Глава 5.5 Смазочная система двигателя КамАЗ-740

5.5 СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ

Смазочная система комбинированная с "мокрым" картером. Система включает масля­ный насос, фильтр очистки масла, водомасляный теплообменник, картер масляный, маслона­ливную горловину, трубку указателя и указатель уровня масла.

Схема смазочной системы КамАЗ-740

Схема смазочной системы:

1 - насос масляный; 2 - клапан; 3 - фильтр; 4 - перепускной клапан; 5 - частично-поточный фильтроэлемент; 6 - водомасляный теплообменник; 7, 8 и 9 - приборы контроля; 10 - форсунки охлаждения поршней; 11 - термоклапан; 12 - полнопоточный фильтроэлемент; 13 - картер масляный; 14 - клапан предохранительный

Схема смазочной системы показана на рис. Из картера 13 масляный насос 1 подает масло в фильтр очистки масла 3 и через водомасляный теплообменник 6 в главную магист­раль, и далее к потребителям. В смазочную систему также включены клапан системы 2, обеспечивающий давление в главной масляной магистрали 400-550 кПа (4,0-5,5 кгс/см2) при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, предохранительный клапан 14, отрегулированный на давление 931-1127 кПа (9,5-11,5 кгс/см2), перепускной клапан 4, отре­гулированный на срабатывание при перепаде давления на фильтре 150-220 кПа (1,5-2,2 кгс/см2) и термоклапан 11 включения водомасляного теплообменника. При температуре мас­ла ниже 95 °С, клапан открыт и основной поток масла поступает в двигатель минуя теплооб­менник. При температуре масла более 110 °С, термоклапан закрыт и весь поток масла прохо­дит через теплообменник, где охлаждается водой. Тем самым обеспечивается быстрый про­грев двигателя после запуска и поддержание оптимального температурного режима в про­цессе эксплуатации.

Конструктивно термоклапан расположен в корпусе масляного фильтра.

Масляный насос (см. рисунок) закреплен на нижней плоскости блока цилиндров. Ве­дущее зубчатое колесо напрессовано на передний конец коленчатого вала и имеет 64 зуба, ведомое 52, то есть передаточное отношение 0.8125. Зазор в зацеплении приводных зубчатых колес регулируется прокладками, устанавливаемыми между привалочными плоскостями на­соса и блока, который должен быть 0,15-0,35 мм, момент затяжки болтов крепления масля­ного насоса к блоку должен быть 49-68.6 Н·м (5-7 кгс·м).

Масляный насос шестеренчатый, односекционный. Содержит корпус 2, крышку 1 и шестерни. В крышке расположен клапан смазочной системы 13, с пружиной 11. В нагне­тающем канале установлен предохранительный клапан, состоящий из шарика, пружины и регулировочных шайб.

Насос масляный КамАЗ-740

Насос масляный:

1 - крышка; 2 - корпус; 3 - шестерня ведущая; 4 - ведомое зубчатое колесо; 5 - шпонка; 6 - гайка; 7 - зубчатое колесо; 8 - ось; 9 - шплинт; 10 - пробка; 11, 12 - пружины; 13 - клапан; 14 - шарик; 15 - шайбы регулировочные.

Масляный фильтр (см. рисунок) закреплен на правой стороне блока цилиндров и со­стоит из корпуса 1, двух колпаков 9 и 11, в которых установлены полнопоточный 8 и частич­но-поточный 4 фильтроэлементы.

Колпаки на резьбе вворачиваются в корпус. Уплотнение колпаков в корпусе осуществ­ляются кольцами 2 и 3.

В корпусе фильтра также расположен перепускной клапан 15 и термоклапан включения во­домасляного теплообменника. Очистка масла в фильтре комбинированная. Через полнопо­точный фильтроэлемент 8 проходит основной поток масла перед поступлением к потребите­лям, тонкость очистки масла от примесей при этом составляет 40 мкм. Через частично - поточный фильтроэлемент 4 проходит 3-5 л/мин, где удаляются примеси размерами более 5 мкм. Из частично-поточного элемента масло сливается в картер. При такой схеме достигает­ся высокая степень очистки масла от примесей.

Фильтр масляный с теплообменником КамАЗ-740

Фильтр масляный с теплообменником

1 - корпус фильтра; 2, 3 - уплотнительные кольца; 4 - частично-поточный фильтрующий элемент; 5 - теплообменник; 6 - термосиловой датчик; 7 - прокладка; 8 - полнопоточный фильтрующий элемент; 9. 11 - колпаки; 12 - сливная пробка; 13 - поршень термоклапана; 14 - пружина термоклапана; 15 - перепускной клапан; 16 -пружина перепускного клапана.

Масляный картер штампованный, крепится к блоку цилиндров через резинопробко­вую прокладку. Момент затяжки болтов крепления картера 8 - 17,8 Н·м (0,8 - 1,8 кгс·м).

Термоклапан включения водомасляного теплообменника состоит из подпружиненного поршня 13 с термосиловым датчиком 6. При температуре ниже 93 °С поршень 13 находится в верхнем положении и основная часть потока масла, минуя теплообменник, поступает в двигатель. При достижении температуры масла (95+2) °С омывающего термосиловой датчик 6, активная масса, находящаяся в баллоне, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, пе­ремещает шток датчика и поршень 13. При температуре масла (110+2) °С поршень 13 разоб­щает полости в фильтре до и после теплообменника и весь поток масла идет через теплооб­менник. При превышении температуры масла выше 115 °С срабатывает датчик температуры и на щитке приборов загорается сигнальная лампочка.

Водомасляный теплообменник (рис. Фильтр масляный с теплообменником) установ­лен на масляном фильтре, кожухотрубного типа, сборный. Внутри трубок проходит охлаж­дающая жидкость из системы охлаждения двигателя, снаружи - масло. Со стороны масла трубки имеют оребрение в виде охлаждающих пластин. Поток масла в теплообменнике четыре раза пересекает трубки с водой, чем достигается высокая эффективность охлаждения масла. На двигатели 740.11-240, 740.13-260 и 740.14-300 устанавливаются два типа теплооб­менников:

— 11-1013200 на двигатель 740.11-240,

— 20-1013200 на двигатели 740.13-260 и 740.14-300, которые отличаются длиной.

Система вентиляции картера (см. рисунок) открытая, циклонного типа. Картерные газы отводятся из штанговой полости второго цилиндра, через угольник 1, в котором уста­новлен завихритель 2. При работе двигателя картерные газы, проходя через завихритель 2, получают винтовое движение. За счет действия центробежных сил капли масла, содержа­щиеся в газах, отбрасываются к стенке трубы 4 и через трубку 6 сливаются обратно в картер. Очищенные картерные газы удаляются в атмосферу.

Система вентиляции картера КамАЗ-740

Система вентиляции картера двигателя:
1 - угольник; 2 - завихритель; 3 - уплотнительное кольцо; 4 - труба; 5 - втулка внутренняя; 6 - труба слива масла; 7 - маслоотделитель; 8 - шланг угловой; 9,10 - хомуты; 11 - трубка отвода газов; 12 - дроссель; 13 - кляммер; — — — -► -моторное масло; ———► - картерные газы