Устройство, колеса, шины, держатели запасного колеса
Устройство
Колеса. Автомобили семейства ЗИЛ-133 оборудованы дисковыми колесами с шинами низкого давления. Колеса переднего моста — одинарные, промежуточного и заднего мостов — сдвоенные. Колесо (рис. 9.1) разборное, трех компонентной конструкции. Состоит из диска 7 с ободом в сборе, бортового кольца 4 и замочного кольца 5. Замочное кольцо разрезное, а обод имеет несквозной паз для прохода вентиля 6. На колесо смонтирована шина, состоящая из покрышки 3, ободной ленты 2 и камеры 1 с вентилем 6.
Колесо имеет обозначение 7,0 — 20 (178 — 508), первая цифра которого показывает ширину обода между закраинами, а вторая — посадочный диаметр (все в дюймах). В скобках приведено обозначение этого же колеса с размерами, выраженнымн в миллиметрах.
На ступице колесо устанавливается с помощью восьми шпилек. Колеса переднего моста и наружные колеса промежуточного и заднего ведущих мостов закрепляются и центрируются с помощью гаек со сферическими поверхностями (см. рис. 6.1)
Внутренние колеса промежуточного и заднего ведущих мостов закрепляются колпачковыми гайками (футорками), имеющими наружную и внутреннюю резьбу. Колпачковые гайки имеют сферические пояски, с помощью которых центрируется внутреннее колесо при навертывании колпачковой гайки на шпильку. Наружная резьба колпачковой гайки служит для навертывания гайки наружного колеса.
Для обеспечения центрирования крепежные отверстия дисков колес имеют сферические фаски, выполненные с двух сторон. Двусторонняя зенковка фасок обеспечивает возможность центрирования колеса как при его одинарной установке, так и при его перевороте, необходимом в случае сдвоенной установки колес. Сферические фаски одновременно с центрированием дисков обеспечивают фиксацию гаек и предохраняют их от самопроизвольного отвинчивания.
Предотвращение самоотвинчивания гаек, наблюдающегося при эксплуатации, особенно при резком трогании или торможении автомобиля, обеспечивается также за счет применения на деталях крепления колес правой и левой резьбы. Так, шпильки и гайки крепления колес правой стороны автомобиля имеют правую резьбу, левой стороны — левую. Шпильки с левой резьбой маркируются буквой «Л», а гайки — углублениями на ребрах.
Диск колеса имеет специальные окна, обеспечивающие свободный доступ к вентилю внутренней шины сдвоенного колеса без снятия наружного колеса.
Шины. На автомобилях семейства ЗИЛ- 133 устанавливаются пневматические камерные шины 260 — 508 или 260— 508Р. Первая цифра в обозначении указывает размер ширины профиля шины, а вторая — размер внутреннего диаметра шины. Буква «Р» служит для обозначения шин типа Р, т.е. с радиальным расположением нитей корда в каркасе (в отличие от шин с диагональным расположением нитей корда).
На автомобиле 311Л-133Г1 могут устанавливаться шины обоих типов, а на автомобилях ЗИЛ-133Г2, -133ГЯ, -133ВЯ — только шины типа Р. Оба типа шин взаимозаменяемы, однако, не допускается устанавливать на один автомобиль шины разных типов.
Особенности конструкции шин типа Р обеспечивают повышение их ходимости, повышают плавность хода автомобиля и его экономичность за счет снижения потерь на преодоление сопротивления качения. Однако меньшая боковая жесткость шин типа Р требует строгого контроля за давлением в шинах, так как снижение его против нормы может ухудшить устойчивость и управляемость автомобиля, т.е. повлиять на безопасность его движения, а также привести к ускоренному разрушению боковин, каркаса и бортов покрышек.
Рис. 9.1. Колесо с шиной.
На автомобиле 311Л-133Г1 давление в шинах 260 — 508 колес переднего моста и запасного должно быть 4.8 кгс, см2, а колес промежуточного и заднего ведущих мостов 3.5 кгс см2. При установке на- автомобиле ЗИЛ-133Г1 шин 260-508Р давление в них должно быть соответственно 5,5 и 4,5 кгс см2. На автомобилях ЗИЛ-133Г2, -133ГЯ, -133ВЯ давление в шинах 260—508Р должно быть соответственно 6,3 и 5,2 кгс/см2; 7,3 и 5,3 кгс/см2; 6,5 и 5.0 кгс/см2.
Каждое устанавливаемое на автомобиль колесо в сборе с шиной на заводе-изготовителе отбалансировано. Допустимый дисбаланс 3 кгс см. Повышенный дисбаланс устраняется установкой балансировочных грузов. При установке балансировочных грузов следует избегать ударов по пружине. Пружина установленного груза должна охватывать бортовое кольцо, а сам груз должен войти в углубление бортового кольца и быть плотно прижат к замочному кольцу.
Держатель запасного колеса автомобилей ЗИЛ-133Г2, -133ГЯ. Состоит из закрепляемого болтами 5 (рис. 9.2) на лонжероне 7 рамы кронштейна I с приваренным усилителем 6. Кронштейн 1 имеет
наклонную поверхность, которая облегчает установку и снятие запасного колеса. На наклонной поверхности и на части горизонтальной поверхности кронштейна сделан образующий вилку широкий вырез для прохода направляющей отбортовки опоры 11 запасного колеса. Вилка стянута приварным пальцем 2. К опоре 11 приварено ушко 10, в котором шарнирно на осях 14 установлены два откидных болта 13 ушка опоры. Каждый болт 13 центрируется в ушке 10 двумя распорными втулками 15. Оси 14 с обеих сторон удерживаются шплинтами 12. К ушку 10 приварены два болта 8. на которые устанавливается запасное колесо и с помощью которых оно закрепляется к ушку 10 двумя колесными гайками 9 Установленное на опору запасное колесо крепится к кронштейну 1 с помощью откидных болтов 13 с гайками 4, входящих в прорези ушков 3 кронштейна. Прорези ушков 3 с одной стороны выходят на край, чем обеспечивается свободное откидывание болтов 13 при не полностью свинченных гайках 4. С глухой стороны прорези ушков 3 имеют цековки под гайки 4, что не позволяет болтам 13 самопроизвольно откидываться от тряски во время движения по неровной дороге.
Для дополнительной опоры запасного колеса, установленного на держатель, служит упор 16.
Рис. 9.2. Держатель запасного колеса автомобилей ЗИЛ-133Г2, -133ГЯ.
Для снятия запасного колеса необходимо отвернуть на несколько оборотов гайки 4 откидных болтов 13, крепления опоры 11 запасного колеса к кронштейну 1, вывести болты 13 из пазов ушков 3 и выдвинуть вместе с опорой 11 колесо из-под платформы 154 так, чтобы болты 13 не мешали снятию колеса. Стоя перед колесом, потянуть его на себя. Соскальзывая с кронштейна 1 по наклонной плоскости, колесо поворачивается вертикально и спадает с него вниз. Запрещается стоять вплотную к автомобилю при сбрасывании колеса. Соскальзывающее колесо следует придержать руками за среднюю часть шины и опереть его на кронштейн. Отвернуть две гайки 9 крепления опоры 11 к диску колеса и снять ее.
Для установки запасного колеса необходимо опереть колесо на кронштейн, закрепить горизонтально опору И к диску колеса, навесить переносную лебедку 1 (рис. 9.3) на скобу платформы и, отведя собачку барабана рукой, размотать трос 2. Завести ветви троса симметрично с обеих сторон колеса 3 и зацепить крюки, имеющиеся на концах ветвей троса, за верхнюю полку лонжерона справа и слева от кронштейна 4 крепления запасного колеса, образовав две петли. Вращая гаечным ключом барабан лебедки, намотать трос. Поднимаемое в образовавшихся петлях троса колесо следует придерживать и направлять рукой. После подъема колеса на уровень кронштейна задвинуть его на кронштейн, завести в прорези ушков 3 (см. рис. 9.2) кронштейна откидные болты 13 и закрепить их гайками 4. Освободить петли троса, намотать его на лебедку и снять ее.
Рис. 9.3. Установка запасного колеса в держатель на автомобилях ЗИЛ-133Г2, -133ГЯ.
Держатель запасного колеса автомобиля ЗИЛ-133ВЯ. Запасное колесо установлено и закреплено в держателе вертикально за кабиной с правой стороны (рис. 9.4, и). Держатель установлен на раме и снабжен механической лебедкой с ручным приводом (рис. 9.4, б и е). На основании 5 закреплены опоры оси 12, на которой установлен откидной вильчатый рычаг 1.
Со стороны оси 12 рычаг 1 усилен приварной стяжной планкой, через которую проходит стяжка 11 с гайкой, которая закрепляет вильчатый рычаг неподвижно после установки в него запасного колеса.
Со стороны верхних концов вилки рычага связаны стяжным болтом 3 с гайкой и распорной втулкой с приваренной к ней пластиной 2 крепления запасного колеса. Запасное колесо устанавливается на болты, приваренные к пластине 2, и закрепляется гайками.
Для обеспечения подъема запасного колеса на основании держателя установлена стойка 6 роликов 4, а на вильчатом рычаге — кронштейн оси троса, на котором закреплен свободный конец троса 7. Другой конец троса закреплен на барабане 9 лебедки. Трос проходит между роликами. свободно установленными на осях стойки. При подъеме запасного колеса из держателя и при опускании в
барабана при подъеме запасного колеса осуществляется гайкой 8 с помощью надеваемого на нее накидного гаечного ключа. От обратного вращения барабан удерживается храповым колесом 10 с собачкой 15.
Механизм подъема запасного колеса включает в себя барабан лебедки с намотанным на него тросом, храповое колесо с собачкой, втулку 18 лебедки с навернутой на нее гайкой 8. кронштейн 13 с осями барабана и собачки.
Барабан закреплен от проворачивания на втулке лебедки с помощью шпонки 16, но может свободно перемещаться на втулке в продольном направлении Собачка поджимается к храповому колесу пружиной N.
Храмовое колесо 10 свободно установлено на втулке лебедки. С обеих сторон храпового колеса установлены фрикционные шайбы 17. Втулка 18 лебедки свободно установлена на оси. Гайка 8 лебедки имеет левую резьбу. Гладкой поверхностью отверстия гайка 8 опирается на ось. Все установленные на оси детали удерживаются на ней с помощью шплинтуемой гайки и плоской шайбы.
Гайка оси завертывается и затем шплинтуется с таким расчетом, чтобы между ее плоской шайбой и наружным торцом гайки 8 оставался зазор, необходимый дли того, чтобы обеспечить свободу небольшого осевого перемещения гайки 8 во время ее принудительного ослабления при опускании колеса.
Рис. 9.4. Установка запасного колеса автомобиля ЗИЛ-133ВЯ
При подъеме колеса, т.е. при вращении гайки 8 с помощью накидного ключа на себя, гайка навертывается на втулку 18 и зажимает храповое колесо через фрикционные шайбы. Таким образом, весь пакет деталей поворачивается вместе с гайкой лебедки как одно целое.
При опускании колеса гайка 8 должна быть несколько ослаблена с таким расчетом), чтобы момент трения, возникающий между торцами вращающихся втулки 18 и барабана и неподвижного храпового колеса, уравновешивал момент от веса опускаемого колеса. При этом условии опускание колеса будет плавным.
Процесс снятия запасного колеса с держателя и установки его в держатель состоит из трех этапов: подъем с помощью лебедки рычага с запасным колесом до положения, близкого к вертикальному; переталкивание вручную рычага с запасным колесом через мертвую точку; опускание рычага с запасным колесом с помощью лебедки.
Снимать запасное колесо с держателя рекомендуется в следующем порядке. Освободить откидной вильчатый рычаг, отвернув гайку стяжки 11. Встать, как показано на рис. 9.4, с. Надеть на гайку лебедки накидной ключ размером 46 мм, имеющийся в комплекте инструмента, удлинив его монтажной лопаткой. Одну руку надо держать на ключе, вторую — на монтажной лопатке. Повернуть конец монтажной лопатки вниз, поднять откидной вильчатый рычаг с запасным колесом на некоторую высоту. Снять с гайки ключ, перевести его в исходное положение и повторить описанное выше движение. При приближении откидного рычага с запасным колесом к вертикальному положению подъем лебедкой перекратить и вручную перетолкнуть откидной вильчатый рычаг с запасным колесом через мертвую точку. Повернуть ключ в обратную сторону и опустить запасное колесо на землю. Для предотвращения падения колеса при опускании необходимо, перед тем как снять ключ, затормозить лебедку поворотом ключа в сторону подъема. Только после этого можно снять ключ с гайки для его перестановки. Нельзя снимать 156 руки с ключа до затормаживания лебедки. Несоблюдение этого правила может привести к падению колеса и резкому вращению ключа с вставленной в него монтажной лопаткой, в результате чего возможны травмы окружающих и повреждение кабины автомобиля.
Опустив запасное колесо, отвернуть гайку стяжного болта 3, вынуть болт и выкатить колесо из вильчатого рычага. Отвернуть гайки болтов крепления запасного колеса к пластине и снять пластину крепления запасного колеса.
Устанавливать запасное колесо в держатель следует в обратном порядке. При этом после затягивания гайки стяжки 11 необходимо ослабить трос лебедки, чтобы избежать перетирания его о ролики.