Возможные неисправности рамы Автомобиль ЗИЛ-133

Наиболее характерные неисправ­ности рамы - это ослабление за­клепочных соединений, прогибы де­талей рамы и перекосы всей рамы, трещины деталей рамы и износ бук­сирного крюка.

Ослабленные заклепки подтягива­нию не поддаются. Их следует за­менять. В случае износа отверстий под заклепки их рассверливают под увеличенный диаметр заклепки. При большом износе отверстий (более 15% номинального диаметра) их допус­кается заваривать и просверливать новые, которые рекомендуется упро­чнить прогонкой через них коничес­кого пробойника. Новая заклепка должна плотно входить в отверстия соединяемых деталей При смещении отверстий в соединяемых деталях или при различном диаметре отверстий их следует рассверлить или обработать разверткой. Склепываемые детали ра­мы должны быть плотно прижаты друг к другу с помощью струбцин или болтами с гайками, используя для этого близко расположенные свобод­ные отверстия в раме. Зазор между склепываемыми деталями рамы при­водит к тому, что при осаживании заклепки в нем образуется так назы­ваемая «глухая шайба», представляю­щая собой тело заклепки, выдавлен­ное в зазор. В результате снижает­ся прочность заклепочного соедине­ния. При замене заклепок предпочте­ние следует отдать гидрокленке хо­лодными заклепками. При ее отсут­ствии можно пользоваться горячей клепкой, т. е. с предварительным на­гревом заклепок в нагревательной пе­чи или газовой горелкой. Однако в этом случае следует иметь в виду, что при остывании заклепки, с одной стороны, усиливается прижим скле­пываемых деталей, с другой, — обра­зуется зазор в отверстии между стерж­нем заклепки и склепываемыми дета­лями. В случае замены группы за­клепок ее рекомендуется производить последовательно, заменяя заклепки по одной для того, чтобы не нарушить имеющегося положения деталей.

Головки заклепок после клепки должны быть расположены по оси заклепок, полностью обжаты и иметь правильную геометрическую форму без перекосов, наплывов и трещин. Диаметр вновь образованной головки заклепки должен быть не менее, чем в полтора раза больше диаметра стерж­ня.

Заклепочное соединение должно обеспечивать плотное прилегание склепываемых деталей на расстоя­нии, равном двум диаметрам стержня заклепки. Допускается заменять за­клепки болтами с гайками и пружин­ными шайбами.

Прогибы деталей рам устраняют правкой в холодном состоянии с по­мощью оправок, вилок, домкратов и приспособлений. Перекос рамы в вертикальной плоскости, возникающий от скручи­вания, определяют с помощью уровня сугломером и устраняют правкой де формированных деталей, вызвавших перекос.

Перекос рамы в горизонтальной плоскости, возникающий от продоль­ного смещения лонжеронов, опреде­ляют замером расстояния между дву­мя накрест лежащими отверстиями под болты подвески двигателя и уст­раняют правкой деформированных де­талей, вызвавших этот перекос. Если с помощью правки устранить переко­сы не удается, раму следует перекле­пать, заменив погнутые детали.

Трещины лонжеронов и поперечин устраняют заваркой с постановкой усилительных накладок. Для этого сначала необходимо точно определить границы трещин: тщательно до метал­лического блеска зачистить участок вокруг трещины, промыть его кероси­ном, насухо вытереть и простучать мо­лотком. Из трещины выступит керосин и обозначит ее размеры. Далее, в кон­цах трещины или отступив от них на 5—8 мм, сделать отметки керном и по ним просверлить сквозные отвер­стия диаметром 5 мм. Зубилом или наждачным кругом разделать края трещины под заварку. Заварить тре­щину с двух сторон, начиная с за­сверленного отверстия.

При заварке трещин с одной сто­роны с другой следует приварить уси­лительную накладку толщиной 6— 7 мм. Приваривать усилительные на­кладки следует только продольными швами и не доводить их до концов накладок. Устанавливая усилитель­ные накладки, не следует излишне повышать жесткость узла в месте образования трещин, так как это может способствовать появлению но­вых трещин у концов усилительных накладок.

Заварка трещин на деталях рамы должна производиться высококвали­фицированным сварщиком с помощью электродуговой сварки качественными электродами. В зоне сварки в резуль­тате термического влияния происхо­дит обезуглероживание основного ме­талла, что снижает его усталостную прочность. Для упрочнения этой зоны рекомендуется после сварки обра­ботать ее пневматическим или сле­сарным молотком для получения на­клепа.

Износ буксирного крюка, как правило, связан с выработкой зева сцепной петлей прицепа. Поскольку от состояния буксирного крюка в значительной степени зависит безопас­ная буксировка прицепа, установле­но, что при износе зева буксирного крюка более 5 мм его следует заме­нить новым.