Семейство автомобилей ЗИЛ-133

Глава 1. Семейство автомобилей ЗИЛ-133

О создании семейства ЗИЛ-133. Повышение производительности автомобильного транспорта — одна из актуальных задач народного хозяйства. Основными факторами, влияющими на производительность автомобиля, являются грузоподъемность и скорость движения. Поскольку техническим заданием на разработку семейства большегрузных автомобилей ЗИЛ-133 была установлена грузоподъемность автомобиля, равная 8 т, и одновременно ограничена осевая нагрузка на дорогу, определилось основное конструктивное решение поставленной задачи — автомобиль должен быть трехосным. В связи с тем, что автомобиль предназначался для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием и на грунтовых, а также для работы с сельскохозяйственными уборочными машинами, была принята конструктивная схема с колесной формулой 6 X X 4, т.е. с двумя ведущими мостами задней тележки. Такая схема автомобиля позволяет полнее реализовать его тяговые возможности, особенно при работе на грунтовых дорогах и на поле во время уборочных работ.

Все автомобили семейства первоначально проектировались как тягачи для работы в составе автопоездов с прицепом или полуприцепом. Однако в связи с необходимостью ступенчатого ввода в производство новых узлов и агрегатов автомобилей этого семейства решено было начать его выпуск с одиночного автомобиля 311Л-133Г1, установив на нем силовой агрегат ЗИЛ-130, т.е. бензиновый двигатель со сцеплением и коробкой передач, находящийся на производстве и хорошо зарекомендовавший себя в эксплуатации. Следующим этапом внедрения нового семейства в производство стала установка на автомобиль силового агрегата КамАЗ-740 с дизелем большой мощности и усиленной карданной передачей. Этот автомобиль получил обозначение ЗИЛ-133ГЯ. Значительный запас мощности даже при работе в составе автопоезда с прицепом и хорошие динамические и топливно-экономические показатели, полученные во время заводских испытаний, позволили поднять его грузоподъемность до 10 т. На базе автомобиля ЗИЛ-133ГЯ был создан седельный тягач ЗИЛ-133 ВЯ.

Одновременно велась работа по модернизации автомобиля ЗИЛ-133Г1. При этом опыт, накопленный в процессе доводки автомобиля ЗИЛ-133ГЯ, позволил распространить ряд конструктивных решений на автомобиль ЗИЛ - 133Г1. Реализация их в конструкции этого автомобиля дала возможность увеличить его грузоподъемность до 10 т. Эта модель получила обозначения ЗИЛ-133Г2. При этом внешний вид автомобиля, его назначение и размерные показатели остались без изменения. Так как с освоением ЗИЛ-133Г2 выпуск автомобиля ЗИЛ-133Г1 был прекращен, в настоящей книге для описания автомобиля с карбюраторным двигателем используется только обозначение ЗИЛ-133Г2. Все описанное в равной мере относится к ранее выпускавшемуся автомобилю ЗИЛ-133Г1.

Авторы с особым уважением называют имя ведущего конструктора семейства большегрузных автомобилей ЗИЛ-133—Михаила Васильевича Кашлакова — и выражают ему благодарность за помощь, оказанную при подготовке этой книги к изданию.

Общие сведения об автомобилях семейства ЗИЛ-133. Автомобили семейства рассчитаны на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от + 40° до — 40° С, относительной влажности воздуха до 98 % при 25° С, запыленности воздуха до 1 г/м3, скорости ветра до 20 м/с, и в районах, расположенных на высоте до 1500м над уровнем моря, при соответствующем изменении тягово-динамических качеств. Автомобили с бензиновым двигателем предназначены для одиночной работы (без прицепа), а автомобили с дизельным двигателем являются автомобилями тягачами, рассчитанными для работы в составе автопоезда с прицепом или полуприцепом.

Автомобиль с бензиновым двигателем — ЗИЛ-133Г2 (рис. 1.1) снабжен грузовой платформой и предназначен для перевозки различных грузов по дорогам с асфальтовым (бетонным) покрытием, а также для работы по грунтовым дорогам обычного состояния в любое время года, кроме периодов дорожной распутицы и снежных заносов. Допускается его эксплуатация в полевых условиях, если состояние грунта обеспечивает нормальную проходимость автомобиля.
Автомобили с дизельным двигателем — ЗИЛ-133ГЯ (рис. 1.2, 1.3) с грузовой платформой и ЗИЛ-133ВЯ — седельный тягач — предназначены для перевозки различных грузов по дорогам с асфальтовым (бетонным) покрытием.

Автомобили семейства ЗИЛ-133 могут выпускаться в виде шасси без грузовой платформы или седельного устройства. Шасси предназначаются для монтажа на них различных кузовов-фургонов, а также для производства различных специализированных и специальных автомобилей: пожарных, цистерн, телескопических вышек, подъемников и лестниц, заправщиков, коммунальных и др.

Автомобиль ЗИЛ-133Г2 рассчитан на перевозку груза массой Юти оборудован двигателем ЗИЛ-130 мощностью 150 л. с. Автомобили ЗИЛ-133ГЯ.-133ВЯ рассчитаны соответственно на перевозку груза 10 т и на груз 9,65 т, приходящийся на седельно-сцепное устройство. Они оборудованы двигателем ЯМЗ-740 мощностью 210 л. с. и специальной комплектации, предназначенной только для этих автомобилей.

Автомобили ЗИЛ-1 ЗЗГ2 и -133ГЯ имеют одинаковое расстояние между передним и промежуточным мостом, а на седельном тягаче ЗИЛ-133ВЯ это расстояние уменьшено. Расстояние между промежуточным и задним мостами одинаково у всех автомобилей семейства. Остальные технические данные автомобилей семейства ЗИЛ-133 приведены в табл. 1.1.

Автомобиль ЗИЛ-133Г2

Рис. 1.1. Автомобиль ЗИЛ-133Г2

Автомобиль-тягач ЗИЛ-133ГЯ

Рис. 1.2. Автомобиль-тягач ЗИЛ-133ГЯ

Седельный тягач ЗИЛ-133ВЯA

Рис. 1.3. Седельный тягач ЗИЛ-133ВЯA


Основным прицепом для автомобиля-тягача ЗИЛ-133ГЯ является прицеп ГКБ-8350, а для седельного тягача ЗИЛ-133В Я — полуприцепы ОдАЗ-9370 с бортовой платформой и ОдАЗ-9770 с кузовом-фургоном. Масса перевозимого груза прицепом ГКБ-8350 составляет 8 т, а полуприцепами ОдАЗ-9370,- 9770 соответственно 15 и 14 т. Допускается применение и других прицепов и полуприцепов, имеющих весовую характеристику, близкую к указанной. Для обеспечения соединения с тягачами прицепной состав должен иметь пневмо - и электровыводы, выполненные по ГОСТ 4365—67 (исполнение 1), и пневматический привод тормозной системы по ГОСТ 4364—81. Полуприцепы должны иметь сцепной шкворень по ГОСТ 12017—81.

Унификация деталей и узлов автомобилей семейства ЗИЛ-133. При создании семейства автомобилей ЗИЛ-133 было обращено особое внимание на обеспечение минимальных затрат на их производство и дальнейшую эксплуатацию за счет широкой унификации применяемых деталей и узлов как внутри семейства, так и с моделями автомобилей, уже находящихся на производстве.

Так, на автомобиле ЗИЛ-133Г2 полностью унифицирован с автомобилем ЗИЛ-130 силовой агрегат, включая двигатель со всеми системами и оборудованием, сцепление и коробку передач. Полностью унифицированы радиатор системы охлаждения двигателя, глушитель выпуска отработавших газов, привод управления сцепления, карданные шарниры, шлицевые соединения и размер труб карданных валов, редуктор заднего моста (с 1982 г.), рулевое управление с механизмом руля со встроенным гидроусилителем и насосом высокого давления, масляный радиатор, рулевое колесо с колонкой и карданным валом, шарниры рулевых тяг, колеса и шины, стояночный тормоз с приводом, рабочий тормоз, воздушный компрессор с регулятором давления, воздушные баллоны, тормозные камеры, кабина с оборудованием и оперение, приборы системы электрооборудования, включая генератор переменного тока с встроенным кремниевым выпрямителем, бесконтактный полупроводниковый регулятор напряжения, аккумуляторная батарея, контактно-транзисторная система зажигания, стартер, детали освещения и световой сигнализации, контрольно-измерительные приборы.

Таблица 1.1

Параметры Модель автомобиля
133Г1 133Г2 133ГЯ 133ВЯ
Основные параметры
Грузоподъемность (масса перевозимого груза), кг 8000 10000 10000 9650*
Собственная масса, кг 6875 6875 7610 6950
Полная масса, кг 15175 17175 17835 16825
» буксируемого прицепа 11500 22965*2
Распределение массы по мостам от автомобиля в снаряженном состоянии, кг:
на передний мост 2540 2540 3290 3290
» промежуточный и задний мосты 4335 4335 4320 3660
Распределение полной массы по мостам, кг
на передний мост 3450 3670 4460 4040
» промежуточный и задний мосты 11725 13505 13375 12785
Длина, мм 9000 9000 9250 7073
Ширина, мм 2500 2500 2500 2436
Высота снаряженного автомобиля (по кабине), мм 2395 2395 2405 2370
Погрузочная высота пола платформы снаряженного автомобиля, мм 1410 1410 1380 1318*3
Расстояние между осями, мм:
переднего и промежуточного мостов 4610 4610 4610 3700
промежуточного и заднего мостов 1400 1400 1400 1400
Колея колес, мм:
переднего моста 1835 1835 1835 1835
промежуточного и заднего мостов 1850 1850 1850 1850
Углы свеса, *:
передний (по бамперу) 42 42 35 35
задний 30 30 27 65
Дорожный просвет, мм:
под передним мостом 350 350 340 340
» промежуточным и задним мостами 250 250 235 235
Внутренние размеры грузовой платформы, мм:
длина 6100 6100 6100
ширина 2328 2328 2328
высота бортов без надставок 575 575 575
» с надставками 926 926 926
Эксплуатационные показатели*4
Максимальная скорость движения на высшей передаче, км/ч, не менее:
автомобиля (тягача) 80 80 85 85
автопоезда 80 80
Время разгона автомобиля *5 до скорости 60 км/ч, с, не более 50 100 50 50
Максимальный подъем, преодолеваемый без разгона, %, не менее:
автомобилем (тягачом) 25 25 25 25
автопоездом 18 18
Контрольный расход топлива *6 на 100 км пути, л, не более 46,3 48,3 26,6 38,6
Путь свободного качения *7 (выбег) со скорости 50 км/ч, м, не менее 700 900 900 900
Вместимость топливных баков, л 250*8 250*8 170 340*9
Наименьший радиус поворота по оси переднего внешнего (относительно центра поворота) колеса, м, не более 11 11 11,6 10,2
Наружный габаритный радиус поворота (по переднему бамперу), м, не более 11,6 11,6 12,1 10,7
Ширина коридора, занимаемая при повороте с наружным габаритным радиусом, м, не более 4,5 4,5 4,3 4,0
Железнодорожный габарит по ГОСТ 9238—73, в который при установке на железнодорожную платформу вписывается автомобиль:
без тента 02-Т 02-Т 02-Т 02-Т
с установленным тентом 1-Т 1-Т 1-Т
Тормозной путь со скорости 40 км/ч при применении рабочей тормозной системы, м, не более:
автомобиля (тягача) 17,2 17,2 17,2 17,2
автопоезда 18,4 18,4

__________

*1 Масса, приходящаяся на седельно-сцепное устройство от полуприцепа.
*2 Полная масса полуприцепа.
*3 Высота опорной поверхности седельно-сцепного устройства.
*4 Все показатели относятся к автомобилю или автопоезду полной массы и определены в дорожных условиях, соответствующих сухому ровному горизонтальному шоссе с гладким асфальтовым покрытием.
*5 Указанное время относится к автомобилю, начинающему разгон на прямой передаче в коробке передач со скорости 20 км/ч.
*6 Указанный расход топлива определен для полностью обкатанного и технически исправного автомобиля с приработанным двигателем, движущегося на прямой передаче в коробке передач со скоростью 60 км/ч. Замер производится в летнее время на шоссе, имеющем короткие подъемы не превышающие 0,5%. Расход устанавливается как средний из результатов двух заездов в обе стороны мерного участка. Температура жидкости в системе охлаждения двигателя при этом должна быть 80-95оС. Контрольный расход топлива служит для определения технического состояния автомобиля и не является эксплуатационной нормой. Указанный для ЗИЛ-133ВЯ контрольный расход топлива относится к автопоезду.
*7 Указанный путь определяется при нейтральном положении рычага управления коробкой передач до полной остановки автомобиля и является контрольным для проверки качества регулировки узлов ходовой части.
*8 Два бака по 125 л.
*9 Два бака по 170 л.

С автомобилем ЗИЛ-ММЗ-585 на автомобиле ЗИЛ-133Г2 унифицированы бензобаки и буксирная петля.

С автомобилем ЗИЛ-130 унифицированы отдельные детали рамы (1-я поперечина и задняя поперечина с рас-косом), передней подвески (сухари, стяжные болты, распорные втулки).

С автомобилем ЗИЛ-131 унифицированы амортизаторы передней под-вески, пальцы и втулки их крепления.

Также широко осуществлена унификация автомобилей ЗИЛ-133ГЯ и -133ВЯ с автомобилями действующего производства. На этих автомобилях используется силовой агрегат с двигателем КамАЗ-740 специальной комплектации, предназначенной для автомобилей ЗИЛ-133ГЯ и -133ВЯ и в основном унифицированный с силовым агрегатом, устанавливаемым на автомобилях КамАЗ. Топливные баки, карданные шарниры, шлицевые соединения и размер труб карданных валов унифицированы с автомобилем ЗИЛ-131. Тягово-сцепное устройство применено от автомобиля ЗИЛ-130. Кабина, кроме панели приборов, унифицирована с кабиной автомобиля ЗИЛ-130. С автомобилем ЗИЛ-130 унифицированы также некоторые детали оперения. Грузовая платформа унифицирована с платформой длиннобазного автомобиля семейства ЗИЛ-130, однако несколько усилена за счет введения дополнительной балки в связи с увеличением грузоподъемности .

Оригинальные детали и узлы автомобилей семейства ЗИЛ-133 унифицированы внутри семейства. Так, у ЗИЛ-133ГЯ 133ВЯ полностью унифицированы радиатор системы охлажжения двигателя и воздушный фильтр системы питания, глушитель выпуска отработавших газов, передний мост, передняя подвеска, за исключением рессор, задняя подвеска, промежуточный и задний ведущие мосты. Унифицированы элементы рам и профиль передней части лонжеронов.