Глава 1.13 Шатун-поршень MAN L 2000
Снятие сборочной единицы поршень-шатун может производиться и при установленном двигателе.
Рис. 1.21. Узел "поршень-шатун"
♦ Снимите головки блоков цилиндров (см. соответствующий раздел), затем слейте масло и снимите поддон. Перед снятием крышек с шатунов убедитесь в наличии на них
меток попарного использования и маркировки привязки крышек и шатунов к своему установочному месту; в противном случае промаркируйте их.
♦ Пометьте каждый поршень относительно соответствующего цилиндра.
♦ Снимите крышки шатунов и протолкните поршень и шатун в сборе в верхнюю часть цилиндра, затем извлеките узлы из двигателя и снимите — нижней
♦ Зажмите шатун в тисках и с помощью специального зажима снимите поршневые кольца.
♦ Проверьте диаметр поршней общую высоту и высоту поршней пальца.
♦ Проверьте внутренний диаметр отверстия под поршневой палец в поршне при помощи калиброванной пробки.
♦ Очистите от загрязнений канавки для поршневых колец и проверьте их высоту, используя новые кольца.
Сборка
Поршень должен быть установлен на верхнюю головку шатуна таким образом, чтобы смещение камер сгорания располагалось со стороны противоположной приливу.
♦ Введите в поршень поршневой палец с установленной с одой стороны стопорной пружинной и затем установите вторую - пружинную шайбу.
Перед установкой поршневых колец рекомендуется проверить положение поршня в ВМТ по отношению к установочной плоскости блокам.
♦ Произведите черновую сбоку узла поршень-шатун без установки поршневых колец.
♦ Вставьте вкладыши в нижние головки шатунов и вкладыши в крышки нижних головок шатунов.
« Проверните коленчатый вал таким образом, чтобы шатунная шейка цилиндра п-1 установилась в положение ВМТ.
« Смажьте моторным маслом шатунные шейки и вкладыши шатунов.
4 Установите узел поршень-шатун в соответствующий цилиндр таким образом, чтобы смещение камеры сгорания в головке поршня оказалось со стороны, противоположной распределительному валу.
♦ Надавите на верхнюю часть поршня и проворачивайте коленчатый вал, чтобы установить поршень соответствующего цилиндра в положение НМТ.
♦ Установите крышку на головку шатуна в соответствии с меткой и затяните болты заданным моментом.
♦ Проверните коленчатый вал, чтобы установить поршни в ВМТ используя микрометр, проверить выступ каждого из них.
В случае если поршень выступает, проводить доработку (шлифование) верхней части головки поршня категорически запрещается. Следует проверить высоту поршневого пальца и расстояние между осями верхнего и нижнего подшипников. При необходимости замените детали, с несоответствующими параметрами.
Поршневые кольца
На каждый поршень устанавливаются три поршневых кольца.
♦ Проверьте зазоры в замке поршневых колец. При сборке в первую очередь установите маслосъёмное кольцо, затем уплотнительное кольцо и в последнюю очередь верхнее поршневое кольцо. Проверьте величину зазоров уплотнительного и маслосъёмного колец в проточках.
♦ Смажьте кольца моторным маслом и установите их на поршень.
Установка узлов поршень-шатун
♦ Установив вкладыши в нижнюю головку шатуна и крышку, смажьте моторным маслом опорную поверхность и шатунные шейки.
♦ Сожмите поршневые кольца при помощи специального приспособления.
♦ Установите поршень таким образом, чтобы смещение камеры сгорания находилось со стороны, противоположной распределительному валу.
♦ Установите шатунную шейку, соответствующую цилиндру № 1 в положение ВМТ, поместите шатун в сборе с поршнем в соответствующий цилиндр, надавите на головку поршня, одновременно поворачивая коленчатый вал таким образом, чтобы поршень оказался в НМТ.
♦ Установите крышку нижнего подшипника шатуна в соответствии с меткой.
♦ Затяните болты рекомендованным моментом.
♦ Повторите ту же операцию для остальных узлов «шатун-поршень«.
♦ Вновь проконтролируйте выступ каждого поршня относительно установочной плоскости.
♦ Установите головки блоков цилиндров на прежнее место (см. соответствующий раздел данной главы). Установите остальное оборудование, установите масляный поддон, залейте масло и охлаждающую жидкость.