Глава 5.7 Система охлаждения КамАЗ-740

5.7 СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

Схема системы охлаждения КамАЗ-740

Схема системы охлаждения: 1 - паровоздушная трубка от радиатора к расширительному бачку; 2 - трубка отвода жидкости из компрессора в расширительный бачок; 3 - компрессор; 4, 6 - водяные трубы соответственно правая и левая; 5 - водяная соединительная труба; 7 - перепускная труба термостатов; 8 - водяной насос; 9 - колено отводящего патрубка водяной трубы; 10 - вентилятор; 11 - водомасляный теплообменник; 12 - подводящая труба правого ряда цилиндров; 13 - патрубок подводящей грубы; 14 - головка цилиндра; 15 - включатель гидромуфты привода вентилятора; 16 - коробка термостатов; 17 - патрубок отвода охлаждающей жидкости из бачка в насос; 18 - патрубок отбора охлаждающей жидкости в отопитель; 19 - перепускная труба из расширительного бачка в водяной насос; 20 - расширительный бачок; 21 - паровоздушная пробка; 22 -термостаты.

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной цирку­ляцией охлаждающей жидкости.

Основными элементами системы (рис. Схема системы охлаждения) являются водяной насос 8, вентилятор 10, гидромуфта привода вентилятора, термостаты 22, включатель 15 гидромуфты, радиатор, кожух вентилятора, водяные трубы, жалюзи радиатора и расшири­тельный бачок 20 с паровоздушной пробкой 21.

Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается водяным насосом. Жидкость из насоса нагнетается в полость охлаждения левого ряда ци­линдров, и через трубу 12 в полость охлаждения правого ряда цилиндров. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров поступает в полости охлаждения головок цилиндров. Из головок цилиндров нагретая жидкость по трубам 4 и 6 поступает в коробку 16 термостатов, из которой в зависимости от температуры направляется в радиатор или на вход насоса. Часть жидкости отводится от патрубка 13 в водомасляный теплообменник 11, в котором происхо­дит передача тепла от масла в охлаждающую жидкость. Из теплообменника жидкость на­правляется в водяную рубашку блока цилиндров в зоне расположения четвертого цилиндра.

Температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя должна поддерживаться в пределах 85-90 °С. Тепловой режим двигателя регулируется автоматически термостатами и включателем гидромуфты привода вентилятора, которые управляют направлением потока жидкости и работой вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель.

Водяной насос КамАЗ-740

Водяной насос (см. рисунок Водяной насос) центробежного типа установлен на перед­ней части блока цилиндров слева.

Насос водяной:

1 - шкив; 2 - болт; 3, 10 - шайбы; 4, 6 - подшипники; 5 - пресс-масленка; 7 - манжета; 8 - уплотнительное кольцо с обоймой; 9 - вал; 11 - колпачковая гайка; 12 - упорное кольцо; 13 - уплотнение (сальник); 14 - крыльчатка; 15 - корпус; 16 - пылеотражатель.

Вал 9 вращается в подшипниках 4 и 6 с односторонним резиновым уплотнителем. Для дополнительной защиты от проникновения охлаждающей жидкости в подшипники установ­лена резиновая манжета 7.

Сальник 13 препятствует вытеканию охлаждающей жидкости из полости насоса. Саль­ник запрессован в корпус 15 насоса, а его графитовое кольцо постоянно прижато пружиной к упорному стальному кольцу 12. Между упорным кольцом и крыльчаткой 14 установлено уп­лотнительное резиновое кольцо 8 в тонкостенной латунной обойме. Высокое качество изго­товления торцев графитового и упорного кольца обеспечивает надежное контактное уплот­нение полости насоса.

При эксплуатации периодически (при сезонном обслуживании) следует пополнять смазку Литол-24 с помощью пресс-масленки 5 до появления ее из контрольного отверстия.

Для проверки исправности торцевого уплотнения в корпусе насоса имеется дренажное отверстие. Течь жидкости через это отверстие свидетельствует о неисправности уплотнения насоса. Закупорка отверстия не допускается, так как проводит к выходу из строя подшипни­ков.

Вентилятор осевого типа, металлический, пятилопастный, диаметром 660 мм крепится четырьмя болтами к ступице 15 ведомого вала гидромуфты (рис. Гидромуфта привода вен­тилятора). С вентилятором двигателя мод. 740.10 не взаимозаменяем.

Кожух вентилятора способствует повышению эффективности вентилятора.

Кожух изготовлен штамповкой из тонколистового металла.

Радиатор четырехрядный, для повышения теплоотдачи охлаждающие ленты выполне­ны с жалюзийными просечками, крепится боковыми кронштейнами через резиновые подуш­ки к лонжеронам рамы, а нижней тягой к первой поперечине рамы.

Жалюзи радиатора установлены перед радиатором. Управление жалюзи осуществля­ется ручкой тяги привода, расположенной на панели приборов. При полностью утопленной ручке жалюзи открыты, при полностью вытянутой - закрыты.

Жалюзи способствуют ускорению прогрева двигателя при пуске и поддержанию тепло­вого режима двигателя при низких температурах окружающего воздуха.

Расширительный бачок 20 (рис. Схема системы охлаждения) установлен на двигате­ле с правой стороны по ходу автомобиля и соединен перепускной трубой 19 с входом водя­ного насоса, паровоздушной трубкой 1 с верхним бачком радиатора и трубкой 2 отвода жид­кости из компрессора. Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагревания, а также позволяет контролиро­вать степень заполнения системы охлаждения и способствует удалению из нее воздуха и па­ра. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного сополимера пропилена. На горло­вину бачка навинчивается пробка расширительного бачка 21 с клапанами впускным (воз­душным) и выпускным (паровым). Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддержива­ет в системе охлаждения избыточное давление до 65 кПа (0,65 кгс/см2), впускной клапан, на­груженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе разряжения при осты­вании двигателя. Впускной клапан открывается и сообщает систему охлаждения с окружаю­щей средой при разряжении в системе охлаждения 1-13 кПа (0,01-0,13 кгс/см2).

Эксплуатация автомобиля без пробки расширительного бачка не допускается.

Гидромуфта привода вентилятора (см. рисунок) передает крутящий момент от ко­ленчатого вала к вентилятору и гасит инерционные нагрузки, возникающие при резком из­менении частоты вращения коленчатого вала. Гидромуфта расположена соосно с коленча­тым валом.

Гидромуфта привода вентилятора КамАЗ-740

Гидромуфта привода вентилятора:

1 - передняя крышка, 2 - корпус подшипника, 3 - кожух, 4, 8, 13, 19 - шариковые подшипники, 5- трубка корпуса подшипника, 6- ведущий вал, 7 - вал привода гидромуфты, 9 - ведомое колесо, 10 - ведущее колесо 11 - шкив привода генератора и жидкостного насоса, 12 - вал шкива, 14 - упорная втулка, 15 - ступица вентилятора, 16 - ведомый вал, 17, 20 - манжеты, 18 - прокладка, 21 - маслоотражатель

Передняя крышка 1 блока и корпус 2 подшипника соединены винтами и образуют полость, в которой установлена гидромуфта.
Ведущий вал 6 в сборе с кожухом 3, ведущее колесо 10, вал 12 и шкив 11, соединенные болтами, составляют ведущую часть гидромуфты, которая вращается в шариковых подшипниках 8 и 19. Ведущая часть гидромуфты приводится во вращение от коленчатого вала через шлицевой вал 7. Ведомое колесо 9 в сборе с валом 16, на котором закреплена ступица 15 вентилятора, составляют ведомую часть гидромуфты, вращающуюся в шариковых подшип­никах 4 и 13. Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами 17 и 20.

На внутренних тороидальных поверхностях ведущего и ведомого колес отлиты ради­альные лопатки. На ведущем колесе их 33, на ведомом 32. Межлопаточное пространство ко­лес образует рабочую полость гидромуфты.

Крутящий момент с ведущего колеса 10 гидромуфты на ведомое 9 передается при за­полнении рабочей полости маслом. Частота вращения ведомой части зависит от количества масла, поступающего в гидромуфту.

Включатель гидромуфты (см. рис. Включатель гидромуфты) управляет работой гидромуфты привода вентилятора. Через него масло поступает в гидро­муфту. Включатель установлен в пе­редней части двигателя на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров.

Включатель гидромуфты КамАЗ-740

Включатель гидромуфты

Включатель имеет три фиксиро­ванных положения и обеспечивает работу вентилятора в одном из режи­мов:

- автоматический - рычаг вклю­чателя установлен в положение "А" (см. рисунок). При повышении температуры охлаждающей жидкости, омывающей термосиловой датчик 7 (рис. Включатель гидро­муфты, начинается плавление активной массы, находящейся в его баллоне, которая, увели­чиваясь в объеме, перемещает поршень датчика и шарик 9. При температуре жидкости 86- 90°С шарик 9 открывает масляный канал в корпусе включателя. Масло из главной магистра­ли двигателя по каналам в корпусе включателя, блоке и его передней крышке, трубке 5 (рис. Гидромуфта привода вентилятора) и каналам в ведущем валу поступает в рабочую полость гидромуфты. При этом крутящий момент от коленчатого вала передается крыльчатке венти­лятора. При температуре охлаждающей жидкости ниже 86 °С шарик под действием возврат­ной пружины перекрывает масляный канал в корпусе, и подача масла в гидромуфту прекра­щается. При этом находящееся в гидромуфте масло через отверстие в кожухе 3 сливается в картер двигателя и вентилятор отключается;

- вентилятор отключен - рычаг выключателя установлен в положение "О" (рис. Поло­жение включателя гидромуфты привода вентилятора): масло в гидромуфту не подается, при этом крыльчатка может вращаться с небольшой частотой под действием сил трения, возникающих при вращении подшипников и манжеты гидромуфты;

Положения включения вентилятора КамАЗ-740

Поло­жение включателя гидромуфты привода вентилятора

- вентилятор включен постоянно - рычаг включателя установлен в положение "П"; в этом случае масло в гидромуфту подается постоянно независимо от температуры охлаждающей жидкости, лопасти вентилятора вращаются постоянно с частотой, приблизительно равной частоте вращения коленчатого вала двигателя.


Основной режим работы гидромуфты автоматический.

При отказе включателя гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется пере­гревом двигателя) необходимо включить гидромуфту в постоянный режим (установить ры­чаг включателя в положение "И") и при первой возможности устранить неисправность вклю­чателя.

Термостаты (см. рисунок) с твердым наполнителем и прямым ходом клапана предна­значены для автоматической регулировки теплового режима двигателя, размещены в короб­ке 16 (рис. Схема системы охлаждения). закрепленной на переднем торце правого ряда бло­ка цилиндров.

Термостат КамАЗ-740

Термостат

На холодном двигателе вход жидкости в радиатор перекрыт клапаном 5, а вход в пере­пускную трубу к водяному насосу открыт клапаном 1. Охлаждающая жидкость циркулирует, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.

При достижении температуры охлаждающей жидкости 80°С актив­ная масса 10, заключенная в баллоне 9, плавится, увеличиваясь в объеме, и выдавливает шток 8. При этом баллон 9 перемещается вправо, открывая клапан 5, а клапан 1 закрывает вход жидкости в перепускную трубу к во­дяному насосу. Охлаждающая жид­кость начинает циркулировать через радиатор. В диапазоне температур 80- 93°С клапаны 1 и 5 открыты частично, охлаждающая жидкость проходит через радиатор и перепускную трубу на вход к насосу. При температуре 93 °С клапан 5 открывается полностью, а клапан 1 закры­вается, при этом вся жидкость циркулирует только через радиатор.

При снижении температуры охлаждающей жидкости до 80°С и ниже объем активной массы уменьшается и клапан 1 и 5 под действием пружин 4 и 2 термостата занимают перво­начальное положение.

Контроль температуры охлаждающей жидкости в системе осуществляется по указателю на панели приборов.

При возрастании температуры в системе охлаждения до 98-104°С на щитке приборов загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости.

Обслуживание системы охлаждения

Заправка двигателя охлаждающей жидкостью производится через заливную горловину расширительного бачка.

Перед заполнением системы охлаждения надо предварительно открыть кран системы отопления.

Проверка уровня жидкости производится визуально на холодном двигателе. Нормаль­ный уровень должен находится между отметками "MIN" и "МАХ" на боковой поверхности бачка.

Для слива охлаждающей жидкости следует открыть сливные краны нижнего колена во­дяного трубопровода, теплообменника и насосного агрегата предпускового подогревателя, подводящей трубы отопителя кабины и отвернуть пробку расширительного бачка.

РЕГУЛИРОВКУ натяжения ремней привода генератора и водяного насоса выполнить следующим образом:

- ослабить гайки крепления передней и задней лап генератора, болт 2 (см. рисунок) крепле­ния планки и болт 1;

- переместив генератор, натянуть ремни;

- затянуть болт 1, болт 2 крепления планки, гайки крепления передней и задней лап генератора.

После регулировки должно быть проверено натяжение: правильно натянутый ремень при нажа­тии на середину наибольшей ветви с усилием 40 Н (4 кгс) должен иметь прогиб 15-22 мм.

Схема проверки натяжения ремней КамАЗ-740

Схема проверки натяжения ремней:

1-регулировочный болт; 2- болт крепления планки, 3-генератор, 4- ремень, 5- шкив водяного насоса, 6- шкив гидромуфты