Демонтаж и разборка ведущих мостов Автомобили семейства ЗИЛ-133 техническая документация
Демонтаж. Ведущие мосты с автомобилей семейства ЗИЛ-133 можно снимать либо сразу оба вместе с балансирной подвеской, либо отдельно каждый мост.
Для того чтобы снять сразу оба моста, т. е. балансирную тележку (см. рис. 8.3), необходимо отсоединить от фланца редуктора промежуточного моста карданный вал и освободить из верхних кронштейнов 6 шаровые пальцы верхних реактивных штанг. После этого вывернуть болты крепления кронштейнов 21 балансирной подвески к лонжеронам рамы, приподнять раму так, чтобы лонжероны вышли из кронштейнов балансирной подвески, и выкатить балансирную тележку из-под рамы. Заднюю часть рамы при этом опустить на подставку. Предварительно необходимо слить масло из редукторов и отсоединить шланги подвода воздуха к трубопроводам тормозных камер колесных тормозов и шланг подвода воздуха к камере блокировки межосевого дифференциала.
При снятии отдельно каждого из ведущих мостов необходимо дополнительно к указанному выше отсоединить фланец карданного вала привода заднего моста от фланца заднего вала редуктора промежуточного моста (при снятии промежуточного моста) или от фланца редуктора заднего моста (при снятии заднего моста). Освободить из кронштейнов 22 шаровые пальцы нижних реактивных штанг, чтобы концы рессор вышли из проушин опор, приваренных к балкам мостов. Вывертывать болты крепления кронштейнов 21 при этом не требуется, В это время мосты надо удерживать каким-либо грузоподъемным устройством или приспособлением, чтобы освобожденный мост не ударился о пол площадки. Для зачаливания моста в верхнем ребре картера редуктора каждого моста предусмотрено монтажное отверстие. После снятия одного из ведущих мостов раму можно опустить до ее опоры на балку оставшегося моста.
Перед разборкой с ведущего моста необходимо удалить грязь, а затем снять колеса, тормозные камеры, а также освободить из кронштейнов мостов шаровые пальцы нижних реактивных штанг балансирной подвески, если с автомобиля сняты оба моста.
Разбирать мосты рекомендуется на специальном стенде мод. 689-00 ГАРО или на подставках, снимая последовательно полуоси, задний вал редуктора промежуточного моста, редуктор, ступицы вместе с тормозными барабанами.
При разборке фланцевых соединений следует принимать необходимые меры предосторожности для сохранения уплотнительных прокладок с целью их повторного использования. Поэтому там, где это предусмотрено, надо использовать упорные болты, обеспечивающие равномерное раскрытие стыков, или применять съемники. Не допускается применять инструменты, которые могут повредить привалочные поверхности и, как следствие, вызвать течь масла после сборки.
Снятие полуоси. Отвернуть гайки крепления полуоси к ступице, снять пружинные шайбы и вынуть разжимные втулки 2 (см. рис. 6.1). Ввернуть в отверстия фланца полуоси, предназначенные для ее снятия, 2 болта с резьбой Ml 2 X 1,75 до у пора в торец ступицы и, равномерно ввертывая их, стронуть полуось с места. После этого вынуть полуось и прокладку ее фланца. Все полуоси снимаются одинаковым способом.
Снятие и разборка заднего вала редуктора промежуточного моста. Отвернуть болты крепления крышки 56 (см. рис. 6.1) подшипника. На автомобилях ЗИЛ-133ВЯ,-133ГЯ необходимо предварительно снять шплинт-проволоку с двух болтов, крепящих кронштейн 57. Вынуть из редуктора задний вал в сборе с подшипником и крышкой.
Снять с вала последовательно стопорное кольцо 60, опорное кольцо 59, подшипник и крышку подшипника в сборе с манжетой. При необходимости выпрессовать манжету из крышки.
Снятие редуктора. Установить мост так, чтобы вал 72 был расположен горизонтально и ввести захват грузоподъемного устройства в монтажное отверстие редуктора. Натянуть цепь (трос) подъемника. Отвернуть болты и гайки шпилек крепления картера 62 к картеру моста. Ввернуть в отверстия фланца редуктора, предназначенные для его снятия 2 болта с резьбой М12 х 1,75 до упора во фланец картера моста и, равномерно ввертывая их, раскрыть стык. Покачивая редуктор рукой из стороны в сторону и сверху вниз, вынуть редуктор из картера моста.
Разборка редуктора заднего моста. Заключается в снятии и разборке узлов ведущей гипоидной шестерни и межколесного дифференциала.
Разборка редуктора промежуточного моста. Снять и разобрать крышку картера редуктора с узлами ведущей гипоидной шестерни, ведущего вала с межосевым дифференциалом, механизма блокировки межосевого дифференциала. Снять и разобрать меж- колес ный дифференциал.
Снятие и разборка узла ведущей гипоидной шестерни редуктора заднего моста. Отвернуть болты крепления крышки 14 (см. рис. 6.2) и стакана 13 подшипников и, слегка постукивая молотком по стакану подшипников, снять его вместе с ведущей гипоидной шестерней. Снять регулировочные прокладки 12. Установить ведущую шестерню в сборе со стаканом подшипников и фланцем в приспособление, исключающее вращение шестерни, или закрепить ее в тисках за фланец 16. Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления фланца, снять опорную шайбу гайки и, слегка постукивая по торцу шестерни, стронуть ее с шлицев. Снять фланец, крышку стакана подшипников с манжетой и уплотнительной прокладкой и опорную шайбу 15 фланца. При необходимости замены выпрессовать манжету из крышки.
Установить ведущую шестерню в сборе со стаканом подшипников вертикально на оправку с опорой на внутренний торец стакана и с помощью пресса или ударами молотка через проставку по торцу резьбового конца шестерни выпрессовать ее из переднего подшипника. Вынуть из стакана ведущую гипоидную шестерню вместе с внутренним кольцом заднего конического подшипника и цилиндрическим роликоподшипником, регулировочными шайбами 11 и распорной втулкой 10, а затем снять с шестерни шайбы 11 втулку 10, цилиндрический роликовый подшипник и внутреннее кольцо с роликами заднего конического подшипника. Снимать внутреннее кольцо с роликами заднего конического подшипника рекомендуется съемником с опорой на торец вала.
Вынуть из стакана внутреннее кольцо с роликами переднего подшипника, а затем с помощью съемника с наружными захватами и с опорой на торец стакана выпрессовать наружные кольца переднего и заднего конических подшипников. После выпрессовки одного кольца съемником, другое можно выпрессовать также с помощью оправки.
Необходимо иметь в виду, что если не предполагается замена конических подшипников, то выпрессовывать наружные кольца не требуется. Следует также сохранить прежнее положение всех наружных и внутренних колец с роликами и набор регулировочных шайб с распорной втулкой.
Снятие и разборка межколесного дифференциала редуктора заднего моста. Отогнуть стопорные пластины 19 (см. рис. 6.2) с головок болтов крепления стопоров 17 гаек подшипников дифференциала. Отвернуть с обеих сторон болты крепления стопоров и снять стопорные пластины и стопоры. Отогнуть стопорные пластины с головок болтов крепления крышек 20 подшипников дифференциала и вывернуть болты. Пометить взаимное положение крышек 20 и гаек 18 относительно картера редуктора.
После этого вывернуть гайки 18, снять крышки 20 и снять дифференциал вместе с ведомой гипоидной шестерней и подшипниками. Рекомендуется после снятия дифференциала установить крышки подшипников на прежнее место, закрепить их и ввернуть гайки. При необходимости ослабить контргайку опорного винта ведомой гипоидной шестерни, снять с него опорную накладку вместе с маслосъемником 8 и вывернуть винт.
Перед разборкой дифференциала пометить взаимное положение чашек дифференциала, так как обработка гнезд под шипы крестовины дифференциала производится одновременно в обеих чашках, когда они собраны вместе. Поэтому при разборке надо сохранять их взаимное положение. Положить дифференциал на подставку так, чтобы гайки болтов крепления чашек были обращены кверху. Расшплинтовать и отвернуть гайки болтов крепления чашек дифференциала, вынуть болты и разнять чашки.
Вынуть из одной чашки шестерню полуоси с опорной шайбой и снять шайбу. Вынуть из другой чашки крестовину с сателлитами и опорными шайбами сателлитов, снять опорные шайбы сателлитов и сателлиты с шипов крестовины, а затем вынуть шестерню полуоси и опорную шайбу. Пользуясь съемником, снять с чашек дифференциала внутренние кольца с роликами конических подшипников дифференциала.
Снятие крышки картера редуктора промежуточного моста. Отвернуть болты крепления крышки 63 (см. рис. 6.1) к картеру 62 редуктора. Ввернуть в отверстия фланца крышки предназначенные для ее снятия 2 болта с резьбой Ml2 X 1,75 до упора во фланец картера редуктора и, равномерно ввертывая их, раскрыть стык. Покачивая крышку редуктора из стороны в сторону и сверху вниз, снять крышку вместе с узлами: ведущей гипоидной шестерни, ведущего вала с межосевым дифференциалом и шарикоподшипником, механизма блокировки межосевого дифференциала.
Разборка крышки картера редуктора промежуточного моста. Снять и разобрать: узел ведущей гипоидной шестерни, ведущий вал с межосевым дифференциалом, механизм блокировки межосевого дифференциала.
Снятие и разборка узла ведущей гипоидной шестерни промежуточного моста. Отвернуть болты крепления крышки 69 (см. рис. 6.1) и стакана подшипников и, слегка постукивая молотком по крышке, снять ее вместе с уплотнительной прокладкой. Расшплинтовать гайку крепления конических подшипников ведущей гипоидной шестерни и отвернуть ее, удерживая при этом ведущую гипоидную шестерню от проворачивания за фланец 74 ведущего вала, предварительно переместив муфту 42 в сторону блокировки дифференциала.
Установить крышку 63 картера редуктора на подставки так, чтобы ведущая гипоидная шестерня располагалась вертикально. С помощью пресса или ударами молотка через проставку по торцу резьбового конца шестерни выпрессовать ее из переднего конического подшипника. Вынуть из стакана ведущую гипоидную шестерню вместе с цилиндрическим роликовым подшипником, ведомой цилиндрической шестерней, внутренним кольцом заднего конического подшипника, регулировочными шайбами 71 и распорной втулкой 70.
Снять с ведущей гипоидной шестерни регулировочные шайбы и распорную втулку, спрессовать внутреннее кольцо с роликами заднего конического подшипника и шестерню 65 с помощью пресса или ударами молотка через проставку по торцу резьбового конца ведущей гипоидной шестерни с опорой на боковой торец зубчатого венца шестерни 65. Вынуть шпонку. Спрессовать цилиндрический роликовый подшипник способом, рекомендованным для снятия внутреннего кольца заднего конического роликоподшипника.
Вынуть из стакана внутреннее кольцо с роликами переднего конического подшипника. Выпрессовка наружных колец конических роликоподшипников производится так же, как и в редукторе заднего моста.
Снятие и разборка ведущего вала с межосевым дифференциалом промежуточного моста. Расшплинтовать, отвернуть гайки и вынуть болты крепления передней и задней чашек межосевого дифференциала. Пометить чашки между собой, так как обработка отверстий под шипы крестовины производится на собранных чашках. Снять заднюю чашку 47 (см. рис. 6.1) вместе с задней шестерней 50 межосевого дифференциала, опорной шайбой 51 и шарикоподшипником.
С опорой на торец задней чашки выпрессовать заднюю шестерню из шарикоподшипника и снять с нее опорную шайбу. При необходимости замены выпрессовать из шестерни бронзовую втулку. Заглушку, установленную внутри задней шестерни, без необходимости выпрессовывать не следует.
Удерживая ведущий вал 72 от проворота за фланец 74, отвернуть с другого конца гайку 53, удерживающую упорную втулку 52 крепления крестовины межосевого дифференциала, а затем снять упорную втулку, крестовину вместе с сателлитами и опорными шайбами сателлитов, переднюю чашку межосевого дифференциала и ведущую цилиндрическую шестерню 44. Снять с крестовины межосевого дифференциала опорные шайбы сателлитов и сателлиты. При необходимости замены выпрессовать из ведущей цилиндрической шестерни тонкостенную бронзовую втулку.
Отвернуть болты крепления крышки 73 и вынуть ведущий вал вместе с шарикоподшипником, крышкой с уплотнительной прокладкой и фланцем из крышки картера. Вынимая ведущий вал, следует придерживать муфту 42 от спадания с вилки 41. Вынуть ведущий вал, снять муфту 42 с вилки. Расшплинтовать гайку крепления фланца 74 и, закрепив от проворота фланец в тисках, отвернуть гайку и снять опорную шайбу гайки. Слегка постукивая по торцу вала со стороны шлицевого конца, стронуть вал с шлицев и вынуть его из фланца вместе с подшипником. Освободить фланец и снять с него крышку вместе с манжетой. При необходимости замены манжеты выпрессовать ее. Спрессовать с ведущего вала подшипник.
Снятие и разборка механизма блокировки межосевого дифференциала. Снять шплинт-проволоку стопорного болта вилки 41 (см. рис. 6.1) и вывернуть болт так, чтобы освободить вилку от стержня. Отвернуть болты крепления пневматической камеры и вынуть ее вместе с стержнем и уплотнительной прокладкой из крышки картера редуктора промежуточного моста, придерживая вилку, которую затем вынуть с другой стороны. Снять с корпуса камеры уплотнительную прокладку.
Отвернуть болты крепления крышки камеры и снять крышку и диафрагму. Вынуть из корпуса камеры стакан 37 в сборе с стержнем и нажимной пружиной, а затем возвратную пружину 38. Осторожно, чтобы не выскочила поджатая нажимная пружина 39, вынуть из стакана стопорное кольцо 35, крышку 36 стакана стержня механизма блокировки, нажимную пружину и стержень блокировки межосевого дифференциала. 5*
Снятие и разборка межколесного дифференциала промежуточного моста. Выполняется в том же порядке, который рекомендован для заднего моста. При этом следует иметь в виду, что маслосборник на накладке 23 (см. рис. 6.1) опорного винта 24 редуктора промежуточного моста не устанавливается.
Снятие ступицы вместе с тормозным барабаном. Отвернуть наружную гайку 3 (см. рис. 6.1), снять замочную шайбу 4 и сальник 5, а затем отвернуть внутреннюю гайку 6 со штифтом в сборе. Пользуясь съемником, снять ступицу вместе с тормозным барабаном, наружным подшипником, предохранительным кольцом манжеты и самой манжетой. Съемник устанавливается на шпильки крепления колес и закрепляется гайками крепления внутренних колес. При необходимости выпрессовать наружные кольца подшипников и предохранительное кольцо с манжетой. Снимать тормозной барабан с ступицы следует только в случае крайней необходимости, так как тормозной барабан обрабатывается в сборе с ступицей.