Возможные неисправности ведущих мостов ЗИЛ-133

Характерными внешними проявле­ниями неисправностей ведущих мо­стов являются течь масла через разъ­емы фланцевых соединений и ман­жетные уплотнения и повышенный шум при работе мостов.

Причиной течи масла через разъемы фланцевых соединений является ос­лабление затяжки крепежных дета­лей, что устраняется своевременным подтягиванием их. Попавшую в разъ­емы грязь перед подтягиванием кре­пежа удаляют.

Одной из причин течи масла через манжетные уплотнения может быть за­купорка сапунов грязью, вызываю­щая повышение давления в картере моста. Устраняется очисткой сапуна. Другой причиной может быть износ или повреждение рабочей кромки ман­жеты. Эта неисправность устраняет­ся только заменой манжеты.

Причин шумной работы мостов мо­жет быть несколько. Это, в первую очередь, нарушение пятна контакта. При этом по характеру шума может быть достаточно точно определена не­исправность. Так, повышенный шум при движении автомобиля свидетель­ствует о том, что пятно контакта сме­щено в сторону широкой части зубьев ведомой гипоидной шестерни, а повы­шенный шум при торможении автомо­биля — о том, что пятно контакта смещено в сторону узкой части зубьев ведомой гипоидной шестерни. Пульси­рующий шум, возникающий при вы­ключении сцепления и переключении передач, свидетельствует о том, что пятно контакта расположено ближе к вершинам зубьев. Отмеченные неис­правности устраняются путем регу­лировки зацепления пары гипоидных шестерен, обеспечивающей восстанов­ление правильного пятна контакта.

Непрерывный вой, наблюдающий­ся при движении автомобиля, может свидетельствовать об износе или по­вреждении гипоидных шестерен, об ослаблении крепления или износе ко­нических роликоподшипников, о не­достаточном уровне масла в картере моста. Изношенные или поврежден­ные гипоидные шестерни подлежат за­мене комплектно с последующей ре­гулировкой пятна контакта и зазора в их зацеплении. Износ зубьев ги­поидных шестерен приводит к увели­чению зазора в зацеплении гипоидной пары. При этом необходимо иметь в виду, что не следует устранять уве­личенный зазор, в зацеплении пары гипоидных шестерен за счет наруше­ния правильности пятна контакта, так как это приводит к быстрому, про­грессирующему износу гипоидных ше­стерен. Последние должны работать до износа без дополнительной регу­лировки.

Ослабление крепления конических роликоподшипников или их износ определяются по наличию осевого люфта и устраняются подтягиванием гайки крепления конических ролико­подшипников на ведущей гипоидной шестерне или их регулировкой, обес­печивающей восстановление предва­рительного натяга. Следует отметить, что о появлении осевого люфта в ко­нических роликоподшипниках веду­щей гипоидной шестерни можно су­дить по частому ослаблению болтов крепления крышки и стакана кони­ческих роликоподшипников. В слу­чае значительного износа конических роликоподшипников, когда восстано­вить предварительный натяг путем за­мены регулировочных шайб не удает­ся, подшипники следует заменить с последующей регулировкой предва­рительного натяга и пятна контакта в зацеплении пары гипоидных шесте­рен. Толщина пакета регулировочных прокладок, устанавливаемых под фланец стакана конических ролико­подшипников, в обоих случаях должна быть скорректирована в соответствии с произведенной регулировкой пред­варительного натяга как за счет под­тяжки гайки крепления конических роликоподшипников, так и за счет замены регулировочных шайб или замены самих подшипников. Следует иметь в виду, что внутренний коничес­кий роликоподшипник более нагру­жен, в связи с чем он изнашивается быстрее. Поэтому ориентировочно для предварительной установки ведущей гипоидной шестерни при регулировке пятна контакта в зацеплении можно считать, что восстановление предвари­тельного натяга конических ролико­подшипников ведущей гипоидной шес­терни происходит только за счет уст­ранения зазора во внутреннем кони­ческом роликоподшипнике. При таком допущении толщина пакета регулиро­вочных прокладок под фланец стакана конических подшипников должна быть уменьшена на величину умень­шения толщины пакета, состоящего из двух регулировочных шайб, уста­навливаемых между распорной втулкой и коническими роликоподшипни­ками. После этого необходимо прове­рить правильность пятна контакта в зацеплении пары гипоидных шесте­рен главной передачи.