Глава 1.12. Коленчатый вал MAN L 2000

Коленчатый вал кованный, стальной. Противовесы выполнены за одно с коленчатым валом.

Коленчатый вал MAN L 2000

Рис. 1.17. Коленчатый вал.

« Снимите масляный поддон и подводящую трубку масляного насоса.

« Снимите вентилятор, ступицу и картер.

♦ Снимите картер распределительного механизма, маховик двигателя и кожух маховика.

♦ Снимите крышки шатунов и опустите узлы «шатун-поршень».

Крышки подшипников пронумерованы. Подшипник с номером N91 установлен со стороны распредели- тельного механизма. Перед снятием необходимо убедиться в наличии номеров, и в случае отсутствия - нанести их.

♦ Сначала отверните болты крепления крышки центрального подшипника, а затем - остальных.

♦ Снимите крышки и положите их на подставку.

 Шильда MAN L 2000

Рис. 1.18. Шильда, закрепленная на правой стенке блока цилиндров рядом с воздушным компрессором содержит информацию о том, что начальный («нормальный) размер коренных и шатунных шеек коленчатого вала, гнезд толкателей и седел клапанов этого двигателя соответствует размеру «класса 1». Эта информация должна учитываться при проведении ремонтных работ. Для этого в ячейке №1 (показана на рис. стрелкой) могут быть выбиты следующие буквы: Р: шатунные шейки коленчатого вала, Н: коренные шейки коленчатого вала, Б: гнезда толкателей. Сёдла клапанов не имеют метки, их при- надлежность к тому или иному размерному классу может быть определена только измерением.

Маркировка вал MAN L 2000

Рис. 1.19. В дополнение к указаниям на шильде коренные и шатунные шейки размера «класс 1» маркируются нанесением меток серой краской и буквами «НР».

A. Частичный продольный разрез передней части коленчатого вала.

B. Коленчатый вал. Вид спереди.

♦ Одновременно снимайте вкладыши, нумеруя их в соответствии с номерами крышек подшипников.

♦ Закрепите коленчатый вал стропами и извлеките его из блока цилиндров.

♦ Проверьте максимальную овальность по отношению к крайним опорам.

♦ Измерьте диаметры корень и шатунных шеек. Допускается 1 четырёхкратная шлифовка.

Внимание! Некоторые коленчатые валы могут иметь диаметры коренных и шатунных шеек соответствующие размерам "Класс 1". В этом случае после снятия коленчатого вала их можно обнаружить отличительно метки, нанесённые серой краской буквы "Н" и "Р", расположенные на шатунной шейки цилиндра № 1.

Установка коленчатого вала

Убедитесь в том, что смазочные каналы не засорены.

Проверьте степень износа вкладышей. После шлифования коренных и шатунных шеек рекомендуется проверить диаметральный зазор коленчатого вала.

Это операция может быть осуществлена двумя различными способами:

- с помощью компаратора и микрометра;

- с помощью калиброванных пленок.

♦ При сборке сначала установите вкладыши с канавкой и отверстием для поступления смазки, затем установите остальные полувкладыши в крышки подшипников.

♦ Проведите предварительную сборку крышек без установки коленчатого вала.

♦ Установите крышку, пронумерованную цифрой «1», (со стороны вентилятора) затем остальные - в порядке возрастания.

♦ Заверните болты рекомендованным моментом и углом затяжки.

♦ Измерьте внутренний диаметр установленных вкладышей и сравните измеренное значение с диаметром коренных шеек коленчатого вала.

♦ После проведения этой операции снимите крышки подшипников.

♦ Смажьте коренные шейки коленчатого вала и вкладыши.

♦ Закрепите коленчатый вал стропами и установите его в блок цилиндров.

Регулировка бокового зазора

Боковой зазор коленчатого вала регулируется установкой на подшипник N° 4 вкладышей с буртиками.

♦ После установки коленчатого вала на место, установите крышки подшипников, умеренно их затяните.

♦ При помощи микрометра проверьте боковой зазор коленчатого вала. Если боковой зазор отличается от рекомендованной величины, следует снять крышки подшипников и заменить вкладыши, определяющие боковой зазор.

♦ Снова установите коленчатый вал в блок цилиндров и установите крышки подшипников в оговоренном выше порядке. Сначала затяните болты крепления крышки центрального подшипника, а затем - остальных крышек.

♦ Убедитесь, что коленчатый вал вращается свободно, и снова проверьте боковой зазор.

♦ Соедините шатуны с шейками, установите шестерню на конец коленного вала и установите остальные элементы в порядке, обратном снятию.

Герметичность заднего подшипника

Герметичность заднего подшипника обеспечивается сальником с двумя буртиками, который установлен в гнезде, выбранном в центре картера маховика. Замена сальника не требует снятия двигателя.

♦ Снимите коробку переключения передач, сцепление, маховик и извлеките сальник из гнезда.

Для двигателей данного типа опорная поверхность под буртики сальника выточена непосредственно в коленчатом вале и в случае значительного износа не может быть подвергнута шлифовке.