Устройство, колеса, шины, держатели запасного колеса

Устройство

Колеса. Автомобили семейства ЗИЛ-133 оборудованы дисковыми колесами с ши­нами низкого давления. Колеса переднего моста — одинарные, промежуточного и заднего мостов — сдвоенные. Колесо (рис. 9.1) разборное, трех компонентной кон­струкции. Состоит из диска 7 с ободом в сборе, бортового кольца 4 и замочного коль­ца 5. Замочное кольцо разрезное, а обод имеет несквозной паз для прохода вентиля 6. На колесо смонтирована шина, со­стоящая из покрышки 3, ободной ленты 2 и камеры 1 с вентилем 6.

Колесо имеет обозначение 7,0 — 20 (178 — 508), первая цифра которого показывает ширину обода между закраина­ми, а вторая — посадочный диаметр (все в дюймах). В скобках приведено обозначе­ние этого же колеса с размерами, выраженнымн в миллиметрах.

На ступице колесо устанавливается с по­мощью восьми шпилек. Колеса переднего моста и наружные колеса промежуточно­го и заднего ведущих мостов закрепляются и центрируются с помощью гаек со сфери­ческими поверхностями (см. рис. 6.1)

Внутренние колеса промежуточного и зад­него ведущих мостов закрепляются кол­пачковыми гайками (футорками), имею­щими наружную и внутреннюю резьбу. Колпачковые гайки имеют сферические по­яски, с помощью которых центрируется внутреннее колесо при навертывании кол­пачковой гайки на шпильку. Наружная резьба колпачковой гайки служит для на­вертывания гайки наружного колеса.

Для обеспечения центрирования кре­пежные отверстия дисков колес имеют сфе­рические фаски, выполненные с двух сторон. Двусторонняя зенковка фасок обеспечи­вает возможность центрирования колеса как при его одинарной установке, так и при его перевороте, необходимом в слу­чае сдвоенной установки колес. Сферичес­кие фаски одновременно с центрированием дисков обеспечивают фиксацию гаек и предохраняют их от самопроизвольного от­винчивания.

Предотвращение самоотвинчивания га­ек, наблюдающегося при эксплуатации, особенно при резком трогании или тормо­жении автомобиля, обеспечивается также за счет применения на деталях крепления колес правой и левой резьбы. Так, шпильки и гайки крепления колес правой стороны автомобиля имеют правую резьбу, левой стороны — левую. Шпильки с левой резь­бой маркируются буквой «Л», а гайки — углублениями на ребрах.

Диск колеса имеет специальные окна, обеспечивающие свободный доступ к вен­тилю внутренней шины сдвоенного колеса без снятия наружного колеса.

Шины. На автомобилях семейства ЗИЛ- 133 устанавливаются пневматические ка­мерные шины 260 — 508 или 260— 508Р. Первая цифра в обозначении указывает размер ширины профиля шины, а вторая — размер внутреннего диаметра шины. Бук­ва «Р» служит для обозначения шин типа Р, т.е. с радиальным расположением ни­тей корда в каркасе (в отличие от шин с диагональным расположением нитей корда).

На автомобиле 311Л-133Г1 могут уста­навливаться шины обоих типов, а на ав­томобилях ЗИЛ-133Г2, -133ГЯ, -133ВЯ — только шины типа Р. Оба типа шин взаимозаменяемы, однако, не допускается уста­навливать на один автомобиль шины раз­ных типов.

Особенности конструкции шин типа Р обеспечивают повышение их ходимости, повышают плавность хода автомобиля и его экономичность за счет снижения потерь на преодоление сопротивления качения. Однако меньшая боковая жесткость шин типа Р требует строгого контроля за давлением в шинах, так как снижение его против нормы может ухудшить устойчи­вость и управляемость автомобиля, т.е. повлиять на безопасность его движения, а также привести к ускоренному разруше­нию боковин, каркаса и бортов покрышек.

Колесо с шиной ЗИЛ-133

Рис. 9.1. Колесо с шиной.

На автомобиле 311Л-133Г1 давление в шинах 260 — 508 колес переднего моста и запасного должно быть 4.8 кгс, см2, а ко­лес промежуточного и заднего ведущих мостов 3.5 кгс см2. При установке на- автомобиле ЗИЛ-133Г1 шин 260-508Р давление в них должно быть соответст­венно 5,5 и 4,5 кгс см2. На автомобилях ЗИЛ-133Г2, -133ГЯ, -133ВЯ давление в шинах 260—508Р должно быть соответ­ственно 6,3 и 5,2 кгс/см2; 7,3 и 5,3 кгс/см2; 6,5 и 5.0 кгс/см2.

Каждое устанавливаемое на автомобиль колесо в сборе с шиной на заводе-изготовителе отбалансировано. Допустимый дис­баланс 3 кгс см. Повышенный дисбаланс устраняется установкой балансировочных грузов. При установке балансировочных грузов следует избегать ударов по пружи­не. Пружина установленного груза долж­на охватывать бортовое кольцо, а сам груз должен войти в углубление бортового кольца и быть плотно прижат к замочному кольцу.

Держатель запасного колеса автомоби­лей ЗИЛ-133Г2, -133ГЯ. Состоит из за­крепляемого болтами 5 (рис. 9.2) на лонжероне 7 рамы кронштейна I с прива­ренным усилителем 6. Кронштейн 1 имеет
наклонную поверхность, которая облег­чает установку и снятие запасного колеса. На наклонной поверхности и на части го­ризонтальной поверхности кронштейна сделан образующий вилку широкий вырез для прохода направляющей отбортовки опоры 11 запасного колеса. Вилка стяну­та приварным пальцем 2. К опоре 11 при­варено ушко 10, в котором шарнирно на осях 14 установлены два откидных болта 13 ушка опоры. Каждый болт 13 центриру­ется в ушке 10 двумя распорными втулками 15. Оси 14 с обеих сторон удерживаются шплинтами 12. К ушку 10 приварены два болта 8. на которые устанавливается за­пасное колесо и с помощью которых оно закрепляется к ушку 10 двумя колесными гайками 9 Установленное на опору за­пасное колесо крепится к кронштейну 1 с помощью откидных болтов 13 с гайками 4, входящих в прорези ушков 3 кронштей­на. Прорези ушков 3 с одной стороны вы­ходят на край, чем обеспечивается свобод­ное откидывание болтов 13 при не пол­ностью свинченных гайках 4. С глухой сто­роны прорези ушков 3 имеют цековки под гайки 4, что не позволяет болтам 13 само­произвольно откидываться от тряски во время движения по неровной дороге.

Для дополнительной опоры запасного колеса, установленного на держатель, слу­жит упор 16.

Держатель запасного колеса автомобилей ЗИЛ-133

Рис. 9.2. Держатель запасного колеса автомобилей ЗИЛ-133Г2, -133ГЯ.

Для снятия запасного колеса необ­ходимо отвернуть на несколько обо­ротов гайки 4 откидных болтов 13, крепления опоры 11 запасного колеса к кронштейну 1, вывести болты 13 из пазов ушков 3 и выдвинуть вместе с опорой 11 колесо из-под платформы 154 так, чтобы болты 13 не мешали сня­тию колеса. Стоя перед колесом, потя­нуть его на себя. Соскальзывая с кронштейна 1 по наклонной плоско­сти, колесо поворачивается верти­кально и спадает с него вниз. Запре­щается стоять вплотную к автомобилю при сбрасывании колеса. Соскальзы­вающее колесо следует придержать руками за среднюю часть шины и опе­реть его на кронштейн. Отвернуть две гайки 9 крепления опоры 11 к диску колеса и снять ее.

Для установки запасного колеса не­обходимо опереть колесо на крон­штейн, закрепить горизонтально опору И к диску колеса, навесить переносную лебедку 1 (рис. 9.3) на скобу платформы и, отведя собачку барабана рукой, размотать трос 2. Завести вет­ви троса симметрично с обеих сторон колеса 3 и зацепить крюки, имеющиеся на концах ветвей троса, за верхнюю полку лонжерона справа и слева от кронштейна 4 крепления запасного колеса, образовав две петли. Вращая гаечным ключом барабан лебедки, на­мотать трос. Поднимаемое в образо­вавшихся петлях троса колесо сле­дует придерживать и направлять ру­кой. После подъема колеса на уро­вень кронштейна задвинуть его на кронштейн, завести в прорези ушков 3 (см. рис. 9.2) кронштейна откидные болты 13 и закрепить их гайками 4. Освободить петли троса, намотать его на лебедку и снять ее.

Установка запасного колеса в держатель на автомобилях ЗИЛ-133

Рис. 9.3. Установка запасного колеса в держатель на автомобилях ЗИЛ-133Г2, -133ГЯ.

Держатель запасного колеса автомоби­ля ЗИЛ-133ВЯ. Запасное колесо уста­новлено и закреплено в держателе верти­кально за кабиной с правой стороны (рис. 9.4, и). Держатель установлен на раме и снабжен механической лебедкой с ручным приводом (рис. 9.4, б и е). На основании 5 закреплены опоры оси 12, на которой уста­новлен откидной вильчатый рычаг 1.

Со стороны оси 12 рычаг 1 усилен при­варной стяжной планкой, через которую проходит стяжка 11 с гайкой, которая за­крепляет вильчатый рычаг неподвижно после установки в него запасного колеса.

Со стороны верхних концов вилки рыча­га связаны стяжным болтом 3 с гайкой и распорной втулкой с приваренной к ней пластиной 2 крепления запасного коле­са. Запасное колесо устанавливается на болты, приваренные к пластине 2, и за­крепляется гайками.

Для обеспечения подъема запасного колеса на основании держателя установ­лена стойка 6 роликов 4, а на вильчатом рычаге — кронштейн оси троса, на кото­ром закреплен свободный конец троса 7. Другой конец троса закреплен на бара­бане 9 лебедки. Трос проходит между ро­ликами. свободно установленными на осях стойки. При подъеме запасного колеса из держателя и при опускании в

барабана при подъеме запасного колеса осуществляется гайкой 8 с помощью надеваемого на нее на­кидного гаечного ключа. От обратного вращения барабан удерживается храповым колесом 10 с собачкой 15.

Механизм подъема запасного колеса включает в себя барабан лебедки с намо­танным на него тросом, храповое колесо с собачкой, втулку 18 лебедки с навернутой на нее гайкой 8. кронштейн 13 с осями ба­рабана и собачки.

Барабан закреплен от проворачивания на втулке лебедки с помощью шпонки 16, но может свободно перемещаться на втулке в продольном направлении Собачка под­жимается к храповому колесу пружи­ной N.

Храмовое колесо 10 свободно установлено на втулке лебедки. С обеих сторон храпового колеса установлены фрикцион­ные шайбы 17. Втулка 18 лебедки свободно установлена на оси. Гайка 8 лебедки имеет левую резьбу. Гладкой поверхностью от­верстия гайка 8 опирается на ось. Все уста­новленные на оси детали удерживаются на ней с помощью шплинтуемой гайки и плос­кой шайбы.

Гайка оси завертывается и затем шплин­туется с таким расчетом, чтобы между ее плоской шайбой и наружным торцом гайки 8 оставался зазор, необходимый дли того, чтобы обеспечить свободу небольшого осевого перемещения гайки 8 во время ее принудительного ослабления при опуска­нии колеса.

Установка запасного колеса автомобиля ЗИЛ-133

Рис. 9.4. Установка запасного колеса автомобиля ЗИЛ-133ВЯ

При подъеме колеса, т.е. при вращении гайки 8 с помощью накидного ключа на себя, гайка навертывается на втулку 18 и зажимает храповое колесо через фрик­ционные шайбы. Таким образом, весь пакет деталей поворачивается вместе с гайкой лебедки как одно целое.

При опускании колеса гайка 8 должна быть несколько ослаблена с таким расчетом), чтобы момент трения, возникающий между торцами вращающихся втулки 18 и барабана и неподвижного храпового ко­леса, уравновешивал момент от веса опу­скаемого колеса. При этом условии опус­кание колеса будет плавным.

Процесс снятия запасного колеса с дер­жателя и установки его в держатель состо­ит из трех этапов: подъем с помощью ле­бедки рычага с запасным колесом до поло­жения, близкого к вертикальному; пере­талкивание вручную рычага с запасным колесом через мертвую точку; опускание рычага с запасным колесом с помощью ле­бедки.

Снимать запасное колесо с держа­теля рекомендуется в следующем по­рядке. Освободить откидной вильча­тый рычаг, отвернув гайку стяжки 11. Встать, как показано на рис. 9.4, с. Надеть на гайку лебедки накидной ключ размером 46 мм, имеющийся в комплекте инструмента, удлинив его монтажной лопаткой. Одну руку надо держать на ключе, вторую — на мон­тажной лопатке. Повернуть конец мон­тажной лопатки вниз, поднять откид­ной вильчатый рычаг с запасным ко­лесом на некоторую высоту. Снять с гайки ключ, перевести его в исход­ное положение и повторить описанное выше движение. При приближении откидного рычага с запасным колесом к вертикальному положению подъем лебедкой перекратить и вручную пе­ретолкнуть откидной вильчатый рычаг с запасным колесом через мертвую точку. Повернуть ключ в обратную сторону и опустить запасное колесо на землю. Для предотвращения па­дения колеса при опускании необхо­димо, перед тем как снять ключ, затормозить лебедку поворотом клю­ча в сторону подъема. Только после этого можно снять ключ с гайки для его перестановки. Нельзя снимать 156 руки с ключа до затормаживания лебедки. Несоблюдение этого правила может привести к падению колеса и резкому вращению ключа с встав­ленной в него монтажной лопаткой, в результате чего возможны травмы окружающих и повреждение каби­ны автомобиля.

Опустив запасное колесо, отвер­нуть гайку стяжного болта 3, вы­нуть болт и выкатить колесо из виль­чатого рычага. Отвернуть гайки бол­тов крепления запасного колеса к пластине и снять пластину крепления запасного колеса.

Устанавливать запасное колесо в держатель следует в обратном по­рядке. При этом после затягивания гайки стяжки 11 необходимо осла­бить трос лебедки, чтобы избежать перетирания его о ролики.