть не ниже 30 кгс/см2, а разность давления в цилиндрах не должна превышать 2 кгс/см2. При компрессии ниже нормы или разности давления в цилиндрах, превышающей допустимую, следует обнаружить и устранить неисправности, вызывающие падение давления.
Главным признаком недостаточной компрессии являются понижение мощности двигателя и черный цвет отработавших газов, особенно при малой и средней частотах вращения. Большая дымность выпуска при пониженной компрессии возникает из-за большой утечки воздуха из цилиндра во время такта сжатия. При этом количество воздуха, оставшегося в цилиндре, оказывается недостаточным для полного сгорания топлива, поступающего в цилиндр двигателя в конце такта сжатия.
Для выявления причин недостаточной компрессии следует проверить пружины клапанов, затяжку гаек крепления головок, плотность прилегания клапанов к седлам, состояние рабочих поверхностей клапанов и седел, движение стержней клапанов в направляющих, зазоры между стержнем клапана и коромыслом. Признаком потери герметичности впускных клапанов является дымление из воздушного фильтра двигателя. Прорыв газов при повреждении прокладок головок цилиндров можно обнаружить при тщательном осмотре прокладок и сопрягаемых поверхностей головок и блока цилиндров. В последнюю очередь нужно проверить состояние поршневой группы: нет ли залегания или поломки поршневых колец. После этого определить зазоры в замках поршневых колец, между кольцами и торцами поршневых канавок, между поршнями и гильзами и устранить обнаруженные неисправности.
Система охлаждения
При эксплуатации автомобиля необходимо внимательно следить за работой системы охлаждения и поддерживать нормальный тепловой режим двигателя, не допуская его перегрева или переохлаждения. Наиболее часто встречающейся неисправностью бывает перегрев двигателя. Характерными признаками перегрева являются значительное повышение температуры охлаждающей жидкости, падение мощности, появление звонких стуков. Сильный перегрев вызывает выделение пара из пароотводной трубки радиатора. При перегреве двигателя понижается давление в системе смазки, ухудшаются смазывающие свойства масла, возможны задиры трущихся поверхностей, коробление и трещины деталей.
Обнаружив признаки перегрева, необходимо убедиться в правильности показания термометра, проверить исправность клапанов пробки радиатора, количество охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости долить до нормы. При понижении уровня охлаждающей жидкости из-за испарения в систему охлаждения рекомендуется долить чистую воду, так как количество этиленгликоля вследствие высокой температуры его кипения остается постоянным. При понижении уровня из-за утечки в систему нужно долить жидкость того же состава. Наиболее вероятными местами подтекания являются соединения шлангов с патрубками и трубками радиатора, уплотнение водяного насоса, сливные краники или места повреждения радиатора. Если жидкость вытекает через дренажное отверстие на корпусе водяного насоса, следует заменить сальник крыльчатки и ни в коем случае не закрывать дренажное отверстие, так как это выводит из строя подшипники водяного насоса.
Двигатель может перегреваться также из-за слабого натяжения ремней привода водяного насоса или перегрузки двигателя. В этом случае нужно отрегулировать натяжение ремней или заменить их новыми, так как эффективность охлаждения двигателя зависит от натяжения ремней. Перегрузка двигателя происходит при работе автомобиля на тяжелых дорогах, длинных подъемах, когда водитель вместо перехода на пониженную передачу увеличивает подачу топлива в цилиндры двигателя, пытаясь продолжать движение на высшей передаче.
Перегрев двигателя может быть вызван засорением шлангов системы охлаждения, загрязнением сердцевины радиатора, плохой работой водяного насоса, неисправностью клапанов термостатов, отложением накипи на стенках жидкостных полостей. Если в системе охлаждения накопилась грязь, то промыть ее следует чистой водой. Полость охлаждения двигателя и радиатор рекомендуется промывать раздельно, чтобы грязь и ржавчина из жидкостной полости двигателя не попали в радиатор. При этом направление струи должно быть обратным направлению движения жидкости при работе двигателя. Промывать систему охлаждения надо до тех пор, пока выходящая из жидкостной полости вода не будет совершенно чистой.
Если в системе охлаждения образовалось много накипи, рекомендуется удалить ее специальным раствором. Необходимо при этом проверить термостаты.
Когда двигатель перегревается из-за чрезмерной температуры окружающего воздуха, можно временно снять термостаты, заглушить перепускной патрубок, соединяющий коробку термостатов с водяным насосом.
Отрицательно сказывается на работе двигателя и чрезмерно низкая температура жидкости в системе охлаждения. При низкой температуре топливо сгорает не полностью. Часть несгоревшего топлива превращается в мелкие твердые частицы кокса (из глушителя выходит черный дым), часть конденсируется и смывает масляную пленку с деталей двигателя, ускоряя их изнашивание. Увеличива- вается также расход топлива. При переохлаждении двигателя прежде всего следует закрыть жалюзи, а в случае необходимости устранить заедание тяги или створок жалюзи. В зимнее время следует установить утеплительный чехол (см. гл. 16). Если это не дало положительных результатов, то следует проверить термостаты и исправность гидравлической муфты привода вентилятора.
Система смазки
От исправного состояния системы смазки и ее своевременного технического обслуживания в процессе эксплуатации автомобиля в значительной степени зависит надежность работы двигателя и его долговечность. Для того чтобы правильно и быстро определять неисправности и устранять их, нужно знать признаки и причины их возникновения. Внешними признаками являются изменение уровня масла в поддоне двигателя, давления, вязкости и цвета масла. Синий оттенок отработавших газов указывает на сгорание масла в цилиндрах из-за сильного износа поршневых колец, гильз ит. п.
При понижении давления масла следует проверить уровень масла в поддоне, его температуру и качество, проверить герметичность и работу масляного манометра. Для этого нужно подключить к системе смазки контрольный манометр и сличить его показания с показаниями проверяемого. При разжижении масла топливом или водой или при недостаточной вязкости масло следует заменить, а также устранить причину попадания топлива или воды. Воду в масле можно обнаружить, если слить около 200 см3 масла из поддона и дать ему отстояться в течение часа. Образовавшийся прозрачный слой на дне сосуда укажет на наличие воды в масле. Вода попадает в систему смазки при недостаточном моменте затяжки болтов крепления головок цилиндров, из-за повреждения уплотнительных колец головок и гильз цилиндров, а также в результате трещин в головках и блоке цилиндров.
При определении причин понижения давления нужно проверить и при необходимости заменить фильтрующие элементы масляного фильтра, промыть сетку маслоприемника масляного насоса и ротор центробежного фильтра. Проверить клапаны: предохранительный нагнетающей секции масляного насоса, предохранительный радиаторной секции и дифференциальный системы смазки. При засорении клапан необходимо вывернуть, промыть в дизельном топливе не разбирая и установить на место. При усадке или поломке пружин целесообразно заменить весь клапан в сборе. Следует иметь в виду, что клапаны отрегулированы на разное давление открытия, поэтому менять их местами или заменять один клапан другим категорически запрещается.
Если давление в системе смазки по-прежнему остается пониженным, прочистить масляные каналы, промыть системы смазки и убедиться в исправности масляного насоса. Если же это не дает результатов, то, вероятно, появился износ подшипников и шеек коленчатого вала, втулок и шеек распределительного вала, втулок и осей коромысел толкателей. В этом случае необходимо заменить или отремонтировать неисправные детали.
При чрезмерно высоком давлении масла нужно проверить вязкость масла и при повышенной вязкости заменить его. Проверить, нет ли заедания плунжеров клапанов системы смазки и устранить неисправности. Если в системе смазки при наличии маета в картере и исправном указателе вообще отсутствует давление масла, то вероятнее всего произошло повреждение привода масляного насоса или заклинило плунжер дифференциального клапана в положении, соответствующем перепуску.
В системе смазки может появиться течь из соединений в результате ослабления креплений или небрежной сборки, может повыситься температура масла. Течь устраняется подтяжкой соединений или заменой прокладок, а повышенная температура масла — очисткой от пыли и грязи масляного радиатора.
Топливная система
В процессе эксплуатации автомобиля нужно обращать внимание на появляющиеся в работе двигателя отклонения от нормы: стуки, перебои, потерю мощности, затруднения при пуске. Указанные неисправности чаще всего возникают в результате нарушения правил эксплуатации топливной аппаратуы.
Работы по выявлению причин неисправностей топливной системы сводятся к проверке циркуляции топлива в системе на всем пути от бака до форсунок, обнаружению и ликвидации подсоса воздуха в системе, обеспечению нормальной работы топливной аппаратуры регулировкой или разборкой с заменой отдельных неисправных деталей.
Если двигатель не пускается, то прежде всего необходимо проверить, есть ли топливо в баке, открыт ли кран всасывающего топливопровода, правильно ли положение фиксатора маховика. Обнаруженные неисправности следует устранить. Затем нужно убедиться, нет ли подсоса воздуха в системе. Малейшая неплотность в соединениях на участке от топливного бака до топливного насоса влечет за собой попадание воздуха в систему питания, что уменьшает подачу топлива в цилиндры и ведет к нарушению нормальной работы двигателя. Воздух в системе питания можно обнаружить по выделению пены или подтеканию топлива в местах соединения топливопроводов. Для устранения подтекания следует подтянуть резьбовые соединения или заменить неисправные топливопроводы, прокладки и пр. Для удаления воздуха необходимо прокачать топливную систему с помощью топливоподкачивающего насоса, для чего предварительно отвернуть пробку на корпусе фильтра тонкой очистки и проверить все соединения до фильтра. Прокачка осуществляется движением вверх-вниз рукоятки со штоком и поршнем до тех пор, пока из отверстия в корпусе фильтра не пойдет чистое топливо без примеси воздуха. После прокачки рукоятка должна быть плотно навернута на верхний резьбовой конец цилиндра насоса. Затем следует проверить топливную систему от фильтра тонкой очистки до насоса высокого давления. Для этого отвернуть пробку перепускного клапана на топливном насосе высокого давления, проверить все соединения до насоса и прокачать систему до тех пор, пока из отверстия под пробку не пойдет чистое топливо без примеси пузырьков воздуха.
Если в системе питания воздуха нет, необходимо убедиться в исправности насоса низкого давления. Для проверки насоса нужно отсоединить топливопровод, подводящий топливо к фильтру тонкой очистки и повернуть коленчатый вал двигателя стартером. При исправном насосе низкого давления топливо будет струей выходить из топливопровода.
Наиболее вероятные неисправности насоса низкого давления — поломка пружины, зависание поршня и попадание грязи между седлом и клапаном. После устранения неисправности насос испытать на специальном стенде. После этого проверить фильтрующие элементы фильтров грубой и тонкой очистки. О засорении фильтрующих элементов можно судить по снижению давления топлива в магистрали на входе в насос высокого давления. Нормальное давление топлива должно быть в пределах 1,0 — 1,5 кгс/см2 при 2300 об/мин кулачкового вала. Определить давление топлива можно с помощью контрольного манометра, подсоединенного к отверстию под пробку перепускного клапана на топливном насосе высокого давления. При давлении ниже указанного надо проверить топливные фильтры и при необходимости очистить их.
Если после проверок двигатель по- прежнему не пускается, то, вероятнее всего, неисправен насос высокого давления или неправильно установлен угол опережения впрыска топлива. В топливном насосе высокого давления чаще всего происходят заедание реек, поломка или ослабление пружин, попадание грязи между седлами и клапанами, износ или зависание плунжерных пар, нагнетательных клапанов и др. Для устранения неисправностей нужно снять и отправить насос высокого давления в мастерскую для ремонта.
Пуск двигателя может затрудняться из-за неисправностей форсунок и низкой компрессии в цилиндрах. В этом случае следует произвести регулировку или, при необходимости, отремонтировать форсунки; выяснить причину низкой компрессии в цилиндрах двигателя.
В зимнее время возможно замерзание воды в топливопроводах, фильтрах или на сетке заборника, а также повышение вязкости масла, в результате чего затрудняется перемещение реек топливного насоса высокого давления. В этом случае нужно попытаться осторожно прогреть топливопроводы, фильтры, топливный бак, топливный насос высокого давления с помощью ветоши, смоченной в горячей воде; пользоваться открытым пламенем для прогрева запрещается. При низких температурах возможно загустение топлива в системе. Для устранения этой неисправности надо заменить топливо на соответствующее сезону и прокачать систему питания.
Сцепление
В процессе эксплуатации автомобиля наиболее часто встречаются следующие неисправности сцепления: неполное включение, неполное выключение, резкое включение сцепления.
При неполном включении сцепления крутящий момент от коленчатого вала двигателя не полностью передается на ведущие колеса автомобиля, особенно при движении груженого автомобиля на подъем. С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя при отпущенной педали сцепления автомсбиль либо вовсе не трогается с места, либо скорость его увеличивается очень медленно (автомобиль двигается рывками). В кабине при этом ощущается запах горелых фрикционных накладок ведомых дисков сцепления.
Пробуксовывание дисков может происходить из-за отсутствия зазора между подшипником 10 (см. рис. 3.27) муфты и упорным кольцом 14 сцепления при отпущенной педали, вследствие чего нажимной диск не полностью прижимается к ведомому диску. Для устранения этой неисправности необходимо проверить и отрегулировать свободный ход муфты выключения сцепления. Кроме того, возможно замасливание дисков сцепления. Эта неисправность возникает при чрезмерной смазке подшипника муфты выключения сцепления и пропуске смазки через задний коренной подшипник коленчатого вала двигателя или через манжету ведущего вала делителя. В этом случае сила трения резко уменьшается и диски проскальзывают. Сцепление тогда нужно разобрать, диски тщательно промыть, а фрикционные накладки зачистить стальной щеткой.
Причиной неполного включения сцепления может быть износ фрикционных накладок, поломка или ослабление нажимных пружин. Если износ накладок невелик, неисправность устраняется регулировкой свободного хода педали сцепления. При большом износе накладок необходимо их заменить новыми. Неисправные нажимные пружины сцепления заменяют.
Признаком неполного выключения сцепления является затрудненное переключение передач, сопровождающееся ударами зубьев шестерен коробки передач. Такая неисправность сцепления может возникнуть вследствие большого зазора между упорным подшипником муфты выключения и упорным кольцом, что устраняется регулировкой свободного хода муфты выключения сцепления. Причиной неполного выключения может быть и перекос или коробление ведомого диска, неодинаковый зазор между дисками. Эта неисправность чаще всего возникает при перегреве сцепления после пробуксовки и устраняется заменой покоробленных дисков. При обрыве фрикционных накладок они заклиниваются между ведомым и ведущим дисками и не позволяют полностью выключить сцепление. В этом случае его необходимо разобрать и заменить накладки. Если при выключении сцепления нажимной диск продолжает частично прижиматься к ведомому диску, нужно отрегулировать положение рычагов 6 выключения сцепления. При попадании воздуха в гидросистему или утечке рабочей жидкости необходимо прокачать систему и проверить полный ход рычага выключения сцепления.
Иногда, несмотря на медленное и плавное отпускание педали, сцепление резко включается, что сопровождается рывком автомобиля при трогании с места. Такого рода неисправность может быть в случае заедания муфты выключения сцепления на крышке подшипника ведущего вала делителя, т. е. при отпускании педали сцепления муфта передвигается по втулке неравномерно (сначала заедает, а потом резко отходит от упорного кольца). Резкое включение сцепления может быть вызвано также короблением ведущих дисков в результате их перегрева. Для устранения указанных неисправностей требуется замена соответствующих деталей.
Для обеспечения надежной работы сцепления необходимо соблюдать основные правила его эксплуатации. При трогании автомобиля с места следует включать I или II передачу в коробке передач, плавно отпуская педаль сцепления. Двигатель должен работать с минимально возможной частотой вращения. Нельзя двигаться с частично выжатой педалью сцепления, так как это приводит к быстрому износу накладок ведомых дисков и нагреву деталей сцепления. Следует периодически проверять регулировку привода сцепления.
Коробка передач
Во время движения автомобиля при его длительной эксплуатации могут появиться шум в коробке передач и самовыключение передачи. Включение II, III, IV и V передач может происходить с ударом и скрежетом; может стать вообще невозможным включение передач. Все эти неисправности связаны с износом или разрушением трущихся деталей: шестерен, подшипников шестерен, подшипников валов, деталей синхронизаторов, механизма переключения передач, концов вилок или сухарей вилок. В этом случае следует разобрать коробку, выявить дефектные детали и заменить их. Иногда затрудненное включение передач со скрежетом происходит из-за неполного выключения сцепления. В этом случае необходимо отрегулировать свободный ход муфты выключения сцепления. В делителе передач возможны аналогичные неисправности, связанные с износом конусных колец синхронизатора, пальцев, каретки или фиксаторов. Кроме того, нарушение работы делителя может быть вызвано повышением давления в пневмосистеме управления делителем, засорением воздухопроводов и клапанов, а также изменением хода упора клапана включения делителя. Для устранения этих неисправностей нужно отрегулировать редукционный клапан до давления (4,2+0,2) кгс/см2, промыть и продуть воздухопроводы и клапаны, отрегулировать ход упора клапана включения делителя. В случае течи масла из коробки передач следует заменить манжеты, промыть сапун, заменить прокладки, проверить детали крепления.