Подвеска ЗИЛ-133


УСТРОЙСТВО

Передняя подвеска

Передняя подвеска (рис. 8.1.а) авто­мобилей семейства ЗИЛ-133 на двух про­дольных полуэллиптических рессорах 23 снабжена двумя амортизаторами 10 те­лескопического типа двустороннего дей­ствия. Рессоры собраны из листов, изго­товленных из проката Т-образного профи­ля, кроме 1-го (коренного) листа, имеющего прямоугольное сечение. Листы рессор в средней части имеют выдавки. которые удерживают листы от взаимного продоль­ного перемещения. От бокового перемеще­ния листы удерживаются хомутами с одной стороны приклепанными к листам, а с другой — стянутыми болтами с распор­ными втулками.

Передние концы рессор с помощью отъемных ушков 4 и пальцев 2 шарнирно закрепляются в кронштейнах ', установлен­ных на раме автомобиля. Пальцы рессор в верхней части имеют канавку для подвода смазки к трущимся поверхностям, которая подается через пресс-масленки 5, установ­ленные на торцах пальцев, и осевые и ра­диальные каналы, выполненные в теле пальцев. Палец закрепляется в кронш­тейне 1 стяжным стопорным болтом 25 с ганкой и пружинной шайбой. Отъемное ушко 4 с одного конца крепится болтом 26 к коренному листу рессоры через про­кладку, а с другого — стремянкой 6, охва­тывающей ушко с подкладкой 7 и тремя верхними листами рессоры. Стремянка 6 через накладку 24 закрепляется гайками, под каждую из которых устанавливаются дне пружинных шайбы. Гайки стремянки 6 следует затягивать только до сжатия пружинных шайб без дальнейшей подтяж­ки. Передний конец 3-го листа рессоры отогнут вниз для предотвращения спадания накладки стремянки 6 при ослаблении гаек крепления стремянки. Накладка 24 с одной стороны — плоская, а с другой, — обращенной в сторону рессоры, имеет ци­линдрическую поверхность. Такая конст­рукция крепления заднего конца ушка 4 рессоры с помощью стремянки и накладки с цилиндрической опорной поверхностью н особое требование к затяжке этого сое­динения позволяют обеспечить надежное соединение ушка с рессорой и одновре­менно сохранить возможность продоль­ного взаимного перемещения трех верхних листов при работе рессоры.

Правильная установка ушка 4 на рес­соре и фиксация его обеспечивается выдавками на коренном листе и подкладке 7.

Для повышения долговечности проушины ушка 4 в нее запрессовывается втулка 3.

Задние конпы передних рессор сколь­зящие, опираются на сухари 13, установ­ленные в кронштейнах 12. В отверстие су­харя вставлен палец 15, на котором уста­новлены верхними концами вкладыши 14 кронштейна 12, предохраняющие его от износа боковыми поверхностями листов рессоры. Нижние концы вкладышей за­крепляются стяжным болтом 16, проходя­щим через отверстия проушины кронштей­на 12.

Задний конец 2-го листа имеет отгиб вниз и при резком перемещении моста вниз он охватывает распорную втулку 17 и не позволяет опорному концу рессоры выйти из проушины кронштейна 12. На опорной поверхности коренного листа в зоне его контакта с сухарем приклепана накладка, предохраняющая его от истирания при работе рессоры.

Средней частью каждая рессора с по­мощью стремянок 19 крепится к балке пе­реднего моста автомобиля.

Передняя подвеска ЗИЛ-133

Рис. 8.1. Передняя подвеска

Стремянки 19 охватывают рессору свер­ху через накладку 20, имеющую желобки для удержания стремянки от спадания с накладки. В накладке 20 автомобиля 311Л-133Г2 имеется фасонное отверстие с наклонными поверхностями, в которое с внутренней стороны вставлен буфер 22 рессоры и фиксатор 21 накладки. Выступы фиксатора входят в углубление ко­ренного листа рессоры и фиксируют по­ложение накладки относительно рессоры. Буфер представляет собой массивную рези­новую подушку, не допускающую жест­кого удара деталей подвески о раму авто­мобиля в случае пробоя подвески. На авто­мобилях ЗИЛ-133ГЯ. -133ВЯ буфер 22 установлен на лонжероне (см. рис. 8.1, б), а дополнительный буфер 11 отсутствует.

Между рессорами и балкой моста уста­новлены прокладки 18. в которых выпол­нены конические гнезда для установки пальцев 8 крепления амортизаторов (по­средством резиновых втулок 9). Выдавки на листах рессор и штифты фиксируют по­ложение рессор и подкладок 18 относитель­но балки переднего моста.

С целью увеличения жесткости подвески при увеличении нагрузки на рессору путем уменьшения ее активной длины на раме автомобиля установлен дополнительный резиновый буфер 11.

Амортизаторы

Амортизаторы предназначены для га­шения колебаний подвески, возникающих от неровностей дороги при движении авто­мобиля. Это улучшает плавность хода автомобиля и его управляемость, а также увеличивает срок службы рессор.

Действие гидравлического амортизатора основано на создании гидравлического со­противления при прохождении жидкости через отверстия малого сечения как при ходе сжатия подвески, так и при ходе отдачи. Наибольшее сопротивление амор­тизатор создает при своем растяжении, т.е. при ходе отдачи, когда неподрессоренная часть автомобиля (мосты с колесами) удаляется от подрессоренной (рамы с установленными на ней узлами и агрегата­ми).

На автомобилях семейства ЗИЛ-133 пе­редняя подвеска (см. рис. 8.1) снабжена двумя гидравлическими телескопически­ми амортизаторами двустороннего дей­ствия. Амортизатор нижней проушиной через резиновые втулки 9. опирающиеся на плоские шайбы, закрепляется с помощью гайки с пружинной шайбой на пальце 8. установленном в гнезде подкладки рессоры, а верхней проушиной через такие же втул­ки закрепляется на таком же пальце, уста­новленном в гнезде кронштейна, который закреплен на раме автомобиля.

Гидравлический телескопический амор­тизатор (рис. 8.2) состоит из следующих ос­новных частей: резервуара 14; рабочего цилиндра 15; поршня 9 со штоком 16: кла­пана отдачи, установленного в поршне 9; клапана сжатия, установленного в нижней части рабочего цилиндра, перепускных кла­панов, установленных как в поршне, так и в нижней части рабочего цилиндра; на­правляющей 17 штока; узла уплотнения штока и защитного кожуха 13.

Резервуар 14 жестко соединен с ниж­ней проушиной 1, которая замыкает по­лость резервуара снизу. Сверху полость резервуара замыкается направляющей 17 штока и уплотняется сальником 29, под­жимаемым через обойму 19 гайкой 23, ввер­нутой в резервуар. Шток с поршнем 9 и защитный кожух 13 жестко соединены с верхней проушиной 20.

Полость рабочего цилиндра 15 снизу замыкается запрессованным в него корпу­сом 38 клапана сжатия, а сверху — на­правляющей 17 штока и уплотняется уста­новленным в направляющей кольцом 18. Направляющая штока имеет отверстия А, через которые полость резервуара 14 сообщается с полостью над предохранитель­ным кольцом 18 направляющей штока. Через эти отверстия рабочая жидкость, просочившаяся через предохранительное кольцо, стекает в полость резервуара. Рабочий цилиндр, установленный в резер­вуар, опирается на внутренние выступы нижней проушины.

Уплотнение штока осуществляется с помощью многокромочной манжеты 26. которая через тарелку 27 поджимается пружиной 28, опирающейся на направляю­щую штока.

Защита от грязи осуществляется уста­новкой грязезащитной манжеты 21 и саль­ника 25, между которыми установлена раз­делительная шайба 24. Грязезащитная манжета и сальник через обойму 22 гря­зезащитной манжеты поджимаются гай­кой 23 резервуара. Манжеты 21 к 26 — резиновые, сальник 25 — войлочный.

Поршень 9 уплотняется в рабочем ци­линдре кольцом 31. Поршень использу­ется для установки на нем перепускного клапана и клапана отдачи и имеет отвер­стия Б и Д, расположенные соответственно на большом и малом диаметрах.

Перепускной клапан состоит из та­релки 30, закрывающей сверху отверстия Б, пружины И и ограничительной тарелки 12. Перепускной клапан, установленный на поршне, служит для пропуска рабочей жидкости из полости под поршнем в по­лость над поршнем при ходе поршня вниз.

Клапан отдачи состоит из дроссельного диска 10 клапана и диска 32 клапана, которые закрывают снизу отверстия Д, та­релки 33\ пружины 35, регулировочной шайбы 36, гайки 8 и шайбы 34. Клапан отдачи служит для пропуска рабочей жид­кости из полости над поршнем в полость под поршнем при ходе поршня вверх.

Корпус 38 клапана сжатия использу­ется для установки на нем с помощью стерж­ня 7 перепускного клапана н клапана сжатия и так же, как поршень 9, имеет отверстия В и Г, расположенные соответ­ственно на большом н малом диаметрах.

Перепускной клапан состоит из тарел­ки 37 клапана, закрывающей сверху от­верстия В. пружины 5 и ограничительной тарелки 6. Перепускной клапан, установ­ленный на корпусе клапана сжатия, слу­жит для пропуска рабочей жидкости из резервуара в полость под поршнем при ходе поршня вверх.

Клапан сжатия состоит из дроссельного диска 39 клапана и диска 4. которые за­крывают отверстия Г, шайбы 41, тарелки 40, пружины 3, регулировочной шайбы 42 и гайки 2. Клапан сжатия служит для пропуска рабочей жидкости из полости под поршнем в резервуар при ходе поршня вниз.

Жесткость пружин 35 и 3 определяет усилие, развиваемое амортизатором соот­ветственно при ходах отдачи и сжатия, а размер вырезов на дроссельных дисках — характер изменения усилия.

При перемещении поршня вверх объем жидкости, вытесняемой из полости над поршнем, оказывается меньше объема, освобождаемого в полости под поршнем, на величину объема штока, вышедшего из рабочего цилиндра. Создающееся при этом в полости под поршнем разрежение устраняется срабатыванием перепуск­ного клапана, установленного в корпусе 38 клапана сжатия.

При перемещении поршня вниз жид­кость из полости под поршнем вытесня­ется через перепускной клапан, а избыток ее, равный объему штока, вошедшего в рабочий цилиндр, вытесняется через клапан сжатия в резервуар.

Задняя подвеска

Задняя подвеска (рис. 8.3) автомобилей семейства ЗИЛ-133 выполнена на двух продольных полуэллиптических балансир- ных рессорах с реактивными штангами. Балансирные рессоры 1 собраны из листов, изготовленных из проката Т-образного профиля, кроме трех нижних листов, имеющих прямоугольное сечение. Листы рессор в средней части имеют выдавки, которые удерживают листы от взаимного продольного перемещения. От бокового перемещения листы удерживаются хому­тами, с одной стороны приклепанными к листам, а с другой — стянутыми болтами с распорными втулками.

Опорные концы рессор входят в про­ушины опор 2, приваренных к балкам мостов, и скользят по ним при работе под­вески. В отверстия опор 2 вставлены паль­цы 3, удерживающие рессоры от спадания с опор при отбое мостов и ограничивающие путем защемления листов в опоре пере­мещение мостов вниз.

Каждая балансирная рессора средней частью через накладку 23 ступицы установлена на ступице 17 балансирнон рессо­ры и закреплена на ней с помощью стре­мянок 5 н накладки 4.

На ступице от бокового смещения рес­сора фиксируется четырьмя щеками, ко­торые защищены от истирания (боковыми торцами рессоры) вкладышами 9, закреп­ленными на внутренней поверхности щек. Для устранения зазора щеки стянуты шпильками 10.

Конструктивной особенностью задней подвески является применение коротких цапф 16. запрессованных в кронштейны 18, вместо сплошной оси, что позволяет сни­зить массу этого узла. При этом для разгрузки кронштейнов 21, а также самой рамы в районе 4-й поперечины, установ­лена стяжка 32 кронштейнов. Стяжка за­крепляется в кронштейнах гайками 28, которые затем шплинтуются Цапфа 16 полая, с обеих сторон в нее установлены заглушки 31 и 14.

В ступицу 17 запрессованы втулки 24 из антифрикционного материала, которые работают в масляной ванне. Для лучшего подвода масла к трущимся поверхностям втулок в ступице сделаны каналы. Сту­пица с наружной стороны закрывается крышкой 13. уплотняемой прокладкой и закрепляемой болтами. Масло заливает­ся через отверстие, закрываемое конической резьбовой пробкой 11.

Для предотвращения вытекания масла в ступице установлена манжета 27, работаю­щая по упорному кольцу 25. и уплотни­тельное кольцо 26, а для защиты узла от попадания воды и грязи установлена резиновая торцевая уплотнительная ман­жета 29. работающая по напрессованному опорному кольцу 30.

От осевого смещения ступица закрепле­на разрезной гайкой 15, навернутой на резьбовой конец цапфы. Разрезная гайка стопорится стяжным болтом 12 с самоконтрящейся гайкой.

Кронштейн 18 цапфы с помощью шпилек крепится к кронштейну 21 крепления зад­ней подвески к раме, который, в свою очередь, закрепляется болтами на раме автомобиля.

Ограничение хода мостов вверх и смяг­чение их ударов о раму обеспечиваются установкой на лонжеронах над балками мостов резиновых буферов 8.

Боковые усилия передаются от мостов на раму через рессоры. Толкающие и тор­мозные усилия от колес и реактивные мо­менты передаются на раму реактивными штангами. Каждый мост крепится тремя реактивными штангами — двумя снизу к кронштейнам 18 цапф ступиц рессор и одной сверху к кронштейну 7, установлен­ному на 4-й поперечине рамы. На картерах мостов реактивные штанги закрепляются посредством верхних 6 и нижних 22 реак­тивных рычагов. Все реактивные штанги 20 одинаковые. Головки реактивных штанг развернуты на 180° и снабжены шаровыми шарнирами.

Шарнир реактивной штанги — самоподжимной, состоит из шарового пальца 33 с коническим хвостовиком для крепления в кронштейне, внутреннего вкладыша 35, закрепленного от проворачивания штиф­том, наружного вкладыша 36, пружины 37, поджимающей наружный вкладыш, и крыш­ки 38, закрепляемой болтами. Со сторо­ны выхода конического хвостовика уста­новлена резиновая уплотняющая манжета 34, защищающая шарнир от попадания в него воды и грязи. Для смазки шарнира в головке установлена пресс-масленка 19.