Глава 1.12. Коленчатый вал MAN L 2000
Коленчатый вал кованный, стальной. Противовесы выполнены за одно с коленчатым валом.
Рис. 1.17. Коленчатый вал.
« Снимите масляный поддон и подводящую трубку масляного насоса.
« Снимите вентилятор, ступицу и картер.
♦ Снимите картер распределительного механизма, маховик двигателя и кожух маховика.
♦ Снимите крышки шатунов и опустите узлы «шатун-поршень».
Крышки подшипников пронумерованы. Подшипник с номером N91 установлен со стороны распредели- тельного механизма. Перед снятием необходимо убедиться в наличии номеров, и в случае отсутствия - нанести их.
♦ Сначала отверните болты крепления крышки центрального подшипника, а затем - остальных.
♦ Снимите крышки и положите их на подставку.
Рис. 1.18. Шильда, закрепленная на правой стенке блока цилиндров рядом с воздушным компрессором содержит информацию о том, что начальный («нормальный) размер коренных и шатунных шеек коленчатого вала, гнезд толкателей и седел клапанов этого двигателя соответствует размеру «класса 1». Эта информация должна учитываться при проведении ремонтных работ. Для этого в ячейке №1 (показана на рис. стрелкой) могут быть выбиты следующие буквы: Р: шатунные шейки коленчатого вала, Н: коренные шейки коленчатого вала, Б: гнезда толкателей. Сёдла клапанов не имеют метки, их при- надлежность к тому или иному размерному классу может быть определена только измерением.
Рис. 1.19. В дополнение к указаниям на шильде коренные и шатунные шейки размера «класс 1» маркируются нанесением меток серой краской и буквами «НР».
A. Частичный продольный разрез передней части коленчатого вала.
B. Коленчатый вал. Вид спереди.
♦ Одновременно снимайте вкладыши, нумеруя их в соответствии с номерами крышек подшипников.
♦ Закрепите коленчатый вал стропами и извлеките его из блока цилиндров.
♦ Проверьте максимальную овальность по отношению к крайним опорам.
♦ Измерьте диаметры корень и шатунных шеек. Допускается 1 четырёхкратная шлифовка.
Внимание! Некоторые коленчатые валы могут иметь диаметры коренных и шатунных шеек соответствующие размерам "Класс 1". В этом случае после снятия коленчатого вала их можно обнаружить отличительно метки, нанесённые серой краской буквы "Н" и "Р", расположенные на шатунной шейки цилиндра № 1.
Установка коленчатого вала
Убедитесь в том, что смазочные каналы не засорены.
Проверьте степень износа вкладышей. После шлифования коренных и шатунных шеек рекомендуется проверить диаметральный зазор коленчатого вала.
Это операция может быть осуществлена двумя различными способами:
- с помощью компаратора и микрометра;
- с помощью калиброванных пленок.
♦ При сборке сначала установите вкладыши с канавкой и отверстием для поступления смазки, затем установите остальные полувкладыши в крышки подшипников.
♦ Проведите предварительную сборку крышек без установки коленчатого вала.
♦ Установите крышку, пронумерованную цифрой «1», (со стороны вентилятора) затем остальные - в порядке возрастания.
♦ Заверните болты рекомендованным моментом и углом затяжки.
♦ Измерьте внутренний диаметр установленных вкладышей и сравните измеренное значение с диаметром коренных шеек коленчатого вала.
♦ После проведения этой операции снимите крышки подшипников.
♦ Смажьте коренные шейки коленчатого вала и вкладыши.
♦ Закрепите коленчатый вал стропами и установите его в блок цилиндров.
Регулировка бокового зазора
Боковой зазор коленчатого вала регулируется установкой на подшипник N° 4 вкладышей с буртиками.
♦ После установки коленчатого вала на место, установите крышки подшипников, умеренно их затяните.
♦ При помощи микрометра проверьте боковой зазор коленчатого вала. Если боковой зазор отличается от рекомендованной величины, следует снять крышки подшипников и заменить вкладыши, определяющие боковой зазор.
♦ Снова установите коленчатый вал в блок цилиндров и установите крышки подшипников в оговоренном выше порядке. Сначала затяните болты крепления крышки центрального подшипника, а затем - остальных крышек.
♦ Убедитесь, что коленчатый вал вращается свободно, и снова проверьте боковой зазор.
♦ Соедините шатуны с шейками, установите шестерню на конец коленного вала и установите остальные элементы в порядке, обратном снятию.
Герметичность заднего подшипника
Герметичность заднего подшипника обеспечивается сальником с двумя буртиками, который установлен в гнезде, выбранном в центре картера маховика. Замена сальника не требует снятия двигателя.
♦ Снимите коробку переключения передач, сцепление, маховик и извлеките сальник из гнезда.
Для двигателей данного типа опорная поверхность под буртики сальника выточена непосредственно в коленчатом вале и в случае значительного износа не может быть подвергнута шлифовке.