Коробка передач ЗИЛ-133
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Силовой агрегат оснащен десятиступенчатой коробкой передач, состоящей из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего приставного делителя передач. Делитель облегчает управление автомобилем, вдвое увеличивая число передач, позволяет получить передаточные числа, близкие к среднему значению двух соседних передач основной коробки, вследствие чего крутящий момент изменяется примерно в 1,22 раза. Каждому положению рычага переключения передач основной коробки соответствуют две передачи делителя. Так, при одном и том же положении рычага переключения передач в основной коробке передач можно увеличить скорость автомобиля, передвинув переключатель в положение «В» (высшая передача)», но при этом соответственно уменьшится крутящий момент. Для увеличения момента необходимо установить переключатель в положение «Н» (низшая передача). Таким образом имеется десять передач для движения вперед и две передачи для движения назад. Пятая низшая передача — прямая, а пятая высшая — ускоряющая.
Передачи в коробке передач переключают рычагом, расположенным справа от сиденья водителя, а в делителе — с помощью переключателя, вмонтированного в рукоятку рычага переключения передач. Для включения передачи в делителе нужно установить переключатель крана управления делителем в положение, соответствующее высшей или низшей передаче, нажать на педаль сцепления до упора и удерживать ее в этом положении около 1 с. При этом открывается клапан и происходит переключение передачи в делителе. Затем надо плавно отпустить педаль сцепления. Устанавливать кран делителя в нужное положение можно и заранее, а потом лишь выжать педаль сцепления до упора.
Трогаясь с места, передачу в делителе выбирают в зависимость от дорожных условий и загруженности автомобиля. При разгоне автомобиля до скорости 30— 40 км/ч достаточно переключать передачи лишь в коробке передач. При разгоне до большой скорости целесообразно использовать обе передачи делителя. Для этого переключатель делителя нужно перевести в положение «Н», выжать педаль сцепления до упора и включить следующую более высокую передачу в коробке. Рекомендуемая последовательность переключения передач при разгоне автомобиля с полной нагрузкой на дорогах с твердым покрытием: IB—IIB—IIIB—IVH—IVB—VH— VB*. То же в тяжелых дорожных условиях IH—IIH—IIIH—IVH—IVB—VH—VB.
Цифры означают номер передачи в коробке передач, а буквы — положение переключателя управления делителя.
Для перехода на более низкую передачу при увеличении дорожного сопротивления нужно перевести переключатель делителя в положение «В», нажать на педаль сцепления до упора, включить соответствующую передачу в коробке и плавно отпустить педаль сцепления.
Коробка передач крепится к картеру делителя, выполненному заодно с картером сцепления. Состоит из картера 3 (рис. 3.31), ведущего (первичного) 5, ведомого (вторичного) 25 и промежуточного 2 валов, механизма переключения передач, шестерен, синхронизаторов и подшипников с крышками. Шестерни на всех передачах, кроме I передачи и заднего хода, косозубые, постоянного зацепления.
Картер коробки отлит из серого чугуна. В переднем и заднем торцах соосно расточены 2 верхних и 2 нижних отверстия для установки заднего подшипника ведущего вала и заднего подшипника ведомого вала, а также переднего подшипника и стакана 28 заднего подшипника промежуточного вала. В заднем торце и в перегородке картера расточены 2 отверстия для установки оси 19 блока 14 шестерен заднего хода. Сверху картер закрыт крышкой 11.
В картере слева и справа имеются люки для установки коробок отбора мощности. Люки закрыты крышками 16. Допускается отбор мощности от коробки передач до 30 л.с.
Масло в картер заливают через горловину, расположенную на правой стенке картера. К пробке 4 горловины прикреплен указатель уровня масла. В нижней части картера имеются 2 сливных отверстия, закрываемых пробками 1. В передней пробке установлен магнит для улавливания металлических частиц — продуктов износа.
Передний роликовый подшипник ведомого вала коробки передач расположен в полости ведущего вала, а передний подшипник ведущего вала коробки передач установлен -в полости ведущего вала делителя. Шарикоподшипники ведущего и ведомого валов, а также роликовый сферический подшипник промежуточного вала застопорены от осевых перемещений относительно картера, поэтому они, помимо радиальных, воспринимают также осевые нагрузки. Блок шестерен заднего хода установлен на оси и вращается на двух роликовых подшипниках 13. Все шестерни ведомого вала установлены на специальных роликовых подшипниках.
1 передача и задний ход в коробке включаются с помощью зубчатой муфты, а остальные передачи — с помощью синхронизаторов.
В крышке коробки размещен механизм переключения передач. Каретки синхронизаторов и зубчатая муфта перемещаются вилками, которые закреплены установочными винтами на штоках, перемещающихся в отверстиях крышки. Для предотвращения одновременного включения двух передач между штоками установлен замок. Для предохранения от случайного включения передачи заднего хода или I передачи при движении автомобиля в крышке имеется предохранитель. В крышке заднего подшипника ведомого вала установлен привод спидометра. Для обеспечения правильного показания спидометра в зависимости от передаточного числа главной передачи и размера шин предусмотрены сменные червячные шестерни.
Рис. 3.31. Коробка передач:
1 - магнитная пробка; 2 - промежуточный вал; 3 - картер; 4 - пробка с указателем уровня масла; 5 - ведущий вал; 6, 24 - гайки; 7 - зубчатая муфта; 8 - конусное кольцо; 9 - крышка подшипника ведущего вала; 10, 17, 20 и 34 - прокладки; 11 - верхняя крышка; 12 - рычаг переключения передач; 13 - роликоподшипник; 14 - блок шестерен заднего хода; 15 - промежуточная шайба; 16 - крышка люка отбора мощности; 18 - упорная шайба; 19 - ось блока шестерен; 21 - крышка подшипника ведомого вала; 22 - червяк привода датчика спидометра; 23 - пружинная шайба; 25 - ведомый вал; 26 - фланец; 27 - стопорное кольцо; 28 - стакан подшипника; 29 - сферический роликоподшипник; 30 - крышка роликоподшипника; 31 - болт упорной шайбы; 32 - стопорная планка; 33 - упорная шайба; 35, 38, 39, 40 - шестерни соответственно I, II, III и IV передач на ведомом валу; 36 - втулка; 37 - шестерня заднего хода.
Ведущий вал коробки передач. Выполнен заодно с косозубой шестерней, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней привода промежуточного вала (см. рис. 3.31). Вал установлен на двух подшипниках. Передний роликовый подшипник расположен в полости ведущего вала делителя, задний шариковый подшипник— в отверстии переднего торца картера коробки передач. В канавку наружного кольца шарикоподшипника вставлено стопорное кольцо, которое вместе с крышкой 9 подшипника удерживает его от осевых перемещений. Крепление шарикоподшипника на валу осуществляется гайкой 6 через зубчатую муфту 7 и конусное кольцо 8. Гайка навинчивается до упора и рас- кернивается в двух местах. Зубчатая муфта установлена на шлицах вала и предназначена для передачи крутящего момента от ведущего валаделителя при включении низшей передачи.
Внутри ведущего вала имеются каналы для подвода масла к ведомому валу от маслонагнетающего устройства делителя передач. Соединение масляных магистралей ведущего и ведомого валов коробки передач осуществляется через втулку.
Задняя часть шестерни ведущего вала представляет собой конус, предназначенный для создания необходимой силы трения между ним и конусной поверхностью фрикционного кольца синхронизатора перед включением передачи, а посредством внутреннего зубчатого венца в полости шестерни происходит соединение ведущего вала с зубчатым венцом каретки синхронизатора при включении прямой (V) передачи. В той же полости находится гнездо переднего роликового подшипника ведомого вала. В шестерне имеются радиальные каналы для циркуляции масла.
Ведущий вал в сборе с задним подшипником после установки в отверстии картера закрывается крышкой 9. Для ограничения осевого зазора (не более 0,05 мм) между крышкой и наружной обоймой подшипника установлены прокладки.
Ведомый вал коробки передач. Установлен соосно с ведущим валом на двух подшипниках. Передний роликовый подшипник напрессован до упора в торце вала и зафиксирован от осевых перемещений стопорным кольцом в канавке вала. Задний подшипник от осевого перемещения фиксируется стопорным кольцом 27 (см. рис. 3.31), вставленным в канавку наружного кольца подшипника, и крышкой 21. Внутри вала имеются осевой и радиальные каналы для подвода масла. К подшипникам шестерен масло поступает от маслонагнетающего устройства делителя через канал в ведущем валу. Через радиальные каналы в шестернях происходит постоянная циркуляция масла, что обеспечивается соответствующей установкой втулок и шестерен на валу.
Передняя шлицевая часть ведомого вала, состоящая из трех нарезанных на валу зубчатых венцов, предназначена для установки каретки синхронизатора IV и V передач и для включения этих передач. Крайние зубчатые венцы и центральная часть среднего венца имеют уменьшенную толщину зуба, что предотвращает самовыключение IV и V передач на ходу автомобиля.
Шестерня 40 IV передачи ведомого вала постоянно находится в зацеплении с косозубой шестерней IV передачи промежуточного вала. Шестерня 40 свободно вращается на роликовом подшипнике, установленном на втулке. От осевых перемещений шестерня ограничена с одной стороны буртиком втулки, а с другой — упорной шайбой, которая зафиксирована от проворачивания замочной шпонкой с пружиной, расположенной в продольном пазе вала. Передняя часть шестерни представляет собой конус, соединяющийся с конусной поверхностью фрикционного кольца синхронизатора перед включением передачи.
Включение IV передачи происходит с помощью внутреннего зубчатого венца шестерни, который входит в зацепление с зубчатым венцом каретки синхронизатора.
Роликовые подшипники шестерен III, II, заднего хода и I передачи взаимозаменяемы.
Шестерня 39 III передачи находится в постоянном зацеплении с шестерней III передачи промежуточного вала. На цилиндрическую часть ступицы шестерни напрессовано кольцо с внутренним конусом для соединения с конусной поверхностью фрикционного кольца синхронизатора. Кроме того, шестерня имеет зубчатый венец для соединения с кареткой синхронизатора при включении III передачи.
Косозубая шестерня 38 II передачи находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом II передачи промежуточного вала. Соединение с конусной поверхностью кольца синхронизатора, а также с кареткой синхронизатора при включении II передачи осуществляется при помощи внутреннего конуса шестерни и зубчатого венца ступицы шестерни.
На средней шлицевой части ведомого вала между шестернями устанавливается каретка синхронизатора II и III передач. Шлицы состоят из трех зубчатых венцов, причем крайние венцы имеют уменьшенную толщину зуба.
Прямозубая шестерня 37 заднего хода находится в постоянном зацеплении с малым зубчатым венцом блока 14 шестерен заднего хода, а прямозубая шестерня I передачи — с зубчатым венцом промежуточного вала. Роликовые подшипники шестерен установлены на втулках, причем втулка 36 шестерни I передачи имеет зубчатый венец, по которому перемещается муфта включения I передачи и заднего хода. Соединение шестерен 35 и 37 с муфтой при включении передачи осуществляется при помощи зубчатых венцов на ступицах шестерен. Осевое перемещение шестерен ограничено упорной шайбой, расположенной между торцом втулки 36 и внутренним кольцом заднего шарикоподшипника ведомого вала.
Ведомый вал с шестернями и синхронизаторами в сборе устанавливается в картер коробки при снятой крышке 11 после монтажа ведущего и промежуточного валов. Одновременно на посадочное место вала и в отверстие картера напрессовывается задний подшипник до упора внутренним кольцом в шайбу. Подшипник фиксируется гайкой 24, навинченной на резьбовой конец вала, через фланец карданной передачи и червяк привода спидометра. Гайка раскернивается. Между крышкой и наружным кольцом подшипника для ограничения осевого зазора устанавливаются прокладки.
Промежуточный вал коробки передач. Установлен в нижней части картера на двух подшипниках. Передний роликовый подшипник напрессован на шейку вала до упора в стопорное кольцо. На заднюю шейку вала напрессовано до упора в торец шестерни внутреннее кольцо сферического подшипника. Наружное кольцо подшипника установлено в стакане 28 (см. рис. 3.31). Фиксация подшипника на валу осуществляется упорной шайбой, закрепленной на торце вала двумя болтами. Подшипниковый узел закрыт крышкой 30.
Прямозубые шестерни I передачи и заднего хода, а также косозубая шестерня II передачи изготовлены заодно с валом. Шестерня заднего хода находится в постоянном зацеплении с большим зубчатым венцом блока 14 шестерен заднего хода. Шестерня привода промежуточного вала и шестерни IV и III передач напрессованы на вал и установлены на сегментных шпонках. Все шестерни зафиксированы на валу стопорным кольцом, расположенным в канавке вала между роликовым подшипником и шестерней привода промежуточного вала.
Передний конец вала с шлицами предназначен для соединения с ведомым валом делителя.
Блок шестерен заднего хода. Вращается на двух роликовых подшипниках 13 (см. рис. 3.31). Ось блока вставлена в отверстия перегородки и заднего торца картера и зафиксирована стопорной планкой. Блок шестерен имеет два прямозубых венца. Венец большего диаметра находится в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала, а венец меньшего диаметра — с шестерней заднего хода ведомого вала. Осевое перемещение блока шестерен ограничивается двумя упорными шайбами, которые зафиксированы от проворачивания штифтами.
Рис. 3.32. Синхронизатор II и III передач.
Синхронизаторы. Предназначены для безударного включения передач. Синхронизатор II и III передач (рис. 3.32) состоит из каретки 3, двух фрикционных конусных колец 1 и 4, восьми блокирующих пальцев 2, четырех пальцев 7 фиксаторов 6, а также шариков (фиксаторов) и пружин 5.
Каретка устанавливается на шлицах средней части ведомого вала, а ее перемещение по шлицам происходит при помощи вилки, концы которой вставлены в кольцевую канавку каретки. Внутренние шлицы каретки состоят из трех зубчатых венцов. Зубья крайних венцов имеют меньшую толщину по сравнению со средним венцом и в комплексе с зубчатыми венцами ведомого вала образуют «замок», предотвращающий самовыключение передачи на ходу автомобиля. В каретке по окружности параллельно оси просверлены восемь отверстий под блокирующие пальцы 2 и четыре— под пальцы 7 фиксаторов. Отверстия под блокирующие пальцы имеют с обеих сторон фаски с углом, равным углу фасок на средней тонкой части блокирующих пальцев средней тонкой части блокирующих пальцев. В нейтральном положении пальцы устанавливаются в отверстиях каретки с зазором. На наружные концы пальцев 2 напрессованы конусные кольца. Торцы пальцев после напрессовки колец развальцовываются.
Пальцы фиксаторов 7, установленные в отверстиях каретки между внутренними поверхностями конусных колец, имеют в средней части канавку. В нейтральном положении в эту канавку под действием пружин входят шарики фиксаторов, предотвращая самопроизвольное перемещение каретки.
На конических поверхностях колец 1 и 4 имеются винтовые канавки для удаления масла при прижатии кольца синхронизатора к конусу шестерни, а также прямоугольные канавки, предназначенные для удаления продуктов износа.
При включении передачи, например III, каретка синхронизатора под действием вилки механизма переключения передач движется влево (см. также рис. 3.31) и через пальцы фиксаторов перемещает конусное кольцо до соприкосновения с конусом шестерни III передачи. При соединении конусных поверхностей под действием силы трения шестерня блокирующих пальцев. Фаски отверстий каретки упираются в фаски блокирующих пальцев, и дальнейшее перемещение каретки прекращается. После выравнивания окружных скоростей шестерни и каретки блокирующие пальцы занимают среднее положение относительно отверстий и каретка под действием вилки механизма переключения передач перемещается в осевом направлении в сторону шестерни. При этом шарики фиксаторов устанавливаются и зубчатый венец каретки бесшумно входит в зацепление с зубчатым венцом шестерни III передачи. Включение II передачи происходит аналогично.
Принцип действия синхронизатора IV и V передачи не отличается от принципа действия синхронизатора II и III передачи, но конструктивно он несколько иной (рис. 3.33).
Рис. 3.33. Синхронизатор IV и V передач.
Восемь блокирующих пальцев 2 синхронизатора одновременно являются пальцами фиксаторов. В нейтральном положении сухари 5 фиксаторов под действием пружин 6 входят в канавки пальцев. Каретка 2 устанавливается на шлицах передней части ведомого вала, а ее перемещение по шлицам осуществляется вилкой, в прорези концов которой входит кольцевой диск каретки. По окружности в торце диска (каретки) просверлены 8 глухих радиальных отверстий, предназначенных для установки пружин и сухарей фиксаторов. Перпендикулярно этим отверстиям просверлены по окружности диска восемь отверстий для установки блокирующих пальцев, причем оси этих отверстий пересекаются. Отверстия под блокирующие пальцы в диске с обеих сторон имеют фаски с углом, соответствующим углу фасок блокирующих пальцев. Внутренние шлицы каретки состоят из двух зубчатых венцов, которые в комплексе с зубчатыми венцами ведомого вала образуют «замок», предотвращающий самовыключение передач на ходу автомобиля. Кроме внутренних шлицев, каретка имеет два наружных зубчатых венца. Венец меньшего диаметра соединяется с внутренним венцом ведущего вала при включении V передачи, а больший венец соединяется с внутренним венцом шестерни IV передачи.
Фрикционные кольца 1 к 4 синхронизатора имеют внутренний конус. На поверхностях конусов имеются винтовые канавки для удаления масла. После напрес- совки колец на блокирующие пальцы, последние развальцовываются.
При включении любой передачи блокирующие пальцы вначале играют роль пальцев фиксаторов и перемещают фрикционные кольца до соприкосновения с соответствующим конусом (вала или шестерни). С возникновением момента трения каретка поворачивается относительно пальцев и они начинают выполнять роль блокирующих, поскольку фаски отверстий упираются в фаски пальцев и перемещение каретки прекращается. После выравнивания окружных скоростей пальцы занимают центральное положение. Каретка под действием вилки перемещается в сторону включаемой передачи. Сухари при этом утапливаются, сжимая пружины.
Включение передач. Осуществляется рычагом, установленным на крышке картера, коробки передач. Включение I передачи производится перемещением муфты I передачи и заднего хода по шлицам втулки 36 (см. рис. 3.31) шестерни I передачи назад до соединения ее с зубчатым венцом шестерни I передачи. При этом крутящий момент от ведущего вала коробки передач передается на шестерню привода промежуточного вала и далее через шестерню I передачи промежуточного вала передается на ведомый вал через шестерню 35, которая блокируется с ведомым валом зубчатой муфтой.
Включение II передачи осуществляется перемещением каретки синхронизатора II и III передач по шлицам ведомого вала вправо до входа ее в зацепление с зубчатым венцом шестерни 38 II передачи. При этом шестерня 38 через каретку синхронизатора блокируется с ведомым валом и передает крутящий момент от шестерни II передачи промежуточного вала.
Включение III передачи реализуется перемещением каретки синхронизатора II и III передач по шлицам ведомого вала влево до входа в зацепление с зубчатым венцом шестерни 39 III передачи. При этом шестерня 39 через каретку блокируется с ведомым валом.
Включение IV передачи производится перемещением каретки синхронизатора IV и V передач по шлицам ведомого вала вправо до входа в зацепление с зубчатым венцом шестерни 40 IV передачи.
Включение V передачи осуществляется перемещением влево каретки синхронизатора IV и V передач по шлицам ведомого вала до соединения с зубчатым венцом ведущего вала. При этом крутящий момент от ведущего вала через каретку синхронизатора непосредственно передается на ведомый вал.
Задний ход включается перемещением каретки I передачи и заднего хода по шлицам втулки 36 влево до соединения ее с зубчатым венцом шестерни заднего хода, которая находится в постоянном зацеплении с блоком 14 шестерен заднего хода.
Механизм переключения передач. Смонтирован в крышке картера коробки и состоит из рычага 12 (см. рис. 3.31) переключения передач, трех штоков 7, 14 и 15 (рис. 3.34) с вилками соответственно 6, 5, 3 трех фиксаторов положения штоков, предохранителя включения I передачи и заднего хода и замочного устройства для предотвращения включения двух передач одновременно.
Внутри крышки I имеются перегородки в отверстиях которых установлены штоки. В вертикальных отверстиях передней перегородки размещены стаканы 2 с пружинами 2 и шариками 8 фиксаторов штоков. Кроме того, в передней перегородке имеется горизонтальное отверстие, закрытое заглушками, где смонтировано замочное устройство включения I передачи и заднего хода. На верхнем торце крышки коробки закреплена на шпильках опора рычага переключения передач.
Каждый шток предназначен для включения двух передач. Для предотвращения самопроизвольного перемещения на каждом штоке имеются по три лунки, куда под действием пружин 9 входят шарики фиксаторов. На штоках установлены вилки переключения соответствующих передач. Вилки зафиксированы на штоках установочными винтами 4, которые стопорятся шплинтовочной проволокой. Для перемещении штоков и включения требуемой передачи на штоке I передачи и заднего хода и на штоке II и III передач установлены головки, зафиксированные установочными винтами, а головка IV и V передач выполнена заодно с вилкой. В головках штоков профрезерованы пазы, которые при нейтральном положении рычага совпадают.
Рис. 3.34. Механизм переключения передач.
В нейтральном положении рычаг переключения передач находится в среднем положении и его нижний конец входит в паз головки штока I и III передач. При перемещении рычага в кабине из нейтрального положения вправо или влево его нижний конец входит в паз головки штока IV и V передач или в паз головки штока I передачи и заднего хода. При движении рычага переключения передач вперед или назад перемещается тот шток механизма переключения передач, в пазе головки которого находится нижний конец рычага.
Для предохранения от случайного включения I передачи или заднего хода при движении автомобиля в отверстии головки штока I передачи и заднего хода установлен палец 13, который под действием штока 12 предохранителя постоянно упирается в рычаг переключения передач. Шток предохранителя также входит в отверстие головки и препятствует перемещению штока I передачи и заднего хода в продольном направлении.
При включении I передачи или заднего хода рычаг воздействует на палец 13, а тот в свою очередь, перемещает шток предохранителя, выводя его из отверстия в головке и сжимая при этом пружину. Шток I передачи и заднего хода в результате этого получает возможность продольного перемещения.
Для предотвращения одновременного включения двух передач имеется замочное устройство, состоящее из штифта И и двух пар шариков 10. Шарики располагаются во втулках между штоками, а штифт находится в отверстии среднего штока между шариками. Суммарная величина диаметров двух шариков больше толщины перегородок, разделяющих штоки, поэтому при перемещении среднего штока шарики замка полностью углубляются во втулки между штоками и, входя в лунки крайних штоков, заклинивают их. Длина штифта несколько больше толщины среднего штока (в сечении между лунками), поэтому при перемещении крайнего штока (например левого) два шарика, перемещаясь, заклинивают средний шток и сдвигают штифт, который, в свою очередь, воздействует на два других шарика и заклинивают ими правый шток. Таким образом, передвинуть любой из трех штоков можно только тогда, когда два других займут нейтральное положение.