Сборка и регулировка ведущих мостов ЗИЛ-133

Мосты собирают в обратной после­довательности с учетом приведенных ниже рекомендаций.

Перед сборкой все детали должны быть промыты моющим средством и продуты сжатым воздухом. Особен­но следует обращать внимание на очистку масляных карманов и кана­лов в картерах, крышках, стаканах подшипников редукторов и в ведущем валу промежуточного моста.

Все уплотнительные прокладки должны устанавливаться на уплот­нительной пасте, выпускаемой по ТУ 6-10-1196—78, или УН-25 (ТУ 6-10-1284- -72). Все подшипники перед установкой и при регулиров­ке должны быть смазаны маслом для двигателя.

Для обеспечения качества установ­ки манжет в крышки и предохранения наружной поверхности манжет от повреждения она должна быть сма­зана также маслом для двигателя.

Перед установкой крышки в сборе с манжетой в полость между рабочи­ми кромками манжеты должна быть заложена какая-либо консистентная смазка.

При установке заднего вала редук­тора промежуточного моста в шари­ковый подшипник заднего вала долж­на быть заложена консистентная смазка согласно карте смазки (см. гл. 17).

При сборке мостов и редукторов необходимо выполнить ряд регулиро­вочных операций. Это регулировка конических роликоподшипников ведущих гипоидных шестерен, регули­ровка конических роликоподшипни­ков межколесных дифференциалов и бокового зазора между зубьями ги­поидных шестерен, регулировка кони­ческих роликоподшипников ступиц колес.

При необходимости замены гипоид­ных шестерен их надо заменять ком­плектно — парой. Эта рекомендация вызывается тем обстоятельством, что долговечность гипоидных шестерен, их правильная приработка и бес­шумная работа в основном зависят от формы, величины и расположения пятна контакта в зацеплении шесте­рен. Для обеспечения этих показате­лей окончательно изготовленные на заводе гипоидные шестерни подбираются в комплект по пятну контакта, эталонному шуму и боковому зазору на специальном контрольном стенде.

Эталонное пятно контакта гипоидной пары ЗИЛ-133

Рис. 6.3. Эталонное пятно контакта гипоидной пары.

Пятно контакта проверяется на краску (сурик) для обеих сторон зуба и должно соответствовать изображен­ному на рис. 6.3. Краска наносится тонким слоем на несколько зубьев ве­домой шестерни. Пятно контакта дол­жно иметь эллиптическую форму или приближаться к ней. Центр давле­ния — наиболее светлое место на пятне контакта, где более всего про­давлен слой краски — должен нахо­диться посередине пятна контакта. Сдвиг центра давления к основанию или вершине головки зуба не допу­скается.

Пятно контакта должно занимать от 1/2 до 2/3 длины зуба на стороне пе­реднего хода и от 1/2 до 3/4 длины зуба на стороне заднего хода. Пятно контакта должно быть расположено ближе к внутренней (узкой) части зуба, но не должно выходить на его кромку. Выход пятна контакта на кромку внешней (широкой) части зу­ба также не допускается. На зубьях ведущей шестерни пятно контакта может доходить до верхней кромки зуба. Способ достижения правильно­го пятна контакта в зацеплении гипоидных шестерен редукторов мостов приведен на рис. 6.4.

Боковой зазор между зубьями пары гипоидных шестерен проверяется не менее чем для четырех зубьев ведо­мой гипоидной шестерни, располо­женных по окружности крест-на­крест.

При проверке на контрольном стен­де (на заводе-изготовителе) подоб­ранной гипоидной пары с целью корректировки пятна контакта для обеспечения бесшумной работы гипо­идной пары ведущая гипоидная ше­стерня может быть смещена на ве­личину ± 0,3 мм, называемую «по­правкой», от теоретического устано­вочного размера А = 219 мм (рис. 6.5). Знак «+» соответствует удалению ведущей шестерни от оси ведомой шестерни. В соответствии с величиной и направлением сдвига ведущей шестерни на малом ее торце с помощью электрографа наносится величина отклонения в миллиметрах от теоретического установочного раз­мера с соответствующим знаком «+» или «—». Если пятно контакта со­ответствует эталонному (см. рис. 6.3) при номинальной величине установоч­ного размера, то на гипоидной шес­терне наносится цифра «О». Величина отклонения наносится после номера комплекта.

Сборка и регулировка узла веду­щей гипоидной шестерни редуктора промежуточного и заднего мостов. Конические роликоподшипники веду­щей гипоидной шестерни должны быть отрегулированы с предварительным натягом. Регулировка производится путем подбора двух регулировочных шайб 71 (см. рис. 6.1) или 11 (см. рис. 6.2). Заводом выпускаются регулировочные шайбы, размеры ко­торых по толщине находятся в сле­дующих пределах: 2,60—2,62; 2,65— 2,67; 2,75—2,77; 2,85—2,87; 2,95— 2,97; 3,05—3,07; 3,15—3,17; 3,20— 3,22.

При правильно отрегулированных подшипниках крутящий момент, не­обходимый для проворачивания веду­щей гипоидной шестерни, должен быть 0,25—0,40 кгс м. Крутящий момент замеряется при непрерывном вращении в одну сторону и не менее чем после пяти полных оборотов ве­дущей гипоидной шестерни.

При проверке момента вращения ведущей гипоидной шестерни редук­тора заднего моста необходимо крыш­ку 14 стакана 13 подшипников сдви­нуть в сторону фланца 16 так, чтобы центрирующий выступ крышки вы­шел из гнезда стакана подшипников и манжета не оказывала сопротивления вращению ведущей гипоидной ше­стерни.

Гайка крепления конических ро­ликоподшипников промежуточного моста и гайка крепления фланца 16 редуктора заднего моста должны быть затянуты моментом 25— 30 кгс м, а после окончательной регулировки подшипников — зашп­линтованы. При затяжке гаек необ­ходимо проворачивать ведущую ги­поидную шестерню для того, чтобы ролики подшипников установились по коническим поверхностям.

Исправление положения пятна контакта гипоидной пары на рабочей стороне зуба ведомой шестерни ЗИЛ-133

Рис. 6.4. Исправление положения пятна контакта гипоидной пары на рабочей стороне зуба ведомой шестерни:

а) - передний ход; б - задний ход; I - придвинуть ведомую шестерню к ведущей. Если при этом получится слишком малый боковой зазор между зубьями, отодвинуть ведущую шестерню; II - отодвинуть ведомую шестерню от ведущей. Если при этом получается слишком большой боковой зазор между зубьями, придвинуть ведущую шестерню; III - придвинуть ведущую шестерню к ведомой. Если боковой зазор будет слишком мал - отодвинуть ведомую шестерню; IV - отодвинуть ведущую шестерню от ведомой. Если боковой зазор будет слишком велик - придвинуть ведомую шестерню.

Установочный размер шестерен гипоидной пары ЗИЛ-133

Рис. 6.5. Установочный размер шестерен гипоидной пары.

После сборки узла ведущей гипо­идной шестерни необходимо замерить размер от внутренней опорной по­верхности стакана подшипников до опорной поверхности под подшип­ник зубчатого венца ведущей гипоид­ной шестерни, размер В (рис. 66), и нанести его на цилиндрическую по­верхность фланца стакана.

Перед установкой узла ведущей гипоидной шестерни в крышку кар­тера редуктора промежуточного мо­ста или в картер редуктора заднего моста необходимо определить тол­щину пакета регулировочных про­кладок, обеспечивающего получение правильного пятна контакта в за­цеплении пары гипоидных шестерен.

Монтажный размер узла ведущей гипоидной шестерни редуктора ЗИЛ-133

Рис. 6.6. Монтажный размер узла ведущей гипоидной шестерни редуктора: а) - промежуточного моста; б) - заднего моста.

Толщина S пакета регулировочных прокладок определяется по формуле: S = [( А+ поправка)* + В] - С, где С - истинный размер картера редуктора в сборе с крышкой для промежуточного моста или картера редуктора заднего моста от переднего торца крышки картера редуктора или картера редуктора соответственно, до оси поверхностей под подшипники межколесного дифференциала (рис. 6.7). Заводом-изготовителем выпускаются регулировочные прокладки следующих размеров по толщине: 1,0; 0,5; 0,2; 0,1; 0,05 мм.

При установке узла ведущей гипоидной шестерни в крышку картера промежуточного моста или в картер заднего моста под фланец стакана обязательно должны быть установлены хотя бы по одной прокладке толщиной 0,05 и 0,1 мм. Остальные - по мере необходимости. После подбора и установки регулировочных прокладок болты крепления стакана и крышки подшипников ведущей гипоидной шестерни должны быть надежно затянуты моментом 6-8 кгс м. Окончательно установленная ведущая гипоидная шестерня должна вращаться плавно, без заеданий.

Сборка ведущего вала с межосевым дифференциалом промежуточного моста. Перед сборкой все трущиеся поверхности деталей должны быть смазаны маслом для двигателя. При сборке межосевого дифференциала необходимо совместить чашки по меткам комплекта или по меткам, сделанным перед разборкой. Опорная шайба 51 (см. рис. 6.1) задней шестерни межосевого дифференциала должна быть обращена к шестерни стороной с углублениями.

В собранном межосевом диффренциале шестерни должны легко проворачиваться от руки, без заеданий. Гайки крепления чашек межосевого дифференциала должны быть затянуты моментом 5-8 кгс м и зашплинтованы.

* Сумма в скобках алгебраическая, т.е. если поправка положительная, то она прибавляется, если отрицательная - вычитается.

Гайка 53 упорной втулки креплания крестовины межосевого диф­ференциала должна быть затянута и застопорена путем кернения тонкого края гайки, а гайка крепления флан­ца должна быть затянута и зашплин­тована. Момент затяжки обеих гаек должен быть в пределах 25— 30 кгс м.

Проверка работы механизма бло­кировки межосевого дифференциала должна проводиться путем подачи сжатого воздуха под давлением 2 кгс/см2 в пневматическую камеру механизма блокировки, установлен­ного в крышку картера редуктора. При этом стержень механизма блоки­ровки должен переместиться в край­нее положение, а его торец выйти за привалочную плоскость крышки кар­тера редуктора. При выпуске возду­ха из камеры стержень должен воз­вратиться до упора ступицы вилки в торец корпуса камеры.

Сборка межколесного дифференциа­ла. При сборке дифференциала чаш­ки должны быть совмещены по мет­кам комплекта или по меткам, сде­ланным перед разборкой. Полуосевые шестерни и сателлиты перед уста­новкой в чашки дифференциала ре­комендуется окунуть в масло для дви­гателя. Опорные шайбы шестерен полуосей поверхностями с углубле­ниями должны быть обращены в сто­рону шестерен.

В собранном дифференциале шес­терни должны легко проворачиваться от руки, без заеданий. Гайки крепле­ния чашек должны быть затянуты моментом 10—12 кгс м и зашплин­тованы. У собранного дифференциа­ла биение торца ведомой гипоидной шестерни при установке по шейкам под подшипники не должно превы­шать 0,12 мм.

Рис. 5.1.Монтажный размер картера редуктора ЗИЛ-133

Рис. 6.7. Монтажный размер картера редуктора:

а—промежуточного моста; б—заднего моста

Регулировка подшипников межколесного дифференциала и бокового зазора между зубьями пары гипоидных шестерен. Собранный дифференциал устанавливают в картер редуктора после установки ведущей гипоидной шестерни. При этом болты крепления крышки и стакана подшипников ведущей гипоидной шестерни должны быть полностью затянуты.

Необходимо помнить, что крышки подшипников дифференциала невзаимозаменяемы, так как они обрабатываются в сборе с картером редуктора. Поэтому каждую крышку надо устанавливать в соответствии с нанесенными метками на то место, где она стояла до разборки.

Регулировка подшипников диф­ференциала и бокового зазора в паре гипоидных шестерен производится в следующем порядке.

Установить дифференциал в гнез­де картера, завернуть регулировоч­ные гайки 27 (см. рис. 6.1) от руки и поставить крышки 30 конических под­шипников. Чтобы избежать повреж­дения резьбы на картере, крышках и гайках, необходимо при установке крышек следить за совпадением резь­бы на сопрягаемых деталях. После этого болты крепления крышек 30 следует затянуть моментом 22— 25 кгс м.

Регулировочными гайками 27 ус­тановить ведомую гипоидную шестер­ню в положение, обеспечивающее бо­ковой зазор между зубьями пары ги­поидных шестерен в пределах 0,28— 0,43 мм. Зазор замеряют с помощью индикатора, устанавливаемого на ши­рокой части зуба.

Конические подшипники дифферен­циала регулируют с обеспечением предварительного натяга. Для этого подшипники вначале регулируют так, чтобы не было осевого люфта при отсутствии натяга. Во время регули­ровки подшипников дифференциал не­обходимо проворачивать для того, чтобы ролики подшипников правиль­но установились по коническим по­верхностям колец подшипников. От­сутствие люфта проверяется с помо­щью индикатора, устанавливаемого на крышку подшипника дифферен­циала против обода ведомой шестер­ни. Для получения правильного предварительного натяга конических подшипников дифференциала регули­ровочные гайки с обеих сторон затя­гивают на два паза от положения ну­левого осевого люфта.

После того как регулировка кони­ческих роликоподшипников диф­ференциала закончена, необходимо окончательно проверить боковой зазор между зубьями гипоидной пары не менее чем в трех точках, располо­женных на равном расстоянии по ок­ружности шестерни. Если зазор на­ходится в указанном выше пределе, установить стопоры 28 гаек кони­ческих роликоподшипников диффе­ренциала, установить стопорные пла­стины 29 и закрепить их болтами. Законтрить болты крепления крышек конических роликоподшипников диф­ференциала и болты крепления сто­поров, отогнув стопорные пластины на одну из граней болтов.

Опорным винтом установить за­зор Д (см. рис. 6.1 и 6.2) между опор­ной накладкой и ведомой гипоидной шестерней в пределах 0,15—0,20 мм. После установки зазора затянуть контргайку опорного винта.

Регулировка подшипников сту­пиц колес. Перед сборкой кониче­ские подшипники ступиц колес долж­ны быть смазаны согласно карте смаз­ки. Смазка должна заполнять прост­ранство между роликами и сепара­тором равномерно по всей окружности конического роликоподшипника. Смазкой необходимо также равномер­но по всей окружности заполнить пространство ступицы между наруж­ными кольцами конических ролико­подшипников. Попадание при этом смазки на рабочие поверхности тор­мозных барабанов и тормозных на­кладок должно быть исключено.

После установки ступицы на мост необходимо без натяга отрегулиро­вать конические подшипники в следу­ющем порядке.

Поворачивая ступицу в обоих на­правлениях для того, чтобы ролики подшипников правильно установи­лись по коническим поверхностям колец подшипников, — затянуть внутреннюю гайку 6 (см. рис. 6.1) до начала торможения ступицы.

Отпустить гайку 6 приблизительно на 1 оборота до совпадения ее штиф­та с ближайшим отверстием в замоч­ной шайбе 4.

Установить сальник, а затем за­мочную шайбу так, чтобы ее выступ вошел в паз цапфы балки моста, а стопорный штифт внутренней гай­ки вошел в отверстие замочной шайбы.

Навернуть на цапфу балки моста внешнюю гайку 3 и затянуть ее мо­ментом 12—15 кгс - м.

Провернуть тормозной барабан со ступицей в сборе в обоих направле­ниях. Ступица должна вращаться на подшипниках свободно и равномерно, без заеданий и осевого люфта.