Подвеска ЗИЛ-133
УСТРОЙСТВО
Передняя подвеска
Передняя подвеска (рис. 8.1.а) автомобилей семейства ЗИЛ-133 на двух продольных полуэллиптических рессорах 23 снабжена двумя амортизаторами 10 телескопического типа двустороннего действия. Рессоры собраны из листов, изготовленных из проката Т-образного профиля, кроме 1-го (коренного) листа, имеющего прямоугольное сечение. Листы рессор в средней части имеют выдавки. которые удерживают листы от взаимного продольного перемещения. От бокового перемещения листы удерживаются хомутами с одной стороны приклепанными к листам, а с другой — стянутыми болтами с распорными втулками.
Передние концы рессор с помощью отъемных ушков 4 и пальцев 2 шарнирно закрепляются в кронштейнах ', установленных на раме автомобиля. Пальцы рессор в верхней части имеют канавку для подвода смазки к трущимся поверхностям, которая подается через пресс-масленки 5, установленные на торцах пальцев, и осевые и радиальные каналы, выполненные в теле пальцев. Палец закрепляется в кронштейне 1 стяжным стопорным болтом 25 с ганкой и пружинной шайбой. Отъемное ушко 4 с одного конца крепится болтом 26 к коренному листу рессоры через прокладку, а с другого — стремянкой 6, охватывающей ушко с подкладкой 7 и тремя верхними листами рессоры. Стремянка 6 через накладку 24 закрепляется гайками, под каждую из которых устанавливаются дне пружинных шайбы. Гайки стремянки 6 следует затягивать только до сжатия пружинных шайб без дальнейшей подтяжки. Передний конец 3-го листа рессоры отогнут вниз для предотвращения спадания накладки стремянки 6 при ослаблении гаек крепления стремянки. Накладка 24 с одной стороны — плоская, а с другой, — обращенной в сторону рессоры, имеет цилиндрическую поверхность. Такая конструкция крепления заднего конца ушка 4 рессоры с помощью стремянки и накладки с цилиндрической опорной поверхностью н особое требование к затяжке этого соединения позволяют обеспечить надежное соединение ушка с рессорой и одновременно сохранить возможность продольного взаимного перемещения трех верхних листов при работе рессоры.
Правильная установка ушка 4 на рессоре и фиксация его обеспечивается выдавками на коренном листе и подкладке 7.
Для повышения долговечности проушины ушка 4 в нее запрессовывается втулка 3.
Задние конпы передних рессор скользящие, опираются на сухари 13, установленные в кронштейнах 12. В отверстие сухаря вставлен палец 15, на котором установлены верхними концами вкладыши 14 кронштейна 12, предохраняющие его от износа боковыми поверхностями листов рессоры. Нижние концы вкладышей закрепляются стяжным болтом 16, проходящим через отверстия проушины кронштейна 12.
Задний конец 2-го листа имеет отгиб вниз и при резком перемещении моста вниз он охватывает распорную втулку 17 и не позволяет опорному концу рессоры выйти из проушины кронштейна 12. На опорной поверхности коренного листа в зоне его контакта с сухарем приклепана накладка, предохраняющая его от истирания при работе рессоры.
Средней частью каждая рессора с помощью стремянок 19 крепится к балке переднего моста автомобиля.
Рис. 8.1. Передняя подвеска
Стремянки 19 охватывают рессору сверху через накладку 20, имеющую желобки для удержания стремянки от спадания с накладки. В накладке 20 автомобиля 311Л-133Г2 имеется фасонное отверстие с наклонными поверхностями, в которое с внутренней стороны вставлен буфер 22 рессоры и фиксатор 21 накладки. Выступы фиксатора входят в углубление коренного листа рессоры и фиксируют положение накладки относительно рессоры. Буфер представляет собой массивную резиновую подушку, не допускающую жесткого удара деталей подвески о раму автомобиля в случае пробоя подвески. На автомобилях ЗИЛ-133ГЯ. -133ВЯ буфер 22 установлен на лонжероне (см. рис. 8.1, б), а дополнительный буфер 11 отсутствует.
Между рессорами и балкой моста установлены прокладки 18. в которых выполнены конические гнезда для установки пальцев 8 крепления амортизаторов (посредством резиновых втулок 9). Выдавки на листах рессор и штифты фиксируют положение рессор и подкладок 18 относительно балки переднего моста.
С целью увеличения жесткости подвески при увеличении нагрузки на рессору путем уменьшения ее активной длины на раме автомобиля установлен дополнительный резиновый буфер 11.
Амортизаторы
Амортизаторы предназначены для гашения колебаний подвески, возникающих от неровностей дороги при движении автомобиля. Это улучшает плавность хода автомобиля и его управляемость, а также увеличивает срок службы рессор.
Действие гидравлического амортизатора основано на создании гидравлического сопротивления при прохождении жидкости через отверстия малого сечения как при ходе сжатия подвески, так и при ходе отдачи. Наибольшее сопротивление амортизатор создает при своем растяжении, т.е. при ходе отдачи, когда неподрессоренная часть автомобиля (мосты с колесами) удаляется от подрессоренной (рамы с установленными на ней узлами и агрегатами).
На автомобилях семейства ЗИЛ-133 передняя подвеска (см. рис. 8.1) снабжена двумя гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия. Амортизатор нижней проушиной через резиновые втулки 9. опирающиеся на плоские шайбы, закрепляется с помощью гайки с пружинной шайбой на пальце 8. установленном в гнезде подкладки рессоры, а верхней проушиной через такие же втулки закрепляется на таком же пальце, установленном в гнезде кронштейна, который закреплен на раме автомобиля.
Гидравлический телескопический амортизатор (рис. 8.2) состоит из следующих основных частей: резервуара 14; рабочего цилиндра 15; поршня 9 со штоком 16: клапана отдачи, установленного в поршне 9; клапана сжатия, установленного в нижней части рабочего цилиндра, перепускных клапанов, установленных как в поршне, так и в нижней части рабочего цилиндра; направляющей 17 штока; узла уплотнения штока и защитного кожуха 13.
Резервуар 14 жестко соединен с нижней проушиной 1, которая замыкает полость резервуара снизу. Сверху полость резервуара замыкается направляющей 17 штока и уплотняется сальником 29, поджимаемым через обойму 19 гайкой 23, ввернутой в резервуар. Шток с поршнем 9 и защитный кожух 13 жестко соединены с верхней проушиной 20.
Полость рабочего цилиндра 15 снизу замыкается запрессованным в него корпусом 38 клапана сжатия, а сверху — направляющей 17 штока и уплотняется установленным в направляющей кольцом 18. Направляющая штока имеет отверстия А, через которые полость резервуара 14 сообщается с полостью над предохранительным кольцом 18 направляющей штока. Через эти отверстия рабочая жидкость, просочившаяся через предохранительное кольцо, стекает в полость резервуара. Рабочий цилиндр, установленный в резервуар, опирается на внутренние выступы нижней проушины.
Уплотнение штока осуществляется с помощью многокромочной манжеты 26. которая через тарелку 27 поджимается пружиной 28, опирающейся на направляющую штока.
Защита от грязи осуществляется установкой грязезащитной манжеты 21 и сальника 25, между которыми установлена разделительная шайба 24. Грязезащитная манжета и сальник через обойму 22 грязезащитной манжеты поджимаются гайкой 23 резервуара. Манжеты 21 к 26 — резиновые, сальник 25 — войлочный.
Поршень 9 уплотняется в рабочем цилиндре кольцом 31. Поршень используется для установки на нем перепускного клапана и клапана отдачи и имеет отверстия Б и Д, расположенные соответственно на большом и малом диаметрах.
Перепускной клапан состоит из тарелки 30, закрывающей сверху отверстия Б, пружины И и ограничительной тарелки 12. Перепускной клапан, установленный на поршне, служит для пропуска рабочей жидкости из полости под поршнем в полость над поршнем при ходе поршня вниз.
Клапан отдачи состоит из дроссельного диска 10 клапана и диска 32 клапана, которые закрывают снизу отверстия Д, тарелки 33\ пружины 35, регулировочной шайбы 36, гайки 8 и шайбы 34. Клапан отдачи служит для пропуска рабочей жидкости из полости над поршнем в полость под поршнем при ходе поршня вверх.
Корпус 38 клапана сжатия используется для установки на нем с помощью стержня 7 перепускного клапана н клапана сжатия и так же, как поршень 9, имеет отверстия В и Г, расположенные соответственно на большом н малом диаметрах.
Перепускной клапан состоит из тарелки 37 клапана, закрывающей сверху отверстия В. пружины 5 и ограничительной тарелки 6. Перепускной клапан, установленный на корпусе клапана сжатия, служит для пропуска рабочей жидкости из резервуара в полость под поршнем при ходе поршня вверх.
Клапан сжатия состоит из дроссельного диска 39 клапана и диска 4. которые закрывают отверстия Г, шайбы 41, тарелки 40, пружины 3, регулировочной шайбы 42 и гайки 2. Клапан сжатия служит для пропуска рабочей жидкости из полости под поршнем в резервуар при ходе поршня вниз.
Жесткость пружин 35 и 3 определяет усилие, развиваемое амортизатором соответственно при ходах отдачи и сжатия, а размер вырезов на дроссельных дисках — характер изменения усилия.
При перемещении поршня вверх объем жидкости, вытесняемой из полости над поршнем, оказывается меньше объема, освобождаемого в полости под поршнем, на величину объема штока, вышедшего из рабочего цилиндра. Создающееся при этом в полости под поршнем разрежение устраняется срабатыванием перепускного клапана, установленного в корпусе 38 клапана сжатия.
При перемещении поршня вниз жидкость из полости под поршнем вытесняется через перепускной клапан, а избыток ее, равный объему штока, вошедшего в рабочий цилиндр, вытесняется через клапан сжатия в резервуар.
Задняя подвеска
Задняя подвеска (рис. 8.3) автомобилей семейства ЗИЛ-133 выполнена на двух продольных полуэллиптических балансир- ных рессорах с реактивными штангами. Балансирные рессоры 1 собраны из листов, изготовленных из проката Т-образного профиля, кроме трех нижних листов, имеющих прямоугольное сечение. Листы рессор в средней части имеют выдавки, которые удерживают листы от взаимного продольного перемещения. От бокового перемещения листы удерживаются хомутами, с одной стороны приклепанными к листам, а с другой — стянутыми болтами с распорными втулками.
Опорные концы рессор входят в проушины опор 2, приваренных к балкам мостов, и скользят по ним при работе подвески. В отверстия опор 2 вставлены пальцы 3, удерживающие рессоры от спадания с опор при отбое мостов и ограничивающие путем защемления листов в опоре перемещение мостов вниз.
Каждая балансирная рессора средней частью через накладку 23 ступицы установлена на ступице 17 балансирнон рессоры и закреплена на ней с помощью стремянок 5 н накладки 4.
На ступице от бокового смещения рессора фиксируется четырьмя щеками, которые защищены от истирания (боковыми торцами рессоры) вкладышами 9, закрепленными на внутренней поверхности щек. Для устранения зазора щеки стянуты шпильками 10.
Конструктивной особенностью задней подвески является применение коротких цапф 16. запрессованных в кронштейны 18, вместо сплошной оси, что позволяет снизить массу этого узла. При этом для разгрузки кронштейнов 21, а также самой рамы в районе 4-й поперечины, установлена стяжка 32 кронштейнов. Стяжка закрепляется в кронштейнах гайками 28, которые затем шплинтуются Цапфа 16 полая, с обеих сторон в нее установлены заглушки 31 и 14.
В ступицу 17 запрессованы втулки 24 из антифрикционного материала, которые работают в масляной ванне. Для лучшего подвода масла к трущимся поверхностям втулок в ступице сделаны каналы. Ступица с наружной стороны закрывается крышкой 13. уплотняемой прокладкой и закрепляемой болтами. Масло заливается через отверстие, закрываемое конической резьбовой пробкой 11.
Для предотвращения вытекания масла в ступице установлена манжета 27, работающая по упорному кольцу 25. и уплотнительное кольцо 26, а для защиты узла от попадания воды и грязи установлена резиновая торцевая уплотнительная манжета 29. работающая по напрессованному опорному кольцу 30.
От осевого смещения ступица закреплена разрезной гайкой 15, навернутой на резьбовой конец цапфы. Разрезная гайка стопорится стяжным болтом 12 с самоконтрящейся гайкой.
Кронштейн 18 цапфы с помощью шпилек крепится к кронштейну 21 крепления задней подвески к раме, который, в свою очередь, закрепляется болтами на раме автомобиля.
Ограничение хода мостов вверх и смягчение их ударов о раму обеспечиваются установкой на лонжеронах над балками мостов резиновых буферов 8.
Боковые усилия передаются от мостов на раму через рессоры. Толкающие и тормозные усилия от колес и реактивные моменты передаются на раму реактивными штангами. Каждый мост крепится тремя реактивными штангами — двумя снизу к кронштейнам 18 цапф ступиц рессор и одной сверху к кронштейну 7, установленному на 4-й поперечине рамы. На картерах мостов реактивные штанги закрепляются посредством верхних 6 и нижних 22 реактивных рычагов. Все реактивные штанги 20 одинаковые. Головки реактивных штанг развернуты на 180° и снабжены шаровыми шарнирами.
Шарнир реактивной штанги — самоподжимной, состоит из шарового пальца 33 с коническим хвостовиком для крепления в кронштейне, внутреннего вкладыша 35, закрепленного от проворачивания штифтом, наружного вкладыша 36, пружины 37, поджимающей наружный вкладыш, и крышки 38, закрепляемой болтами. Со стороны выхода конического хвостовика установлена резиновая уплотняющая манжета 34, защищающая шарнир от попадания в него воды и грязи. Для смазки шарнира в головке установлена пресс-масленка 19.