Органы управления. Органы управления ЗИЛ-133Г2

Глава 2. Органы управления. Органы управления автомобиля ЗИЛ-133Г2

Расположение органов управления, размещенных в кабине, показано на рис. 2.1. Ручки управления снабжены табличкой с символами агрегатов, которыми они управляют. Под ручками управления установлены электрические выключатели и переключатели.

Спидометр 2 показывает скорость автомобиля (в км/ч), а установленный в нем суммарный счетчик — общий пробег (в км). Спидометр приводится гибким валом от редуктора, установленного на вторичном валу коробки передач.

Указатель 4 тока* показывает силу зарядного («+») или разрядного («—») тока аккумуляторной батареи в амперах.

Указатель 5 показывает температуру (в °С) в заднем водоотводящем канале выпускной трубы головки блока цилиндров.

По указателю 19 контролируется давление в системе смазки двигателя (в кг/см2).

Указатель 20 показывает количество топлива в баках, имеет шкалу с делениями 0; 0,5 и П, что соответствует пустому баку, половине объема и полному баку. Указатель уровня топлива связан с двумя датчиками (по числу баков) и показывает количество топлива в одном из баков в зависимости от положения ручки переключателя 12.

Двухстрелочный манометр 6 для контроля давления воздуха в системе пневматического привода тормозов имеет две шкалы: верхняя показывает давление в контуре привода тормозных механизмов колес переднего и промежуточного мостов, нижняя — в контуре привода тормозных механизмов колес заднего моста.

__________

* Новое по документации завода-изготовителя наименование амперметра.


Органы управления и указатели контрольно-измерительных приборов автомобиля ЗИЛ-133Г2

Рис. 2.1. Органы управления и указатели контрольно-измерительных приборов автомобиля ЗИЛ-133Г2.

Сигнальная лампа 1 перегрева охлаждающей жидкости с линзой красного цвета включается при температуре жидкости выше 11С° С. Датчик установлен в верхнем бачке радиатора.

Контрольная лампа 3 со светофильтром синего цвета загорается при включении дальнего света фар.

Сигнальная лампа 18 с линзой красного цвета включается при понижении давления в системе смазки до 0,3— 0,6 кгс/см2. Сигнальная лампа загорается при включении зажигания и выключается при работе двигателя. Кратковременное включение лампы при уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя и выключение ее при увеличении частоты вращения коленчатого вала не являются признаком неисправности системы смазки.

Контрольная лампа 21 с линзой зеленого цвета загорается при включении указателей поворота, выключается автоматически при обратном вращении рулевого колеса при выходе из поворота.

Выключатель 22 зажигания и стартера при повороте ключа по часовой стрелке в первое (фиксированное) положение включает зажигание, а при дальнейшем повороте ключа до упора (нефиксированное положение) включает стартер.

Ручка 17 центрального переключателя света может быть установлена в трех фиксированных положениях: 0 (нажата до отказа) — освещение выключено; I (вытянута на половину хода) — включены задние фонари, подфарники и противотуманные фары; II (вытянута полностью) — включены задние фонари и фары.

При включении задних фонарей (положения I и II) поворотом ручки переключателя по часовой стрелке включаются лампы освещения приборов, а дальнейшим вращением этой ручки регулируется яркость освещения приборов.

Ручка 15 служит для управления воздушной заслонкой карбюратора.
При вытягивании ручки на себя воздушная заслонка закрывается, а при нажатии на нее до отказа — открывается.

Ручка 13 предназначена для управления дроссельной заслонкой карбюратора. При вытягивании ручки заслонка открывается, а при нажатии на нее до отказа — закрывается. Во время движения автомобиля ручку держат нажатой до отказа.

Ручка 11 служит для управления краном стеклоочистителя. При повороте ее против часовой стрелки стеклоочиститель включается, а при дальнейшем вращении в этом же направлении скорость движения щеток 7 стеклоочистителя возрастает. При вращении ручки в обратном направлении скорость уменьшается.

Ручка 8 служит для управления заслонкой канала отопителя кабины и устройством для обогрева ветрового стекла. При вытянутой ручке заслонка открыта и основная масса теплого воздуха подается к ногам водителя, а небольшая часть идет на обдув ветрового стекла. При нажатой до отказа ручке заслонка закрыта и весь теплый воздух подается на обдув ветрового стекла. Перемещением ручки в промежуточные положения регулируется распределение теплого воздуха между обдувом стекла и отоплением.

Выключатель 16 включает и выключает лампу плафона кабины независимо от положения центрального переключателя света при выключенном зажигании и при отключенной аккумуляторной батарее (аварийное освещение).

Выключатель 14 служит для управления вентилятором кабины.

Выключатель 10 противотуманных фар двухпозиционный: правое положение — включено, левое — выключено. Выключатель работает при положении I центрального переключателя света.

Переключатель 9 электродвигателя 30 отопителя кабины трехпозиционный: левое положение — включена повышенная скорость, правое — пониженная скорость, среднее — электродвигатель выключен.

Ручка 26 служит для управления жалюзи радиатора. При вытянутой на себя ручке жалюзи закрыты, при нажатой до отказа — открыты. Устанавливая ручку в промежуточные положения, регулируют степень открытия жалюзи и интенсивность охлаждения двигателя.

Кнопка 24 связана с насосом обмыва ветрового стекла. При каждом нажатии на нее струи воды из двух форсунок 27 подаются под определенным углом на ветровое стекло. Одновременно при этом включают стеклоочиститель.

Ножной переключатель 23 света фар переключает фары с дальнего света на ближний и наоборот. Переключатель работает при положении II («фары включены») центрального переключателя света.

Рычаг 29 переключения передач в нейтральном положении удерживается пружиной напротив IV и V передач. Для установки рычага напротив I передачи и передачи заднего хода преодолевают сопротивление пружины предохранителя включения этих передач.

Рукоятка 31 управления заслонкой отопителя имеет три фиксированных положения: вертикальное — воздух
в отопитель может поступать только из кабины; наклонное — свежий воздух входит в кабину только через радиатор отопителя; горизонтальное — свежий воздух поступает в кабину как напрямую, так и через радиатор отопителя.

Рычаг 32 стояночного тормоза при-водит в действие центральный тормоз барабанного типа, установленный на вторичном валу коробки передач. Затормаживание осуществляется перемещением рычага на себя, а растормаживание — перемещением рычага от себя с предварительным нажатием на рукоятку поводка стопорной защелки.

Ручка 35 крана управления блокировкой межосевого дифференциала имеет два положения: вдоль кабины — дифференциал разблокирован, поперек кабины — заблокирован. Включают механизм блокировки межосевого дифференциала только во время стоянки автомобиля или при медленном движении.

Кнопка 39 электрического звукового сигнала установлена в центре рулевого колеса 38.

Кнопка 40 пневматического звукового сигнала приводится в действие левой ногой водителя.

Ручка 28 переключателя указателей поворота имеет три положения: среднее — нейтральное; нижнее — включен левый поворот; верхнее — включен правый поворот. При включении указателей поворота включается контрольная лампа, мигающая вместе с указателем поворота. При выходе из поворота ручка автоматически возвращается в нейтральное положение.

Выключатель 33 аккумуляторной батареи предназначен для отсоединения отрицательного полюса аккумуляторной батареи от корпуса (массы) автомобиля. При нажатой кнопке (защелке) А батарея выключена, при нажатой (до щелчка) кнопке Б — включена. При отключении массы аккумуляторной батареи остается включенным аварийное освещение: плафон кабины и розетка для переносной лампы, расположенная в кабине.

Одна штепсельная розетка переносной лампы установлена на потолке кабины, включена в цепь аварийного освещения и допускает подключение переносной лампы при выключенном зажигании и отключенной массе аккумуляторной батареи, другая — на задней поперечине рамы.

Рычаг 34 служит для отключения стопора салазок сиденья водителя (место установки водительского сиденья на рисунке показано со снятой подушкой).

Педали 25, 36 и 37 предназначены для управления соответственно сцеплением, дроссельной заслонкой карбюратора и рабочей тормозной системой.

Органы управления автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ

Расположение органов управления, размещенных в кабине, показано на рис. 2.2 (а и б).

Ручка 37 служит для управления жалюзи. При вытягивании ручки на себя жалюзи закрываются.

Кнопка 36 крана системы аварийного растормаживания служит для выключения стояночной тормозной системы в случае ее аварийного включения при движении автомобиля.

Тахометр 1 показывает частоту вращения коленчатого вала двигателя.

Указатель 2 уровня топлива в баке имеет шкалу с делениями 0; 0,5 и П. В шкалу встроена сигнальная лампа со светофильтром красного цвета, которая включается при уменьшении количества топлива в баке до 1/8 полной емкости.

Указатель 3 температуры охлаждающей жидкости показывает температуру жидкости в коробке термостатов. В шкалу встроена сигнальная лампа перегрева охлаждающей жидкости со светофильтром красного цвета, которая включается при повышении температуры выше 98° С.

Спидометр 4 показывает скорость автомобиля (в км/ч), а установленный в нем суммарный счетчик — общий пробег автомобиля (в км). В шкалу встроена сигнальная лампа со светофильтром синего цвета, которая загорается при включении дальнего света фар.

Указатель 5 тока показывает силу зарядного («+») или разрядного («—») тока аккумуляторной батареи в амперах.

Указатель 6 показывает давление в системе смазки двигателя (в кгс/см2). В шкалу встроена сигнальная лампа со светофильтром красного цвета, которая включается при понижении давления в системе смазки до 0,4— 0,8 кгс/см2.

Манометр 8 показывает давление в контуре привода тормозных механизмов колес переднего моста, манометр 7 — в контуре привода тормозных механизмов колес промежуточного и заднего ведущих мостов.
Контрольная лампа 9 со светофильтром красного цвета служит для контроля готовности к работе электрофакельного подогревателя (термостарта).

Контрольные лампы 10 и 11 со светофильтрами зеленого цвета и символами служат для контроля исправности ламп указателей поворота. Загораются при включении указателей поворота.

Контрольная лампа 12 со светофильтром зеленого цвета и символом служит для контроля исправности ламп опознавательных фонарей автопоезда и загорается при включении названных фонарей.

Контрольная лампа 13 со светофильтром красного цвета и символом служит для контроля за работой межосевого дифференциала и загорается при включении механизма его блокировки.

Контрольная лампа 14 со светофильтром красного цвета и символом служит для контроля за работой стояночной тормозной системы и горит прерывисто при включении этой системы.

Сигнальная лампа 15 со светофильтром красного цвета и символом включается при падении давления в контуре растормаживания стояночной тормозной системы.

Сигнальная лампа 16 со светофильтром красного цвета и символом включается при падении давления в контурах привода стояночной и запасной тормозных систем.

Сигнальная лампа 17 со светофильтром красного цвета и символом включается при падении давления в контуре привода тормозных механизмов колес промежуточного и заднего мостов.

Сигнальная лампа 18 со светофильтром красного цвета и символом включается при падении давления в контуре привода тормозных механизмов колес переднего моста.


Органы управления и указатели контрольно-измерительных приборов автомобилей ЗИЛ-133ГЯ

Рис. 2.2. Органы управления и указатели контрольно-измерительных приборов автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ:

1 - тахометр; 2 - указатель уровня топлива в баке; 3 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 4 - спидометр; 5 - указатель тока; 6 - указатель давления масла; 7, 8 - манометры системы пневматического привода тормозов; 9 - контрольная лампа электрофакельного подогревателя; 10 и 11 - контрольные лампы указателей поворота; 12 - контрольная лампа включения опознавательных фонарей автопоезда; 13 - контрольная лампа включениия блокировки межосевого дифференциала; 14 - контрольная лампа стояночной тормозной системы; 15 - сигнальная лампа падения давления в контуре растормаживания стояночной тормозной системы; 16 - сигнальная лампа падения давления в контурах привода стояночной и запасной тормозной систем; 17, 18 - сигнальные лампы падения давления в контурах привода тормозных механизмов соответственно колес задней тележки и колес переднего моста; 19 - блок предохранителей; 20 - переключатель противотуманных фар и фар ближнего света; 21 - переключатель датчиков указателя уровня топлива в баках (для ЗИЛ-133ВЯ); 22 - выключатель опознавательных фонарей автопоезда; 23 - выключатель освещения седельно-сцепного устройства при сцепке с полуприцепом (для ЗИЛ-133ВЯ); 24 - выключатель плафона; 25 - переключатель режимов работы отопителя кабины; 26 - выключатель системы аварийной сигнализации; 27 - выключатель для проверки контрольных ламп; 28 - рукоятка управления заслонкой канала отопителя; 29 - рукоятка управления подачей топлива; 30 - рукоятка останова двигателя; 31 - головка крана управления стеклоочистителем; 32 - реостатный регулятор степени освещенности приборов; 33 - выключатель электрофакельного подогревателя; 34 - кнопка дистанционного управления выключателем аккумуляторных батарей; 35 - выключатель приборов электрооборудования и стартера; 36 - кнопка крана системы аварийного растормаживания; 37 - ручка управления жалюзи радиатора; 38 - рулевое колесо; 39 - комбинированный переключатель; 40 - рычаг заслонки отопителя; 41 - ограничитель хода педали; 42 - педаль управления подачей топлива; 43 - педаль крана рабочей тормозной системы; 44 - педаль выключения сцепления; 45 - рукоятка крана стояночной тормозной системы; 46 - рычаг переключения передач коробки; 47 - переключатель передач делителя; 48 - кнопка крана вспомогательной тормозной системы; 49 - ручка крана блокировки межосевого дифференциала; 50 - кнопка насоса омывателя ветрового стекла.

Выключатель 26 системы аварийной сигнализации служит для одновременного включения всех указателей поворотов в мигающий режим. Аварийная система включается при вытягивании рукоятки выключателя. В головку рукоятки встроена контрольная лампа со светофильтром красного цвета и символом, которая служит для контроля работы системы аварийной сигнализации и загорается при включении аварийной системы сигнализации, которой пользуются на дороге при аварийном состоянии автомобиля.

Выключатель 35 служит для включения приборов электрооборудования и стартера. При повороте ключа по часовой стрелке до фиксации включаются приборы, при дальнейшем по-вороте ключа — включается стартер. Положение ключа при включении стартера — нефиксированное.

Комбинированный переключатель 39, установленный под рулевым колесом 38, служит для включения наружного освещения, звуковых сигналов. указателей поворотов и сигнализации светом фар (мигания). Схема включения переключателя показана на рис. 2.3.

Рукоятка 40 (см. рис. 2.2) управления заслонкой отопителя имеет те же положения, что и на автомобиле ЗИЛ-133Г2 (см. «Органы управления автомобиля ЗИЛ-133Г2»).

Схема включения комбинированного переключателя

Рис. 2.3. Схема включения комбинированного переключателя:

1 - правый указатель поворота; 2 - левый указатель поворота; 3 - электрический звуковой сигнал; 4 - габаритные фонари и фары ближнего и дальнего света; 5 - сигнализация светом фар; 6 - пневматический звуковой сигнал.

Рукоятка 45 крана стояночной тормозной системы имеет 2 фиксированных положения: переднее — стояночный тормоз выключен. При этом сжатый воздух из воздушных баллонов подается в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов и сжимает силовые пружины, благодаря чему растормаживаются тормозные механизмы колес промежуточного и заднего мостов: заднее — стояночный тормоз включен. При этом сжатый воздух выпускается из цилиндров пружинных энергоаккумуляторов, силовые пружины разжимаются и приводят в действие тормозные механизмы колес промежуточного и заднего мостов. Для вывода рукоятки из крайнего заднего положения при выключении тормоза ее вытягивают, чтобы снять с фиксатора, после чего она свободно возвращается в крайнее переднее положение. Промежуточные нефиксированные положения рукоятки используются при движении автомобиля для его притормаживания, интенсивность которого зависит от угла ее поворота.

Схема управления коробкой передач и делителем показана на рис. 2.2. в.