Демонтаж и разборка ведущих мостов Автомобили семейства ЗИЛ-133 техническая документация

Демонтаж. Ведущие мосты с авто­мобилей семейства ЗИЛ-133 можно снимать либо сразу оба вместе с балансирной подвеской, либо отдель­но каждый мост.

Для того чтобы снять сразу оба моста, т. е. балансирную тележку (см. рис. 8.3), необходимо отсоеди­нить от фланца редуктора промежу­точного моста карданный вал и ос­вободить из верхних кронштейнов 6 шаровые пальцы верхних реактив­ных штанг. После этого вывернуть болты крепления кронштейнов 21 балансирной подвески к лонжеронам рамы, приподнять раму так, чтобы лонжероны вышли из кронштейнов балансирной подвески, и выкатить балансирную тележку из-под рамы. Заднюю часть рамы при этом опустить на подставку. Предварительно необ­ходимо слить масло из редукторов и отсоединить шланги подвода воздуха к трубопроводам тормозных камер колесных тормозов и шланг подвода воздуха к камере блокировки межосевого дифференциала.

При снятии отдельно каждого из ведущих мостов необходимо дополни­тельно к указанному выше отсоеди­нить фланец карданного вала приво­да заднего моста от фланца заднего вала редуктора промежуточного мо­ста (при снятии промежуточного моста) или от фланца редуктора заднего моста (при снятии заднего мо­ста). Освободить из кронштейнов 22 шаровые пальцы нижних реактивных штанг, чтобы концы рессор вышли из проушин опор, приваренных к бал­кам мостов. Вывертывать болты креп­ления кронштейнов 21 при этом не требуется, В это время мосты надо удерживать каким-либо грузоподъ­емным устройством или приспособ­лением, чтобы освобожденный мост не ударился о пол площадки. Для зачаливания моста в верхнем ребре картера редуктора каждого моста предусмотрено монтажное отверстие. После снятия одного из ведущих мос­тов раму можно опустить до ее опоры на балку оставшегося моста.

Перед разборкой с ведущего моста необходимо удалить грязь, а затем снять колеса, тормозные камеры, а также освободить из кронштейнов мостов шаровые пальцы нижних реак­тивных штанг балансирной подвески, если с автомобиля сняты оба моста.

Разбирать мосты рекомендуется на специальном стенде мод. 689-00 ГАРО или на подставках, снимая последо­вательно полуоси, задний вал редук­тора промежуточного моста, редук­тор, ступицы вместе с тормозными барабанами.

При разборке фланцевых соеди­нений следует принимать необходи­мые меры предосторожности для сох­ранения уплотнительных прокладок с целью их повторного использова­ния. Поэтому там, где это предусмот­рено, надо использовать упорные болты, обеспечивающие равномерное раскрытие стыков, или применять съемники. Не допускается применять инструменты, которые могут повре­дить привалочные поверхности и, как следствие, вызвать течь масла после сборки.

Снятие полуоси. Отвернуть гайки крепления полуоси к ступице, снять пружинные шайбы и вынуть разжим­ные втулки 2 (см. рис. 6.1). Ввер­нуть в отверстия фланца полуоси, предназначенные для ее снятия, 2 болта с резьбой Ml 2 X 1,75 до у пора в торец ступицы и, равномер­но ввертывая их, стронуть полуось с места. После этого вынуть полуось и прокладку ее фланца. Все полуоси снимаются одинаковым способом.

Снятие и разборка заднего вала редуктора промежуточного моста. От­вернуть болты крепления крышки 56 (см. рис. 6.1) подшипника. На авто­мобилях ЗИЛ-133ВЯ,-133ГЯ необ­ходимо предварительно снять шплинт-проволоку с двух болтов, крепящих кронштейн 57. Вынуть из редуктора задний вал в сборе с под­шипником и крышкой.

Снять с вала последовательно сто­порное кольцо 60, опорное кольцо 59, подшипник и крышку подшипника в сборе с манжетой. При необходимости выпрессовать манжету из крышки.

Снятие редуктора. Установить мост так, чтобы вал 72 был расположен горизонтально и ввести захват грузо­подъемного устройства в монтажное отверстие редуктора. Натянуть цепь (трос) подъемника. Отвернуть болты и гайки шпилек крепления картера 62 к картеру моста. Ввернуть в отвер­стия фланца редуктора, предназна­ченные для его снятия 2 болта с резь­бой М12 х 1,75 до упора во фланец картера моста и, равномерно вверты­вая их, раскрыть стык. Покачивая редуктор рукой из стороны в сторо­ну и сверху вниз, вынуть редуктор из картера моста.

Разборка редуктора заднего моста. Заключается в снятии и разборке узлов ведущей гипоидной шестерни и межколесного дифференциала.

Разборка редуктора промежуточно­го моста. Снять и разобрать крышку картера редуктора с узлами ведущей гипоидной шестерни, ведущего вала с межосевым дифференциалом, меха­низма блокировки межосевого диф­ференциала. Снять и разобрать меж- колес ный дифференциал.

Снятие и разборка узла ведущей гипоидной шестерни редуктора зад­него моста. Отвернуть болты крепле­ния крышки 14 (см. рис. 6.2) и ста­кана 13 подшипников и, слегка по­стукивая молотком по стакану под­шипников, снять его вместе с веду­щей гипоидной шестерней. Снять ре­гулировочные прокладки 12. Уста­новить ведущую шестерню в сборе со стаканом подшипников и фланцем в приспособление, исключающее вра­щение шестерни, или закрепить ее в тисках за фланец 16. Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления фланца, снять опорную шайбу гайки и, слегка постукивая по торцу ше­стерни, стронуть ее с шлицев. Снять фланец, крышку стакана подшипни­ков с манжетой и уплотнительной прокладкой и опорную шайбу 15 фланца. При необходимости замены выпрессовать манжету из крышки.

Установить ведущую шестерню в сборе со стаканом подшипников вер­тикально на оправку с опорой на внутренний торец стакана и с помо­щью пресса или ударами молотка через проставку по торцу резьбового конца шестерни выпрессовать ее из переднего подшипника. Вынуть из стакана ведущую гипоидную шестер­ню вместе с внутренним кольцом зад­него конического подшипника и ци­линдрическим роликоподшипником, регулировочными шайбами 11 и рас­порной втулкой 10, а затем снять с шестерни шайбы 11 втулку 10, ци­линдрический роликовый подшип­ник и внутреннее кольцо с ролика­ми заднего конического подшипника. Снимать внутреннее кольцо с роли­ками заднего конического подшипни­ка рекомендуется съемником с опо­рой на торец вала.

Вынуть из стакана внутреннее кольцо с роликами переднего под­шипника, а затем с помощью съемни­ка с наружными захватами и с опо­рой на торец стакана выпрессовать наружные кольца переднего и зад­него конических подшипников. Пос­ле выпрессовки одного кольца съем­ником, другое можно выпрессовать также с помощью оправки.

Необходимо иметь в виду, что если не предполагается замена кониче­ских подшипников, то выпрессовывать наружные кольца не требует­ся. Следует также сохранить прежнее положение всех наружных и внутренних колец с роликами и набор регу­лировочных шайб с распорной втулкой.

Снятие и разборка межколесного дифференциала редуктора заднего моста. Отогнуть стопорные пластины 19 (см. рис. 6.2) с головок болтов крепления стопоров 17 гаек подшип­ников дифференциала. Отвернуть с обеих сторон болты крепления сто­поров и снять стопорные пластины и стопоры. Отогнуть стопорные пласти­ны с головок болтов крепления кры­шек 20 подшипников дифференциала и вывернуть болты. Пометить взаим­ное положение крышек 20 и гаек 18 относительно картера редуктора.

После этого вывернуть гайки 18, снять крышки 20 и снять дифферен­циал вместе с ведомой гипоидной шестерней и подшипниками. Реко­мендуется после снятия дифферен­циала установить крышки подшип­ников на прежнее место, закрепить их и ввернуть гайки. При необходи­мости ослабить контргайку опорного винта ведомой гипоидной шестерни, снять с него опорную накладку вмес­те с маслосъемником 8 и вывернуть винт.

Перед разборкой дифференциала пометить взаимное положение чашек дифференциала, так как обработка гнезд под шипы крестовины диф­ференциала производится одновре­менно в обеих чашках, когда они соб­раны вместе. Поэтому при разборке надо сохранять их взаимное положе­ние. Положить дифференциал на под­ставку так, чтобы гайки болтов креп­ления чашек были обращены кверху. Расшплинтовать и отвернуть гайки болтов крепления чашек дифферен­циала, вынуть болты и разнять чашки.

Вынуть из одной чашки шестерню полуоси с опорной шайбой и снять шайбу. Вынуть из другой чашки кре­стовину с сателлитами и опорными шайбами сателлитов, снять опорные шайбы сателлитов и сателлиты с ши­пов крестовины, а затем вынуть ше­стерню полуоси и опорную шайбу. Пользуясь съемником, снять с чашек дифференциала внутренние коль­ца с роликами конических подшип­ников дифференциала.

Снятие крышки картера редукто­ра промежуточного моста. Отвернуть болты крепления крышки 63 (см. рис. 6.1) к картеру 62 редукто­ра. Ввернуть в отверстия фланца крышки предназначенные для ее сня­тия 2 болта с резьбой Ml2 X 1,75 до упора во фланец картера редуктора и, равномерно ввертывая их, рас­крыть стык. Покачивая крышку ре­дуктора из стороны в сторону и свер­ху вниз, снять крышку вместе с уз­лами: ведущей гипоидной шестерни, ведущего вала с межосевым диффе­ренциалом и шарикоподшипником, ме­ханизма блокировки межосевого дифференциала.

Разборка крышки картера редук­тора промежуточного моста. Снять и разобрать: узел ведущей гипоидной шестерни, ведущий вал с межосевым дифференциалом, механизм блоки­ровки межосевого дифференциала.

Снятие и разборка узла ведущей гипоидной шестерни промежуточного моста. Отвернуть болты крепления крышки 69 (см. рис. 6.1) и стакана подшипников и, слегка постукивая молотком по крышке, снять ее вмес­те с уплотнительной прокладкой. Расшплинтовать гайку крепления ко­нических подшипников ведущей ги­поидной шестерни и отвернуть ее, удерживая при этом ведущую гипои­дную шестерню от проворачивания за фланец 74 ведущего вала, предвари­тельно переместив муфту 42 в сторо­ну блокировки дифференциала.

Установить крышку 63 картера редуктора на подставки так, чтобы ведущая гипоидная шестерня распола­галась вертикально. С помощью прес­са или ударами молотка через про­ставку по торцу резьбового конца шестерни выпрессовать ее из перед­него конического подшипника. Вы­нуть из стакана ведущую гипоидную шестерню вместе с цилиндрическим роликовым подшипником, ведомой ци­линдрической шестерней, внутрен­ним кольцом заднего конического подшипника, регулировочными шай­бами 71 и распорной втулкой 70.

Снять с ведущей гипоидной ше­стерни регулировочные шайбы и рас­порную втулку, спрессовать внутрен­нее кольцо с роликами заднего ко­нического подшипника и шестерню 65 с помощью пресса или ударами молотка через проставку по торцу резьбового конца ведущей гипоидной шестерни с опорой на боковой торец зубчатого венца шестерни 65. Вынуть шпонку. Спрессовать цилиндриче­ский роликовый подшипник способом, рекомендованным для снятия внутреннего кольца заднего кони­ческого роликоподшипника.

Вынуть из стакана внутреннее кольцо с роликами переднего кони­ческого подшипника. Выпрессовка на­ружных колец конических ролико­подшипников производится так же, как и в редукторе заднего моста.

Снятие и разборка ведущего вала с межосевым дифференциалом проме­жуточного моста. Расшплинтовать, отвернуть гайки и вынуть болты креп­ления передней и задней чашек межо­севого дифференциала. Пометить чаш­ки между собой, так как обработка отверстий под шипы крестовины про­изводится на собранных чашках. Снять заднюю чашку 47 (см. рис. 6.1) вместе с задней шестерней 50 меж­осевого дифференциала, опорной шай­бой 51 и шарикоподшипником.

С опорой на торец задней чашки выпрессовать заднюю шестерню из шарикоподшипника и снять с нее опорную шайбу. При необходимости замены выпрессовать из шестерни бронзовую втулку. Заглушку, уста­новленную внутри задней шестерни, без необходимости выпрессовывать не следует.

Удерживая ведущий вал 72 от проворота за фланец 74, отвернуть с другого конца гайку 53, удерживаю­щую упорную втулку 52 крепления крестовины межосевого дифферен­циала, а затем снять упорную втул­ку, крестовину вместе с сателлитами и опорными шайбами сателлитов, пе­реднюю чашку межосевого дифферен­циала и ведущую цилиндрическую шестерню 44. Снять с крестовины межосевого дифференциала опорные шайбы сателлитов и сателлиты. При необходимости замены выпрессовать из ведущей цилиндрической шестерни тонкостенную бронзовую втулку.

Отвернуть болты крепления крыш­ки 73 и вынуть ведущий вал вместе с шарикоподшипником, крышкой с уплотнительной прокладкой и флан­цем из крышки картера. Вынимая ведущий вал, следует придерживать муфту 42 от спадания с вилки 41. Вынуть ведущий вал, снять муфту 42 с вилки. Расшплинтовать гайку крепления фланца 74 и, закрепив от проворота фланец в тисках, отвер­нуть гайку и снять опорную шайбу гайки. Слегка постукивая по торцу вала со стороны шлицевого конца, стронуть вал с шлицев и вынуть его из фланца вместе с подшипником. Ос­вободить фланец и снять с него крышку вместе с манжетой. При не­обходимости замены манжеты выпрес­совать ее. Спрессовать с ведущего ва­ла подшипник.

Снятие и разборка механизма бло­кировки межосевого дифференциала. Снять шплинт-проволоку стопорного болта вилки 41 (см. рис. 6.1) и вы­вернуть болт так, чтобы освободить вилку от стержня. Отвернуть болты крепления пневматической камеры и вынуть ее вместе с стержнем и уплот­нительной прокладкой из крышки картера редуктора промежуточного моста, придерживая вилку, которую затем вынуть с другой стороны. Снять с корпуса камеры уплотнитель­ную прокладку.

Отвернуть болты крепления крыш­ки камеры и снять крышку и диаф­рагму. Вынуть из корпуса камеры стакан 37 в сборе с стержнем и на­жимной пружиной, а затем возврат­ную пружину 38. Осторожно, чтобы не выскочила поджатая нажимная пружина 39, вынуть из стакана сто­порное кольцо 35, крышку 36 ста­кана стержня механизма блокировки, нажимную пружину и стержень бло­кировки межосевого дифференциала. 5*

Снятие и разборка межколесного дифференциала промежуточного мо­ста. Выполняется в том же порядке, который рекомендован для заднего моста. При этом следует иметь в ви­ду, что маслосборник на накладке 23 (см. рис. 6.1) опорного винта 24 редуктора промежуточного моста не устанавливается.

Снятие ступицы вместе с тормоз­ным барабаном. Отвернуть наруж­ную гайку 3 (см. рис. 6.1), снять за­мочную шайбу 4 и сальник 5, а за­тем отвернуть внутреннюю гайку 6 со штифтом в сборе. Пользуясь съем­ником, снять ступицу вместе с тор­мозным барабаном, наружным подшипником, предохранительным коль­цом манжеты и самой манжетой. Съемник устанавливается на шпильки крепления колес и закрепляется гай­ками крепления внутренних колес. При необходимости выпрессовать на­ружные кольца подшипников и пре­дохранительное кольцо с манжетой. Снимать тормозной барабан с ступи­цы следует только в случае крайней необходимости, так как тормозной барабан обрабатывается в сборе с сту­пицей.