Аккумуляторная батарея КамАЗ-5320, -53212, -5410

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ

Техническое описание

Свинцово-кислотная аккумуляторная стартерная батарея 6СТ-190ТР (6СТ-190ТМ) состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (элементов), собранных в термопластовом моноблоке полиэтиленовой композиции.

Аккумуляторы собраны из блоков отрицательных и положительных пластин размерами 135,5X143 мм, разделенных между собой сепараторами. Толщина отрицательных пластин 1,9 мм, а положительных — 2,3 мм. Число отрицательных пластин в блоке 15, а положительных — 14. Сепараторы батарей 6СТ-190ТР изготовлены из мипора, а сепараторы батареи 6СТ-190ТМ— из мипласта.

Ниже приведена техническая характеристика аккумуляторной батареи:


Тип батареи 6СТ-190ТР (6СТ-1Э0ТМ)
Число батарей 2
Номинальное напряжение ба­тарей, В 12

Номинальная емкость при температуре электролита 23—27 °С, А·ч:

в 20-часовом режиме раз­ряда 190
» 10- » » » 170
Сила тока при режиме разря­да, А
20-часовом 9,5
10-часовом 17
Габаритные размеры, мм 519Х238Х238
Масса, кгс
без электролита 57,2
с электролитом 71,7
Сила тока при режиме заряда, А
20-часовом 19
10-часовом 17


Для удобства заливки и контроля уровня электролита в эксплуатации отверстие в крышке аккумулятора выполнено с глубокой горловиной (тубусом).

Аккумуляторы соединены в батарею по­средством межэлементных соединений, кото­рые для уменьшения внутреннего сопротив­ления батареи выполнены с медными вставка­ми. На межэлементном соединении между третьим и четвертым аккумуляторами имеется маркировка, где указаны тип батареи, номер технических условий, которым она соответ­ствует, год и месяц выпуска и товарный знак завода-изготовителя.

Полюсные выводы батареи выполнены под болтовое соединение с резьбой М10 и крепятся к моноблоку двумя винтами. С целью исключения случайных коротких замыканий полюсные выводы закрыты клеммной крыш­кой. Сверху батарея защищена крышкой, снижающей загрязнение поверхности.


Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние. Аккумуляторные батареи выпускаются заводами в сухозаряженном ис­полнении. Для приведения их в рабочее состояние приготовьте электролит соответст­вующей плотности, залейте в аккумуляторы и при необходимости после пропитки пластин подзарядите батареи. Приготовление электро­лита, заливка его в аккумуляторы и заряд батарей должны производиться в соответст­вии с инструкцией по эксплуатации аккуму­ляторных батарей. От качества приведения батарей в рабочее состояние зависит надеж­ность дальнейшей их эксплуатации.

Плотность электролита, заливаемого в ак­кумуляторные батареи, зависит от климати­ческого района эксплуатации.

Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше +25 °С в условиях умеренного климата и не выше + 30 °С в условиях тропиков. При более высокой температуре электролиту следует дать остыть.


Техническое обслуживание

При ТО-1 проверьте уровень электролита в аккумуляторных ба­тареях. Электролит должен касать­ся нижнего торца тубуса заливной горловины. При необходимости до­лейте дистиллированную воду (непосредственно перед выездом авто­мобиля на линию).

Доливать электролит допускается только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет выплескивания или утечки электролита. При этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, как и электролита в батарее. Причиной выплескивания электролита могут быть неплотная посадка герметизи­рующих пробок, а причиной утеч­ки — трещины моноблоков, а также отслоения и трещины мастики.


При ТО-2 выполните следующие операции:

— очистите батареи от пыли и гря­зи. Электролит, пролитый на поверх­ность батареи, вытрите чистой ве­тошью, смоченной 10%-ным водным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом. Нако­нечники проводов и выводы смажь­те техническим вазелином;

— проверьте и, при необходимости, прочистите вентиляционные отвер­стия;

— смажьте клеммы и перемычки аккумуляторных батарей;

— проверьте состояние и правиль­ность прокладки стартерных прово­дов (провода не должны касаться острых кромок и не должны быть пережаты);

— доведите до нормы плотность электролита в аккумуляторных ба­тареях.

Разность плотности электролита в элементах батареи при нормаль­ном уровне не должна превышать 0,02 г/см3, в противном случае батарею необходимо снять с автомо­биля и поставить на заряд. В конце заряда проведите корректировку плотности.

Плотность электролита не следует измерять после включения батареи на разряд токами большой вели­чины (включение стартера), а также непосредственно после доливки дис­тиллированной воды, так как в этих случаях будет получен заведомо неверный результат.

Батареи, разряженные зимой более чем на 25%, а летом более чем на 50%, снимите с автомобиля и заряди­те на зарядной станции.

Необходимо особенно тщательно следить за тем, чтобы состояние батарей было одинаковым. При недо­статочной емкости аккумуляторов в одной из батарей продолжительность их разряда ограничивается емкостью неисправной батареи. В случае же продолжения разряда возможна переплюсовка аккумуляторов батареи. Поэтому необходимо помнить, что на заряд батареи снимаются обе одновременно.


Ремонт

Внимание! В случае обнару­жения неисправностей при соблю­дении правил эксплуатации и обслу­живания батарей до истечения га­рантийного срока службы (в течение 18 мес с момента ввода в эксплуата­цию при пробеге не более 60 тыс. км) составьте акт-рекламацию. Заводом- изготовителем не рассматриваются рекламации по батареям, подвергав­шимся вскрытию и имеющим меха­нические повреждения.

Перед ремонтом батарею очистите от пыли и грязи жесткой воло­сяной щеткой и протрите влажной ветошью.

После этого тщательно осмотрите моноблок, заливочную мастику, межэлементные соединения и полюсные выводы, проверьте уровень и плотность электролита в аккумуляторах, измерьте э. д. с.

Ремонт аккумуляторов, связанный с их разборкой, устранением меха­нических повреждений, постановле­нием технических характеристик, проводится квалификационным пер­соналом в условиях специализиро­ванной мастерской.

Текущий ремонт проводится по следующим браковочным признакам: трещины в заливочной мастике, отслоение мастики, повышенный саморазряд (более 2% номинальной емкости в сутки), частичная сульфатация и отклонения э. д. с. на банках батарей более чем 0,3 В.


Трещины в заливочной мастике ремонтируются традиционными мето­дами с помощью электропаяльника со специальными насадками. Температура расплавленной мастики при ее заливке на места отслоений должна быть в пределах 190— 220 °С, заливаемую поверхность необходимо очистить от электролита нейтрализующим раствором.


При повышенном саморазряде прежде всего следует выявить его причины. Такими причинами могут быть: загрязнение поверхности электролитом при небрежной заливке или бурном газовыделении при зарядке. Косвенной причиной саморазряда может быть повышенный ток заряд­ки аккумулятора на автомобиле. Саморазряд может возникнуть при использовании нестандартного элект­ролита, загрязненной воды или кис­лоты. В последнем случае электро­лит следует слить, промыть акку­мулятор дистиллированной водой и сразу залить стандартный электро­лит.

Иногда сложности возникают при определении сульфатации пластин, так как внешние признаки этого явления похожи на повышенный саморазряд батарей или ее элемен­тов. Сульфатация возникает при длительном нахождении батарей в разряженном состоянии, системати­ческой недозарядке батарей, сниже­нии уровня электролита ниже верх­него края пластин и в случае приме­нения электролита более высокой плотности, чем предусмотрено для данных климатических и сезонных условий.


Признаки сульфатации следую­щие:

— быстрое повышение температуры электролита при зарядке;

— очень медленное повышение плот­ности электролита при разрядке;

— газовыделение начинается гораз­до раньше, чем у исправных аккуму­ляторов (нередко при включении на зарядку);

— при контрольном разряде сульфатированная батарея отдает емкость значительно ниже исправной.

Частичную сульфатацию, разры­вы и коробление пластин можно устранить длительным (до 24 ч и более) зарядом батарей. Батарею заряжайте до тех пор, пока плот­ность электролита и напряжение не будут постоянными в течение 5—6 ч. Если длительным зарядом сульфа­тация не устранилась, разрядите ак­кумулятор током 19 или 9,5 А до на­пряжения 1,70 В, слейте из батареи электролит, промойте аккумуляторы дистиллированной водой и проверь­те, нет ли короткого замыкания. В случае обнаружения замыкания пластин частицами осыпавшейся ак­тивной массы аккумулятор необхо­димо разобрать. Затем залейте в ак­кумуляторы слегка подкисленную дистиллированную воду и через час после заливки зарядите батарею то­ком, сниженным наполовину от но­минального. Заряжайте до тех пор, пока плотность и напряжение не бу­дут постоянными в течение 5—6 ч, затем доведите плотность до нор­мальной и проведите контрольный разряд. Если аккумуляторная бата­рея отдала меньше 75% номиналь­ной емкости, то повторите указан­ные операции.


«Отстающий» аккумулятор (сни­жающий емкость батарей более чем на 10%) можно определить по сле­дующим признакам: плотность элек­тролита в отстающем аккумуляторе при зарядке батареи повышается значительно медленнее, чем в ис­правных аккумуляторах, и не дости­гает необходимой величины; напря­жение в конце зарядки ниже, а тем­пература электролита выше, чем в исправных аккумуляторах. «Отстаю­щие» аккумуляторы можно обнару­жить при зарядке на зарядной стан­ции, а также при контрольном раз­ряде во время контрольно-трениро­вочного цикла.

«Отстающие» аккумуляторы дозаряжайте отдельно — по окончании зарядки исправных аккумуляторов батареи. Для этого к межэлементным соединениям «отстающего» ак­кумулятора присоедините провода через дополнительный реостат и за­ряжайте тем же током и по тем же правилам, что и при зарядке бата­реи. Затем проведите контрольный разряд батареи. Если исправляемый аккумулятор разрядится до 1,7 В раньше других аккумуляторов бата­реи, вновь дозарядите его отдельно, как указано выше.


Обрывы электрической цепи бата­реи обнаруживаются по отказу в ра­боте стартера. Неисправный акку­мулятор показывет без нагрузки малую величину э. д. с., а под на­грузкой — низкое напряжение. При­чинами обрыва могут быть расплав­ление или облом полюсного вывода батареи, обрыв блоков пластин, на­рушения межэлементного соедине­ния.

Внутренние обрывы электрической цепи могут стать причиной разрыва моноблока из-за взрыва газа от искры.

Нарушение пайки межэлементно­го соединения устраните приваркой нарушенного соединения угольным электродом. При наличии внутрен­него обрыва аккумулятор необходи­мо разобрать, затем отремонтиро­вать блок пластин с полюсными вы­водами.

При ремонте и измерении конт­рольных параметров аккумуляторов 6СТ-190ТР (6СТ-190ТМ) необхо­димо учитывать их конструктивные особенности, обусловленные приме­нением прогрессивных материалов, которые позволяют получить малое внутреннее сопротивление, а также конструктивное исполнение межэлектродных соединений. По этой причине определение напряжения стандартной нагрузочной вилкой приводит к большой погрешности из­мерений.

Проверку технического состояния аккумуляторов можно проводить расчетным путем по плотности элект­ролита с использованием формулы


В =0,84 + Р,


где В — напряжение на клеммах ак­кумулятора, В;

Р — плотность элект­ролита, г/см3, приведенная к 15°С.