Глава 5.2 Состав двигателя, устройство и работа КамАЗ-740

5.2 СОСТАВ ДВИГАТЕЛЯ, УСТРОЙСТВО И РАБОТА

Блок цилиндров является основной корпусной деталью двигателя и представляет со­бой отливку из чугуна СЧ25 ГОСТ 1412-85.

Отливку подвергают искусственному старению для снятия термических напряжений, что позволяет блоку сохранить правильные геометрические формы и размеры в процессе эксплуатации.

Два ряда цилиндровых гнезд, отлитых как одно целое с верхней частью картера, распо­ложены под углом 90° один к другому.

Левый ряд цилиндров смещен относительно правого вперед на 29,5 мм, что обусловле­но установкой на каждую шатунную шейку коленчатого вала двух шатунов рядом.

В каждом ряду имеется по четыре цилиндровых гнезда, выходящих на верхние обрабо­танные плоскости, которые служат привалочными поверхностями для головок цилиндров. Привалочные поверхности отличаются высокой плоскостностью и параллельностью оси расточек под подшипники коленчатого вала.

Каждое цилиндровое гнездо имеет два соосных цилиндрических отверстия, выполнен­ных в верхнем и нижнем поясах блока, по которым центрируются гильза цилиндра, и выточ­ки в верхнем поясе, образующие кольцевые площадки под бурты гильз. Чтобы обеспечить правильную посадку гильзы в гнезде, параметры плоскостности и перпендикулярности опорной площадки под бурт гильзы к общей оси центрирующих расточек должны быть вы­полнены с высокой точностью.

На нижнем поясе выполнены две канавки под уплотнительные кольца, которые предот­вращают попадание охлаждающей жидкости из полости охлаждения блока в полость масля­ного картера двигателя.

К поперечным стенкам блока, образующим рубашку охлаждения для каждого цилинд­ра, равномерно (вокруг цилиндра) прилиты четыре бобышки для крепления головки цилинд­ров болтами.

Крышки коренных подшипников связаны с картерной частью блока коренными и стяжными болтами.

Крышка пятой коренной опоры центрируется в продольном направлении по двум вер­тикальным штифтам, обеспечивая точность совпадения расточек под упорные полукольца коленчатого вала на блоке и на крышках.

Порядок затяжки болтов крепления крышек коренных опор приведен в приложении 8.

Расточка блока цилиндров под вкладыши коренных подшипников производится в сбо­ре с крышками, поэтому крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы и устанавли­ваются в строго определенном положении. На каждой крышке нанесен порядковый номер опоры, нумерация опор начинается с переднего торца блока.

Параллельно оси расточек под подшипники коленчатого вада выполнены расточки, в которые запрессованы и расточены втулки распределительного вала увеличенной размерно­сти по сравнению с втулками серийного распределительного вала.

В картерной части развала блока цилиндров прилиты направляющие толкателей клапа­нов.

Примечание: В переходный период освоения выпуска в составе двигателя может быть использован блок цилиндров с привертными направляющими толкателей, с втулками распределительного вала увеличенной размерности, без увеличенных маслоканалов, с мо­ментами затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников:

— предварительная затяжка-95-120 Н·м (9,6-12 кгс·м);

— окончательная затяжка-206-230 Н·м (21-23,5 кгс·м);

— стяжные болты затягиваются моментом 81-91 Н·м (8,2-9,2 кгс·м)

Ближе к заднему торцу, между четвертым и восьмым цилиндрами, выполнена перепу­скная труба полости охлаждения для улучшения циркуляции охлаждающей жидкости. Одно­временно она придает блоку еще и дополнительную жесткость.

С целью увеличения циркуляционного запаса масла, на двигатель устанавливается мас­ляный насос увеличенной производительности. Поэтому диаметры масляных каналов в бло­ке цилиндров существенно увеличены.

В нижней части цилиндров заодно с блоком отлиты бобышки под форсунки охлажде­ния поршней.

С целью установки на блок фильтра с теплообменником на правой стороне увеличены площадка и выполнены два дополнительных крепежных отверстия, а также сливное отвер­стие из фильтра.

Гильзы цилиндров (рис. Установка гильзы и форсунки охлаждения поршня) "мокрого" типа, легкосъемные. На конусной поверхности в нижней части, гильзы цилиндров имеют следующую маркировку: устанавливаемые на двигатели 740.11-240 и 740.14-300 - 7406.1002021, на двигатель 740.13-260 - 740.13-1002021.

Установка гильзы и форсунки охлаждения поршня КамАЗ-740

Установка гильзы и форсунки охлаждения поршня

Гильза цилиндра 7406.1002021 изготавливается из серого специального чугуна, упроч­ненного объемной закалкой, она отличается уменьшенной (по высоте) зоной отпуска бурта от термообработки гильз, имеющих маркировку 740.1002021-20. Гильза 740.13-1002021 изготавливается из специального, легированного серого чугуна и не термообрабатывается.

Установка на двигатели гильз с несоответ­ствующей рекомендациям маркировкой ведет к ускорению износа гильз и поршневых колец. Зеркало гильзы представляет собой ред­кую ceтку впадин и площадок под углом к оси гильзы. При работе двшателя масло удержива­ется во впадинах, что улучшает прирабатываемость деталей цилиндропоршневой группы.

В соединении гильза - блок цилиндров по­лость охлаждения уплотнена резиновыми коль­цами круглого сечения. В верхней части уста­новлено кольцо в проточке гильзы, в нижней части - два кольца в расточки блока цилиндров.

Привод агрегатов (рис. Схема установки шестерен привода агрегатов) осуществляется шестернями, имеющими прямые зубья, служит для передачи крутящего момента на валы меха­низма газораспределения, топливного насоса высокого давления, компрессора и насоса гидроусилителя руля автомобиля.

Схема установки шестерен npuвода агрегатов КамАЗ-740

Схема установки шестерен npuвода агрегатов

а) - на двигатели с ТНВД, укомплектованными муфтой опережения впрыскибания топлива

б) - на двигатели с ТНВД без муфты опережения впрыскивания топлива

Механизм газораспределения приводится в действие от ведущей шестерни, установленной на коленчатый вал, через блок промежуточ­ных шестерен, которые вращаются на сдвоенном коническом роликовом подшипнике, рас­положенном на оси, закрепленной на заднем торце блока цилиндров. Шестерня напрессована на конец распределительного вала, причем угловое расположение относительно кулачков вала определяется шпонкой.

Шестерня привода ТНВД установлена на вал привода ТНВД увеличенной размерности. Поэтому вал привода ТНВД двигателей моделей 740.10 и 7403.10 не взаимозаменяем с валом привода двигателей моделей 740.11; 740.13 и 740.14.

Шестерни устанавливаются на двигатель в строго определенном положении по меткам «Е», «0» и рискам, выбитым на шестернях, как показано на рис. Схема установки шестерен привода агрегатов.

Привод ТНВД осуществляется от шестерни, находящейся в зацеплении с шестерней рас­пределительного вала. Вращение от вала к ТНВД передается через ведущую и ведомую полумуфты с упругими пластинами, которые компенсируют несоосность установки валов ТНВД и шестерни. С шестерней привода ТНВД находятся в зацеплении шестерни привода пневмоком­прессора и насоса гидроусилителя руля.

Привод агрегатов закрыт картером маховика, закрепленным на заднем торце блока ци­линдров. Справа на картере размещен фиксатор маховика, применяемый для установки угла опережения впрыскивания топлива и регулирования тепловых зазоров в механизме газораспределения. Ручка фиксатора при эксплуатации установлена в верхнем положении. В нижнее положение ее переводят при регулировочных работах, в этом случае фиксатор находится в зацеплении с маховиком. В верхней части картера маховика есть расточки, в которые уста­навливаются пневмокомпрессор и насос гидроусилителя руля.

Конструкция картера маховика выполнена под установку одноцилиндрового пневмо­компрессора. В картере маховика, в отличие от картера маховика, эксплуатируемого с двух­цилиндровым пневмокомпрессором, отсутствуют вставка картера маховика и боковой под­водящий масляный канал в пневмокомпрессор. Поэтому, установка на двигатель двухцилин­дрового пневмокомпрессора возможна только с обязательной заменой картера маховика.

По бокам картера маховика в средней части выполнены две бобышки с отверстиями диаметром 21,3 мм для слива масла из турбокомпрессора. Внизу в левой части картера име­ется расточка, в которую устанавливается стартер. В середине картера выполнена расточка под манжету коленчатого вала. Со стороны заднего торца выполнена расточка под картер сцепления.

В левой части картера маховика выполнен прилив с фланцем и люком для установки коробки отбора мощности от двигателя. При отсутствии коробки отбора мощности люк за­крывается заглушкой, установленной на жидкую прокладку.