Карданная передача КамАЗ-5320, -55102, -55111, -53212

КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА

Схема карданных передач автомобиля КАМАЗ зависит от колесной формулы (см. табл. 29).

Комплекты карданных валов для конкретных ав­томобилей зависят от колесной базы и передаваемо­го момента (см. табл. 30).

Карданная передача автомобилей 6х4 (рис. 173) состоит из двух карданных валов: привода промежу­точного 2 и заднего 4 мостов.

Карданная передача полноприводных автомобилей (рис. 172) состоит из четырех карданных валов: основ­ного вала между коробкой передач и раздаточной коробкой, вала привода промежуточного моста, вала привода заднего моста и вала привода переднего моста.

Карданные валы (рис. 174 и 175) изготовлены из тонкостенных труб, к одному концу которых приварена неподвижная вилка шарнира, а к другому — шлицевая втулка, соединенная со скользящей вилкой шарнира.

Все шарниры карданной передачи состоят из неподвижной или скользящей вилки, фланца-вилки и крестовины, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках.

Уплотнение (рис. 176) игольчатых подшипников комбинированное. Оно состоит из резиновой самоподжимной двухкромочной манжеты радиального уплотнения, встроенной в обойму подшипника, и двухкромочной торцовой манжеты, напрессованной на шип крестовины.

В конструкции карданных валов применено под­вижное шлицевое соединение, обеспечивающее не­обходимое изменение рабочей длины вала при дви­жении автомобиля. Для защиты шлицевого соедине­ния от попадания грязи и удержания смазочного материала карданные валы в местах соединения герметизированы. Смазочный материал удерживается во внутренней полости от вытекания заглушкой, завальцованной в шлицевой втулке, а также резино­выми войлочными кольцами, которые поджимают­ся гайкой.

На автомобилях КАМАЗ-53229,КАМАЗ-55111, КАМАЗ-65115 устанавливаются усиленные кардан­ные валы модели 4310 с круглыми фланцами. Кардан­ный вал привода среднего моста дополнительно уси­лен за счет увеличения диаметра трубы с 82 до 94мм.

Порядок эксплуатации, технического обслужива­ния и ремонта аналогичен изложенному в соответству­ющих разделах Руководства по техническому обслу­живанию и ремонту автомобилей КамАЗ типа 6х4.



Карданная передач КамАЗ-5320, -55102, -55111

Рис. 172. Карданная передача: 1 — вал привода переднего моста; 2 — основной вал; 3 — вал привода промежуточ­ного моста; 4 — вал привода заднего моста

Карданная передача КамАЗ-5320, -55102, -55111

Рис. 173. Карданная передача: 1 - вал привода промежу­точного моста; 2 - мост промежуточный; 3 - вал привода заднего моста; 4 - мост задний

Карданный вал КамАЗ-5320, -55102, -55111

Рис. 174. Карданный вал: 1 — фланец-вилка; 2 — игольчатый подшипник; 3 — уплотнение; 4 — крестови­на; 5 — скользящая вилка; 6 — гайка; 7, 9, 11 — разрезные шайбы; 8 — войлочное кольцо; 10 — резино­вое кольцо; 12 — вал; 13 — стопорная пластина; 14 — опорная пластина


Карданный вал КамАЗ-5320, -55102, -55111

Рис. 175. Карданный вал: 1 - фланец-вилка; 2 - вилка скользящая; 3 - гайка; 4 - вал; 5 - пластина замочная; 6 - пластина опорная; 7 - подшипник игольчатый; 8 - уплотнение торцевое; 9 - манжета радиального уплотне­ния; 10 - манжета торцевая; 11 - масленка; 12 - кре­стовина


Комбинирован­ное уплотнение игольчато­го подшипника крестови­ны КамАЗ-5320, -55102, -55111

Рис. 176. Комбинирован­ное уплотнение игольчато­го подшипника крестови­ны: 1 — стакан подшипни­ка; 2 — манжета радиаль­ного уплотнения; 3 — ман­жета торцовая; 4 — шип крестовины


ТАБЛИЦА 29

Схемы карданных передач автомобилей КАМАЗ

Неполноприводные Полноприводные
Кол-во осей 2 3 4 2 3 4
Модели автомобилей КАМАЗ 43253

53229

55111

65115

6540 4326

43114

43115

43118

6350
Кол-во карданов 1 2 3 3 4 5
Рисунок 173 172


ТАБЛИЦА 30

Карданные валы автомобилей КАМАЗ

Модели автомобилей КАМАЗ

Карданные валы

5322955111 65115532155411553228

43114

43115

43118

43266511144108

Основной вал

Отсутствует 43114

Вал привода переднего моста

Отсутствует Различные 5320 Различные

Вал привода промежуточного моста

5322953215 Различные нет Различные

Вал привода заднего моста

4310 532043265320

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

При сервисе 2:

— проверить состояние и зазор в шарнирах кар­данных валов, зазор не допускается;

— закрепить фланцы карданных валов.

Болты соединения фланцев карданных валов пе­реднего и заднего мостов должны быть затянуты с моментом 80—90 Нм (8—9 кгс·м), болты фланцев карданного вала промежуточного моста — 60—70 Нм (6—7 кгс·м), болты крепления фланцев основ­ного карданного вала — 120—140 Нм (12—14 кгс·м);

— смазать шарниры карданных валов.

При сервисе С проверить наличие зазора в шли­цевых соединениях карданных валов, зазор не до­пускается.

При значительном радиальном и торцовом зазо­рах в подшипниках крестовины нужно разобрать шарнир и заменить подшипники и крестовину. Сле­дует периодически проверять зазор в шлицевом соединении, отсоединив один из фланцев карданно­го вала. При наличии ощутимого зазора в шлицевом соединении заменить карданный вал.


РЕМОНТ

Карданные валы рекомендуется разбирать только в случае неисправности для замены деталей. Нельзя пользоваться молотком для разборки шарнира. Пе­ред разборкой нужно выдержать шарнир в бензине в течение 30 мин.

Для снятия подшипников карданных валов следу­ет использовать съемник И-801.33.000. Предвари­тельно надо снять опорные пластины фланца-вил­ки, разогнув стопорную пластину, и вывернуть бол­ты. Ввернуть болты 2 (рис. 177) съемника в отверстия вилки из-под болтов, упираясь наконечником 3 в подшипник, ввернуть винт 5 в траверсу 4 до выпрессовки смежного подшипника на 15—20 мм. Свер­нуть полоской наждачной шкурки выступающую часть подшипника и вынуть его из вилки. Так же снять второй подшипник вилки. Выпрессовать ман­жеты торцового уплотнения и снять фланец-вилку.


Снятие съемником подшипников карданных валов КамАЗ-5320, -55102, -55111

Рис. 177. Снятие съемником подшипников карданных валов: 1 - вилка; 2 - болт; 3 - наконечник; 4 - траверса; 5 - винт


Для снятия крестовины шарнира необходимо снять подшипники и манжеты торцовых уплотнений вил­ки вала.

Сборку шарнира следует производить только с использованием новых или вполне пригодных ман­жет из числа снятых ранее. Перед напрессовкой на шипы крестовины торцовых манжет нужно запол­нить отверстия в шипах крестовины консистентной смазкой 158 в количестве 4 г на каждое отверстие крестовины основного вала и вала привода проме­жуточного моста, 2 г на каждое отверстие крестови­ны вала привода переднего и заднего мостов. На- прессовку торцовых манжет рекомендуется произ­водить с использованием специальных оправок (рис. 178, 179).

Оправка напрессовки торцового уплотнения на шип кресто­вины заднего моста КамАЗ-5320, -55102, -55111

Рис. 178. Оправка напрессовки торцового уплотнения на шип кресто­вины заднего моста


Оправка для напрессовки торцового уплотнения на шип крестовины промежуточного моста КамАЗ-5320, -55102, -55111

Рис. 179. Оправка для напрессовки торцового уплотнения на шип крестовины промежуточного моста


Перед установкой игольчатых подшипников надо заложить 2 г консистентной смазки 158 в полость между рабочими кромками торцовой манжеты. В игольчатые подшипники перед сборкой заложить в каждый подшипник карданных валов привода пе­реднего и заднего мостов 4 г консистентной смазки 158;

— в каждый подшипник основного вала — 4,5 г;

— в каждый подшипник карданного вала привода промежуточного моста — 6,5 г.

Сборку крестовины с вилками производить одним из двух способов:

— торцовые манжеты предварительно напрессо­вать на два смежных шипа крестовины, после этого крестовину установить в вилку. Остальные торцовые манжеты установить на шипы через отверстия для подшипников в вилках и напрессовать на посадоч­ный поясок шипа;

— крестовину без торцовых манжет установить в вилки и после этого на шипы крестовины через отверстия для подшипников напрессовать торцовые манжеты.

Сборку шарнира с подшипниками необходимо производить только с применением ручного пресса. После запрессовки подшипников установить опор­ные и стопорные пластины. Болты затянуть с мо­ментом 14—17 Н·м (1,4—1,7 кгс·м) и законтрить загибанием одного из ушков стопорной пластины к грани головки каждого болта.

Сборка шарнира с применением молотка недопу­стима, так как из-за создавшегося в шарнире проти­водавления подшипник не встанет на место, а со­пряженные с ним детали могут быть повреждены; смазать шарниры с помощью пресс-масленок, зало­жив в полость шарниров основного вала 80 г смазки 158, вала привода переднего моста — 40 г, промежуточного — 96 г, заднего — 50 г.

Если необходимо смазать шлицевое соединение карданного вала, нужно разобрать вал, промыть шлицевое соединение, заложить в него свежий сма­зочный материал и снова собрать вал. Во время сборки карданного вала надо следить за тем, чтобы стрелки, выбитые на шлицевой втулке и скользящей вилке, были расположены одна против другой.

При смазывании шлицевого соединения в по­лость шлицевой втулки карданного вала привода промежуточного моста следует заложить 400 г смаз­ки Литол-24, а в полость шлицевой втулки основно­го вала — 150 г, вала привода переднего и заднего мостов по 200 г смазочного материала.

Для того, чтобы удалить лишний воздух из внут­ренней полости соединения и равномерно смазать шлицы, нужно 3—4 раза переместить скользящую вилку в шлицевой втулке при отпущенной гайке крепления манжеты шлицевого соединения.

После замены деталей следует динамически отба­лансировать карданные валы при 2000 мин-1 с точно­стью:

35 г·см — для карданных валов привода передне­го и заднего мостов;

50 г·см — для основного карданного вала;

100 г·см — для карданного вала промежуточного моста.

Балансировка карданных валов привода передне­го, промежуточного и заднего мостов осуществляет­ся приваркой балансировочных пластин.

Основной карданный вал балансируется подкла­дыванием балансировочных пластин под стопорную пластину болтов крепления опорной пластины на вилках.